Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Адаптированной образовательной программеосновного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью Рабочая программапо предмету Музыка (5-9 класс) ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальных (коррекционных) классах. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений. Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы: — коррекционная направленность обучения; —оптимистическая перспектива образования; — индивидуализация и дифференциация процесса обучения; — комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий. Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты. Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора. В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен. Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь. В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов. В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах. Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению. Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах. Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями. Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций: — дети могут слушать произведение; — беседовать о характере, особенностях формы произведения; — пропевать главную тему инструментального произведения голосом; — выполнять индивидуальные задания творческого характера — рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке; — исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах; — включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д. 5 КЛАСС УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: современные детские песни для самостоятельного исполнения; значение динамических оттенков \ форте, пиано \; народные музыкальные инструменты и их звучание \ домра, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка, ложки, мандалина; - особенности мелодического голосоведения \ плавно, отрывисто, скачкообразно \.; - особенности музыкального языка современной детской песни и ее содержание. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - - петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; исполнять хорошо выученные песни без сопровождения , самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы. 6 КЛАСС УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей; размеры музыкальных произведений 2\4, 3\4, 4\4, паузы долгие и короткие; народные музыкальные инструменты и их звучание \ домра, мандалина, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетки, деревянные ложки, бас- балалайка \. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - самостоятельно начинать пение после вступления; осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне; контролировать слухом пение окружающих; применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений. 7 КЛАСС УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - - несколько песен и самостоятельно исполнять их; музыкальные профессии, специальности,; музыкальные инструменты симфонического оркестра и их звучание: \ духовые медные: туба, тромбон, валторна/, \ударные: литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты \, духовые \ гобой, кларнет, фагот \, струнные инструменты. правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. 8 КЛАСС УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания; самостоятельно определять и называть их, указывая автора; жанры музыкальных произведений: опера, балет, симфония, соната, романс, концерт; - музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка; современные электронные музыкальные инструменты и их звучание. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - исполнять вокально- хоровые упражнения; контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы. 9КЛАСС УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: - средства музыкальной выразительности; - основные жанры музыкальных произведений; - музыкальные инструменты; - музыкальные профессии и специальности; - особенности творчества изученных композиторов; - особенности народного музыкального творчества. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: - самостоятельно исполнять несколько песен; отвечать на вопросы о прослушанном произведении; называть произведения, композиторов; называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль; определять характер, содержание произведения; определять ведущие средства выразительности; давать адекватную оценку качеству исполнения произведения. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА 5 класс ПЕНИЕ: Закрепление навыков и умений на материале пройденном ранее и новом . Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии \ звуки высокие. средние, низкие \, восходящее движение мелодии и на одной высоте. Развитие умения показа рукой направления мелодии \ сверху вниз и наоборот\. Развитие умения определять сильную долю. на слух. Развитие умения отчетливо произносить текст в быстром темпе. Формирование элементарных представлений о выразительном звучании. Значение динамических оттенков \ форте, пиано \. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы. Развитие умения различать марши \ военные, спортивные, праздничные, шуточные, траурные \, танцы \ вальс, полька, хоровод \. Формирование представлений о многофункциональности музыки \ развлекательная, спортивная, для отдыха, для релаксации \. Формирование представлений о составе и звучании оркестра народжных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандалина, баян, гусли, ложки, гармонь, свирель и др.\. Игра на музыкальных народных инструментах. 6 класс ПЕНИЕ: Исполнение песенного материала в диапазоне СИ1- РЕ 2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном материале, а так же на материале вокально- хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором; ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой и индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально- хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4 классе. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской музыки связь с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА: Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2\4, 3\4, 4\4. 7 класс ПЕНИЕ: Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого , ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звучания. Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания, протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем относительно быстрое произнесение согласных, длительность фраз, исполняемых на одном дыхании. В произведениях маршевого характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания. В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включая анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки. Развитие умения выразительного пения , передавая разнообразный характер содержания \ бодрый, веселый, ласковый, напевный и др. \. Повторение песен, изученных в 5 классе. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные отношения. Програмная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Музыка и театр. киноискусство и анимация. Музыка как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике событий и явлений. Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений. Особенности творчества композиторов: Моцарта, Бетховена, Грига. Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного материала. Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра \ гобой, кларнет, фагот\, духовыми медными \ туба, тромбон, валторна \, ударными \ литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты \, струнными инструментами. Повторное прослушивание произведений из программы 5 класса. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА: Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композиторами: лад \ мажор, минор \, динамические оттенки \ громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая \, регистр \ высокий, средний, низкий \. Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и др.\ 8 класс ПЕНИЕ: Использование песенного материала в диапазоне СИ1 – МИ 2,однако крайние звуки используются довольно редко. Продолжение работы над формированием певческого звука в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика. Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой инструментальной и вокальной. Вокально- хоровые упражнения, попевки, прибаутки. Повторение песен, разученных в 6 классе. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов: произведения современных композиторов, лирические песни, мелодии из классических сочинений в произведениях легкой музыки. Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Програмная музыкаинструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной драматургии в оперном искусстве. Особенности творчества композиторов: Глинки, Чайковского, Римского- Корсакова. Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада. Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезатор, гитара, ударные инструменты. Повторное прослушивание произведений из программы 6 класса. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА: Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонация в разговорной речи и в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера. Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка. 9 класс ПЕНИЕ: Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений. Совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре \ дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль \. Эмоциональное осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений. Выразительное концертное исполнение разученных произведений. Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности. Точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей: достижение дикционной ясности и четкости. Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, пение мажорных и минорных трезвучий и пентаккордов, звукорядов на слоги. Пение попевок с полутоновыми интонациями. Пение с закрытым ртом. Совершенствование певческого дыхания. Упражнения на чистое округлое интонирование. Вокально- хоровые распевания на песнях. Пение без сопровождения. Повторение песен, разученных в 5-7 классах. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Взаимосвязь искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей, чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке. Народная музыка в творчестве композиторов. Особенности творчества композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова. Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА: Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности- темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр. Анализ музыкальных произведений из программы 5-7 классов. Календарно-тематическое планирование 5 КЛАСС ( общее количество часов 34 ) № Тема 1 ЧЕТВЕРТЬ Сказочные образы в музыке. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кол-во часов 9 Сказочные сюжеты в музыке. 3 Сказочные образы в музыке. 4 Динамические оттенки в изображении 2 сказочных образов. 2 ЧЕТВЕРТЬ Марши, танцы 7 Военные марши. Спортивные марши. Праздничные марши. Вальс. Полька. Хоровод. Динамические оттенки. 1 1 1 1 1 1 1 3 ЧЕТВЕРТЬ Музыка в жизни человека 10 Развлекательная музыка. Спортивная музыка. Музыка для отдыха. Музыка для релаксации. Оркестр народных инструментов. Состав оркестра народных инструментов. 2 2 1 1 2 2 4 ЧЕТВЕРТЬ Народные музыкальные инструменты. 8 Народные музыкальные инструменты. Домра, балалайка. Гусли, мандалина. Гармонь, баян. Ложки , трещетки. Рожок, свиристель. Различение инструментов на слух. Заключительный урок- концерт 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Календарно -тематическое планирование 6 КЛАСС ( общее количество часов -34 ) № Тема 1 ЧЕТВЕРТЬ Народные инструменты. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. . 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные инструменты. Авторская и народная песня. Обобщение темы Кол-во часов 9 3 3 2 1 2 ЧЕТВЕРТЬ Особенности русского фольклора. 7 Особенности русского фольклора. Частушки. Прибаутки Потешки. Особенности вятского фольклора. Песни о вятском крае. Значение фольклора для людей. 1 1 1 1 1 1 1 3 ЧЕТВЕРТЬ Многожанровость русской музыки. 10 Многожанровость русской музыки. Связь музыки с жизнью народа и его бытом. Песни о мире. Песни о труде. Песни о Родине. Народная песня в творчестве композиторов. Обобщение темы. 1 3 1 1 2 1 1 4 ЧЕТВЕРТЬ Элементарное понятие о нотной грамоте. 8 Элементарное понятие о нотной грамоте. Нотный стан. Нота. Звук. Пауза. Музыкальный размер 2\4 Музыкальный размер 3\4 Музыкальный размер 4\4 Обобщение темы Заключительный урок- концерт 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Календарно- тематическое планирование 7КЛАСС ( общее количество часов 34) № 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема Кол-во часов 1 ЧЕТВЕРТЬ Музыка и изобразительное искусство. 9 Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и живописи. Музыка, изображающая реальность. Можем ли мы увидеть музыку. Картины нарисованные музыкой. 1 2 2 2 2 2 ЧЕТВЕРТЬ Музыка в театре и кино. 7 Музыка и театр. Музыка и киноискусство. Музыка и анимация. Роль музыки в раскрытии содержания фильма, спектакля, образов героев. 2 2 2 1 3 ЧЕТВЕРТЬ Музыкальные профессии 10 Особенности творчества Моцарта. Особенности творчества Бетховена Особенности творчества Грига. Музыкальные профессии. Композитор, дирижер, музыкант. Пианист, скрипач, гитарист, трубач. Солист, артист, певец. Средства музыкальной выразительности. 2 2 1 1 1 1 1 1 4 ЧЕТВЕРТЬ Симфонический оркестр 8 Симфонический оркестр Состав симфонического оркестра. Духовые инструменты. Духовые медные инструменты. Ударные инструменты. Струнные инструменты. Роль дирижера в оркестре. Обобщение темы. 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Календарно -тематическое планирование 8 КЛАСС ( общее количество часов 34 ) № Тема Взаимосвязь музыки. 1. 2. 3. 4. 5. Кол-во часов 1 ЧЕТВЕРТЬ легкой и серьезной 9 Легкая музыка. Серьезная музыка. Взаимосвязь легкой и серьезной музыки. Вокальная музыка. Музыка, имеющая литературный сюжет. 2 2 1 2 2 2 ЧЕТВЕРТЬ 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Композиторы 7 Особенности творчества Глинки. Особенности творчества Чайковского. Особенности творчества РимскогоКорсакова. Интонация в музыке. Мелодия, как выразительное средство. 2 2 1 1 1 3 ЧЕТВЕРТЬ Жанры музыкальных произведений 10 Жанры музыкальных произведений. Опера. Балет. Симфония. Концерт. Соната. Романс. Обобщение темы. 1 2 2 1 1 1 1 1 4 ЧЕТВЕРТЬ Современные музыкальные 8 инструменты 1. 2. 3. 4. 5. 6.. Современные музыкальные инструменты. Электронные музыкальные инструменты. Аккомпанемент, аранжировка. Бас, аккорд. Современные музыканты. Обобщение темы. 1 2 1 1 2 1 Дата Календарно-тематическое планирование 9 КЛАСС ( общее количество часов -34 ) № Тема 1 ЧЕТВЕРТЬ Взаимосвязь искусства реального 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. Взаимосвязь искусства реального. Героика в музыке. Лирика в музыке. Эпос в музыке. Драма в музыке. Кол-во часов в отражении 9 в отражении 1 2 2 2 2 2 ЧЕТВЕРТЬ Направления современной музыки. 7 Юмор в музыке. Народная музыка в творчестве композиторов. Направления современной музыки. 2 2 3 3 ЧЕТВЕРТЬ Композиторы 10 Особенности творчества Прокофьева. Особенности творчества Шостаковича. Особенности творчества Хачатуряна. Особенности творчества Свиридова. Джазовая музыка. Бардовская музыка. 2 2 2 2 1 1 4 ЧЕТВЕРТЬ Язык музыки. 8 Язык музыки. Анализ музыкальных произведений. Музыка в нашей жизни. Обобщение темы. 3 3 1 1 Дата