Природоведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская
средняя общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной
программеосновного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Рабочая программа
по предмету

Природоведение
(5-6 класс)

Рабочая программа по учебному предмету « Природоведение» для 5,6
класса составлена на основе следующих документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам начального общего и среднего общего образования;
- письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(со
специальными
образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6;
- письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года;
- Устава МБОУ "Боградская СОШ";
- Адаптированной образовательной программы основного общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид,
5-9 класс).
Программа по предмету природоведения для 5 класса составлена на основе
авторской программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению рабочей программы по
предмету природоведения для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
реализация деятельностного подхода обеспечивает:

 придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых
предметных областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу рабочей программы по учебному предмету «Природоведениe»
для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
― принцип
коррекционно-развивающей
направленности
образовательного
процесса,
обуславливающий
развитие
личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
― принцип
практической
направленности,
предполагающий
установление тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих
первостепенное значение для решения практико- ориентированных задач;
― принцип
воспитывающего
обучения,
направленный
на
формирование
у
обучающихся
нравственных
представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных
способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий
наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип
учета
возрастных
особенностей
обучающихся,
определяющий содержание предметных областей и результаты личностных
достижений;

― принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип
направленности
на
формирование
деятельности,
обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им
предметно-практической
деятельности,
способами
и
приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
Цели и задачи реализации программы по предмету __природоведения
________
Цель реализации рабочей программы по учебному предмету «
Природоведение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ
МАКСИМАЛЬНОГО
удовлетворения
особых
образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации рабочей
программы по учебному предмету « Природоведение » предусматривает
решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учебной
деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения программы по
предмету природоведения
для
обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно–оздоровительной
работы,
организацию
художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков
(включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету на конец школьного обучения
Природоведение
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное
дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего
решения;выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе,
правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту
природоохранительных действий;осуществление деятельности по уходу за
комнатными и культурными растениями.
Учебный предмет «Природоведение» ставит своей целью расширить
кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических
биологических и географических знаний.

Основными задачами учебного предмета «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся
развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное,
логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в
дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим
миром у учеников специальной коррекционной школы формируются
первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в
природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за
явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных,
получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Рабочая программа по природоведению в 5 классе состоит из шести
разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», При
изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса и современными
достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле
и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них
обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли —
атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды,
полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их
охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с
формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в V классе и готовит учащихся к усвоению учебного предмета
«География».
Школьники
знакомятся
с
наиболее
значимыми
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны
(например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки
Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный
характер и не требует от учащихся географической характеристики этих
объектов и их нахождения на географической карте.
Одной из задач учебного предмета «Природоведение» является
формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла,
для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные

практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и
позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими
особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в
естественных условиях способствует более прочному формированию
природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного
материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных
программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального
восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды,
воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить
самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные
виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические
работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы,
необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с
учителем, обозначаются специальным знаком*.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней
должны быть отражены межпредметные связи, на которые опираются
учащиеся при изучении природоведческого материала.
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и
рабочей
тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы
и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет
в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе
от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера,
литосфера, биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование
упругости
воздуха.
Теплопроводность
воздуха.
Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение
воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче
холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз.
Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений,
животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и
его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при

тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым,
пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.
Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа:
цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и
использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля:
цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть,
горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и
другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и
использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных
металлов:
цвет,
блеск,
твердость,
упругость,
пластичность,
теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение
цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет,
твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению.
Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.
Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства
воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и
сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность
растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и
использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование
растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа
воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы
защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в
быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.Вода в природе: осадки, воды суши. Воды
суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской

воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и
океанов на карте.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.Почва — верхний слой земли. Ее
образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли,
воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая
часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства
песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и
удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.
Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение
почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты, расположенные на территории нашей страны:
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки
Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население
нашей страны.
Обобщающие уроки
Наш город (посёлок, село, деревня).
Рельеф и водоёмы. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Культурные
и
исторические
памятники,
другие
местные
достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
Учебный предмет «Природоведение» решает задачу подготовки
учеников к усвоению географического (VI класс) и биологического ( VI
класс) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в
пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например таких,
как атмосфера, воздух, равнина, глобус, карта и др.).
Рабочая программа по природоведению в 6 классе состоит из четырех
разделов.
Содержание учебного предмета «природоведение» 6 класс
Введение
Растительный мир Земли
Разнообразие растительного мира. Части растения.

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные
изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина,
боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка,
укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний
вид. Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора.
Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход.
Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы:
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей
(органов) растений.
Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена
года. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.
Приготовление отвара лекарственных трав.
Экскурсии в парк, сквер.
Животный мир Земли(
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и
водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе.
Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.
Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные
рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха.
Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день.
Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при
ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Повторение
Планируемые результаты освоения курса природоведение 6 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
 проявление мотивации при выполнении различных видов практической
деятельности на уроке природоведения, при выполнении домашнего
задания и во внеурочной деятельности;
 желание и умение выполнить природоведческое задание правильно, в
соответствии с данным образцом с использованием знаковой
символики или инструкцией учителя, высказанной с использованием
природоведческой терминологии;
 умение организовать собственную деятельность по выполнению
учебного задания на основе данного образца, инструкции учителя, с
соблюдением пошагового выполнения алгоритма природоведческой
операции;
 умение использовать природоведческую терминологию в устной речи
при воспроизведении алгоритма выполнения природоведческой
операции в виде отчета о выполненной деятельности и плана
предстоящей деятельности (с помощью учителя);
 умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе
логических действий сравнения, аналогии, обобщения, установления
причинно-следственных связей и закономерностей (с помощью
учителя) с использованием природоведческой терминологии;
 навыки межличностного взаимодействия на уроке природоведения на
основе доброжелательного и уважительного отношения к учителям и
одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к
ошибкам или неудачам одноклассников, возникших при выполнении
учебного задания;
 элементарные навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками;
умение оказать помощь одноклассникам в организации их
деятельности для достижения правильного результата при выполнении
учебного задания; при необходимости попросить о помощи в случае
возникновения собственных затруднений в выполнении
природоведческого задание и принять ее;

умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные
учителем или одноклассниками, корригировать в соответствии с этим
собственную деятельность на уроке природоведения;
 навыки самостоятельной деятельности при выполнении
природоведческой операции (учебного задания) с использованием
учебника природоведения, на основе усвоенного алгоритма действия и
самооценки, том числе на основе знания способов проверки (с
помощью учителя);
 понимание связи природоведческих знаний с жизненными ситуациями,
умение применять природоведческие знания для решения, доступные
жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми
навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью
учителя);
 элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни,
бережном отношении к природе (на основе сюжетов природоведческих
задач, содержания природоведческих заданий), использовать в этих
целях усвоенные природоведческие знания и умения;
 начальные представления об основах гражданской идентичности,
семейных ценностях (на основе сюжета природоведческих задач,
содержания природоведческих заданий).
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 называть отличительные признаки твёрдых тел от жидкостей и газов;
 определять некоторые свойства жидких, твёрдых и газообразных тел на
примере воздуха, воды и газов;
 выделять характерные признаки полезных ископаемых песчаной и
глинистой почвы;
 называть тела способные к расширению, сжатию при охлаждении,
способность к проведению тепла при нагреве;
 разделять текучесть воды и движение воздуха:
Достаточный уровень:
 обращаться с простым лабораторным оборудованием
 определять температуру воды и воздуха
 проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
 выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и







итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
выполнять доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по природоведению

Оценка
«5»

«4»

«3»

Базовый уровень
Оценка «5» ставится
ученику, если
обнаруживает
понимание материала,
может с помощью
учитель обосновать,
самостоятельно
сформулировать ответ,
привести примеры,
допускает единичные
ошибки, которые
исправляет.
Оценка «4» ставится,
если ученик дает ответ в
целом правильный, но
допускает неточности и
исправляет их с
помощью учителя
Оценка «3» ставится,
если ученик
обнаруживает знание и
понимание основных
положений данной темы,
но излагает материал
неполно, и
непоследовательно,
затрудняется
самостоятельно
подтвердить примерами,
делает это с помощь
учителя, нуждается в
постоянной помощи
учителя.

Минимально необходимый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает понимание материала, может с
помощью учитель обосновать,
самостоятельно сформулировать ответ,
привести примеры, допускает единичные
ошибки, которые исправляет с помощью
учителя

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в
целом правильный, но допускает неточности
и исправляет их с помощью учителя

Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает частичное знание и понимание
основных положений данной темы, но
излагает материал неполно, и
непоследовательно, затрудняется
самостоятельно подтвердить примерами,
делает это с помощь учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.

Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это
создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими
программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего
края.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 5,6 классов
Обучающиеся должны знать:
• что изучает природоведение;
• основные свойства воды, воздуха и почвы;
• основные формы поверхности Земли;
• простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
• основные санитарно-гигиенические требования;
• название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
• названия важнейших географических объектов*;
• правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
• демонстрировать простейшие опыты;
• проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
• называть разнообразных представителей животного и растительного
мира;
• ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
• соблюдать правила элементарной гигиены;
• оказывать простейшую медицинскую помощь.
Описание материально-технического обеспечения учебного предмета
«природоведение» в 5 классе.
Наглядные пособия:
1. Географическме карты. Физическая карта России. Физическая карта
Хакасии.
2. Глобус.
3. Иллюстрационный материал.
Описание учебно-методического обеспечения учебного предмета
«Природоведение» в 5 классе.
1. Программа
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой,
«Просвещение», Москва, допущена Министерством образования
Российской Федерации.

2. Природоведение. 5 класс: учеб. для специальных (коррекц.)
образовательных учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. –
М.: Просвещение, 2013.
3. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс: учеб. Пособие для учащихся
специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/
Т.М.Лифанова, О.А.Дубровина. – М.: Просвещение, 2013.
Календарно- тематическое планирование по природоведению 5В класс
№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее
задание

1

Введение. Природоведение .

3

2

Предметы и явления неживой и живой природы

5

Раздел 1. Вселенная
3

Экскурсия в природу для наблюдений за изменениями в
природе

4

Небесные тела: планеты, звезды

С 8-9

5

Солнце. Солнечная система Практическая №1

С 9-12

6

Исследование космоса

С 12-14

7

Полеты в космос

С 14-17

8

Смена дня и ночи

С 17-18

9

Смена времен года

С 18-21

Раздел 2. Наш дом –земля
10

Планета земля Практическая №2

С 22-23

11

Значение воздуха для жизни на Земле

С 23-25

12

Свойства воздуха

С 25-28

13

Давление и движение воздуха

С 28-31

14

Температура воздуха

С 31-34

15

Движение воздуха в природе

С 34-39

16

Состав воздуха . Кислород, его значение и применение

С 39-42

17

Состав воздуха . углекислый газ и азот

С 42-45

18

Охрана воздуха

С 45-48

Раздел 3 Полезные ископаемые
19

Виды полезных ископаемых

С 48-50

20

Полезные ископаемые, используемые в качестве
строительных материалов .Гранит , известняк

С 51-53

21

Песок , глина

С 54-57

22

Горючие полезные ископаемые: торф,

С 57-59

23

Горючие полезные ископаемые: каменный уголь

С 60-63

24

Нефть. Добыча и использование нефти

С 64-68

25

Природный газ. Использование , добыча

С 68-70

26

Полезные ископаемые, используемые для получения
металлов: черные металлы

С 71-73

27

Цветные металлы

С 74-77

28

Благородные металлы

С 77-80

29

Охрана полезных ископаемых

С 80-82

30

Обобщающий урок . полезные ископаемые
Раздел 4 Вода
Вода в природе. Вода и пар, снег и лёд.

С 84-86

32

«Свойства воды». Лабораторная работа 1

С 86,с 97

33

Растворимые и нерастворимые вещества

С 88-90

34

Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода

С 91-93

35

Три состояния воды

С 93-95

36

Расширение и сжатие воды .

С 95-99

37

Работа воды в природе

С99-102

38

Значение воды в природе и жизни человека.

С 102-105

39

Вода в природе: осадки, воды суши

С 105-107

40

Круговорот воды в природе

С 107-108

41

Водоёмы суши : ручьи, реки

С 108-109

31

42

Воды суши : озера, болота

С 109-112

43

Моря и океаны .

С112-114

44

Охрана воды

С 114-116

45

Обобщающий урок по теме «Вода на земле»
Раздел 5 Поверхность суши почва

46

Формы поверхности суши

С 116-117

47

Горы

С 117-119

48

Практическая работа в кон карте . горы

49

Почвы - верхний слой земли

С 119-122

50

Разнообразие почв

С 122-124

51

Основное свойство почвы- плодородие

С 124-126

52

Обработка почвы

С 126-128

53

Обобщающий урок
Глава 6 Есть на земле страна Россия

54

Место России на земном шаре.

С 129-131

55

Моря и океаны омывающие берега РФ

С 131-134

56

Равнины и горы на территории РФ

С 134-136

57

Реки и озера России

С 136-139

58

Москва-столица нашей Родины.

С 139-141

59

Санкт-Петербург

С 141-144

60

Города Золотого кольца России

С 144-146

61

Нижний Новгород, Казань

С 146-149

62

Новосибирск, Владивосток

С 149-151

63

Животный и растительный мир России

С 151-154

64

Многонациональное население РФ

С 154-155

65

Культурные и исторические памятники Хакасии

66

Экскурсия . важнейшие географические объекты

67

Повторение неживая природа

68

Итоговая контрольная работа. Россия – родина моя

Календарно- тематическое планирование по природоведению 6В класс
№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее
задание

1

Живая природа: растения, животные, человек.

3

2

Разнообразие растительного мира

5

3

Среда обитания растений.

4

Строение растений.

С 8-9

5

Деревья, кустарники, травы.

С 9-12

6

Лиственные растения.

С 12-14

7

Хвойные деревья.

С 14-17

8

Дикорастущие кустарники.

С 17-18

9

Культурные кустарники.

С 18-21

Травы.
10

Декоративные растения.

С 22-23

11

Лекарственные растения.

С 23-25

12

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

С 25-28

13

Комнатные растения: герань, бегония, фиалка,
традесканция.

С 28-31

14

Растительный мир разных районов Земли.

С 31-34

15

Растения нашей страны.

С 34-39

16

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

С 39-42

17

Красная книга России и своей области.

С 42-45

18

Разнообразие животного мира.

С 45-48

19

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

С 48-50

20

Животные: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

С 51-53

21

Насекомые.

С 54-57

22

Бабочки, стрекозы, жуки.

С 57-59

23

Кузнечики, муравьи, пчелы.

С 60-63

24

Рыбы.

С 64-68

25

Морские и речные рыбы.

С 68-70

26

Земноводные. Лягушки. Жабы.

С 71-73

27

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

С 74-77

28

Птицы.

С 77-80

29

Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

С 80-82

30

Лебеди, журавли, чайки.

31

Птицы своего края

С 84-86

32

Млекопитающие.

С 86,с 97

33

Млекопитающие суши.

С 88-90

34

Млекопитающие морей и океанов.

С 91-93

35

Домашние животные в городе и деревне.

С 93-95

36

Сельскохозяйственные животные: лошади.

С 95-99

37

Сельскохозяйственные животные: коровы.

С99-102

38

Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи.

С 102-105

39

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

С 105-107

40

Уход за животными в живом уголке или дома.

С 107-108

41

Аквариумные рыбки.

С 108-109

42

Канарейки, попугаи.

С 109-112

43

Морские свинки, хомяки, черепахи.

С112-114

44

Домашние кошки.

С 114-116

45

Собаки.

46

Животные холодных районов Земли.

47

Животные умеренного пояса.

С 116-117

48

Животные жарких районов Земли.

С 117-119

49

Животный мир нашей страны.

50

Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.

С 119-122

51

Животные вашей местности. Красная книга области.

С 122-124

52

Как устроен наш организм.

С 124-126

53

Как работает наш организм.

С 126-128

54

Здоровый образ жизни человека.

С 129-131

55

Осанка.

С 131-134

56

Органы чувств.

С 134-136

57

Правила гигиены и охрана органов чувств.

С 136-139

58

Здоровое питание.

С 139-141

59

Дыхание. Органы дыхания. Гигиена дыхания.

С 141-144

60

Оказание первой медицинской помощи.

С 144-146

61

Профилактика простудных заболеваний. Обращение за
медицинской помощью.

С 146-149

62

Специализация врачей.

С 149-151

63

Медицинские учреждения нашего города.

С 151-154

64

Обобщающий урок. Неживая природа.

С 154-155

65

Обобщающий урок. Живая природа.

66

Повторение неживая природа

67

Повторение неживая природа

68

Итоговая контрольная работа. Россия – Родина моя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».