Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 Рабочая программапо предмету Письмо и развитие речи (8-9 класс) Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры). Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах. Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: - Устав МБОУ «Боградская СОШ» - Учебный план МБОУ «Боградская СОШ» 2022-2023 учебный год; - Годовой календарный учебный график на МБОУ «Боградская СОШ»2022-2023 учебный год; - Расписание учебных занятий на 2022-2023 учебный год. Цель программы: - развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; подготовка детей с ОВЗ к успешной социализации в обществе. Задачи программы: - совершенствование умения продуктивно пользоваться устной и письменной речью, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - овладение законами образования слов, точным выбором слов для выражения мысли, ее обозначения в предложении и тексте; - обогащение и конкретизация словаря учащихся, развитие творческого мышления; - развитие и коррекция речи и других познавательных процессов; - приобретение информационной компетенции; - формирование у обучающихся черт личности, позволяющих более успешно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе; - воспитание нравственных качеств восьмиклассников, в том числе, уважения, сознательного и бережного отношения к родному языку. Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Общая характеристика курса «Письмо и развитие речи» Преподавание ведётся по учебнику: «Учебник русского языка для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» авторов Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М.: Просвещение, 2016 г. - 263с.), входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ. Для старшеклассников с легкой степенью умственной отсталости характерно общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, неумение логично и правильно выстроить речевое высказывание. Кроме этого имеется недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом. Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе специального (коррекционного) обучения имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Содержание обучения имеет практическую и воспитывающую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В процессе изучения указанных разделов у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем. Каждый урок строится с учетом программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Так, обучение письму должно способствовать развитию целенаправленного наблюдения за языковыми фактами, умение анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звуко-буквенным структурам и значениям. Наряду с этим коррекционная работа, проводимая на уроках письма, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы. Письмо и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Учебный материал способствует развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций. В данной программе усиливается внимание к развитию информационной грамотности учащихся, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий также способствует формированию информационной компетенции обучающихся. Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются: словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки. наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу. Средствами обучения письму и развитию речи в 8 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.) Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Письмо и развитие речи»: Год обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год 5 класс 5 35 175 6 класс 4 35 140 7 класс 4 35 140 8 класс 4 35 140 9 класс 4 34 136 Всего часов за курс (5-9 классы) 731 час В данной рабочей программе увеличено общее количество часов по сравнению с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой. Произошло это в связи с увеличением количества учебных недель в соответствии со школьным учебным планом. Увеличение количества уроков русского языка в 8 классе используется для практической языковой подготовки учащихся к изучению грамматических и синтаксических тем, на общее развитие обучающихся, уточнение и обогащение их речи, формирование орфографических и синтаксических умений и навыков. В соответствии с Уставом школы и годовым календарным учебным графиком на 2017-18 уч.г., а также в соответствии с учебным планом школы данная рабочая программа составлена на 140 ч. (4 ч в неделю). Планируемые результаты изучения учебного предмета Реализация программы по предмету «Письмо и развитие речи» в 8 классе обеспечивает достижение учащимися следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью: Личностные учебные действия представлены следующими умениями восьмиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; проявлять готовность к самостоятельной жизни; проявлять терпимость к другим мнениям и позициям; уметь оказать помощь другим учащимся, сотрудничать с педагогами и другими учащимися; умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях. Предметные результаты по итогам учебного года: Минимальный уровень Достаточный уровень • писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором; • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—85 слов); • принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста; • писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 85 слов); • исправлять текст; • составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт; • решать орфографические задачи с помощью учителя • находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя; • использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос; • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства; • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы; • находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя); • пользоваться школьным орфографическим словарем. • умение находить необходимую информацию в учебнике, простейших справочниках и поисковых системах Интернет. Предметные результаты на момент проведения контрольных работ: По итогам 1 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (гласные и согласные в корне слова, правописание приставок, правописание сложных слов, имён существительных собственных, правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе, существительных с шипящей на конце) и пунктограммами (запятая в простом с однородными и сложном предложениях); подбор проверочных слов к словам с орфограммами в корне и окончании существительных; умение разбирать по составу слова, в т.ч. сложные с соединительной гласной; определять грамматические признаки имени существительного, делать синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов. По итогам 2 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа, правописание личных местоимений с предлогами); определение грамматических признаков имён существительных и прилагательных; определение грамматических признаков личных местоимений; разбор по составу слов; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов; выделение из текста словосочетаний сущ.+прил. По итогам 3 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание личных окончаний глаголов, глаголов неопределённой формы, правописание «не» с глаголами, -тся и – ться на конце глаголов, безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; слов с шипящей на конце): определение формы (неопределённая форма, время, лицо или род и число) глаголов: разбор по составу слов разных частей речи; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов, частей речи. По итогам 4 четверти: написание под диктовку текста с изученными за год орфограммами и пунктограммами (запятая в простом предложении с однородными членами и с обращением, запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении); синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и определением частей речи. Система оценивания знаний и умений обучающихся Знания и умения учащихся по письму и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. 1. Оценка устных ответов. Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся адаптивной школы. Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь. Оценка «1» за устные ответы не ставится. 2.Оценка письменных работ. Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 8 классе составляет 75-85 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы. Дети, которые занимаются с логопедом. Не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: Оценка «5» ставится за работу без ошибок. Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками. Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками. Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 и более ошибок. В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на одно правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибки не на пройденные правила правописания также не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове, две негрубые ошибки; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. 3.При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами. Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления (выполнено более 65% задания). Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает ошибки (верно выполнено от 51% до 65% заданий). Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает много ошибок или не справляется с половиной заданий (верно от 35% до 50% заданий) Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (выполнено менее 35% заданий). Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Раздел Колво часов Повторение в начале года 10 Изучаемая тема и перечень форма вопросов организации темы учебных занятий Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. основные виды учебной деятельности Урок Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике Урок Работы, основная Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Запятая в простом и сложном предложении с союзом «и». Различение простого и сложного предложения с союзом «и». Предложение. Текст. Диалог. Состав слова 15 Части слова. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников Разбор слов по составу. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Написание слов с непроизносимой согласной в корне. Правописание приставок. Единообразное написание гласных и согласных в приставках. Приставка и предлог. Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по теме, составление текста с этими словами. Разбор и правописание сложных слов. Правописание слов с орфограммами в разных частях слова. Имя существительное 14 Роль имён существительных в речи. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Основные грамматические категории имени существительного. Род и число имён существительных. Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание имён собственных. Составление рассказа «Наша школа» Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание имён собственных. Склонение имён существительных. Правописание имён существительных 3 склонения. Падежи имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного Урок Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. числа. Правописание безударных окончаний -Е и –И в именах существительных. Практические упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных единственного числа. Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа. Несклоняемые имена существительные. Правописание Ь у имён существительных с шипящей на конце. Имя прилагательное 13 Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Согласование имён прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Упражнения в согласовании имён прилагательных с существительными. Правописание безударных окончаний имён прилагательных Написание безударных окончаний имён прилагательных единственного числа. Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа. Имена прилагательные на –ий, ья, -ье, -ьи. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода на –ИЙ, -ЬЕ, женского рода на –ЬЯ и множественного числа на –ЬИ. Практические упражнения в написании падежных окончаний имён прилагательных на –ИЙ, ЬЕ, -ЬЯ, -ЬИ Упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа. Урок Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Личные местоимения 12 Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Урок Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера Устранение речевых ошибок, связанных с употреблением местоимений в речи. Глагол Предложение 44 23 Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Увеличение количества часов на изучение темы «Глагол» связано с большим объёмом программного материала и трудностью усвоения учащимися правила правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений. Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. Урок Урок Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. Повторение пройденного за год 8 Состав слова. Орфограммы в корне слова. Части речи. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных. Правописание местоимений. Правописание глаголов. Урок Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. Запятая в простом и сложном предложении Основные виды учебной деятельности: 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. - Слушание объяснений учителя. - Слушание и анализ выступлений своих товарищей. - Работа с учебником. - Работа с дополнительной литературой. - Наблюдение. - Работа с раздаточным материалом. - Просмотр учебных фильмов. - Анализ графиков, таблиц, схем. - Вывод правил. 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. - Работа по алгоритму, инструкции. - Придумывание примеров на новые правила. - Выполнение заданий по классификации. - Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. - Написание рефератов и докладов. 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. - Выполнение практических упражнений. - Составление схем их анализ. - Выявление ошибок. - Решение текстовых количественных и качественных задач. - Выполнение заданий по разграничению понятий. - Систематизация учебного материала. - Редактирование текста Методическая литература 1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1. - М.: ВЛАДОС, 2010 2. Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ .Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. - М.: Просвещение, 2004 г. (№1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол) 3. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – серия «Коррекционное обучение» 4. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К. – М.: Просвещение, 1994 Словари: 1. Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова. - М., 2009 Календарно-тематическое планирование Факт План, , № п/п сроки сроки (№ проведения прове дения урока) Тема урока Тип Форма учебного учебного занятия, занятия, урока урока Виды учебной деятельно сти обучающ ихся на уроке Повторение в начале года - 10 часов 1. 2. 3. 04.09 05.09 06.09 Предложение простое и сложное Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. урок Работа с учебнико Комбинированны м. Редак й тировани е текста урок Выполнен ие Комбинированны заданий й по классифи кации урок Работа по Комбинированны алгоритм й у, инструкц ии Простое предложение с однородными членами. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 07.09 11.09 12.09 13.09 14.09 18.09 Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Постановка знаков препинания в сложном предложении. Запятая в простом и сложном предложении с союзом «и». Упражнения в постановке запятых в простом и сложном предложении. урок Работа с раздаточ Комбинированны ным й материал ом урок Составле Комбинированны ние схем й их анализ урок Составле Комбинированны ние схем й их анализ урок Выполнен ие Урок закрепления практиче знаний и умений ских упражнен ий урок Выполнен ие Комбинированны заданий й по классифи кации урок Самосто ятельная работа Предложение. Текст. Диалог. Контрольный диктант на начало учебного года 19.09 Работа над ошибками. Упражнения в постановке запятой в простом и сложном предложении. урок Урок контроля Выявлени е ошибок и Урок коррекции выполнен знаний, умений и ие навыков упражнен ий по их устранен ию Состав слова – 15 часов 11. 20.09 Состав слова. урок Комбинированны Слушание й объяснен ий учителя 12. 21.09 Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. урок Комбинированны Работа с й таблицей и схемами 13 25.09 Практические упражнения в подборе однокоренных слов и в разборе слов по составу 14. 26.09 Орфограммы в корне. Единообразное написание безударных и ударных гласных, звонких и глухих согласных в урок Урок закрепления Работа с знаний и умений учебнико м урок Комбинированны й Выполнен ие заданий по корне слова. 15. 16. 17. 18. 19. 27.09 28.09 02.10 03.10 04.10 Написание слов с непроизносимой согласной в корне. классифи кации урок Составле Комбинированны ние схем й их анализ урок Составле Комбинированны ние схем й их анализ урок Составле Комбинированны ние схем й их анализ урок Выполнен ие практиче ских упражнен ий Комбинированны й Работа по алгоритм у, инструкц ии Правописание приставок. Единообразное написание приставок. Приставка и предлог. Орфограммы в корне и приставке. Комбинированны й урок Приобре тение новых знаний Система тизация знаний 20. 05.10 Сложные слова. Комбинированны й Работа по алгоритм у, инструкц ии Комбинированны й Работа по алгоритм у, инструкц ии урок 21. 22. 09.10 10.10 Образование слов с соединительными гласными и без них. урок Практические упражнения в разборе слов по составу урок Урок закрепления Выполнен знаний и умений ие практиче ских упражнен ий Работа по алгоритм у, инструкц ии 23 11.10 Практические упражнения в правописании слов с орфограммами в разных частях слова. Урок закрепления Работа с знаний и умений учебнико м Составле ние диалога урок Выполнен ие практиче ских упражнен ий 24. 12.10 Тестирование по теме «Состав слова» Урок проверки знаний урок 25. 16.10 Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова». урок Самосто ятельная работа Выбор правильно го ответа Урок обобщения Выполнен и систематизации ие заданий по классифи кации Составле ние диалога Имя существительное – 15 часов 26. 27. 28. 17.10 18.10 19.10 Роль имён существительных в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание имён собственных. урок Комбинированны Составле й ние рассказа по опорным словам и рисункам урок Комбинированны Образова й ние слов по данным схемам урок Комбинированны Работа с й учебнико м Работа по различени ю понятий 29. 23.10 Составление рассказа «Наша школа» урок Урок развития речи Соотнесе ние предложе ний и рисунков Составле ние плана текста, запись текста 30. 24.10 Род имён существительных. Правописание Ь после шипящих у существительных единственного числа. урок Комбинированны Самосто й ятельная работа 31. 25.10 Склонение имён существительных. урок Комбинированны Работа с й учебнико м Правописание имён существительных 3 склонения. 32. 26.10 Контрольный диктант за 1 четверть урок Урок контроля Самосто ятельная работа 33. 30.10 Работа над ошибками. Повторительные упражнения. урок Выявлени е ошибок и Урок коррекции выполнен знаний, умений и ие навыков упражнен ий по их устранен ию 34. 31.10 Падежи имён существительных. урок Комбинированны й Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа Работа по алгоритм у Придумы вание примеров на новые правила. 35. 01.11 Правописание безударных окончаний -Е и –И в именах существительных. урок Комбинированны Работа с й текстом Формулир овка выводов наблюден ия 36. 02.11 Практические упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных единственного числа. урок Комбинированны Работа с й учебнико м, справочно й литерату рой 37. 13.11 Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа. урок Комбинированны й Работа над прямым и переносн ым значение м слов. 38. 14.11 Несклоняемые имена существительные. урок Комбинированны й Работа по инструкц ии, алгоритм у 39. 15.11 Правописание Ь у имён существительных с шипящей на конце. урок Комбинированны Составле й ние и запись диалога 40. 16.11 Тестирование по теме по теме «Имя существительное» Урок проверки знаний урок Самосто ятельная работа Выбор правильно го ответа Имя прилагательное – 13 часов 41. 20.11 Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи. урок Комбинированны Работа с й таблицей 42. 21.11 Согласование имён прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. урок Комбинированны Выполнен й ие практиче ских упражнен ий 43. 22.11 Практические упражнения в согласовании имён прилагательных с существительными. урок Урок закрепления знаний и умений Работа по классифи кации Система тизация знаний 44 23.11 Правописание безударных урок Комбинированны Работа окончаний имён прилагательных й по алгоритм у, инструкц ии 45 27.11 Практические упражнения в написании безударных окончаний имён прилагательных единственного числа урок Урок закрепления Выполнен знаний и умений ие практиче ских упражнен ий 46 28.11 Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа. урок Комбинированны Подбор й примеров на новое правило 47 29.11 Имена прилагательные на –ий, ья, -ье, -ьи. урок Комбинированны Работа с й учебнико м 48 30.11 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода на –ИЙ, -ЬЕ, женского рода на –ЬЯ и множественного числа на –ЬИ. урок Комбинированны Выполнен й ие практиче ских упражнен ий Работа по алгоритм у 49 04.12 Практические упражнения в написании падежных окончаний имён прилагательных на –ИЙ, ЬЕ, -ЬЯ, -ЬИ урок Комбинированны й Работа по алгоритм у, инструкц ии Придумы вание примеров на новые правила 50 05.12 Упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа. урок Урок закрепления Выполнен знаний и ие совершенствован практиче ия умений и ских навыков упражнен ий Система тизация знаний Составле ние предложе ний по схемам и опорным словам 51 06.12 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» урок Самосто ятельная работа Урок контроля Придумы вание примеров на новые правила. 52 07.12 Работа над ошибками. Повторительные упражнения. урок Выявлени е ошибок и Урок коррекции выполнен знаний, умений и ие навыков упражнен ий по их устранен ию 53 11.12 Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» урок Урок обобщения Выполнен и систематизации ие знаний и умений практиче ских упражнен ий Система тизация знаний Работа по классифи кации Личные местоимения – 12 часов 54 12.12 Местоимение как часть речи. урок Комбинированны Слушание й объяснен ий учителя урок Комбинированны Работа с й учебнико м, дополнит ельной лит-рой урок Комбинированны Составле й ние связного текста, Основные грамматические признаки. 55 13.12 Лицо и число местоимений. Местоимения 1,2 и 3-го лица. 56 14.12 Род местоимений 3-го лица единственного числа. 57 18.12 Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. урок Комбинированны й Ответы на вопросы Выполнен ие практиче ских упражнен ий 58 19.12 Практические упражнения в склонении местоимений 1,2 и 3-го лица урок Урок закрепления знаний и умений Работа по алгоритм у 59 20.12 Раздельное написание местоимений с предлогами. урок Комбинированны й Работа по алгоритм у 60 21.12 Контрольный диктант за 1 полугодие урок Самосто ятельная работа Урок контроля Придумы вание примеров на новые правила. 61 25.12 Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. урок Выявлени е ошибок и Урок коррекции выполнен знаний, умений и ие навыков упражнен ий по их устранен ию 62 26.12 Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. урок Комбинированны Подбор й примеров на новое правило 63 27.12 Сочинение «Любимый праздник моей семьи» (подготовка) урок Урок развития речи Слушание объяснен ий учителя Составле ние плана, рассказ по плану. 64 28.12 Сочинение «Любимый праздник моей семьи» урок Урок развития речи Запись составле нного ранее рассказа с соблюден ием правил правопис ания 65 09.01 Повторительно-обобщающий урок по теме «Личные местоимения» урок Урок обобщения Система и систематизации тизация знаний Отбор и сравнение материал а по нескольки м источник ам. Глагол – 44 часа 66 10.01 Глагол. Значение глагола. урок Комбинированны Выполнен й ие практиче ских упражнен ий Составле ние предложе ний с данными словами 67 11.01 Роль глагола в речи урок Подбор Комбинированны примеров й на новое правило 68 15.01 Роль глагола в предложении. урок Выявлени е ошибок и выполнен Комбинированны ие й упражнен ий по их устранен ию 69 16.01 Неопределённая форма глагола на урок – ть, – чь, - ти. Комбинированны Работа с й интеракт ивными заданиям и 70 17.01 Практические упражнения в образовании неопределенной формы от разных глаголов. урок Урок закрепления Составле знаний и умений ние и запись рассказа по иллюстра ции, при помощи опорных слов 71 18.01 Правописание буквы ь в глаголах урок неопределённой формы. Комбинированны Выполнен й ие заданий по разгранич ению понятий Работа с таблицей 72 22.01 Правописание слов разных частей урок речи с шипящими на конце слова Комбинированны Составле й ние ответов на вопросы 73 23.01 Изменение глаголов по временам. урок Комбинированны й 74 24.01 Упражнения в определении времени глаголов урок Комбинированны Выполнен й ие заданий по разгранич ению понятий 75 25.01 Прошедшее время. Род и число. урок Комбинированны Отбор и й сравнение материал а. Работа по соотнош ению понятий Выполнен ие практиче ских упражнен ий 76 29.01 Упражнения в написании окончаний глаголов прошедшего времени урок Комбинированны й Работы по классифи кации 77 30.01 Упражнения в определении формы глагола. урок 78 31.01 Контрольный диктант по теме «Изменение глаголов по времени» урок Комбинированны й Урок контроля Работы по классифи кации Самосто ятельная работа 79 01.02 Работа над ошибками. НЕ с глаголами урок Выявлени е ошибок и выполнен ие упражнен ий по их Комбинированны устранен й ию Работа по инструкц ии, алгоритм у 80 05.02 Упражнения в правописании НЕ с глаголами урок Выполнен ие практиче ских Урок закрепления упражнен знаний и ий совершенствован ия умений и Система навыков тизация знаний 81 06.02 Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) урок Комбинированны Работа с й интеракт ивными заданиям и 82 07.02 Глаголы первого лица урок Комбинированны й 83 08.02 Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. урок Комбинированны Работа с й учебнико ми другими источник ами Работа со словами синонима ми и антонима ми информац ии 84 12.02 Упражнения в правописании глаголов 2-го лица единственного числа. урок Выполнен ие заданий по Урок закрепления разгранич знаний и ению совершенствован понятий ия умений и навыков Система тизация знаний 85 13.02 Глаголы третьего лица. урок Комбинированны Работа с й таблицей урок Самосто ятельная работа Личные окончания глаголов 3-го лица единственного и множественного числа. 86 14.02 Тестирование по теме «Лицо и число глаголов» Урок контроля Выбор правильно го ответа 87 15.02 Правописание глаголов с –ТСЯ и ТЬСЯ урок Комбинированны Работа с й деформир ованным текстом 88 19.02 Упражнения в правописании глаголов с –ТСЯ и -ТЬСЯ урок Урок закрепления Работа с знаний и умений таблицей по инструкц ии 89 20.02 Спряжение глаголов. урок Комбинированны й Первое и второе спряжение глаголов. Работа по алгоритм у 90 21.02 Различение глаголов I и II спряжения по личным окончаниям. урок Комбинированны Выполнен й ие заданий по разгранич ению понятий 91 22.02 Ударные и безударные личные окончания глаголов. урок Комбинированны Отбор и й сравнение материал а по нескольки м источник ам. 92 26.02 Правописание безударных личных окончаний глаголов. урок Комбинированны й Работа по инструкц ии, алгоритм у 93 27.02 Практические упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов. урок Урок закрепления Выполнен знаний и ие совершенствован практиче ия умений и ских навыков упражнен ий Система тизация знаний Работа по классифи кации и дифферен циации урок Урок контроля Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. урок Урок коррекции Выявлени знаний, умений и е ошибок навыков и выполнен ие упражнен ий по их устранен ию 05.03 Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения. урок Комбинированны Слушание й объяснен ий учителя 97 06.03 Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения. урок Комбинированны й 98 07.03 Глаголы I и II спряжения с безударными личными окончаниями урок Комбинированны Работа с й раздаточ ным материал ом 94 28.02 95 01.03 96 Контрольный диктант по теме «Спряжение глаголов» Самосто ятельная работа Работа над словами синонима ми 99 12.03 Изложение «Живописный край» (подготовка) урок Урок развития речи Слушание объяснен ий учителя Составле ние плана, рассказ по плану. 100 13.03 Изложение «Живописный край» урок Урок развития речи Запись составле нного ранее рассказа с соблюден ием правил правопис ания 101 14.03 Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения урок Комбинированны Слушание й объяснен ий учителя 102 15.03 Упражнения в правописании безударных личных окончаний глагола урок Урок Выполнен совершенствован ие ия умений и практиче навыков ских упражнен ий Система тизация знаний Работа по инструкц ии, алгоритм у 103 19.03 104 20.03 Упражнения в определении формы глагола Контрольный диктант за 3 четверть урок Урок совершенствован ия умений и навыков урок Работа по таблице Самосто ятельная работа Урок контроля Придумы вание примеров на новые правила. 105 21.03 Работа над ошибками. Повторительные упражнения. Урок коррекции Выявлени знаний, умений и е ошибок навыков и выполнен ие упражнен ий по их устранен ию 106 22.03 Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол» урок Урок обобщения Работа с и систематизации раздаточ ным материал ом 107 04.04 Упражнения в правописании глаголов 1, 2 и 3 лица урок Урок закрепления Составле знаний и умений ние схем и их анализ 108 05.04 Правописание глаголов урок Урок закрепления Выполнен знаний и умений ие практиче ских упражнен ий Система тизация знаний Работа по инструкц ии, алгоритм у 109 09.04 Упражнения на закрепление урок Урок закрепления знаний и умений Работа по инструкц ии, алгоритм у урок Комбинированны Составле й ние схем и их анализ Предложение – 23 часа 110 10.04 Простое предложение распространенное и нераспространённое. Простое предложение с однородными членами. Работа по инструкц ии, алгоритм у 111 11.04 Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Знаки препинания при однородных членах предложения (без союзов, с союзами А, НО). урок Комбинированны й Работа по инструкц ии, алгоритм у 112 12.04 Однородные члены предложения, соединяющиеся одиночным и повторяющимся союзом «И» урок Комбинированны Придумы й вание примеров на новые правила Составле ние схем их анализ 113 16.04 Сочинение на основе имеющихся знаний «Весенний пейзаж». урок Урок развития речи Слушание объяснен ий учителя Составле ние плана, рассказ по плану. 114 17.04 Сочинение на основе имеющихся знаний «Весенний пейзаж». урок Урок развития речи Запись составле нного ранее рассказа с соблюден ием правил правопис ания 115 18.04 Работа над ошибками. Распространённые однородные члены предложения. урок Урок коррекции Выявлени знаний, умений и е ошибок навыков и выполнен ие упражнен ий по их устранен ию 116 19.04 Практические упражнения в однородных выделении распространённых членов предложения. урок Комбинированны Работа с й раздаточ ным материал ом 117 23.04 Обращение. урок Комбинированны Слушание й объяснен ий учителя 118 24.04 Знаки препинания при обращении. урок Комбинированны Составле й ние схем их анализ 119 25.04 Упражнения в постановке знаков препинания в предложениях с обращением. урок Комбинированны й 120 26.04 Знаки препинания в конце предложения. урок Комбинированны Составле й ние схем их анализ 121 30.04 Повторительные упражнения в постановке знаков препинания. урок Комбинированны Работа с й раздаточ ным материал ом 122 02.05 Сложные предложения. урок Комбинированны Составле й ние и запись предложе ний с данными словами 123 03.05 Сложные предложения с союзами и без них. Запятая в сложном предложении урок Комбинированны Придумы й вание примеров на новые правила 124 07.05 Различение сложных предложений и простых предложений с однородными членами. урок Комбинированны Составле й ние схем их анализ 125 08.05 Упражнения в различении простых и сложных предложений. урок Комбинированны Составле й ние схем их анализ Работа по инструкц ии, алгоритм у Придумы вание примеров на новые правила 126 10.05 Сложные предложения со словами «который, когда, где, что, чтобы, потому что» урок Комбинированны й Работа по инструкц ии, алгоритм у 127 14.05 Запятая перед «словами – урок Комбинированны Составле ние схем подсказчиками» 128 15.05 Практические упражнения в постановке запятой в сложном предложении. й урок их анализ Урок закрепления Работа с знаний и раздаточ совершенствован ным ия умений и материал навыков ом Выполнен ие упражнен ий 129 130 16.05 17.05 Контрольный диктант за 4-ю четверть. Работа над ошибками. Повторительные упражнения. урок Урок контроля урок Самосто ятельная работа Урок коррекции Выявлени знаний, умений и е ошибок навыков и выполнен ие упражнен ий по их устранен ию Придумы вание примеров на новые правила. 131 21.05 Практические упражнения в постановке запятой в сложных и простых предложениях. урок Урок закрепления Выполнен знаний и умений ие практиче ских упражнен ий Система тизация знаний Работа по инструкц ии, алгоритм у 132 22.05 Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение». урок Урок обобщения и систематизации Работа по система тизации знаний Составле ние схем, таблиц Повторение пройденного за год – 8 часов 133 23.05 Состав слова. Орфограммы в разных частях слова. урок Урок обобщения Работа с и систематизации пословица ми и поговорка ми Работа по инструкц ии, алгоритм у 134 24.05 Контрольный диктант за год урок Урок контроля 135 28.05 Работа над ошибками. урок Самосто ятельная работа Урок коррекции Выявлени знаний, умений и еи навыков устранен ие ошибок Выполнен ие практиче ских заданий 136 29.05 Части речи. Правописание слов разных частей речи. урок Урок обобщения Составле и систематизации ние и запись полных ответов на вопросы 137 29.05 Предложение простое и сложное. урок Урок обобщения Озаглавли и систематизации вание рассказа 138 30.05 Запятая в простом и сложном предложении урок Урок обобщения Составле и систематизации ние схем их анализ 139 30.05 Творческое списывание «Школьные традиции» урок Урок развития речи 140 31.05 Повторительные упражнения. урок Урок обобщения Выполнен и систематизации ие практиче ских упражнен ий Редактир ование текста Система тизация знаний Работа по инструкц ии, алгоритм у 9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа для 9В класса по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. 2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000). 3. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г. 4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 5. Устав МБОУ «Боградская СОШ» 6. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-9 классы) МБОУ «Боградская СОШ» на 2022-2023 учебный год. 7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. Данная адптированная программа отражает обязательное для усвоения в специальной (коррекционной) школе содержание обучения русскому языку. На учебный предмет «Письмо и развитие речи» в9В классе отводится 4ч. в неделю. Всего в учебном году – 136 часа. Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения. В коррекционных классах (5 – 9) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учащиеся 9 класса должны: - получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; - научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Специальная задача коррекции речи и мышления является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Грамматика и правописание. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Звуки и буквы. В 5 – 9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2 – 4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5 – 9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах. 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета В конце учебного курса по русскому языку 9 класса Учащиеся должны уметь: -писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; -разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; -различать части речи; -строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; -писать изложение и сочинение; -оформлять деловые бумаги; -пользоваться словарем. Учащиеся должны знать: -части речи; -наиболее распространенные правила правописания слов. 2. Содержание программы учебного предмета № Содержание Знания Умения Виды предложений по интонации. Особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними. Правила пунктуации при обращении; в сложных предложениях без союзов, с союзами И, А, НО; с союзными Определять границы предложений; ставить нужные знаки препинания в конце предложения. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми. Применять правила постановки раздел а 1. Повто рение. Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с 2. Предло жение. 3. Звуки и буквы. 4. Имя сущес твит ельное . 5. Имя прила гател ьное. 6. Мест оимен ие. 7. Глаго л. союзом Ии без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами. словами ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ, КОГДА. запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки. Алфавит. Группы гласных и согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные согласные. Правила написания мягкого и твердого знаков в словах. Правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы проверки слов. Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака. Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце. Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки. Три склонения имен существительных. Правило правописания имен существительных с шипящей на конце; правило правописания безударных падежных окончаний. Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий. Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного. Грамматические признаки имени прилагательного. Правило правописание окончаний имен прилагательных. Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного. Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметкасочинение. Грамматические признаки местоимения Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений 3 лица. Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом. Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Грамматические признаки глагола. Род, число и лицо глаголов. Спряжение глаголов. Повелительная форма глаголов единственного и множественного числа. Правила правописания глаголов неопределенной формы; частица НЕ с глаголами. Правила правописания глаголов 1 и 2 спряжения. Правило Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять 8. Нареч ие. 9. Имя числи тельн ое. 10. Част и речи. 11. Предл ожен ие. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение. правописания Ь в глаголах. глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот. Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению. Грамматические признаки наречия. Значение наречий. Правило правописания наречий с А и О на конце. Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия. Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах. Грамматические признаки имени числительного. Правописание числительных. Правила написания чисел в доверенности, расписке, объявлении, телеграмме. Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность. Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения. Части речи. Грамматические признаки частей речи. Определять части речи. Отличать имя прилагательное от порядкового числительного. Отличать прилагательное от наречия. Отличать имя существительное от местоимения. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности однородных членов. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, при обращении, в сложных предложениях с союзом и без союза, при оформлении прямой речи. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме; объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме. 3.Календарно-тематическое планирование № п\п Тема урока Количе ство часов 1 1. Простое предложение. 2. Простое предложение с однородными членами. 1 3. Обращение. Знаки препинания при обращении. 1 4. Сложное предложение с союзами и, а, но. Р.Р. Сокращение текста 1 5. Сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который. 1 6. Звуки гласные и согласные. 1 7. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. 1 8. Гласные ударные и безударные. 1 9. Мягкий знак – показатель мягкости согласных. 1 10. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. 1 11. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. 1 12. Разделительные мягкий и твёрдый знаки. 1 13. Р.р.Деловое письмо: объявление. 1 14. Количество звуков и букв в слове. 1 15. Диктант «Звуки и буквы». 1 16. Работа над ошибками. Разбор слов по составу. 1 17. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. 1 18. Упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов. 1 19. Правописание приставок с гласными о, а, е. 1 20. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. 1 21. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения. 1 22. Упражнения на правописание приставок на з, с. 1 23. Проверочная работа по теме «Правописание гласных и 1 Дата согласных в корне и приставке». Диктант 24. Р.р.Сочинение поличным наблюдениям 1 25. Работа над ошибками. Сложные слова. 1 26. Образование сложных слов при помощи соединительных гласных и без них. 1 27. Сложносокращённые слова. 1 28. Деловое письмо: расписка. 1 29. Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова». 1 30. Контрольная работа за I четверть. 1 31. Работа над ошибками. Имя существительное. Роль существительного в речи. 1 С.р. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень». 32. 33. Работа над ошибками. Основные грамматические категории имени существительного. 1 1 34. Имена собственные. 1 35. Склонение имён существительных. 1 36. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. 1 37. Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. 1 38. Несклоняемые имена существительные. Р/Р Заметка в газету 1 39. Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное». 1 40. Проверочная работа по теме «Имя существительное». 1 41. Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. 1 42. Согласование имени прилагательного с именем существительным. 1 43. Упражнения на согласование имён прилагательных с именами существительными. 1 44. С.р.Изложение. 1 45. Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний 1 имён прилагательных. 46. Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных. 1 47. Правописание имён прилагательных на -ий, -ья, 1 -ье, -ьи. Р/Р Пересказ сказки 48. Деловое письмо: объяснительная записка. 1 49. Повторениепо теме «Имя прилагательное». 1 50. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». 1 51. Работа над ошибками. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. 1 52. Лицо и число местоимений. 1 53. Склонение личных местоимений. 1 54. Личные местоимения с предлогами. 1 55. Правописание личных местоимений 3-го лица. 1 56. С.р. Сочинение по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском». 1 57. Работа над ошибками. Повторение по теме «Личные местоимения». 1 58. Контрольная работа за I полугодие. 1 59. Работа над ошибками. 1 60. Упражнения в правописании личных местоимений в косвенных падежах. 1 61. Глагол. Роль глагола в речи. 1 62. Грамматические признаки глагола. 1 63. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. 64. Неопределённая форма глагола. 1 1 65. Правописание частицы не с глаголами. 1 66. Изменение глагола по лицам и числам. 1 67. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. 1 68. Правописание глаголов с 1 –тся и –ться. 69. Упражнения в определении спряжения глаголов. 1 70. Правописание личных окончаний глаголов II спряжения. 1 71. С.р. Изложение. 1 72. Работа над ошибками. Правописание личных окончаний глаголов I спряжения. 1 73. Упражнения на правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. 1 74. Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения». 1 75. Повелительная форма глагола. 1 76. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. 1 77. Правописание мягкого знака в глаголах. 1 78. Деловое письмо: автобиография, анкета. 1 79. Повторение по теме «Глагол». 1 80. Контрольная работа по теме «Глагол». 1 81. 82. Работа над ошибками. Понятие о наречии. Упражнения в различении наречий среди других частей речи. 1 1 83. Конструирование предложений с наречиями. 1 84. Наречия, которые обозначают время, место и способ действия. 1 85. Упражнения в определении значений наречий. 1 86. Правописание наречий с а и о на конце. 1 87. Упражнения в правописании наречий. 1 88. Р.р. Восстановление текста по вопросам 1 89. Работа над ошибками. Повторение по теме «Наречие». 1 90. Проверочная работа по теме «Наречие». 1 91. Понятие об имени числительном. 1 92. Числительные количественные и порядковые. 1 93. Числительные количественные и порядковые. 1 94. Правописание числительных от 5 до 20 и 30. 1 95. Правописание числительных от 50 до 80. 1 96. Правописание числительных от 500 до 900. 1 97. Правописание числительных 90, 200, 300, 400. 1 98. Упражнения на правописание имён числительных. 1 99. Повторение по теме «Имя числительное».Деловое письмо: доверенность 1 100. Контрольная работа за III четверть. 1 101. Работа над ошибками. 1 102. С.р.Деловое письмо: доверенность. 1 103. Правописание имён числительных. Упражнения на закрепление. 1 104. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог. 1 105. Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного. 1 106. Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия. 1 107. Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения. 1 108. Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи».Р/Р Краткий пересказ текста 1 109. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.р/р Восстановить текст 1 110. Распространённые и нераспространённые предложения. 1 111. Предложения с однородными членами. 1 112. Предложения с распространёнными и нераспространёнными однородными членами. 113. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. 1 1 114. Обращение. 1 115. Знаки препинания в предложениях с обращением. 1 116. Проверочная работа по теме «Простое предложение». 1 117. Р.р.. Сочинение по кртине «Грачи прилетели» 1 118. Работа над ошибками. Сложное предложение. 1 119. Предложения с союзами и, а, но и без союзов. 1 120. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. 1 121. Составление простых и сложных предложений. 1 122. Постановка знаков препинания в предложениях.К/Р 1 123. Прямая речь (после слов автора). 1 124. Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней. 1 125. Большая буква в прямой речи. 1 126. Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».Р/Р Сочинение о себе 1 127. Контрольная работа по теме «Предложение» 1 128. Работа над ошибками. Упражнения на правописание гласных и 129 согласных в корне и приставке. 2 130 Р.р. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение. 1 131. Правописание мягкого знака в разных частях речи. 132 133. Правописание падежных окончаний существительных и 134 прилагательных, личных окончаний глаголов. 2 135. Упражнения в постановке знаков препинания в простом и 136 сложном предложениях. 2 2 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Учебники: Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2011 год. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. Интернет-сайты: www.school-collection.edu.ru http://zavuch.info/forums.html http://www.gramma.ru http://www.openclass.ru