Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Адаптированной образовательной программеосновного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 Рабочая программапо предмету Чтение (литературное чтение) (5-7 класс) 1 5 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература» для 5 «В» класса разработана на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 3. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1, 5 – 9 классы, под редакцией Э.В. Якубовской, М.И. Шишковой, И.М. Бгажноковой. Издательство М.: «Просвещение», 2020 г. 4. Учебный план МБОУ «Боградская СОШ». 5. Учебник «Родная литература» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. З.Ф.Малышева – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2021г. Цель: Формировать у обучающихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения по единой программе, учитывающей дифференцированный подход к различным группам детей. Использование полученных знаний в повседневной жизни. Задачи изучения предмета: 1. Научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя»; 2. Развивать речь обучающихся как средство общения и как способ координации их мыслительной деятельности. 3. Воспитывать нравственные качества, необходимые для самостоятельной жизни в обществе. Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с У/О и (и.н.). Общая характеристика программы На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения и развития речи, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы: полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, 2 адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе и эмоционального плана. Место учебного предмета в учебном плане ОУ. Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в школе VIII вида выделяется в 5-м классе - 4 часа в неделю, 136 часов в год ( 34 учебные недели). Планируемые результаты освоения курса Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Чтение и развитие речи» Личностными результатами изучения курса «Чтения и развития речи» является формирование следующих умений: 1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 2)понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; 3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 4)умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 5)умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 6) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; 7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Формирование БУД: Регулятивные УУД: 1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. 2. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. 3. Умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 4. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. 5. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). 6. Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности. 7. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 8. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др. 3 5. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: 1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 2. Слушать и понимать речь других. 3. Вступать в диалог на уроке и в жизни. 4. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); 5. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, 6. Устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; Основные требования к умениям учащихся. Навыки чтения Правильное осознанное чтение вслух целыми словами в трудных случаях по слогам с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям). Чтение «про себя» с выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, событий, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливать части текста и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение (проводится раз в месяц). Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению по усмотрению учителя. Работа с текстом Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев. Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста. 4 Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации. Выделение частей текста в соответствии с данным планом. Озаглавливать части текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения. Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов. Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки. Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения. Основные направления коррекционной работы: 1. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; 2. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; 3. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение активного словарного запаса учащихся; 4. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности Виды деятельности учащихся: -составление плана текста, -пересказ текста по плану; -пересказ текста по предполагаемым вопросам; -продолжение текста; -выразительное чтение; -чтение наизусть; -чтение по ролям УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс № п/п Разделы Кол-во часов 1 Устное народное творчество 3 2 Сказки 23 3 Картины родной природы:Лето – 10 часов,Осень – 8 часов 43 Зима – 9 часовВесна – 16 часов 4 О друзьях-товарищах 11 5 Басни И. Крылова 4 5 6 Спешите делать добро 13 7 О животных 14 8 Из прошлого нашего народа 16 9 Из произведений зарубежных писателей 9 Итого: 136 часов Внеклассное чтение Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет и журналов. Беседы о прочитанном, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах. Изучаемые произведения для внеклассного чтения: 1. «Белая уточка» (Русская народная сказка.) 2. «Богатырь Фёдор Тугарин и Мария Моревна» (Русская народная сказка.) 3. Сказки народов мира. 4. Бажов П. П. «Малахитовая шкатулка». 5. Бажов П. П. «Серебряное копытце». 6. Волков А. М. «Волшебник изумрудного города». 7. Гайдар А. П. «Чук и Гек». 8. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». 9. Пришвин М. М. «В краю дедушки Мазая». Учащиеся должны знать: наизусть 8-10 стихотворений. 1. Пушкин А.С. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок). 2. Суриков И. «Ярко солнце светит …» 3. Прокофьев А. «Берёзка». 4. Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» 5. К. Бальмонт «Осень» 6. Бунин И. «Первый снег.» 7. Крылов И. «Ворона и лисица» (отрывок басни). 8. Тютчев Ф. «Чародейкою Зимою…» 9. Есенин С. «Берёза». 10. Коринец Ю. «У могилы неизвестного солдата» Календарно-тематическое планирование 6 № п/п Дата Кол-во часов Тема урока Коррекционная работа 1 1 Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. 2 3 1 1 Пословицы и поговорки. Загадки. Развивать память, внимание, мышление. 4 5 1 1 Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» «Никита Кожемяка» (Русская сказка) Заучивать пословицы, поговорки и загадки. 6 1 Внеклассное чтение «Русские народные сказки» 7 1 «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) 8 1 «Золотые руки» (Башкирская сказка) 9 1 «Морозко» (Русская сказка) 10 1 «Два Мороза» (Русская сказка) 11 1 «Три дочери» (Татарская сказка) 12 1 Внеклассное чтение «Сказки народов мира» 13-15 3 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 16-20 5 По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» 21 1 Обобщающий урок по теме «Сказки» 22 1 Лето. Г. Скребицкий «Июнь» Соблюдение пунктуации. 23 1 И. Суриков «Ярко солнце светит…» Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. 24-27 4 А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) Развивать связную речь. Коррекция умения рассказывать считалки, потешки. 7 Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. Развивать умения пересказывать отрывки из текста. Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. 28 29 30 1 1 1 А. Прокофьев «Берёзка» Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» Расширять словарный запас. 31 1 Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» 32 1 По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. 33 1 К. Бальмонт «Осень» Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. 34 1 По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» 35 1 По В. Астафьеву «Осенние грусти…» 36 1 И. Бунин «Первый снег» 37 1 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Развивать познавательную деятельность 38 1 Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг» 39-40 2 Ю. Яковлев «Колючка» 41 42 43 44-46 1 1 1 3 Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) В. Медведев «Фосфорический» мальчик» Л. Воронкова «Дорогой подарок» 47 48 49 1 1 1 Я. Аким «Твой друг» Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры» 50 51 52 1 1 1 И. Крылов «Ворона и Лисица» И. Крылов «Щука и Кот» И. Крылов «Квартет» Соблюдение пунктуации. Развивать познавательную деятельность Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать познавательную деятельность Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. 8 53 54 55 1 1 1 Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» Н. Хмелик «Будущий олимпиец» О. Бондарчук «Слепой домик» 56-59 60-62 4 2 В. Осеева «Бабка» А. Платонов «Сухой хлеб» 63 1 В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» 64 1 В. Брюсов «Труд» 65 66 67 1 1 1 Р. Рождественский «Огромное небо» Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине» 68 69 70 1 1 1 Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Г. Скребицкий «Декабрь» К. Бальмонт «К зиме» 71-72 2 Г. Скребицкий «Всяк по-своему» Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. 73 74 1 1 С. Есенин «Поёт зима – аукает…» С. Есенин «Берёза» 75 76 77 1 1 1 А. Пушкин «Зимняя дорога» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» Весна. Г. Скребицкий «Март» Развивать связную речь через заучивание. Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. 78 79 1 1 А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» 80 1 Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать артикуляционный аппарат. 81 1 Г. Скребицкий «Весна - красна» Развивать связную речь через заучивание. 82 1 Г. Скребицкий «Грачи прилетели» Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. 9 Развивать познавательную деятельность Развивать связную речь через пересказ. Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. Развивать связную речь через пересказ. Развивать познавательную деятельность Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Развивать познавательную деятельность Развивать связную речь. Расширять словарный запас. 83 1 Г. Скребицкий «Заветный кораблик» 84 85 1 1 Г. Скребицкий «В весеннем лесу» А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») 86 1 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. 87 88 1 1 А. Блок «Ворона» Е. Серова «Подснежник» Развивать связную речь через заучивание. 89 1 И. Соколов – Микитов «Весна» 90 1 И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» 91 92 1 1 С. Есенин «Черёмуха» Я. Аким «Весна, Весною, о весне» 93 94 1 1 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» 95-96 2 Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») 97-99 100 101-103 3 1 3 А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») К. Паустовский «Кот Ворюга» Б. Житков «Про обезьянку» 104 105 1 1 Э. Асадов «Дачники» Э. Асадов «Дачники» 106 1 Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» Расширять словарный запас. 107 108 1 1 С. Михалков «Будь человеком» Обобщающий урок по теме «О животных» Развивать связную речь через пересказ. Совершенствовать словесную систему мышления. Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать познавательную деятельность Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать связную речь через пересказ. Развивать зрительное восприятие, память. Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. Развивать внимание, воображение, память. 10 Развивать познавательную деятельность 109 1 Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик» 110 1 По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» 111 1 По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» 112 1 По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» Развитие волевых качеств, познавательных интересов. 113 1 По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» 114 1 115-118 4 Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать диалогическую речь. 119 1 По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» 120 1 Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» 121 1 Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» 122 123-124 1 2 Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» В.Гюго «Гаврош» (отрывки) Развивать познавательную деятельность 125-129 5 М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) Развитие волевых качеств, познавательных интересов. 130-131 132-134 2 3 С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) Отрабатывать технику формировать навыки осознанного чтения. 135 136 1 1 Обобщающий урок по теме Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово» Развивать познавательную деятельность Литература: 11 Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развитие волевых качеств, познавательных интересов. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Развитие волевых качеств, познавательных интересов. Развивать диалогическую речь. Развивать связную речь. чтения, грамотного Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с. 2. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2020г. 6 класс Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература» 6 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 3. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1, 5 – 9 классы, под редакцией Э.В. Якубовской, М.И. Шишковой, И.М. Бгажноковой. Издательство М.: «Просвещение», 2020 г. 4. Бгажнокова И. М., Погостина Е.С. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2022г. 5. Учебный план МБОУ «Боградская СОШ» Адаптированная рабочая программа по чтению 6 класса предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Обучение чтению носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений; формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и подготовки к социально трудовой адаптации. Задачи изучения предмета: совершенствование техники чтения и понимания художественных произведений; овладение различными формами пересказа; 12 развитие умений грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме; расширение и активизация словарного запаса; формирование нравственных качеств у учащихся; коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Основные направления коррекционной работы: развитие артикуляционной моторики; формирование умения работать по словесной инструкции; развитие высших психических функций; коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы; развитие речи, владение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Общая характеристика учебного предмета, курса. Программа ориентирована на использование учебника «Родная литература» для учащихся 6 класса. Автор-составитель: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2022г. Чтение - один из основных предметов в обучении школьников. Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам школы. Тематика произведений подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Изучаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме народа, что влияет положительно на формирование патриотических качеств личности обучающихся. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. 13 Меняются и формы организации. Наряду с коллективной работой над выразительностью чтения, школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приѐмы обучения, применяются ТСО. Также уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении. Называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Адаптированная рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю согласно расписанию). Формирование БУД: Личностными результатами в 6 классе является формирование следующих умений: формировать понимание важности процесса обучения; развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой; формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом; формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; развивать умение составлять тексты в устной форме; развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста; развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений; совершенствовать мотивации к систематическому , самостоятельному чтению. У учащихся будут сформированы умения: Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); с помощью учителя давать самооценку своей деятельности; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Коммуникативные: 14 оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). слушать и понимать речь других; вступать в диалог на уроке и в жизни; адекватное понимать информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации). Предметные: читать текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя; делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий); определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним; пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.; самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту; понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня); заучивать наизусть стихотворения, басни; совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.) Прогнозируемые результаты освоения учебного курса. Учащиеся научатся: читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения; читать « про себя»; выделять тему и идею произведения с помощью учителя; формулировать вопросы к тексту; делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, самостоятельно; составлять простой план под руководством учителя; характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам; выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя); производить пересказ прочитанного произведения по составленному плану; полный и выборочный пересказ. Содержание программы по чтению в 6 классе . Примерная тематика. Устное народное творчество Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры-игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла. 15 Люблю природу русскую Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года. О далеком прошлом России Рассказы, стихи. Научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России. Животные в нашем доме Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт. Будь человеком, человек! Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем. Они прославили Россию Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России Смешное и веселое Юмористические произведения разных жанров. Вечный свет подвига Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем. Писатели мира - детям Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров. Навыки чтения Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях – целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения. Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах. Работа с текстом Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся. Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту. Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста. Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя. Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка. Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев. Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте. Выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним. 16 Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня). Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1-й уровень -читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом; -читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту; -делить текст на части под руководством учителя; -пересказывать текст (полностью или частично) по плану , используя опорные слова; -определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним; -выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя); -выучить наизусть 8- 10 стихотворений; -читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя. 2-й уровень -читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания; -читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя; -отвечать на вопросы учителя; -пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию; -оценивать поступки героев (с помощью учителя); -заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся); -участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам. 17 № п/п Тема урока 1. 2. 3. 4. 5. По Пескову «Отечество» стр. 3 М. Ножкин «Россия» стр.4 (наизусть). М. Пришвин «Моя Родина» стр.5 - 6 В. Бианки «Сентябрь» стр.6 -7 И.Бунин «Лес, точно терем расписной» стр. 8-9 (наизусть). Ю. Качаев «Грабитель» стр. 9-11. Б. Житков «Белый домик» стр. 11-14 стр. 11-15 1 1 1 1 1 памяти мышления внимания, речи памяти памяти 1 2 внимания, речи внимания, речи Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества А.Белорусец «Звонкие ключи» стр.15-17 стр.17-19 стр.19-23 К.Паустовский «Заячьи лапы» стр.23-25 стр.25-27 стр.27-29 1 внимания, речи 3 памяти 3 мышления, речи, эмоциональной сферы 16. Внеклассное чтение. Чтение рассказов о животных 1 памяти, речи 17. И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» стр.30 1 мышления, речи, эмоциональной сферы 18. 19. Е. Носов «Хитрюга» стр.31-33 стр.33-35 2 мышления, речи 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Кол – во часо в 18 Дата Коррекция 20. В.Бианки «Октябрь» стр.35-36 1 памяти 21. С.Михалков «Будь человеком» стр.37-38 1 мышления, речи 22. Б.Заходер «Петя мечтает» (наизусть), стр.38-39 1 внимания 23. По Д. Биссету сказка «Слон и Муравей» стр.39-41 1 внимания, речи 24. По Д. Биссету сказка «Кузнечик Денди» стр.41-44 1 памяти 25. Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» стр.44-46 1 мышления, речи 26. 27. Дж. Родари «Пуговкин домик» стр.46-49 cтр. 49-51 2 памяти 28. Внеклассное чтение. Чтение авторских сказок 1 мышления, речи 29. Илья Муромец (отрывок из былины) стр.52-53 1 памяти 30. Ф.Глинка «Москва» стр.53-54 1 мышления, речи 31. В.Бианки «Ноябрь» Обобщение произведений осенней тематики стр.55 По Алексееву «Без Нарвы не видать моря», стр.55-57 «На берегу Невы» стр.57-60 Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву «Медаль» стр.60-62 1 устной речи 2 мышления, памяти, внимания 2 памяти 32. 33. 34. 35. 19 «Гришенька» стр. 62-65 Великодушный русский воин. По Е. Холмлгоровой «Серебряный лебедь» стр.65-66 «Боевое крещение» стр.66-67 «День рождения Наполеона» стр.67-68 «В дни спокойные» стр. 69-70 Внеклассное чтение. Чтение рассказов о подвигах народа. 4 памяти, внимания, речи 1 памяти речи 3 мышления 44. По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» стр.70-71 стр. 72-74 стр.74 К.Пермяк «Тайна цены» стр.75-78 1 эмоционально волевой сферы 45 Д. Гальпериной «Здравствуйте» 1 эмоционально волевой сферы 46. В.Бианки «Декабрь» стр. 81 Е.Благинина «Новогодние загадки» стр.82 (наизусть) А.Никитин «Встреча зимы» стр.82-83 1 памяти 1 речи, памяти 48. 49. 50. А.Дорохов «Тёплый снег» стр. 84 2 речи, памяти А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя» стр. 85 (наизусть) 1 речи, памяти 51. Д.Хармс «Пушкин» стр. 85-89 1 речи 52. Внеклассное чтение. Чтение произведений А.С. Пушкина 1 памяти, речи 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 47. стр.79-81 20 53. В.Бианки «Январь» стр. 90 1 внимания 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. Х.К.Андерсен «Ель» стр. 91-97 стр. 98-99 стр.99-101 А.Чехов «Ванька» стр.101-102 стр.103-104 стр.105 И.Никитин «Весело сияет» стр.105 3 устной речи 3 мышления 1 устной речи 61. И.Суриков «Белый снег пушистый» 1 мышления, устной речи 62. 63. М. Зощенко Лёля и Минька. «Ёлка» стр. 107-108 стр. 109-111 Ю. Рытхэу «Пурга» стр. 111-112 стр. 113-114 2 речи, памяти 2 мышления, речи Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» стр. 114-115 стр. 116-117 В.Бианки «Февраль» стр.117-118 2 мышления, устной речи 1 внимания, памяти С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» стр.118-120 стр. 121-122 стр.122-124 стр.125-127 стр.128-129 стр.130 6 мышления, устной речи 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 21 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. По Х.К.Андерсену «Снежная королева» стр.130131 стр.131-132 стр. 132-135 стр.136-139 стр.139-142 стр.142-145 стр.146-147 стр. 147-148 8 мышления, устной речи 83. Внеклассное чтение. Чтение произведений по зимней тематике 1 памяти, устной речи 84. С.Смирнов «Первые приметы» наизусть. 1 памяти, устной речи 85. В.Бианки «Март» стр. 149 1 внимания 86. По Пескову «Весна идёт» стр. 150-151 1 зрительных анализаторов 87. М.Пришвин «Жаркий час» стр.152-153 1 памяти, устной речи 88. 89. Г. Скребицкий «Весенняя песня» стр.153-155 стр. 156-158 2 памяти, устной речи стр. 148 22 90. В.Жуковский «Жаворонок» стр.158 1 памяти, устной речи 91. А.Толстой «Детство Никиты» (отрывок) стр.158160 1 мышления, речи 92. А.Твардовский «Как после мартовских метелей».стр. 161 (наизусть) 1 памяти, устной речи 93. А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой».стр.161162 1 мышления, устной речи 94. В.Бианки «Апрель» стр. 162-163 1 внимания, речи 95. 96. 97. К.Паустовский «Стальное колечко» стр.163165 3 мышления, речи, эмоциональной сферы стр.165-167 стр.167-170 98. 99. 100. По В. Астафьеву «Злодейка» стр.170-171 стр. 172-173 стр.173 3 мышления, речи 101. 102. 103. 104. По Е. Барониной «Рассказы про зверей» стр. 174176 стр.177-178 В.Драгунский «Кот в сапогах» стр.178-180 стр. 181-183 Д.Хармс «Заяц и ёж».стр. 183-186 2 мышления, речи 2 мышления, речи 1 мышления, речи 105. 23 106. И.Крылов «Зеркало и обезьяна» стр.186 1 мышления, речи 107. Внеклассное чтение. Чтение рассказов о дружбе и взаимовыручке. 1 мышления, речи 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» стр. 186-189 стр.189-192 стр. 192-194 стр. 194-197 стр.197-200 стр.200-203 стр. 203 В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету» стр.203 (наизусть) 7 внимания, памяти 1 внимания, памяти 116. В.Бианки «Май» стр.205 1 мышления, речи 117. М.Дудин «Наши песни спеты на войне» стр. 205 1 мышления, речи 5 мышления, развитие речи 4 мышления, развитие речи В.Медведев «Звездолёт Брунька» (сказка) стр.206-207 стр.208-209 стр.210-211 стр.212 стр.212-213 123.1 По К.Паустовскому «Корзина с еловыми 24.12 шишками» 5.126. стр.213-215 стр.215-216 стр.216-218 стр.218 118. 119. 120. 121.1 22. 24 127.1 А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 28.12 стр.218-219 9.130. стр. 219-220 стр. 221-222 стр. 223 131. Внеклассное чтение. Чтение рассказов зарубежных писателей. 4 мышления, развитие речи 1 мышления, развитие речи 132. В.Астафьев «Зорькина песня» стр.223-225 1 мышления, развитие речи 133. Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка весел».стр.226 (наизусть) 1 мышление, развитие речи 134. Итоговый урок. 1 памяти, развитие речи 135. Внеклассное чтение. Чтение юмористических стихотворений и рассказов 1 мышления, развитие речи 136. Повторение 1 памяти, развитие речи Дидактическое и методическое обеспечение. 1. Бгажнокова И. М., Погостина Е.С. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2022г. 2. Пособие для педагога - дефектолога.- Москва «Владос»,2013г. 3. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003 Материально-техническое обеспечение. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению. Портреты поэтов и писателей. 25 Компьютер . Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. 7 класс Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература» 7класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 3. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1, 5 – 9 классы, под редакцией Э.В. Якубовской, М.И. Шишковой, И.М. Бгажноковой. Издательство М.: «Просвещение», 2020 г. 4. Бгажнокова И. М., Погостина Е.С. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2023г. 5. Учебный план МБОУ «Боградская СОШ». Адаптированная рабочая программа по родной литературе для 7 класса предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимания содержания художественных произведений. Обучение чтению носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программы.. Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений; формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и подготовки к социально трудовой адаптации. Задачи изучения предмета: 26 совершенствование техники чтения и понимания художественных произведений; овладение различными формами пересказа; развитие умений грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме; расширение и активизация словарного запаса; формирование нравственных качеств у учащихся; коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Основные направления коррекционной работы: развитие артикуляционной моторики; формирование умения работать по словесной инструкции; развитие высших психических функций; коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы; развитие речи, владение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Общая характеристика учебного предмета, курса. 27 Программа ориентирована на использование учебника «Родная литература» для учащихся 7 класса. Автор-составитель: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2023г. Чтение - один из основных предметов в обучении школьников. Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам школы. Тематика произведений подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Изучаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме народа, что влияет положительно на формирование патриотических качеств личности обучающихся. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Меняются и формы организации. Наряду с коллективной работой над выразительностью чтения, школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приѐмы обучения, применяются ТСО. Также уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении. Называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Адаптированная рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю согласно расписанию). Формирование БУД: Личностные УУД: положительное отношение к уроку чтения; 28 эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; восприятие семейных традиций, в том числе семейного чтения; чувство любви к природе родного края; основы для развития творческого воображения. Регулятивные УУД: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. действий; участвовать в оценке результатов деятельности. Познавательные УУД: ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - выделять события, видеть их последовательность в произведении; - выделять в тексте основные части; - выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); - работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков; - пользоваться словарными пояснениями учебника. Коммуникативные УУД: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; воспринимать мнение о прочитанном произведении учителя, родителей; понимать содержание вопросов и высказываний учителя; принимать участие в обсуждении содержания прочитанного. 29 осуществлять первоначальный контроль своих задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; проявлять интерес к общению на уроке; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями учителя в процессе деятельности; входить в игровую и учебную ситуацию. Предметные результаты Минимальный уровень: -осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; -пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; -участие в работе по оценке поступков героев и событий; -выразительное чтение наизусть 6-7 стихотворений. Достаточный уровень: -чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; -ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа,чтение текста «про себя» с выполнением заданий учителя; -определение главных действующих лиц произведения; оценка их поступков; -чтение диалогов по ролям с использованием средств устной выразительности (после предварительного разбора); -пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, письменный план или иллюстрацию; -выразительное чтение наизусть 6-7 стихотворений. Содержание программы по чтению в 7 классе . Примерная тематика. 1.Устное народное творчество 30 Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры-игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Былины,народные песни.Мир добра и зла. 2.Из произведений русскoй литературы XIX века Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А.С.Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого, В. Г. Короленко, А.П. Чехова. 3. Из произведений русскoй литературы XX века Произведения А.М. Горького, М.В. Исаковского, К.Г. Паустовского, К.М.Симонова, А.Г. Алексина, В.П.Катаева, М.М.Зощенко, Р.П.Погодина, Н.И.Рыленкова, Ю.И.Коваля, Ю.Я.Яковлева, К.Я Ваншенкина. Дидактическое и методическое обеспечение. 1. Бгажнокова И. М., Погостина Е.С. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2023г. 2. Пособие для педагога - дефектолога.- Москва «Владос»,2013г. 3. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003 31 техническое Устное народное творчество Материальнообеспечение. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению. Портреты поэтов и писателей. Компьютер . Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Календарно-тематическое планирование 32 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Жанры устного народного творчества. Русская народная сказка «Сивка - бурка» Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка «Умный мужик». Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. Пословицы и загадки. Внеклассное чтение «Русские народные сказки». А.С. Пушкин Биография. «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкин Р/Р Составление отзыва по «Сказке о царе Салтане…» Зимний вечер» А.С.Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов. Биография. «Бородино» М.Ю. Лермонтов И.А. Крылов. Биография. «Кукушка и Петух» И.А. Крылов. «Волк и Журавль» Крылов И.А. «Слон и Моська» И.А. Крылов. Внеклассное чтение «О чём рассказывают басни». Н.А. Некрасов. Биография. «Несжатая полоса» Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин» Некрасов Н.А. Л.Н. Толстой Биография. «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой. 1 частьВстреча с врагом. . «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.2 часть. В плену 33 1 3 1 1 3 1 1 1 1 5 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.3 часть. Доверие «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.4 часть. Подготовка к побегу «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.5 часть. Неудачный побег «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.6 часть. Спасение Р/Р Отзыв о повести «Кавказский пленник» Внеклассное чтение «Казаки». А.П. Чехов Биография. «Хамелеон» А.П. Чехов. Внеклассное чтение «Мой Чехов» В.Г. Короленко. Биография. «Дети подземелья»1 часть. Я и мой отец. «Дети подземелья» 2 часть. Я приобретаю новое знакомство. «Дети подземелья» 3 часть. Знакомство продолжается «Дети подземелья» 4 часть. Осенью. «Дети подземелья» 5 часть Кукла. Р/Р Сочинение на тему «Минуты радости и тревоги» по плану и опорным словам. Обобщающий урок по повести «Дети подземелья» В.Г. Короленко. А.М. Горький. Биография. «Детство» А.М. Горький. Р/Р Отзыв к отрывкам из повести «Детство» «В людях» А.М. Горький. 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 1 1 М.В. Исаковский. «Детство». 1 7 1 5 2 «Ветер» М.В. Исаковский 1 34 1 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 «Весна» М.В. Исаковский К.Г. Паустовский. Биография. «Последний чёрт» К.Г. Паустовский Внеклассное чтение «Мой любимый герой». М.М. Зощенко. Биография. Великие путешественники» М.М. Зощенко. К.М. Симонов Биография. «Сын артиллериста» (Отрывки) К.М. Симонов. В.П. Катаев «Флаг». Н.И. Рыленков. Биография. «Деревья». Н.И.Рыленков. «Весна без вещуньи-кукушки» Н.И. Рыленков. «Всё в тающей дымке…» Н.И. Рыленков Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». «Картофельная собака» - Ю.И. Коваль Ю.Я. Яковлев «Багульник». Внеклассное чтение по интересам. Р.П. Погодин «Время говорит - пора». А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля». К.Я. Ваншенкин «Мальчишка». К.Я. Ваншенкин «Снежки». Проверка техники чтения. Внеклассное чтение «Мир книг» Обобщающий урок по литературе XX века. ИТОГО:136 часов 35 1 1 6 1 1 4 1 4 3 1 1 1 1 5 6 6 1 5 5 1 1 1 1 1