Музыка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская
средняя общеобразовательная школа»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Приложение к Адаптированной образовательной
программеосновного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью

Сертификат:
01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Рабочая программа
по предмету
Музыка
(2-4 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в
специальных (коррекционных) классах.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует
эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические
процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных
учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры
школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного
участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в
обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
— коррекционная направленность обучения;
—оптимистическая перспектива образования;
— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
— комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре
аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и
исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения
отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская,
классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной
грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений
учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор,
современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового
репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть
направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует
выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к
слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет
себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому
пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями
мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не
рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для
восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и
учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в
начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение
музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и
музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и
увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных
закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного
творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей,
особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков
музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится
повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им
песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных
вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.

Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень
интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его
формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление
первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут
служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального
отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение
координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных
видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько
функций:
— дети могут слушать произведение;
— беседовать о характере, особенностях формы произведения;
— пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
— выполнять индивидуальные задания творческого характера — рисунки на тему
произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
— исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
— включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.

2 КЛАСС
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- характер и содержание музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты и их звучание \ труба, баян, гитара \.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- петь с сопровождением и без него с помощью педагога;
- выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с
простейшими элементами динамических оттенков;
- одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг
друга, петь дружно, слаженно;
- правильно формировать гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в
конце и середине слова;
- правильно передавать мелодию в диапазоне ре 1 – си 1;
- различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
- различать марш, песню, танец;
- передавать ритмический рисунок попевок;
- определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения
\ веселые, грустные, спокойные.\
3 КЛАСС
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- высокие и низкие , долгие и короткие звуки;
- музыкальные инструменты и их звучание \ орган, арфа, флейта \;
- характер и содержание музыкальных произведений;
- музыкальные коллективы \ ансамбль. оркестр \.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
- различать мелодию и сопровождение в песне;
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
4 КЛАСС

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

-

музыкальную форму \одночастную, двухчастную, трехчастную \;
музыкальные инструменты и их звучание \ виолончель, саксофон, балалайка \.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-

сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в
нижнем регистре;
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками;
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на одном
слоге;
воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучного артикулирования в
сопровождении инструмента.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
2 класс
ПЕНИЕ: Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе
овладения элементарным певческим дыханием.
Певческий диапазон РЕ 1- СИ 1.
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация
внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма
на специальных ритмических упражнениях.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков
экономного выдоха, удержания дыхания на более длинных фразах.
Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно – песни
напевного характера.
Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно- эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом
и без него, прислушиваться к пению одноклассников. Развитие понимания содержания
песни на основе характера ее мелодии ( веселого, грустного, спокойного ) и текста.
Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на
музыку различного характера.
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев,
проигрыш, окончание.
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения: марш, песня- веселая, грустная, спокойная.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Игра на музыкальных инструментах \ бубен, треугольник \.
3 класс
ПЕНИЕ: Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в
предыдущих классах, а так же на новом материале.
Исполнение песенного материала в диапазоне ДО1- ДО2. Дальнейшая работа над
чистотой интонирования и выравнивая звучание на всем диапазоне.

Развитие умения правильно интонировать песни в группе и индивидуально, четко
выдерживать ритмический рисунок без учителя и инструмента. Совместное согласованное
пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
Развитие артикуляционного аппарата, умение правильно гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные в зависимости от смысла.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на
музыку различного характера.
Развитие умения различать звуки по высоте \ высокие- низкие \ и длительности \
долгие- короткие \.
Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии.
Формирование представлений о различных коллективах: ансамбль, оркестр.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.
Игра на музыкальных инструментах \ барабан, металлофон \.
4 класс
ПЕНИЕ: Закрепление певческих навыков и умений на материале , пройденном ранее и
новом.
Развитие умения быстрой и спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз.
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками \ при усилении и ослаблении звука \.
Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на одном
слоге.
Развитие умения контролировать слухом пение.
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Использование разнообразных музыкальных средств \ темп, динамические оттенки \ для
работы над выразительностью исполнения песен.
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона.
Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Развитие умения дифференцировать части музыкального
произведения.
Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и инструментальном
произведении.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель,
балалайка.
Закрепление навыков игры на ударно- шумовых инструментах, металлофоне.

Календарно - тематическое

планирование

2 класс ( общее кол-во часов 34 )
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

ТЕМА

Кол-во часов

1 ЧЕТВЕРТЬ
Мир прекрасный – музыка.

9

Мир прекрасный – музыка.
Музыка веселая и грустная.
Музыка тихая и громкая.
Музыка медленная и быстрая.
Музыка плавная и отрывистая.
Музыка во всем своем разнообразии.

1
1
1
1
1
4

2 ЧЕТВЕРТЬ
Три кита в музыке

7

Три кита в музыке \ ознакомление\
Марш
Танец
Песня
3 ЧЕТВЕРТЬ
О чем говорит музыка?

1
2
2
2

О чем говорит музыка?
Музыка в мире игрушек.
Времена года в музыке
Лето и музыка.
Осень и музыка.
Музыка зимы.
Музыка весны.
Музыка в мире животных.

1
1
1
1
1
1
1
3

4 ЧЕТВЕРТЬ
Музыкальные инструменты

7

Музыкальные инструменты.
Знакомство с баяном.
Знакомство с гитарой.
Знакомство с трубой.
Различение на слух звучания инструментов.
Заключительный урок- концерт

1
2
1
1
1
1

10

Дата

Календарно-тематическое планирование
3КЛАСС ( общее количество часов 34 )
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема
1 ЧЕТВЕРТЬ
Маршевость и танцевальность в музыке

9

Маршевые мелодии.
Маршевые песни.
Танцевальные мелодии.
Танцевальные песни.
Народные танцы.
Обобщение темы.

2
1
2
1
2
1

2 ЧЕТВЕРТЬ
Построение и содержание песен

7

Построение песни.
Содержание песен.
Песни о природе.
Песни о животных
Песни о школе.
Песни о детских забавах.
Разнообразие песен.

1
1
1
1
1
1
1

3 ЧЕТВЕРТЬ
Музыкальные инструменты

10

Музыкальные инструменты.
1
Знакомство с органом.
2
Знакомство с арфой.
2
Знакомство с флейтой.
2
Различение
на
слух
музыкальных 1
инструментов.
1
Что такое ансамбль.
1
Что такое оркестр.
4 ЧЕТВЕРТЬ
С чего начинается музыка?

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Кол-во
часов

Звуки высокие и низкие
Звуки долгие и короткие.
Плавное и отрывистое звучание.
С чего начинается музыка.
Композитор
Исполнитель
Слушатель
Заключительный урок- концерт.

8
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Календарно-тематическое планирование
4 КЛАСС ( общее количество часов 34 )
№

Тема
1 ЧЕТВЕРТЬ
Структура
произведений.

1.
2.
3.
4.
5.

Кол-во часов
музыкальных 9

1
Структура музыкальных произведений.
2
Одночастные музыкальные произведения. 2
Двухчастные музыкальные произведения. 2
Трехчастные музыкальные произведения. 2
Различение на слух частей произведения.
2 ЧЕТВЕРТЬ
Музыка моего народа

1.
2.
3.
4.

Музыка моего народа
Русская народная песня
Частушки
Русская песня- душа народа.
3 ЧЕТВЕРТЬ
Музыка других народов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Музыка других народов
Музыка Украины
Музыка Молдавии
Музыка Беларусии
Музыка народов Кавказа
Зарубежная музыка
Обобщение темы.
4 ЧЕТВЕРТЬ
Музыкальные инструменты

1.
2.
3.
4.
5.

Музыкальные инструменты
Знакомство с балалайкой
Знакомство с саксофоном
Знакомство с виолончелью.
Различение музыкальных инструментов
на слух.

7
1
3
2
1

10
1
2
2
2
1
1
1

8
1
2
2
2
1

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».