Профессионально трудовое обучение. Швейное дело

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной программеосновного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Рабочая программапо предмету
Профессионально-трудового обучения (швейное дело)
(7-9 класс)

Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

7 класс






Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 7 классе разработана на основе Примерной программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ от 21.12.2012г.;
- «Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденный 10. 04.
2002 г., № 29/2065-п.;
- Учебный план МБОУ «Боградская СОШ» на 2022-2023 учебный год;
- Учебник (Швейное дело) Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина, «Просвещение» 2016г. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ к
использованию в процессе в образовательных специальных (коррекционных) учреждениях на 2022-2023 учебный год.
Основной целью обучения является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой
деятельности.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Коррекционная работа включает следующие направления
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
- коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не
только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей учащихся. При проведении
коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям учащихся и позволяет в
наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ученику ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Образовательный (учебный) план МБОУ «Боградская СОШ» отводит на учебный год 272 часа учебного времени (8 ч. в неделю), 34 рабочие недели.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от
степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного
времени.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики учащихся. Кроме того, выполнение швейных
работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им
в определенной степени самостоятельность в быту.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, изо и др. предметах.
Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей и т.д.
Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют практические работы на образцах, отрабатывая технику выполнения швов отдельных узлов,
что обеспечивает успешность выполнения заданий.
В учебный план включены часы этнокультурного потенциала (10% от общего количества часов, отведенного на изучение материала учебного курса как вкрапление в
предмет), что позволяет ознакомить учащихся с историей возникновения одежды населяющих малых народов, пошива и отделки изделий.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а
также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих
целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию
личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том
числе гражданственности, толерантности.
Содержание
Содержание разделов курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 7 классе:
«Вводное занятие» - знакомство с планом работы, с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций по правилам безопасной работы.
«Промышленная швейная машина с электроприводом» - марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной
машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении
скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.
«Пошив постельное бельё. Пошив однодетального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда» - назначение, стандартные размеры, ткани для пошива,
название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей постельного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве изделий. Необходимость
контроля за правильностью выполнения предшествующих операций. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия.
«Сведения об одежде. Отделка швейных изделий» - виды одежды, виды отделки, отделочные материалы, оборки.
«Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва» - мерки для построения чертежа выкройки; названия контурных срезов и деталей; расход ткани
на изделие, особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Производственный способ раскроя (вразворот). Надставка-клин: допустимые
соединение с основной деталью (по какой нити).

«Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки» - ночная сорочка с прямоугольным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной
обтачкой.
«Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия» - назначение изделий, ткани для пошива, мерки для построения чертежа пижамных брюк,
название деталей изделия и контурных срезов. Моделирование на основе пижамных брюк (трусы спортивные, шорты). Особенности раскроя парных деталей. Расчет
расхода ткани.
«Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой» - фасоны, виды отделок. Использование выкройки сорочки без плечевого шва.
« Соединение основных деталей в изделии поясного белья» - технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии.
«Соединение основных деталей в изделии плечевого белья» - швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва
в бельевом изделии.
«Ремонт одежды» - штопка. Заплата. Эстетика одежды. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты.
Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Выполнение штопки.
«Понятие о ткацком производстве» - ткацкое производство. Общее представление о профессии. Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина
(тонина), извитость, прочность). Получение пряжи.
«Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий» - складка: виды (односторонняя, встречная, байтовая), назначение, конструкция, ширина и глубина.
Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками. Застежка в юбке: виды, длина, фурнитура, особенности обработки в юбках из разных тканей.
Петли из ниток.
«Прямая юбка» - построение чертежа, изготовление выкройки, моделирование, раскрой. Обработка низа прямой юбки. Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой
верхнего среза прямой юбки.
«Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки» - чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани
при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб.
«Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы» - использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную
тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.
«Практическое повторение, самостоятельная работа» - изготовление юбок прямой и расклешенной, ночной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника. Выполнение
заказов базового предприятия пооперационным разделением труда.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты освоения учащимися 7 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно
Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два
компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:
- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в
творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект,
умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).

Требования к уровню подготовки учащихся:
Должны знать/понимать:
- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: Просвещение, 2007 г.
2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 7 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- М.: Просвещение, 2009 г.
Дополнительная литература:
1. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2019.
2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.
- М.: Просвещение, 2020.
3. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной
школе. // Дефектология. 1993, №5
4. Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5-7 классы. – издательство «Экзамен», Москва – 2016
5. Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2015.
6. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.
7. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
8. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
10. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. Дульнева Г.М. "Просвещение". М, 2017
11. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн.для учителя.М.:Просвещение,1991. -94с.

Тематическое планирование 7 класс Швейное дело 204 часа
1 четверть 9 недель * 6 часов = 54 часа
II четверть 7 недель * 6 часа = 42 часа
№ п/п
Разделы программы
1
Вводное занятие. Задачи предстоящего учебного
года и план работы на четверть.
2
Промышленная швейная машина 22-А класса
ПМЗ
3
Пошив однодетального изделия с прямыми
срезами. Пооперационное разделение труда
4
Построение чертежа и раскрой женского и
детского белья без плечевого шва
5
Обработка подкройной обтачкой горловины
ночной сорочки
6
Самостоятельная работа
7
Практическое повторение
Всего часов в четверти

К-во часов
2
2

№ п/п
Разделы программы
1
Вводное задание. Правила ТБ
2
Понятие о ткацком производстве
3
Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника

5

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой
поясного бельевого изделия
Соединение основных деталей в изделии поясного белья

12

6

Изготовление выкройки плечевого изделия и раскрой

6

7

Ремонт одежды

2

8

Бригадный метод пошива постельного белья

2

9

Самостоятельная работа

2

Всего часов в четверти

42

18

4

22
6
2
2
54

III четверть 10 недель* 6 часа = 60 часа
№ п/п
Раздел программы
К-во часов
1
Вводное занятие. ПТБ. План работы на четверть.
2
2
Построение чертежа, изготовление выкройки и
10
раскрой прямой юбки.
3
Обработка низа прямой юбки
8
4
Обработка притачным поясом или корсажной
10
тесьмой верхнего среза прямой юбки
5
Обработка складок в поясном женском и детском
14
платье
6
Обработка застёжек в боковом шве поясного
12
изделия
7
Самостоятельная работа
4
Всего часов в четверти
60

К-во часов
2
4
4

IV четверть 8 недель*6часа = 48 часов
№ п/п
Разделы программы
1
Вводное занятие. ПТБ
2
Построение чертежа, раскрой и пошив
расклешенной юбки.
3
Обработка оборок
4
Самостоятельная работа.
Всего часов в четверти

8

К-во часов
2
28
14
4
48

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;
- полнота ответа;
- умения практически применять все знания;
- последовательность изложения и речевого оформления ответа.
ОЦЕНКА «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформировать ответ.
ОЦЕНКА «4» - при ответе допускает неточности; ошибки в речи; ошибки исправляет только при помощи учителя.
ОЦЕНКА «3» - материал излагает недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; ошибки исправляет при постоянной помощи учителя и
учащихся.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
ОЦЕНКА «5» - за работу без ошибок, но допускаются исправления самим учеником;
ОЦЕНКА «4» - за работу с 1-2 ошибками;
ОЦЕНКА «3» - за работу с 3-5 ошибками;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ
учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами и на промышленной универсальной швейной машине; специализированные швейные
машины, краеобметочную машину, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру
полотняного, саржевого и сатинового переплетений, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон
(льняные, шерстяные ткани);
- технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила
подготовки универсальной швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей;
- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, последовательность построения основы чертежа,
некоторые способы моделирования ночных сорочек.
- общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения
женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки, детской пижамы, прямой юбки, их условные
обозначения;
- понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования юбки, правила подготовки выкройки к раскрою;
- назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: бельевого, запошивочного,
стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом;
способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки вытачек, виды и обработки складок, обработку застежек оборудование рабочего
места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
- способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации, и штопкой, правила ухода за одеждой из шерстяных и льняных тканей.

Учащиеся должны уметь:
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани;
- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать
швейную машину и регулировать ее скорость. Выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с
подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка; обрабатывать края на краеобметочной машине;
- читать и строить чертеж ночной сорочки, юбки детской пижамы, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование
фасонов горловины ночной сорочки, Способы моделирования конических, клиньевых, прямых юбок, подготавливать выкройку к раскрою;
- выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: бельевой, запошивочный, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку,
расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы.
- обрабатывать вытачки, складки, застежки, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и
контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом,
тесьмой или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
- ремонтировать одежду заплатами, штопкой.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Комплекты таблиц «Одежда», «Волокна», «Ткани», «Пуговицы»,
2.Комплекты оборудования:
- столы;
- стулья;
- Электроутюг;
- швейные машины с ножным приводом;
- гладильная доска;
3. Инструменты и приспособления для ручных работ;
4. Инструменты и приспособления для раскроя ткани;
5. Набор деловых бумаг (объяснительная, докладная, заявление)

Раздел
программы
№ урока

7 класс – 1 ч.
I – четверть - 54 часа
Тема
урока

1-2
Вводное занятие

3-4

К-во
часов

7.1.Вводное занятие - 2 часа
Познакомить с планом работы на четверть.
2 Мотивация, внимание.
Создание соответствующего эмоционального фона.
Промышленная швейная машина 22-А класс ПМЗ - 2часа

Познакомить с видами промышленных швейных машин и их назначением.
Формировать умение приобретать знания из книги.
Создание соответствующего эмоционального фона.
7.1 Пошив однодетального изделия с прямыми срезами (постельное бельё). Пооперационное разделение труда - 18 часов
Учить приёмам выполнения машинных швов без предварительного намётывания.
Бельевые швы
2 Способствовать усвоению новых трудовых приёмов. Интеллектуально-волевое
воспитание, исполнительная дисциплина
Вырабатывать навыки выполнения контрольно-измерительных операций.
Наволочка с клапаном
2 Формировать умение выполнять трудовое задание на основе письменной
инструкции
Учить приёму выполнения машинных швов. Осуществлять контрольноПошив наволочки с клапаном
2
измерительные операции. Воспитание ответственности
Учить приёму выполнения машинных швов. Осуществлять контрольноПошив наволочки с клапаном
2
измерительные операции. Воспитание ответственности
Усвоение правил безопасной работы. Закрепить тех. знания. Вырабатывать
Пооперационное разделение труда
2
устойчивую привычку соблюдения правил б.р.
Учить продуктивным способам деятельности работы с таблицей, структурой книги.
Свойства хлопчатобумажной ткани
2
Учить обобщению, опираясь на признаки. Приучать преодолевать нетерпеливость
Учить продуктивным способам деятельности работы с таблицей, структурой книги.
Свойства льняной ткани
2
Учить обобщению, опираясь на признаки. Приучать преодолевать нетерпеливость
Учить отличать х/б и льняные ткани. Коррекция зрительно-тактильного
Определение х/б и льняной тканей
2
восприятия. Интерес к познавательной деятельности
Промышленная швейная машина

5-6

7-8

9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22

Задачи

Ткацкое производство

2

2

Дать общее представление о ткацком производстве. Пополнять пассивный словарь

Дата

23-24
25-26

27-28
29-30
31-32
33-34

35-36
37-38

39-40
41-42
43-44

45-46
47-48
49-50

51-52

7.1 Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва – 22 часа
Дать общее представление о прядильном производстве. Пополнять пассивный
Прядильное производство
2
словарь
Познакомить с общим видом сорочки и тканями для пошива. Поддерживать
Ночная сорочка без плечевого шва.
2 интерес к приобретению знаний. Создание соответствующего эмоционального
Детали кроя.
фона. Учить правилам чтения рисунков.
Снятие мерок.
Учить планировать предстоящую работу по письменной инструкции. Воспитывать
2
План изготовления.
интерес к познавательной деятельности.
Расчёт расхода ткани на сорочку
2 Учить делать расчёт ткани на пошив сорочки.
Построение чертежа в натуральную
Учить выполнять чертёжно-графические работы .Развивать плоскостную
2
величину
ориентацию. Стремление к разумной самостоятельности
Учить изготовлению выкройки.
Изготовление выкройки сорочки
2 Развивать плоскостную ориентацию.
Социальные мотивы поведения
Учить экономной рациональной раскладке. вырабатывать привычку в соблюдении
Раскладка деталей выкройки
2
правил безопасной работы. Старательность
Изготовление выкройки подкройной
Учить изготовлению выкройки, развивать плоскостную ориентацию.
2
обтачки
Социальные мотивы поведения
Побуждать к самостоятельности
Выкраивание изделия и подкройной
2 Учить приёму вырезания мелких деталей.
обтачки.
Повторить трудовой приём подготовки кроя. отрабатывать до автоматизма правила
Подготовка кроя к обработке
2
безопасной работы. Стремление к разумной самостоятельности
Обработка среза горловины подкройной
Познакомить с планом обработки горловины подкройной обтачкой. Формировать
2
обтачкой
умение ориентироваться в трудовом задании. воспитывать старательность
7.1 Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки – 6 часа
План пошива сорочки.
2 Учить составлению плана пошива сорочки.
Учить воссозданию целого из частей. Воспитывать строгое и неукоснительное
Обработка среза горловины
2
соблюдение правил безопасной работы.
Учить приёму настрачивания. Развивать стремление к самоконтролю. Воспитывать
Пошив сорочки
2
аккуратность.
7.1 Самостоятельная работа - 2 часа
Самостоятельная работа и анализ её
2 Проверить степень усвоения программного материала за 1 четверть
качества
7.1 Практическое повторение - 2часа

53-54

Практическое повторение

2

Совершенствовать трудовые приёмы, навыки
II – четверть 42 часа
7.2 Вводное занятие – 2 часа

Познакомить с планом работы на четверть.
Мотивация, внимание.
Создание соответствующего эмоционального фона
7.2 Понятие о ткацком производстве - 4 часа

1-2
Вводное занятие

2

3-4
Отделка тканей. Ткацкие дефекты
Саржевое переплетение

2

5-6
Окраска тканей
Сатиновое переплетение

2

Познакомить с видами отделки тканей. Учить распознавать дефекты при покупке
ткани. Учить выполнению простого переплетения и его свойствами
Воспитывать умение управлять своими эмоциями
Коррекция мелкой моторики рук. воспитывать аккуратность в работе
Учить проверять прочность окраски, выполнению простого переплетения и его
свойствами.
Развивать умение следить за высказываниями учителя и товарищей. Воспитывать
культуру общения в трудовой группе, аккуратность в работе.
Коррекция мелкой моторики рук.

7.2 Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника – 4 часа
7-8

9-10

11-12

Дать представление о назначении изделия применяемых тканях и отделки
Учить рациональной раскладке. формировать навыки бережного отношения к
2
ткани. Воспитание умения организовать свои действия. Формировать умение
анализировать образец и планировать предстоящую работу.
Закрепить последовательность обработки выреза подкройной обтачкой
Закрепить приём настрачивания обтачки. Вырабатывать устойчивую привычку
осуществлять контрольно-измерительные операции. Воспитывать настойчивость в
Обработка выреза обтачкой. Соединение
преодолении трудностей. Закрепить приём обработки срезов соединительным
полотнищ пододеяльника
2
швом. Развивать умение применять известные ранее знания при выполнении
Окончательная отделка изделия
трудового задания. Воспитывать ответственность за качество работы
Учить приёмам ВТО и складывания по стандарту. Вырабатывать устойчивую
привычку в соблюдении т.б. при работе с утюгом
7.2 Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия - 8 часов
Познакомить с видами тканей для пижамы (зима).
Детская пижама
2 Учить правилам и последовательности измерения фигуры, обозначению мерок.
Пижамные брюки. Снятие мерок
Развитие пространственной ориентации. Воспитывать культуру в общении
Пододеяльник. Раскрой пододеяльника.
План пошива пододеяльника

13-14

15-16
17-18

Учить выполнять чертёжно-графические работы. Развивать плоскостную
ориентацию.
Воспитывать внимательность
Учить выполнять чертёжно-графические работы. Развивать плоскостную
ориентацию. воспитывать внимательность

Построение чертежа брюк (сетка)
Построение чертежа брюк

2

Раскладка выкройки пижамных брюк

2

Учить рациональной раскладке.
Формировать умение выполнять контрольно-оценочные действия

Подготовка кроя к обработке.

2

Учить приёму переноса линий.
Приучать соблюдать правила б.р.

7.2 Соединение основных деталей в изделии поясного белья – 12 часов
19-20

План пошива

2

21-22
Стачивание шаговых швов

2

23-24
Соединение левой и правой деталей брюк

2

25-26
Обработка верхнего среза брюк.

2

27-28
Обработка нижнего среза брюк.

2

Развивать умение планировать предстоящую работу.
Учить приёму обработки шаговых срезов, приёму вкладывания деталей и их
соединению.
Формирование знаний и представлений о содержании приёма .
Воспитание умения организовать свои действия
Развивать самоконтроль. Развитие аккуратности
Учить приёму обработки шаговых срезов, приёму вкладывания деталей и их
соединению.
Формирование знаний и представлений о содержании приёма .
Воспитание умения организовать свои действия
Развивать самоконтроль. Развитие аккуратности
Учить приёму обработки шаговых срезов, приёму вкладывания деталей и их
соединению.
Формирование знаний и представлений о содержании приёма .
Воспитание умения организовать свои действия
Развивать самоконтроль. Развитие аккуратности
Закрепить приём обработки нижнего среза швом вподгибку.
Развивать умение применять известные ранее знания при выполнении трудовых
приёмов.
Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, культуру общения в
группе
Выявить уровень усвоения правил ВТО. Активизировать пассивный словарь.

29-30
Окончательная отделка пижамы.
Влажно-тепловая обработка готового
изделия.

2

Закрепить приём обработки нижнего среза швом вподгибку.
Развивать умение применять известные ранее знания при выполнении трудовых
приёмов.
Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, культуру общения в
группе
Выявить уровень усвоения правил ВТО. Активизировать пассивный словарь.

Изготовление выкройки плечевого изделия и раскрой – 6 часов
31-32
Пижамная сорочка. Изготовление
выкройки

2

33-34
Раскрой пижамной сорочки
Подготовка кроя. План пошива

35-36

Пошив пижамной сорочки по плану

37-38
Наложение заплаты
Выполнение штопки

2

Учить приёму переноса контурных линий, освоению правил и трудового
приёма раскроя.
Формировать умение выполнять контрольно-оценочные действия. воспитывать
неукоснительное соблюдение правил.
Развивать умение планировать предстоящую работу. Приучать соблюдать
правила т.б.

Проверить усвоение последовательности выполнения шва вподгибку. Выявить
уровень самостоятельности. Воспитывать аккуратность. Учить приёму ВТО
изделия. Вырабатывать устойчивую привычку в соблюдении т.б. при работе с
утюгом.
Ремонт одежды – 2 часа
Учить приёму выполнения ремонта накладным швом.
2 Воспитывать бережное отношение к одежде.
Познакомить с методом штопки.
Воспитывать уважение к родителям.
Бригадный метод пошива повязок – 2 часа
2

39-40

41-42

Учить изготовлению выкройки пижамной сорочки на основе сорочки.
Формировать умение анализировать образец изделия и планировать
предстоящую работу

Пошив повязок

2

Самостоятельная работа

2

Познакомить с бригадным методом работы.
Развивать ответственность к общественно-полезному труду.
Воспитывать правильные коллективные отношения
Самостоятельная работа – 2 часа
Проверить усвоение приёмов работы, последовательности пошива наволочки с
клапаном.

III четверть 60 часов

7.3 Вводное занятие – 2 часа.
1-2
Вводное занятие. ПТБ

Познакомить с планом работы на четверть, со свойствами шерстяного волокна
Мотивация, внимание.
Создание соответствующего эмоционального фона
7.3 Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой прямой юбки – 10 часов
2

Прямая юбка
Снятие мерок и построение чертежа

2

Дать общие сведения о прямой юбке.
Познакомить с названиями контурных линий юбки, добиваться соблюдения
общепринятых норм.
Познакомить с мерками для юбки и с правилами снятия и записью.
Пространственная ориентация. Стремление к разумной самостоятельности.
Правильное общение в парах, в коллективе

Построение чертежа прямой юбки М 1:4

2

Учить выполнять построение чертежа по инструкции учебника.
Плоскостная ориентация. Воспитывать сдержанность

Построение чертежа прямой юбки по
своим меркам.

2

Учить выполнять четрёжно-графические работы. Учить выполнять расчёт ширины
сетки и глубины вытачек

3-4

5-6
7-8

Учить выполнять контрольно – измерительные, оценочные действия.
Первоначальное усвоение новой технологической операции.
Раскрой деталей выкройки юбки.
Развивать настойчивость с сдержанность в поведении.
2
Подготовка деталей кроя юбки к обработке
Познакомить со способами раскладки.
Учить построению припусков в области вытачек.
Воспитывать трудовую дисциплину.
11-12
Учить точному и рациональному переводу, умению планировать предстоящую
Обработка вытачек
работу.
2
Закрепить технико-технологические знания.
Воспитывать старательность в работе.
7.3 Обработка низа прямой юбки – 8 часов
13-14
Познакомить со способами обработки низа изделия, в зависимости от ткани и
Обработка нижнего среза изделия
2 фасона, активизировать учащихся. Воспитывать интерес к познавательной
деятельности.
9-10

15-16

Обработка среза потайными стежками.

17-18 Обработка нижнего среза крестообразными
стежками

2

Учить выполнению потайного стежка. Места его применения. Тренировать
глазомер. Коррекция тактильно восприятия

2

Учить выполнению крестообразного стежка. Места его применения. Тренировать
глазомер. Первоначальное усвоение новых тех.знаний.

2

Познакомить с применением строчки зигзаг, техникой её выполнения.
Первоначальное усвоение новых тех. знаний.
Формировать обобщенные умения - способность выполнять трудовые задания в
изменённых условиях

19-20
Обработка нижнего среза строчкой зигзаг
Обработка закруглённого среза

7.3 Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки - 10 часов
21-22

23-24

25-26
27-28
29-30

Краеобмёточная швейная машина 51-го А
класса ПМЗ
Обработка срезов стачного шва

2

2

Изучать Правила безопасной работы . Поддерживать устойчивый интерес к
приобретению проф. знаний
Учить преодолевать нетерпеливость
Осознание конечного результата предстоящей работы. Развивать умения
применять известные ранее технические и технологические знания при
выполнении трудовых заданий. Воспитывать аккуратность в работе.
Учить приёму обработки притачного пояса. Осуществлять контрольноизмерительные операции. Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей

Заготовка пояса

2

Обработка верхнего среза юбки

2

Учить приёму соединения пояса с верхним срезом юбки. Приучать соблюдать
правила техники безопасности

Обработка нижнего среза юбки. Проверка
качества пошива юбки

2

Учить производить обработку нижнего среза. Приучать к самостоятельности.
Приучать вести учёт выполненной работы, к самоконтролю.
Формировать правовые убеждения в оценке

7.3 Обработка складок в поясном женском и детском платье –14 часа
31-32 Разновидности складок (классические и
простые узкие или защипы).
33-34

Комбинированные складки (классические и
простые)

2

Учить обобщению опираясь на существенные признаки. Воспитывать интерес к
познавательной деятельности.

2

Первоначальное усвоение технологической операции. Учить обобщению опираясь
на существенные признаки. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

35-36 Выполнения односторонней складки в
женской и детской одежде.

2

Первоначальное усвоение технологической операции. Учить обобщению опираясь
на существенные признаки. Воспитывать интерес к познавательной деятельности

37-38 Выполнение встречной складки в женской
одежде и детском платье.

2

Первоначальное усвоение технологической операции. Учить обобщению опираясь
на существенные признаки. Воспитывать интерес к познавательной деятельности

39-40 Выполнение бантовой складки в женской
одежде и в детском платье.

2

Первоначальное усвоение технологической операции. Учить обобщению опираясь
на существенные признаки. Воспитывать интерес к познавательной деятельности

41-42 Выполнение бантовой складки.
Выполнение веерной складки.

2

Первоначальное усвоение технологической операции. Учить обобщению опираясь
на существенные признаки. Воспитывать интерес к познавательной деятельности

43-44 Фигурные складки. Декоративное
использование складок

2

Первоначальное усвоение технологической операции. Учить обобщению опираясь
на существенные признаки. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

7.3 Обработка застёжек в боковом шве поясного изделия – 12 часов
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56

Пришивание крючков.

2

Учить приёму выполнения застёжки. Формировать навыки выполнения
технологической операции. Воспитывать аккуратность, критичность

Пришивание петель.

2

Учить приёму выполнения застёжки. Формировать навыки выполнения
технологической операции. Воспитывать аккуратность, критичность

Пришивание кнопок.

2

Учить приёму выполнения застёжки. Формировать навыки выполнения
технологической операции. Воспитывать аккуратность, критичность

Выполнение петель из ниток

2

Учить приёму выполнения застёжки. Формировать навыки выполнения
технологической операции. Воспитывать аккуратность, критичность

Обработка застёжки тесьмой-молнией

2

Учить приёму выполнения застёжки. Формировать навыки выполнения
технологической операции. Воспитывать аккуратность, критичность

Обработка застёжки на крючках

2

Учить приёму выполнения застёжки. Формировать навыки выполнения
технологической операции. Воспитывать аккуратность, критичность

57-58
59-60 Самостоятельная работа

7.3 Самостоятельная работа – 4 часа
Проверить степень усвоения программного материала за 3 четверть. Вывить
4 уровень самостоятельности в планировании. Воспитывать честность, адекватные
эмоциональные отношения к результатам труда.

IV четверть - 48 часов
7.4 Вводное занятие – 2 часа
1-2

Вводное занятие. ПТБ. План работы на
четверть.

2

Побуждать к расширению кругозора.
Воспитывать стремление к целесообразно организованной деятельности.

7.4 Построение чертежа и раскрой расклешённой юбки – 28 часов
3-4

Клёшевые и клиньевые юбки; Юбка
«солнце»; Юбка «полусолнце».

5-6

Раскрой и пошив клешевых юбок.
План работы по пошиву юбок клёш.

7-8

Обработка боковых срезов

9-10
11-12

2
2

Усвоение правил БР и значение их соблюдения в практической работе

2

Развивать умение планировать предстоящую работу на основе комбинированной
карты
Учить продуктивным способам деятельности с текстами учебника

2

Учить воссозданию целого из частей.
Побуждать к самостоятельности

Обработка нижнего среза

2

Чёткое усвоение технологической операции
Закрепить технические и технологические знания

Окончательная отделка изделия

2

Юбка из клиньев; Построение чертежа
юбки из клиньев.

2

Обработка верхнего среза

13-14

15-16

17-18 Раскрой юбки из клиньев
План работы по пошиву юбки из клиньев
21-22 Окантовочный шов

Обработка боковых срезов

Учить обработке закруглённого среза.
Усвоение и осознание конечного результата работы.
Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей
Учить выполнять оценочные действия. Воспитывать критичность и
самокритичность
Поддерживать устойчивый интерес к приобретению новых знаний. Воспитывать
интерес к познавательной деятельности

2

Усвоение правил БР и значение их соблюдения в практической работе

2

Развивать умение планировать предстоящую работу на основе комбинированной
карты
Учить продуктивным способам деятельности с текстами учебника

19-20

23-24

Познакомить с деталями и контурами юбки.
Формировать умение выделять общие признаки у клешевых юбок.

2

2

Учить приёму обработки.
Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей
Учить приёму обработки.
Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей

25-26
27-28

Обработка пояса.

2

Вырабатывать навыки выполнения контрольно-измерительных операций

Обработка верхнего среза

2

Вырабатывать навыки выполнения контрольно-измерительных операций

29-30
Обработка нижнего среза оборкой

31-32

Развивать умение применять известные ранее технические и технологические
знания при выполнении приёмов
Учить приёму соединения оборки и основной детали
7.4 Обработка оборок и воланов – 14 часов
2

Разновидности оборок, воланов

2

Дать понятие об оборках и воланах, их назначении.

Обработка отлетного среза оборки

2

Учить приёму обработки. Повышать уровень мотивации при выполнении работ на
образцах.

Обработка отлетного среза оборки

2

Учить приёму обработки. Повышать интерес и уровень мотивации при
тренировочных упражнениях.

37-38 Применение многоярусных оборок в
изделии.

2

Учить приёму обработки. Повышать познавательный интерес и уровень мотивации
при тренировочных упражнениях.

39-40 Применение многоярусных воланов в
изделии.

2

Учить приёму обработки. Повышать уровень мотивации при тренировочных
упражнениях

41-42 Соединение оборки с деталью накладным
швом

2

Осуществлять контрольно-измерительные операции. Учить приёму соединения
оборки и основной детали

43-44 Втачивание оборок в шов соединения двух
деталей

2

Учить приёмы втачивания оборки между двумя деталями. Формировать
правильное самостоятельное общение.

33-34
35-36

Самостоятельная работа – 4 часа
45-46
47-48 Самостоятельная работа
Итого за учебный год:

4
204

Формировать умение проверять и оценивать свои действия.
Проверить степень усвоения программного материала.
Воспитывать честность, адекватность к результатам труда.

8 класс
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе Примерной
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд.
центр ВЛАДОС, 2012.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ от 21.12.2012г.;
- «Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
утвержденный 10. 04. 2002 г., № 29/2065-п.;
- Учебный план МБОУ «Боградская СОШ» на 2022-2023 учебный год;
- Учебник (Швейное дело) Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина, «Просвещение» 2013г. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ к
использованию в процессе в образовательных специальных (коррекционных) учреждениях на 2022-2023 учебный год.
Основной целью обучения является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции
трудовой деятельности.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:





формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Коррекционная работа включает следующие направления
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
- коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять
процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических
особенностей учащихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально
отвечает познавательным возможностям учащихся и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу,
предоставляя ученику ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Согласно действующему учебному плану, МБОУ «Боградская СОШ», на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в
8 классе отводится – 272 часа (8 часов в неделю) 34 рабочие недели.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в
зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение
отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики учащихся. Кроме того,
выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их
социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, изо и др. предметах.
Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей и т.д.
Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют практические работы на образцах, отрабатывая технику выполнения швов
отдельных узлов, что обеспечивает успешность выполнения заданий.
В учебный план включены часы этнокультурного потенциала (10% от общего количества часов, отведенного на изучение материала учебного курса
как вкрапление в предмет), что позволяет ознакомить учащихся с историей возникновения одежды населяющих малых народов, пошива и отделки
изделий.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри
предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет
приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических
процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в
современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Содержание
Содержание разделов курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе:
I четверть
Вводное занятие
План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.
Вышивание гладью
Изделия. Отделка на изделии (гладь).
Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки.
Способы перевода рисунка на ткань.
Умение. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань.
Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).
Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани для
блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных
срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани
на блузку.
Умение. Проглаживание копировальных оттисков.
Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском
на швы. Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.
Соединение основных деталей плечевого изделия
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окан-товочным швом или косой
обтачкой).
Теоретические сведения. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость,
скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного
рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом).
Умение. Распознавание шелковой ткани.
Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.
Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.
Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку.
Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом
нижнего среза. Утюжка и складывание блузки по стандарту.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным
разделением труда.

Самостоятельная работа
Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без
воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки.
Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1: 4).
Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки.
Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и
подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.
Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачи-вание плечевых срезов.
Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметыва-ние и обтачивание горловины платья.
Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом вподгибку с
закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. (Оборкой можно обрабатывать и горловину путем втачивания ее одновременно с обтачкой.) Утюжка и складывание изделия.
Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре, круглый вырез, вырез углом, с застежкой посередине переда или на спинке).
Обработанных подкройной обтачкой горловины.
Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта.
Ремонт одежды
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на
легкое верхнее платье.
Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на
машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и
петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
Практическое повторение
Виды работы. Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев (женских, детских), нижнего белья (детского и женского). Выполнение
заказов базового предприятия.
Раскрой изделия с использованием готовых лекал.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
III четверть
Вводное занятие

План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.
Отделка легкой одежды
Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).
Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей.
Мережка столбиком, пучками.
Умение. Выполнение мережки.
Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных
деталей. Соединение отделочных деталей с изде лием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и за-страчивание деталей изделия со
складочками. Выполнение мережки.
Построение чертежа основы платья
Изделие. Выкройка основы платья.
Теоретические сведения. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон).
Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры.
Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.
Умение. Распознавание синтетической ткани.
Лабораторная работа. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.
Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачиваться водой, стойкость при нагревании).
Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке
Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.
Теоретические сведения. Основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая
воспламеняемость). Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии
низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.
Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжетов).
Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника
на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава.
Раскрой и обработка воротника.
Обработка деталей с кокетками
Изделие. Кокетка.
Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка.
Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.
Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка
накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы
платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.
Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом.
Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Теоретические сведения. Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки
с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и
соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.
Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.
Практические работы. Установка линеек и лапок на швейной машине. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачива-ние деталей.
Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка
нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка,
складывание по стандарту изделия.
Самостоятельная работа
Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. (Выполняется по готовому крою.)
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата
Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты.
Выкройка отложного воротника.
Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые
материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Воротник. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.
Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на
ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.
Обработка бортов подбортами в легком женском платье
Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.
Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении
стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение
хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.
Умение. Регулировка швейной машины.
Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.
Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых
срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта
подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта,
внизу — по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со
стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой.
Массовое производство швейных изделий
Теоретические сведения. Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих
местах при операционном разделении труда. Машинные и ручные работы на швейной фабрике.
Экскурсия. Швейная фабрика. Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий.
Практическое повторение
Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.
Контрольная работа и анализ ее качества
Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.

Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты освоения учащимися 8 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных
линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями
здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:
- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в
творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект,
умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Требования к уровню подготовки учащихся:
Должны знать/понимать:
- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.

Тематическое планирование 8 класс Швейное дело 272 часа
1 четверть 9 недель * 8 часа = 72 часа
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Разделы программы
Вводное занятие. Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть.
Вышивание гладью
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой.
Соединение основных деталей плечевого изделия.
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Всего часов в четверти

К-во часов
2
16
14
20
18
2
72

II четверть 7 недель * 8 часа = 56 часа
№ п/п

Разделы программы

К-во часов

1

Вводное задание. Правила ТБ

2

2

Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой

10

3

Обработка подкройной обтачкой стачанной по плечевым срезам горловины

28

4

Ремонт одежды

4

5

Практическое повторение

10

6

Самостоятельная работа

2

Всего часов в четверти

56

III четверть 10 недель* 8 часа = 80 часа
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел программы
Вводное занятие. ПТБ. План работы на четверть.
Отделка лёгкой одежды.
Построение чертежа основы платья.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке.
Обработка деталей с кокетками.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застёжкой до верха.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой.
Практическое повторение
Самостоятельная работа
Всего часов в четверти

К-во часов
2
20
6
14
10
6
10
10
2
80

IV четверть 8 недель*8часа = 64 часов
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Разделы программы
Вводное занятие. План работы на четверть. ПТБ.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата.
Обработка бортов подбортами в лёгком женском платье.
Массовое производство швейных изделий.
Практическое повторение
Самостоятельная работа.
Всего часов в четверти

К-во часов
2
18
18
6
18
2
64

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ
учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами и на промышленной универсальной швейной машине; специализированные швейные
машины, краеобметочную машину, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного,
саржевого и сатинового переплетений, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон (льняные, шерстяные
ткани);
- технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила
подготовки универсальной швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей;
- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, последовательность построения основы чертежа,
некоторые способы моделирования ночных сорочек.

- общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения
женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки, детской пижамы, прямой юбки, их условные
обозначения;
- понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования юбки, правила подготовки выкройки к раскрою;
- назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: бельевого, запошивочного,
стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом;
способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки вытачек, виды и обработки складок, обработку застежек оборудование рабочего
места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
- способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации, и штопкой, правила ухода за одеждой из шерстяных и льняных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани;
- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать
швейную машину и регулировать ее скорость. Выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с
подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка; обрабатывать края на краеобметочной машине;
- читать и строить чертеж ночной сорочки, юбки детской пижамы, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование
фасонов горловины ночной сорочки, Способы моделирования конических, клиньевых, прямых юбок, подготавливать выкройку к раскрою;
- выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: бельевой, запошивочный, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку,
расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы.
- обрабатывать вытачки, складки, застежки, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и
контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом,
тесьмой или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
- ремонтировать одежду заплатами, штопкой.

№
урока
1-2

Календарно-тематическое планирование 8класс Швейное дело 272 часа
I – четверть 72 часа
Наименование разделов и тем
Вводное занятие – 2 часа
Вводное занятие. План работы на четверть. ПТБ.
Вышивка гладью – 16 часов

дата

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64

Вышивка гладью. История.
Материалы, инструменты, приспособления.
Перевод рисунка
Приёмы вышивки гладью
Вышивка картины
Вышивка картины
Вышивка картины
Правила утюжки вышивки гладью
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой. – 14 часов
Блузка без рукавов и воротника. Волокна шёлка.
Мерки для блузки. Детали и линии чертежа.
Построение чертежа блузки по своим меркам.
Моделирование нагрудной вытачки и выреза горловины.
Моделирование короткого цельно- кроеного рукава.
Расчёт расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою.
Раскладка и раскрой деталей блузки. Подготовка кроя блузки к обработке.
Соединение основных деталей плечевого изделия – 20 часов
План пошива блузки.
Способы обработки срезов стачного шва.
Способы обработки нижнего среза блузки.
Способы обработки горловины.
Пошив блузки по плану и ТУ.
Пошив блузки по плану
Пошив блузки по плану
Притачной пояс на блузке
Свойства шёлковых тканей
Лабораторная работа
Практическое повторение - 18 часов
Практическое повторение
Практическое повторение
Практическое повторение
Практическое повторение
Практическое повторение
Практическое повторение

65-66
67-68
69-70
71-72

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46

Практическое повторение
Практическое повторение
Практическое повторение
Самостоятельная работа – 2 часа
Самостоятельная работа за 1-ю четверть. Анализ качества
II – четверть 56 часов
Вводное занятие – 2 часа
Вводное занятие. План работы на четверть. ПТБ.
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой – 10 часов
Силуэт в одежде. Платье цельнокроеное.
Фасоны цельнокроеного платья. Детали и контурные линии платья.
Выкройка прилегающего силуэта. Моделирование выреза горловины.
Моделирование выреза горловины. Выкройка подкройной обтачки.
Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскрой цельнокроеного платья в М 1:2.
Обработка подкройной обтачкой стачанной по плечевым срезам горловины – 28 часов
Дополнительные сведения о ткани с.96.
Отделка ткани.
Дефекты крашения и печати.
Способы раскроя подкройной обтачки.
Обработка среза горловины подкройной обтачкой.
Обработка кроя.
Подготовка к примерке.
Примерка изделия.
Внесение изменений.
Пошив платья по плану.
Пошив платья по плану.
Пошив платья по плану.
Пошив платья по плану.
Уход за швейной машиной
Ремонт одежды – 4 часа
Виды ремонта одежды. Наложение заплаты стачным швом.
Заплата - аппликация
Практическое повторение – 10 часов
Практическое повторение.

47-48
49-50
51-52
53-54

Практическое повторение.
Практическое повторение.
Практическое повторение.
Практическое повторение.

55-56

Самостоятельная работа – 2 часа
Сам/работа. Обработка выреза каре по инструкции учебника. С 129-131
III – четверть 80 часов

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40

Вводное занятие – 2 часа
Вводное занятие. План работы на четверть. ПТБ.
Отделка лёгкой одежды - 20 часов
Отделка швейных изделий.
Изготовление образца рюша.
Волан к низу рукава.
Волан к вырезу углом.
Волан в виде оборки.
Мережка – ажурная вышивка.
Мережка «кисточка».
Мережка «столбик».
Мережка «раскол».
Мелкие складочки. Защипы – вид отделки.
Построение чертежа основы платья – 6 часов
Синтетическое волокно. Свойства синтетических волокон.
Мерки для цельнокроеного платья
Чертёж основы цельнокроеного платья
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке – 14 часов
Виды рукавов.
Мерки для рукава.
Чертёж основы прямого рукава
Виды обработки короткого рукава
Фасоны, мерки воротников.
Чертёж воротника на стойке.

41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70
71-72
73-74
75-76
77-78
79-80

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12

Обработка воротника на стойке
Обработка деталей с кокетками – 10 часов
Кокетки в изделиях.
Моделирование кокеток.
Обработка кокеток.
Обработка кокеток.
Обработка кокеток.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застёжкой до верха – 6 часов
Мерки для изготовления блузки
Чертёж основы блузки по основе цельнокроеного платья
раскрой блузки с застёжкой до верха
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой -10 часов
Соединение воротника на стойке с горловиной
Пошив блузки по плану
Соединение рукавов с проймами
Пошив блузки по плану
Разметка петель. Разметка мест пришивания пуговиц.
Практическое повторение – 10 часов
Практическое повторение.
Практическое повторение.
Практическое повторение.
Практическое повторение.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа – 2 часа
Самостоятельная работа
IV – четверть 64 часов
Вводное занятие – 2 часа
Вводное занятие. План работы на четверть. ПТБ. Халаты с.230
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата – 18 часов
Разработка модели халата. с.231 рис.106
Построение чертежа выкройки халата спинки
Построение чертежа выкройки халата полочки
Построение чертежа выкройки халата рукава
Виды манжет для халата

13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64

Раскладка выкройки на ткань
Раскрой халата
Раскрой рукова
Подготовка кроя к обработке
Обработка бортов подбортами в лёгком женском платье – 18 часов
План пошива халата
Пошив халата по плану
Пошив халата по плану
Пошив халата по плану
Пошив халата по плану
Пошив халата по плану
Пошив халата по плану
Пошив халата по плану
Образование машинного стежка. Учебник 7-8
Массовое производство – 6 часов
О видах производства одежды
Пооперационное разделение труда. Содержание работы на операции
Машинные и ручные работы на швейной фабрике
Практическое повторение – 18 часов
Практическое повторение
Практическое повторение
Подбор объектов по своему усмотрению, сопоставляя с возможностями
Выполнение работы по плану, используя инструкционные карты
Выполнение работы по плану, используя инструкционные карты
Выполнение работы по плану, исправление ошибок, продолжение работ.
Выполнение работы по плану, исправление ошибок, продолжение работ.
Выполнение работы по плану, исправление ошибок, продолжение работ.
Выполнение работы с пооперационным разделением труда
Самостоятельная работа – 2 часа
Контрольная работа за 8 класс
Итого: 272 часа

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Комплекты таблиц «Одежда», «Волокна», «Ткани», «Пуговицы»
2.Комплекты оборудования:
- столы;
- стулья;
- Электроутюг;
- швейные машины с ножным приводом;
- гладильная доска;
3. Инструменты и приспособления для ручных работ;
4. Инструменты и приспособления для раскроя ткани;
5. Набор деловых бумаг (объяснительная, докладная, заявление)
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г.
Мозговая. М.: - Просвещение, 2013 г.
2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 8 класса спецальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009 г.
Дополнительная литература:
1. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981.
2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.
- М.: Просвещение, 1969.
3. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во
вспомогательной
школе. // Дефектология. 1993, №5.
4. Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5-7 классы. – издательство «Экзамен», Москва – 2006
5. Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1966.
6. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.
7. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
8. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
10. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. Дульнева Г.М. "Просвещение". М, 1965
11. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн.для учителя.-

М.:Просвещение,1991. -94с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».