Чтение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Рабочая программапо предмету

Чтение
(3-4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»

Сертификат:
01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Рабочая программа по предмету «Чтение составлена на основе следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего образования;
- письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными
образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6;
- письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года;
- Устава МБОУ "Боградская СОШ";
- Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид, 5-9 класс);
- Программы развития школы на 2015-2020 годы.
программа по предмету «Чтение» составлена на основе авторской программы В.В. Воронковой
В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и
учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых
предметных областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу рабочей программы по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены
следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико- ориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно;
хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных
достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей.
Цели и задачи реализации программы по предмету __________
Цель реализации рабочей программы по предмету «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) — СОЗСОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «Чтение» предусматривает
решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей
формирование жизненных компетенций;

― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «Русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и др. соревнований;
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды.
Планируемые результаты

Образовательные:

Учащиеся получат возможность научиться:
 осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
 трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
 отвечать на вопросы по прочитанному;
 высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
 пересказывать содержание прочитанного;
 устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
 наизусть 5-8 стихотворений.
Примечания.
Учащиеся должны:
 владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов
в минуту;
 понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Коррекционные:
Обучающиеся получат возможность:


для формирования умения чувствовать и понимать образный язык,

 для формирования образного мышление;
 для развития чёткой дикции,
 для формирования правильной артикуляции гласных и согласных;
 для формирования умения устанавливать последовательность действия в произведении;
 для развития воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью прочитанных произведений.
 для формирования коммуникативной функций речи, диалогической и монологической речи;
 для преодоления речевого негативизма;
Воспитательные:
Обучающиеся получат возможность для
 формирования эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
 формирования нравственного сознание и эстетического вкуса, понимания духовной сущности произведений.
 формирования осознания значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;
 формирования потребность в систематическом чтении;
 формирования умения воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою
точку зрения и уважать мнение собеседника;
 формирования умения осмысливать этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость»,
«честность», «ответственность»;
 формирования умения осознавать значимость в своей жизни родственных, семейных и дружественных отношений.
Личностные базовые учебные действия:
Минимальный уровень:
У обучающихся будут сформированы:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения русскому языку;
 начальные представления о целостности окружающего мира;
Достаточный уровень:
У обучающихся будут сформированы:
 понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в
учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого.
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативныебазовыеучебныедействия:

Минимальный уровень:
У обучающихся будут сформированы умения:
 участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
 отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
 слушать и понимать речь других.
 участвовать в групповой и парной работе.
Достаточный уровень:
У обучающихся будут сформированы умения:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные базовые учебныедействия:
Минимальный уровень:
Обучающие будут уметь:
 организовывать свое рабочее место;
 использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 включаться в деятельность, следовать предложенному плану;
 выполнять под руководством учителя учебные действия;
 осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Достаточный уровень:
Обучающие будут уметь:
 адекватно
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Предметные базовыеучебныедействия:
Минимальный уровень:
Обучающие научатся:
 различать звуки на слух и в произношении;
 плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
 отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту с помощью учителя;
 слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
Обучающиеся будут знать:
Наизусть 1-2 коротких четверостишия, разученных с голоса учителя.
Достаточный уровень:

Обучающие научатся:
 различать звуки на слух и в произношении;
 анализировать слова по звуковому составу;
 плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты, постепенно переходя к чтению словами;
 слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
 отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
Обучающиеся будут знать:
Наизусть 3-5 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Тематическое планирование 3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
11

Раздел
О школе и школьниках
Листьям время опадать
Верные помощники
Крылатые друзья
Здравствуй, Зимушка-зима!
Сказочные истории
Трудолюбие – это клад
Настали дни весенние
Вот такие истории…
Летняя пора
Итого:

Кол-во часов
9
11
13
12
13
11
14
21
18
14
136

Календарно- тематическое планирование уроков чтения
3 класс, 4ч. в неделю, 136ч. за год
№

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

О школе и школьниках
В. Суслов «Веселый звонок»
С. Погореловский «Отчего краснеют
буквы»
И. Дик «Тяп-ляп»
Б. Заходер «Перемена»
В. Голявкин «Не везет»
И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время
для задачек?»
По С. Багрову «Чужая отметка»
Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о
школе и школьниках
Я. Аким «Митины каникулы»
С. Михалков «Могут даже у ребят…»
Обобщение по теме: «О школе и
школьниках»
Листьям время опадать

9
1
1

Дата

Формируемые БУД

1 четверть- 32ч.
1
2
3
4
5
6
7
8

9

10
11
12
13
14
15
16

Латышская народная песенка. Загадки
К. Бальмонт «Осень»
По С. Багрову «Поспела брусника»
В. Орлов «Осеннее наступление»
По А. Баркову «Золотая осень у тихих
дорог»
М. Исаковский «Родное»
И. Мазнин «Посмотри, как день
прекрасен!»

1
1

2

1

11
2
2
1
1
1

Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие
обобщения, сравнивать
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать
и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена

Практическая
часть.
Корректировка

17
18
19
20

20
21
22
23
24
25
26
27

28

2930
3132

По Ю. Ковалю «Листобой»
Г. Ладонщиков «Поздняя осень»
По К. Паустовскому «Первый снег»
Внеклассное чтение.
Рассказы и стихи об осени.
Обобщение по теме: «Листьям время
опадать».
Верные помощники
Потешка «Пастушок» (русская народная)
Таджикская песенка «Беглец»
Украинская сказка «Овечка и волк»
Потешка «Уж как я ль мою коровушку
люблю» (русская народная)
Считалочка «Конь ретивый…»
Шведская песенка «Едем, едем на
лошадке»
Русская песенка «Козел». Загадки
Русская народная песенка «Как у нашего
кота».Русская народная потешка «Пошел
котик по дорожке». Загадка
В. Бианки «Кошкин питомец». Загадки.
Колыбельная песенка «Баю, баю, баюбай…» (русская народная).
Русская сказка «Собака и волк».

1
1
1
1

13
1
1
1
1
1
1
1
1

1

2

По Г. Снегиреву «Верблюжья варежка»

2

2 четверть- 28 ч.
1

2

Крылатые друзья
Закличка «Кукушечка, кукушечка…».
Потешка «Вот сказали…» (русская
народная)
Белорусская песенка «Воробей»
Н. Рубцов «Воробей»
Русская народная потешка «Сорока-

семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие
обобщения, сравнивать

12
1

1

Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в

Проверка т/ч

3
4
5
6
7

8

9
10
11
12

13
14
15

16

17
18
19
20
21

ворона»
По Н. Коростелеву «Наша Галя».
По А. Баркову «Внезапное открытие»
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?».
К. Чуковский. Загадка «Был белый дом…»
По Н. Сладкову «Говорящие яички».
По Н. Сладкову «Говорящие яички».
Русская народная потешка «Андрейворобей»
С. Михалков «Зяблик»
Внеклассное чтение.
Рассказы о птицах
С. Махотин «Плохая привычка»
По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц»
(часть 1)
По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц»
(часть 2)
По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц».
Загадки
Обобщение по теме: «Крылатые друзья»
Здравствуй, Зимушка-зима!
Русская народная песенка «Ты мороз,
мороз, мороз»
И. Бунин «Первый снег»
По Р. Погодину «Неприятностей не
оберешься»
(часть 1)
По Р. Погодину «Неприятностей не
оберешься»
(часть 2)
Г. Ладонщиков «Здравствуй, Зимушказима!»
Г. Скребицкий «Зима»
И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»
По Ю. Ковалю «Снегири и коты». Загадки
В. Осеева «На катке»

1
1
1

1

деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их р
Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие
обобщения, сравнивать

1

1
1
1
1

13
1
1
1

1

1
1
1
1
1

Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов
Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией

Проверка т/ч

22
23
24
2526

27
28

1-2
3-4
5-6
7-8
9

10

11
12
1314
1516

О. Высотская «Пришла зима с морозами»
По В. Голявкину «Как я встречал Новый
год»
По В. Голявкину «Как я встречал Новый
год»
В. Орлов «Снежная баба». Загадки
Внеклассное чтение.
Стихи и рассказы о зиме
Сказочные истории
Таджикская сказка «Три арбузных
семечка» (часть 1)
Таджикская сказка «Три арбузных
семечка» (часть 2)
3 четверть- 44ч.
Английская сказка «Дочка пекаря»
Литовская сказка «Алмазный топор»
Дагестанская сказка «Львиная доля»
Латышская сказка «В шутку едим, в
шутку работаем». Загадки
Обобщение по теме: «Сказочные
истории»
Внеклассное чтение:
Сказки народов мира
Трудолюбие – это клад
Русская народная потешка «Стучит,
бренчит на улице…»
Русская народная потешка «Тит, а Тит!»
Русская народная колыбельная песня
«Котик серый, хвостик белый»
Венгерская песенка «Пирог». Шведская
песенка «ТрудолюбивыйНиссе»
Украинская сказка «Колосок»
Русская народная сказка «По работе и
награда»

1
1
1

(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие
обобщения, сравнивать

2

11
1
1

2
2
2
2
1

14
1

1
1
2
2

Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие
обобщения, сравнивать
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать

1718
1920
2122
23

24
25
26

2728
29
3031
32
3334
3536
37
3839
40
41
42

43

С. Маршак «Сказка про двух лодырей»

2

Р. Абдрахманов «Новая перина»

2

По Е. Пермяку «Хитрый коврик»

2

Обобщение по теме: «Трудолюбие – это
клад»
Настали дни весенние
Заклички о весне
Г. Скребицкий «Любимое время года»
По Л. Толстому «Солнце – тепло»
Г. Витез «Весна подарила»

1
21
1

По А. Баркову «Березовый сок»

2

Украинская песенка «Веснянка»
М. Пришвин «Разговор деревьев»
(отрывок)
Н. Хазри «Весна – это я!»
К. Ушинский «Пчелки на разведках»

1
2

О. Высотская «Гришины подарки»

2

А. Седугин «Тихо-тихо»
Н. Голь,
Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных
ладонях»
А. Барто «Весенняя гроза»
По С. Алексееву «Огородники»
По С. Алексееву «Огородники»
Внеклассное чтение:
Стихи и рассказы о весне
К. Ушинский «Наше отечество»

1

1
1

1
2

2
1
1
1

1

и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей

Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,

Поверка т\ч

44

1
2-3
4
5-6
7
8-9

1011
1213
14
151617
18

19
20
21
22
23

А. Матутис «Твоя родина»
Обобщение по теме: «Настали дни
весенние»
4 четерть- 32ч.
Вот такие истории…
В. Азбукин «Пример аккуратности»
Е. Пермяк «Случай с кошельком»
В. Торопыгин «Удивительные люди»
По С. Лежневой «Как Вовка праздновал
день рождения»
Е. Серова «Ябеда»
Г. Ладонщиков «Чай с вареньем»

1

18
1
2
1
2
1
2

По Н. Носову «Карасик»

2

Р. Сеф «Мена»

2

Э. Шим «Жук на ниточке»
По В. Сутееву «Мешок яблок» (сказка,
ч.1,2,3))

1
3

Обобщение по теме: «Вот такие истории»
Внеклассное чтение
Рассказы о хороших и плохих поступках
детей
Летняя пора
Закличка «Солнышко, покажись…»
Т. Шорыгина «В лесу»
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»
З. Александрова «Одуванчик»
Арсений М-ий «Светлячок»
Заклички «Дождик, дождик, пуще…»,

1

14

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать
и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать,
Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие
обобщения, сравнивать

Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои

24
25
26
27
28
29
30
31
32

«Дождь, дождь, дождь»
Закличка «Радуга-дуга»
Э. Шим «Крот и заяц»
В. Голявкин «Ника на даче»
В. Голявкин «Ника на даче»
Русская народная потешка «Сеть тяну…»
Е. Пермяк «Удачливый рыбак»
Внеклассное чтение
Стихи и рассказы о лете
Г. Ладонщиков «Не клюет»
И. Гамазкова «Прошлым летом»
Ю. Кушак «Я капелька лета…» (загадка)
Г. Виеру «Какое время года?»
Обобщение по теме: «Летняя пора»
Итоги года.

ИТОГО:

действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать
и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать,
Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие
обобщения, сравнивать

136ч.

4 класс
№

Количество
часов
17
14
8
5
19
12
11
8
19
14
9
136

Наименование разделов, тем

1 Что такое хорошо…
2 Уж небо осенью дышало…
3 Народные сказки.
4 О труде и трудолюбии.
5 Произведения русских и зарубежных писателей.
6 Идёт волшебница зима.
7 Люби всё живое.
8 В стране чудес.
9 Весна идёт.
10 Лето наступило.
11 Внеклассное чтение.
Итого:

Календарно- тематическое планирование уроков чтения
4 класс, 4ч. в неделю, 136ч. за год
№

1
2

3
4
5

Наименование разделов и тем

Дата

Формируемые БУД

Чтение стихов об осени.
«Осень наступила»
А. Плещеев. Выразительное чтение.
«Листья». Ф. Тютчев. Выразительное чтение
«Как наступает листопад». Г. Граубин.
Выборочное чтение
«Осень в лесу». А. Гонтарь. Выразительное

Познавательные учебные действия: работать с несложной по
содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно

Практическая
часть.
Корректировка

6
7-8
9
1011
1213
14

15

1617
1819
2021
2223
24
25
26
2728
29
3031

чтение
«Подарки осени» С. Прокофьев
«Старый гриб» М. Пришвин. Пересказ по
плану.
«Хитрюга» Е. Носов. Выборочное чтение.
«Осень» Н. Сладков. Чтение по ролям.
«Бурундук» Г. Снегирев. Чтение и ответы на
вопросы.
Обобщающий урок по теме: «Листья
пожелтелые по ветру летят», заучивание
пословиц, ответы на вопросы.
Считалки. Чтение наизусть.
«Щи-талочка» М. Бородицкая. Выразительное
чтение.
«Карусели» Л. Пантелеев. Чтение и ответы на
вопросы.
«Игра» Д. Хармс. Выборочное чтение.
«Затейники» Н. Носов. Чтение и ответы на
вопросы.
«Чудеса в авоське» Ф. Левин. Выразительное
чтение.
Обобщающий урок по теме: «Раз,дваначинается игра!»
Внеклассное чтение.Чтение журналов из
библиотеки.
«Не мое дело» (китайская сказка). Чтение и
ответы на вопросы.
«Чиж и голубь» И. Крылов. Заучивание
наизусть.
«Два товарища» Л. Толстой. Чтение и ответы
на вопросы.

включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать
в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые
ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей; положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей
Познавательные учебные действия: работать с несложной по
содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать

3132
3334
35
36
1-2
3-4
5-6
7-8

9
10
1112
1314
15

1617
18

19-

«Трус» Л. Пантелеев. Работа по иллюстрации
в тексте.
«Про то, как Миша стал храбрым». Э.
Киселева. Выборочное чтение.
Внеклассное чтение.Чтение журналов из
библиотеки.
«Подвиг» В. Сафронов. Выразительное чтение.
«Силач» Ю. Ермолаев. Чтение по ролям.
«Самое страшное» Е. Пермяк. Чтение и
ответы на вопросы.
«Вот какая история» К. Киршина. Чтение и
ответы на вопросы.
«Как подружились Вова и Боря» Я.
Длуголенский. Чтение и ответы на вопросы.
Выборочное чтение.
«В театре» А. Барто. Выразительное чтение.
Обобщающий урок по теме: « Будем делать
хорошо и не будем – плохо»
«Старый Мороз и молодой Морозец»
(литовская сказка) .Озаглавливание и пересказ
по плану.
«Елка» А. Толстой. Чтение и ответы на
вопросы.
Чтение в журналах и газетах статей о
России.
Рассказывание отдельных эпизодов из
прочитанного.
«Снежная баба» С. Черный. Выразительное
чтение.
«Подарки зимы» С. Прокофьева. Заучивание
наизусть.
«Жадная сорока» Г. Харлампьев.

Познавательные учебные действия: работать с несложной по
содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые
ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,

20
2122
23
2425
2627
1
2
3
4-5
6-7
8-9
1011
1213

14
1516
1718
19
2021

Озаглавливание, пересказ.
«В пограничном наряде» В. Коржиков.
Выборочное чтение.
Внеклассное чтение.Стихи о Новом годе и
зиме.
«До свиданья зима» З. Александрова.
Выразительное чтение.
Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры».

Грузинская сказка «Заработанный рубль».
Чтение и ответы на вопросы. Выборочное
чтение. Пересказ.
Е. Шварц «Сказка о Василисе-Работнице».
Чтение и ответы на вопросы.
Г. Сапгир «Рабочие руки». Выразительное
чтение.
М. Миршакар «мудрый дед». Выразительное
чтение
В. Хомченко «Михаськин сад». Чтение, работа
с иллюстрацией.
Н.Носов «Заплатка». Чтение и пересказ по
плану.
А. Барто «Я лишний». Наизусть.
С. Погореловский «Маленькое и большое».
Выразительное чтение.
Г. Виеру «Хлеб с росой». Чтение и ответы на
вопросы.
К. Киршина «Просто сочинение». Выборочное
чтение.
Ю. Морец «Трудолюбивая старушка».
Выразительное чтение. Рисование словесных
картинок.

договоренностей
Познавательные учебные действия: работать с несложной по
содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать

Познавательные учебные действия: работать с несложной по
содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые
ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

22
23
24
25

Э. Кисилева «Волшебный котелок». Чтение,
ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями.
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о
труде.
Обобщающий урок по теме: «Никогда не
будет скучно, если трудимся мы дружно!»
Внеклассное чтение

26
27
28
2930
3132
33
3435
3637
38
3940

«Народная песенка». Заучивание наизусть.
А. Плещеев «Весна». Выразительное чтение.
А. Майков «Ласточка примчалась». Наизусть.
К. Ушинский «Ласточка». Деление на части,
озаглавливание.
А.Н. Толстой «Весенние ручьи». Чтение и
ответы на вопросы.
Внеклассное чтение.Читаем книги В.Бианки.
По Б. Житкову «Наводнение». Чтение и работа
по иллюстрациям.
С. Прокофьева «Подарки весны».
Выразительное чтение.
В. Берестов «Праздник мам». Заучивание.
Чтение стихов о весне.

1-2

Н. Сладков «Ивовый пир». Выборочное
чтение.
В. Сафронова «Весна». Выразительное чтение.
По В. Воскобойникову «Боец бытового
отряда». Чтение и ответы на вопросы.
Обобщающий урок по теме: «В окно повеяло
весною». Заучивание загадок.
Внеклассное чтение
«Как Илья из Мурома богатырем стал».
Былина. Чтение и ответы на вопросы.
Пересказ.

3-4
5-6
7
8
91011

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей
Познавательные учебные действия: работать с несложной по
содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать

Познавательные учебные действия: работать с несложной по
содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и

1213
141516
1718
19
20
21
22
2324
25
26

27

28
29
30
31
32

Л. Толстой «Как боролся русский богатырь».
Пересказ.
По О.Орлову « К неведомым берегам».
Выборочное чтение.

оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые
ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей
Познавательные учебные действия: работать с несложной по
содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать

По Г. Черненко «Русский «паровой»
дилежанец». Чтение и ответы на вопросы.
Обобщающий урок на тему: «На пользу и
славу отечества».
Внеклассное чтение
Н. Греков «Лето». Выразительное чтение.
С. Прокофьева «Подарки лета».
Выразительное чтение.
По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи».
Пересказ текста.
По А. Смирнову «Малина». Выборочное
чтение.
По С. Иванову
«Позвольте вас пригласить на танец».
Выразительное чтение. 1часть
По С. Иванову
«Позвольте вас пригласить на танец».
2 часть, чтение, пересказ.
По В. Астафьеву «Стрижонок Скрип» 1 часть,
пересказ отрывка.
По В. Астафьеву «Стрижонок Скрип» 2 часть ,
выразительное чтение
С.В. Рождественский «Одуванчик».
Выразительное чтение.
Разучивание пословиц, поговорок и загадок о
лете.
Обобщающий урок по теме: «Видно, люди не
напрасно, называют лето красным».

Итого за год:

136

Календарно- тематическое планирование уроков чтения
4 класс, 4ч. в неделю, 136ч. за год
№

1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем
Е. Благинина «Прощание с летом».
«Что такое хорошо…»Э. Шим «Брат и
младшая сестра».
А. Седугин «Молоток».
Е. Пермяк «Пичугин мост».
В. Голявкин «Был не крайний случай».

Кол-во
часов

Дата

Формируемые БУД

Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать

Практическая
часть.
Корректировка

6
7

8

9

10

11

12
13
14
15
16
17
18

19

По И. Дику «Счастливая» ручка».
По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего
подъезда» (отрывок «Лелишна
Охлопкова»).
По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего
подъезда» (отрывок «Лелишна
Охлопкова»).
По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего
подъезда» (отрывок «Виктор
Мокроусов»),
По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего
подъезда» (отрывок «Виктор
Мокроусов»),
А. Гайдар «Невидимые помощники»
(отрывки из повести «Тимур и его
команда»).
А. Гайдар «Невидимые помощники»
(отрывки из повести «Тимур и его
команда»).
Внеклассное чтение. Чтение –
рассматривание книг А. Гайдара.
А.Гайдар «Невидимые помощники»
(отрывки из повести «Тимур и его
команда»).
С.Маршак «Лодыри и кот».
И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
В.Осеева «Печенье».
Обобщающий урок по теме «Что такое
хорошо...».
«Уж небо осенью
дышало…»А.К.Толстой «Осень!
Обсыпается весь наш бедный сад...», по
К.Ушинскому «Осень».

Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с
взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении
учебных заданий, поручений, договоренностей
Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41

По В.Пескову «Осенний лес»,
А.Твардовский «Лес осенью».
По М.Ильину и Е.Сегал «В чудесной
кладовой».
По М.Ильину и Е.Сегал «В чудесной
кладовой».
О.Высотская «Осеннее утро».
А.Пушкин «Уж небо осенью дышало».
В.Г аршин «Лягушка-путешественница».
В.Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.Г аршин «Лягушка-путешественница».
Внеклассное чтение. Рассказы, стихи про
осень.
И.Крылов «Стрекоза и Муравей».
По Д.Мамину-Сибиряку «Приёмыш».
По Д.Мамину-Сибиряку «Тарас и
Соболько».
2-я четверть
Обобщающий урок по теме «Уж небо
осенью дышало...».
«Народные сказки» Русская сказка
«Гуси-лебеди».
Русская сказка «Гуси-лебеди».
Русская сказка «Гуси-лебеди».
Молдавская сказка «Чудесный клад».
Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица».
Мансийская сказка «Отчего у зайца
длинные уши».
Русская сказка «Лиса и волк».
Внеклассное чтение.Сказки разных
народов.

Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои

49
50
51
52
53
54
55
56

Обобщающий урок по теме «Народные
сказки».
«О труде и трудолюбии»К.Ушинский
«Два плуга», М.Шпагин
«Как баклуши били»
И.Крылов «Трудолюбивый медведь».
Нанайская сказка «Айога».
Ю.Тувим «Всё для всех», Е.Пермяк «Для
чего руки нужны?».
Обобщающий урок по теме «О труде и
трудолюбии».
«Произведения русских и зарубежных
писателей»Г.-Х.Андерсен «Гордая игла».
Г.-Х.Андерсен «Гордая игла».
По Л.Толстому «Праведный судья».
По Л.Толстому «Праведный судья».
Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов».
Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов».
Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов».
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

57

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

58

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Внеклассное чтение. Сказки зарубежных
писателей.
3-я четверть
П.Ершов «Конёк-горбунок».

42
43
44
45
46
47
48

59
60

действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с
взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении
учебных заданий, поручений, договоренностей
Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84

П.Ершов «Конёк-горбунок».
П.Ершов «Конёк-горбунок».
П.Ершов «Конёк-горбунок».
П.Ершов «Конёк-горбунок».
П.Ершов «Конёк-горбунок».
Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб».
Обобщающий урок по теме
«Произведения русских и зарубежных
писателей».
«Идёт волшебница зима»И.Никитин
«Встреча зимы».
По И.Соколову-Микитову «Зима в лесу».
И.Антонов «Сад друзей».
И.Суриков «Детство».
Внеклассное чтение.
Л.Толстой «Филипок».
Л Толстой «Филипок».
Н.Некрасов «Мужичок с ноготок».
Ю.Дмитриев «Для чего нужен снег».
Н.Некрасов «Не ветер бушует над
бором...».
А.Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок из
рассказа «Чук и Гек»).
По М.Пляцковскому «Какая бывает зима».
Обобщающий урок по теме «Идёт
волшебница зима».
«Люби всё живое»По В.Костылёву
«Берёза».
Л.Толстой «Как я ездил верхом».
По Н.Вагнеру «Мальчик и дворовая
собака».
По Н.Вагнеру «Мальчик и дворовая

Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с
взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении
учебных заданий, поручений, договоренностей

85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105

собака».
В.Тарасов «Четвероногий друг».
Внеклассное чтение.Рассказы, сказки про
животных.
М.Пришвин «Гаечки».
М.Горький «Воробьишко».
М.Горький «Воробьишко».
А.Барков «Пожарник Карл».
Г.Скребицкий «Медвежонок».
Обобщающий урок по теме «Люби всё
живое».
«В чудной стране»И.Токмакова «В
чудной стране».
По А.Милну «Вини-Пух и все-все-все».
По А.Милну «Вини-Пух и все-все-все».
По А.Милну «Вини-Пух и все-все-все».
А.Толстой «Золотой ключик или
приключения Буратино».
А.Толстой «Золотой ключик или
приключения Буратино».
А.Толстой «Золотой ключик или
приключения Буратино».
Внеклассное чтение.Чтение сказки
«Вини-Пух и все-все-все».
Обобщающий урок по теме «В стране
чудес».
«Весна идёт»Ф.Тютчев «Весенние воды».
В.Ситников «Утро».
По Л.Толстому «Весна», И.Никитин
«Полюбуйся: весна наступает...».
4-я четверть
По А.Платонову «Ещё мама».

Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать

106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134

По А.Платонову «Ещё мама».
По А.Платонову «Ещё мама».
По А.Платонову «Ещё мама».
По А.Платонову «Ещё мама».
Н.Саконская «Разговор о маме».
Л. Квитко «Бабушкины руки».
По Е.Кононенко «Резеда».
Н.Некрасов «Дедушка Мазай.и зайцы».
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
А.Барков «Яшка».
А.Барков «Яшка».
Внеклассное чтение.Стихи о весне
русских поэтов.
Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
В.Орлов «Лесной цветок».
Н.Сладков «Медведь и солнце».
Обобщающий урок по теме «Весна идёт!»
«Лето наступило»И.Никитин «Вечер ясен
и тих...».
По К.Паустовскому «Заботливый цветок».
Н.Некрасов «Крестьянские дети».
По Н.Носову «Огородники».
По Н.Носову «Огородники».
По Н.Носову «Огородники».
По Н.Носову «Огородники».
По Н.Носову «Огородники».
И.Антонов «У речки».
В.Орлов «Письмо ровеснику».
М.Пришвин «Золотой луг».
В.Драгунский «Третье место в стиле
баттерфляй».
М.Бородицкая «Последний день учения».

Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.
д.); принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с
взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; самостоятельность в выполнении
учебных заданий, поручений, договоренностей

135

Обобщающий урок по теме «Лето
наступило».

136

Внеклассное чтение. Чтение рассказов Н.
Носова.
Итого за год:

Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать

136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».