СБО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной программеосновного общего
образования
для обучающихся с умственной отсталостью
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Рабочая программапо предмету

СБО
(8-9 класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
 федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»:
 приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
 авторская программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией
Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
(проект);
 Примерная адаптированная образовательная программа МКОУ «Новоеловская СОШ».
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на
формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем
обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им
навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли,
связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм
поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов
трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и
др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания,
наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Программа позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового
материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и
формирования новых.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов СБО
8, 9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Учебники программой не предусмотрены.
Общая характеристика учебного предмета
СБО – это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной
адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.
Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и
умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем СБО
обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически
знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав
самостоятельную жизнь. Данные навыки необходимо формировать у детей с нарушением слуха с первых дней их пребывания.
Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа, практикумы и организованные
сюжетные игры.
Целью специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей
к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня
общего развития.
В методике преподавания СБО детям с ОВЗ (умственно отсталым) определены задачи обучения предмету:
1. Сформировать у воспитанников знания и умения, способствующие социальной адаптации;
2. Сформировать механизмы стрессоустойчивого поведения, как основы психического здоровья школьника и условие их социальнопсихологической адаптации;
3. Развить коммуникативные функции речи, как непременного условия социальной адаптации детей с нарушениями;

4. Развить умения, необходимые детям с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности,
приобретение бытовых навыков в режиме самостоятельности;
5. Повысить уровень познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
6. Воспитать позитивные качества личности.
Особенность контингента учащихся
При умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Главным недостатком является
нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы
воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного
недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Отмечается также
узость объема восприятия, выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда
важной для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. В учебной
деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию
задание.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил
главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным
инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация,
но данные операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они
проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они
затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как
величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства
анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому
затрудняются составить представление о предмете в целом. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в
отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные
процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у воспитанников имеют специфические особенности, так как
формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые
признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы.
Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов, они
предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и
импульсивные поступки.

Формы оценивания предметных результатов
Контрольные работы для данного вида учащегося состоят из тестовых и практических заданий. Итоговая контрольная работа
проводится в конце учебного года и содержит задания по изученному материалу программы.
Описание места учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 360 часов для обязательного
изучения учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка».
Количество часов на год: 8 класс – 68 часов, 9 класс – 68 часов; количество часов в неделю: 8 класс, 9 класс – 2 часа в неделю.

Содержание программы
8 класс.
Человек и его здоровье (4 часа).
Значение косметики для юношей и девушек. Из истории косметики. Покровы тела. Уход за кожей. Правила и приемы ухода за кожей
лица. Подбор средств ухода. Использование масок для лица из фруктов и овощей. Значение здоровья для жизнедеятельности человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Влияние физических упражнений.
Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Практические работы: «Упражнения в протирании кожи лица
лосьоном».
Технологии ведения дома (14 часов).
Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерсти и синтетики. Правила безопасности при работе со стиральными порошками.
Проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни. Стирка шерстяных и синтетических изделий. Правила и приемы
глажения блузок, рубашек, платков. Химчистка, правила пользования, месторасположение в городе. Уборка кухни, санузла. Разнообразие
моющих и чистящих средств. Уборка ванной. Мытье кафельных стен, чистка раковины. Бюджет семьи. Знакомство с понятием. Виды
источников дохода, условия и порядок их получения. Определение суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Основные статьи
расходов семьи. Анализ бюджета семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Виды
приобретений (за наличные, в кредит), необходимость. Упражнения в снятии показаний электросчетчика. Расчет стоимости
электроэнергии. Расчет бюджета на месяц. Планирование крупных покупок. Составление доверенности на получение зарплаты,
стипендии. Сбережения, их назначение. Значение и способы экономии расходов. Рынки. Виды рынков. Различие рынка и магазина.
Практические работы: «Стирка изделий», «Чистка раковины», «Определение суммы доходов за месяц, год», «Планирование расходов
семьи на месяц», «Заполнение квитанций за свет», «Расчет бюджета на месяц», «Написание доверенности». Экскурсия на рынок.
Экскурсия в Сбербанк.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (5 часов).
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, назначение. Расписание, приобретение билетов. Опасные ситуации на транспорте.
Поведение пассажиров в общественном транспорте. Водный транспорт, значение. Порт, основные службы. Приобретение билетов,
стоимость проезда. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему. Практические работы: «Выбор
пункта назначения. Определение времени отправления». Экскурсия на автовокзал.
Кулинария (11 часов).

Гигиена приготовления пищи. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Выполнение правил санитарии и гигиены при
обработке пищевых продуктов. Правила ТБ при работе с горячей жидкостью, режущими инструментами, электрооборудованием.
Безопасные приемы работы. Оказание первой помощи при ожогах. Изделия из теста. Виды теста. Приготовление хлебобулочных и
кондитерских изделий. Домашняя заготовка пищевых продуктов. Продукты впрок. Консервирование овощей и фруктов (запись
рецептов). Сушка фруктов, овощей, зелени. Нарезка зелени и фруктов. Приготовление овощного салата. Практические работы:
«Приготовление блинов», «Приготовление оладий», «Салат из овощей».
Культура поведения (5 часов).
Внешний вид молодых людей, его значение. Культура общения юноши и девушки. Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей».
Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Семья (5 часов).
Грудной ребенок в семье, уход за ним. Одежда для одевания и пеленания малыша. Правила содержания в чистоте постели, игрушек,
посуды ребенка. Практические работы: «Мытье детской посуды, игрушек», «Пеленание куклы».
Оказание первой медицинской помощи (7 часов).
Несчастные случаи. Причины возникновения. Профилактика. Первая помощь при несчастных случаях. Оказание первой помощи при
тепловом и солнечном ударах. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Приемы оказания первой помощи при
ожогах, их профилактика. Приемы оказания первой помощи при обморожении, отравлении, их профилактика. Приемы оказания первой
помощи при спасении утопающего. Оказание первой помощи при несчастных случаях (промывание раны, наложение повязки на руку,
ногу, голову). Практические работы: «Наложение повязок».
Средства связи (5 часов).
Телефон. Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном. Правила пользования телефонным справочником. Культура
разговора по телефону. Вызов различных служб по телефону. Междугородняя телефонная связь. Роуминг.
Итоговая контрольная работа (1 час).
Содержание программы
9 класс.
Человек и его здоровье (8 часов).

Личная гигиена подростка (повторение). Инфекционные заболевания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и
соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Народные способы и средства в борьбе с инфекционными
заболеваниями. Уход за инфекционными больными. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Укрепление иммунитета.
Документация, подтверждающая нетрудоспособность человека. Практические работы: «Уход за инфекционными больными».
Создание изделий из технических и поделочных материалов (4 часа).
Стили одежды. Мода. Современные направления моды в одежде. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Выбор
индивидуального стиля в одежде. Определение собственного размера одежды и обуви. Практические работы: «Определение
собственного размера одежды и обуви», Экскурсия в магазин «Одежда».
Технологии ведения дома (6 часов).
Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Средства и правила выведения пятен. Правила безопасности. Интерьер жилых
помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений. Подбор средств оформления интерьера жилого
помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Требования к подборке штор, светильников.
Сохранение жилищного фонда. Санитарная уборка жилища.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (4 часа).
Назначение авиатранспорта. Виды. Аэропорт. Службы аэропорта. Маршруты. Опасные ситуации на транспорте. Правила поведения в
аэропорте, во время полета. Приобретение билетов на самолет. Практические работы: «Приобретение билетов на самолет».
Торговля (5 часов).
Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок. Значение ярмарок. Ярмарки Вологодской области. Магазины по сниженным ценам,
эконом-класса. Экскурсия в магазин эконом-класса.
Кулинария (8 часов).
Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых
продуктов. Диетическое питание. Меню диетического питания. Питание детей ясельного возраста. Меню для детей. Национальная кухня.
Традиционные национальные (региональные) блюда. Приготовление национальных блюд. Виды сервировки праздничного стола. Меню
праздничного стола. Практические работы: «Составление меню для детей», «Приготовление супа харчо», «Сервировка праздничного
стола», «Составление меню праздничного стола». Разработка учебного проекта по кулинарии.
Культура поведения (4 часа).
Адекватность поведения в обществе. Прием гостей. Анализ ситуаций. Правила хорошего тона.

Семья (6 часов).
Российская семья. Условия создания семьи. Основы семейных взаимоотношений. Конфликты в семье, пути их преодоления.
Распределение обязанностей по ведению семейного хозяйства. Планирование бюджета семьи. Формы организации досуга и отдыха в
семье. Семейные традиции. Практические работы: «Расчет бюджета на месяц».
Оказание первой медицинской помощи (5 часов).
Учреждения (3 часа).
Предприятия бытового обслуживания, их значение. Правила пользования услугами СБ, стоимость услуг. Профессии работников СБ.
Экскурсия на предприятие СБ.
Средства связи (4 часа).
Виды связи. Виды денежных переводов, их стоимость, скорость. Практические работы: «Заполнение бланков на отправку денежного
перевода». Экскурсия на почту.
Современное производство и профессиональное образование (12 часов).
Учреждения и отделы по трудоустройству. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Оформление на работу (временно, постоянно), необходимые документы. Пути получения профессионального образования. Виды
учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе
профессии. Деловые бумаги (анкета, автобиография, заявление, расписка, докладная, доверенность), их составление. Правила перехода с
одной работы на другую, необходимые документы. Предоставление отпуска. Закон, права, обязанности. Местонахождение предприятий,
где требуется рабочая сила. Возможности трудоустройства. Практические работы: «Написание автобиографии», «Написание
заявления», «Написание докладной». Экскурсия в Центр занятости населения.
Итоговая контрольная работа (1 час).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
в 8 классе:
Обучающиеся должны знать (понимать):
 Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.
 Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки

 Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды
предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.
 Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.
 Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду.
 Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические
требования к данным помещениям.
 Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки.
 Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.
 Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления
 Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи
 Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.













Обучающиеся должны уметь:
Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок.
Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам.
Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки.
Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.
Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах.
Мыть кафельные стены, чистить раковины.
Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.
Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по
телефону.
Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок
помещений сбережений в сбербанки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
в 9 классе:














Обучающиеся должны знать (понимать):
Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.
Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных
блюд.
Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.
Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов
семьи.
Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.
Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.
Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.
Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.
Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.
Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным.
Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают.
Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных
деловых бумаг и требования к их написанию.

Обучающиеся должны уметь:
 Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.
 Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку
праздничного стола.
 Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и
укреплять семейные традиции.
 Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.
 Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.
 Определять маршрут и выбирать транспортное средство.
 Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.

 Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.
 Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.
 Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы,
расписку, докладную и заполнять анкету.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
 рациональной организации труда и отдыха;
 безопасного обращения с веществами и материалами;
 ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов,
машин, оборудования и приспособлений;
 приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов;
консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления
блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки
стола и оформления приготовленных блюд;
 выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств;
 построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;
 обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
 соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
 пользования бытовыми приборами и инструментами;
 обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В курсе СБО межпредметным и внутрипредметным связям СБО придается гораздо большее значение. Занятия по СБО носят
комплексный, интегрированный характер в силу специфики объекта изучения (окружающий мир, общество, человек в нем, их
взаимоотношения).
 усвоение правил пользования инструментами и приборами;
 овладение трудовыми операциями;
 овладение навыком работы индивидуально и в коллективе.

Тематическое планирование
8 год обучения
Дата
№
фактического занятия
проведения
с
урока
начала
раздела

№
занятия
с начала
курса

1

1

2

2

3

3

Что пройдено на уроке
Тема 1
Человек и его здоровье (4 часа)
Значение косметики для юношей и девушек.
Инструктаж по Т.Б.

Покровы тела. Уход за кожей. Правила и
приемы ухода за кожей лица. Подбор средств
ухода.

Использование масок для лица из фруктов и
овощей.

Виды деятельности

Беседа о правилах личной гигиены
девушки и юноши; видах
косметических салфеток.
Рассматривание иллюстраций,
фотографий – как правильно
ухаживать за лицом и волосами.
Работа в тетрадях – памятка:
значение правильного режима и
рационального питания для
здоровья подростка. Пословицы о
здоровом образе жизни.
Просмотр презентации «Уход за
кожей лица» Беседа с опорой на
личный опыт Практическая работа
«Упражнения в протирании кожи
лица лосьоном»: упражнения в
протирании кожи лица; подбор
лосьона, отвара из трав, нанесение
крема, пудры, с учетом состояния
кожи
Составление рецептов
Задание «Найди ошибку»

Примеча
ние

4

4

1

5

2

6

3

7

4

8

5

9

6

10

Значение здоровья для жизнедеятельности
человека. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Укрепление здоровья. Влияние
физических упражнений. Факторы риска:
стрессы, гиподинамия, переутомление,
переохлаждение.

Беседа с сопровождением
презентации
Кроссворд «Здоровый образ жизни»
Рисунок – листовка «Я за здоровый
образ жизни»

Тема 2
Оказание первой медицинской помощи (7 часов)
Несчастные случаи. Причины возникновения. Просмотр презентации
Запись в тетради
Профилактика.
Первая помощь при несчастных случаях.
Оказание первой помощи при обморожениях,
тепловом и солнечном ударах.

Ситуационное задание «Больной в
доме»:
-измерение температуры и запись,
-постановка холодного и
согревающего компресса и т.д.;
-уход за больным: переодеть,
умыть, накормить больного
(взрослого, ребенка), сменить
постель лежачего больного.
Ситуационное задание «Больной в
Приемы оказания первой помощи при
доме»
отравлении угарным газом.
Запись в тетради
Приемы оказания первой помощи при ожогах, Ситуационное задание «Больной в
их профилактика.
доме»
Запись в тетради
Приемы оказания первой помощи при
Ситуационное задание «Больной в
обморожении, отравлении, их профилактика.
доме»
Запись в тетради
Приемы оказания первой помощи при Ситуационное задание «Спасение
спасении утопающего.
утопающего»
Рассказ о способах и приемах
оказания помощи спасенному из

водоема
Работа с презентацией «Первая
помощь утопающему»
Запись в тетради
Практическая работа «Наложение
повязок»
Запись в тетради

Оказание первой помощи при несчастных
случаях (промывание раны, наложение
повязки на руку, ногу, голову).
Тема 3
Технологии ведения дома (21 час)
Особенности ухода за одеждой,
Рассказ о средствах выведения
пятен в домашних условиях;
изготовленной из шерсти и синтетики.
-общие правила выведения пятен от
молока, мороженого, шоколада,
кофе, крови, масляных красок,
следов горячего утюга и др.
Правила безопасности при работе со
Практическая работа «Стирка
стиральными порошками. Проблемы
изделий»
безопасного использования веществ в
повседневной жизни. Стирка шерстяных и
синтетических изделий.

7

11

1

12

2

13

3

14

Правила и приемы глажения блузок, рубашек,
платков.

4

15

Химчистка, правила пользования.

5

16

Уборка кухни, санузла. Разнообразие моющих
и чистящих средств.

6

17

7

18

Уборка ванной. Мытье кафельных стен,
чистка раковины.
Обобщающий урок по темам «Человек и его
здоровье», «Оказание первой медицинской
помощи». Контрольная работа по изученным

Составление памятки безопасности
Работа по презентации
Работа с иллюстративным
материалом (проблемнодиалогическое обучение)
Работа в тетради
Практическая работа «Чистка
раковины»
Контрольная работа

темам.
Бюджет семьи. Знакомство с понятием.
Основные статьи расходов семьи. Анализ
бюджета семьи.

Упражнять в определении видов
источников дохода семьи
Игра «Исключи лишнее»
Работа в тетради - определять и
подсчитывать сумму доходов
семьи за месяц, полгода, год.
Практическая работа
«Планирование расходов семьи на
месяц»

8

19

9

20

10

21

11

22

Определение суммы доходов семьи за месяц,
полгода, год.

12

23

Упражнения в снятии показаний
электросчетчика. Расчет стоимости
электроэнергии.

Практическая работа «Заполнение
квитанций за свет»

13

24

Расчет бюджета на месяц. Планирование
крупных покупок.

Практическая работа «расчет
бюджета на месяц»

14

25

Составление доверенности на получение
зарплаты, стипендии.

Практическая работа «Написание
доверенности»

15

26

Сбережения, их назначение. Значение и
способы экономии расходов.

Беседа об умении планировать и
подсчитывать расходы на крупные
покупки о стоимости крупных
покупок (одежды, обуви, мебели, и
др.)
Упражнение в планировании
крупных, дорогостоящих покупок в

Рациональное планирование расходов на
основе актуальных потребностей семьи. Виды
приобретений (за наличные, в кредит),
необходимость.
Виды источников дохода, условия и порядок
их получения.

Упражнять в определении видов
источников дохода семьи:
зарплата членов семьи, пенсия,
стипендия, государственные
пособия.
Практическая работа «Определение
суммы доходов за месяц, год»

16

27

Виды хранения сбережений. Виды вкладов в
Сбербанке.

17
18

28
29

Экскурсия в Сбербанк.
Рынки. Виды рынков.

19

30

Различие рынка и магазина.

20

31

Экскурсия на рынок.

21

32

1

33

Обобщающий урок по теме «Технологии
ведения дома». Контрольная работа по теме
«Технологии ведения дома».
Тема 4
Кулинария (11 часов)
Гигиена приготовления пищи. Санитарные
требования к помещению кухни и столовой.
Выполнение правил санитарии и гигиены при
обработке пищевых продуктов.

кредит и наличными средствами (на
конкретных примерах).
Задание: вычеркни название
продуктов, которые можно не
покупать в целях экономии
Запись в тетрадь – таблица статьи
расходов
Беседа о соблюдении правил
экономии в семье и порядок
помещения сбережений в сбербанк.
Работа со словарикомсправочником
Виртуальная экскурсия в Сбербанк.
Просмотр видеоролика «Рынки»
Работа со словарикомсправочником
Рассказ об отличие цен на ярмарке,
рынке и в магазинах, о проведении
различного рода ярмарок. Работа с
перфокартой «Рынки и ярмарки»
Виртуальная экскурсия на рынок и
в магазин
Сравнение цен
Контрольная работа

Задание на доске: таблица –
название кухонной утвари –
назначение-рисунок. Правила ТБ,
СГТ при работе на кухне
Раздаточный материал - кухонная

утварь
Задание на доске – расставить
стрелки: название продукта – место
хранения.
Упражнения в правильном
расположении продуктов в
холодильнике и в шкафу.
Правила ТБ при работе с горячей жидкостью, Работа в тетради – запись памятки
режущими
инструментами, «Соблюдение правил безопасной
электрооборудованием. Безопасные приемы работы при приготовлении пищи»
работы.
Работа по презентации
Оказание первой помощи при
ожогах.
Буквенное задание на доске:
Изделия из теста. Виды теста.
ключевое слово – тесто
Работа по презентации
Рассказ о видах теста; способах
приготовления изделий из теста
Работа в тетради – наклеивание
иллюстраций изделий из теста.
Запись в тетради
Приготовление хлебобулочных и
Практическая работа
кондитерских изделий.
«Приготовление блинов»

2

34

3

35

4

36

5

37

Приготовление хлебобулочных и
кондитерских изделий.

Практическая работа
«Приготовление оладий»

6

38

Домашняя заготовка пищевых продуктов.
Продукты впрок.

Работа с презентацией
Запись рецептов в тетради

7

39

Консервирование овощей.

8

40

Консервирование фруктов.

9

41

Сушка фруктов, овощей, зелени. Нарезка

Работа с презентацией
Запись рецептов в тетради
Работа с презентацией
Чтение и выбор рецепта
Запись рецептов в тетради
Рассказ о способах заготовки

зелени и фруктов.

10

42

Приготовление овощного салата.

11

43

Обобщающий урок по теме «Кулинария».

1

44

Тема 5
Семья (5 часов)
Грудной ребенок в семье, уход за ним.

2

45

Одежда для одевания и пеленания малыша.

3

46

Правила содержания в чистоте постели,
игрушек, посуды ребенка.

продуктов впрок (варенье, соленье,
консервирование) из овощей,
фруктов, ягод, зелени.
Рассматривание готовых образцов
заготовленных впрок продуктов на
иллюстрациях и в натуральном виде
Практическая работа «Салат из
овощей»
Анкетирование по теме

Беседа о правилах ухода за грудным
ребенком: периодичность
кормления ребенка из соски и с
ложечки, купания; правилами и
последовательностью одевания и
пеленания.
Упражнения в купании,
одевании, пеленании куклы.
Моделирование реальных
ситуаций.
Игра «Дешифровщики». Подбор
инвентаря для практической
работы. Чтение инструкций по
купанию
Записывание памяток в тетрадь
Практическая работа по купанию,
одеванию, пеленанию куклы.
Буквенное задание на доске –
ключевое слово «Чистота». Работа с
памяткой. Чтение по цепочке.
Запись в тетрадь. Беседа на
закрепление знаний.

4

47

Мытье детской посуды, игрушек.

5

48

Обобщающий урок по теме «Семья».

1

49

Тема 6
Культура поведения (5 часов)
Внешний вид молодых людей, его значение.

2

50

Практическая работа. Определение
собственных размеров одежды и обуви

3

51

Варианты обновления одежды (замена мелких
деталей)

Просмотр видеосюжета
«Кормление ребенка». Работа в
тетради: памятка «Уход за посудой»
Подбор инвентаря для
практической работы. Чтение
инструкций по мытью и обработке
детской посуды, игрушек
Практическая работа по
мытью детской посуды, игрушек.
Анкетирование по теме

Беседа о стиле одежды и моде;
рассматривание журналов мод,
работа в тетрадях – памятки по
индивидуальному подбору стиля в
одежде. Игры «Фотографы»,
«Волшебное зеркало». Задание:
расставь стрелки – название стиля в
одежде – определение.
Беседа о способах определения
собственных размеров одежды и
обуви; о необходимости
пользоваться швейными
инструментами при обмеривании
роста и полноты
Упражнения в умении высчитывать
размер одежды исходя из измерении
Запись индивидуальных размеров в
тетрадь.
Беседа о способах обновления
одежды с помощью мелких деталей
Настольная игра «Подбери

пуговицу и нитки по цвету»
Просмотр презентации «Декор
одежды» Составление таблицы в
тетради – степень непригодности –
способ обновления.

4

52

«Декор одежды»

5

53

Культура общения юноши и девушки.

Ситуационная игра
Работа по презентации «Правила
этикета»

Тема 7
Средства связи (6 часов)
1

54

Телефон.

2

55

Правила пользования телефонным
справочником.

Запись в тетради: виды телефонной
связи, правила пользования
телефоном.
Игра «Расставь по местам»
Запись в тетради

3

56

Культура разговора по телефону.

Ситуационные игры

4

57

Вызов различных служб по телефону.

5
6

58
59

Создание справочной листовки с
номерами телефонов различных
служб
Знакомство с буклетами
Анкетирование по теме

1

Междугородняя телефонная связь. Роуминг.
Обобщающий урок по темам «Средства
связи» и «Культура поведения».
Тема 8
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (5 часов)
Междугородний автотранспорт. Автовокзал,
Беседа об основных функциях ж/д
60
транспорта; назначение вокзалов и
назначение.
основных служб вокзалов
(справочная. кассы, камера
хранения, медпункт, зал ожиданий,
комната матери и ребенка); видов
справочных служб, камер хранения,

2

61

Расписание, приобретение билетов.

3

62

Опасные ситуации на транспорте.

4

63

Поведение пассажиров в общественном
транспорте

5

64

Водный транспорт, значение.

6

65

Приобретение билетов, стоимость проезда.

7

66

8

67

Опасные ситуации и правила поведения на
воде. Оказание помощи утопающему.
Обобщающий урок по теме «Обеспечение
личной безопасности в повседневной жизни».

9

68

Всего за год экскурсий – 3.
Всего за год практических работ – 15.
Контрольных работ – 3.

Итоговая контрольная работа.

сроками и стоимостью хранения
багажа
Упражнения по ориентировке в
расписании. Практическая работа
«Выбор пункта назначения.
Определение времени отправления»
Обыгрывание реальных ситуаций:
«Справочное бюро вокзала».
Видеоурок
Запись в тетради
Ситуативная игра «Поведение
пассажиров в общественном
транспорте»
Анализ действий всех
присутствующих
Видеоурок
Игры: «Расставь по местам»,
«Помощь друга»
Обыгрывание реальных ситуаций:
звонок в центральную ж/д
справочную по телефону - дата
прибытия поезда.
Создание памятки
Действия согласно памятке
Групповая игра «Вопрос – ответ»
Контрольная работа

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 9 год обучения
Дата
фактического
проведения
урока

№
занятия
с
начала
раздела

№
занятия
с начала
курса

Что пройдено на уроке

Виды деятельности

1

1

Тема 1
Человек и его здоровье (8 часов)
Личная гигиена подростка (повторение).
Игра «Закончи предложение»
Вводный инструктаж по технике
Кроссворд «Гигиена».
безопасности.

2

2

Инфекционные заболевания. Заболевания
органов дыхания и их профилактика.

3

3

ЗОЖ

Работа по презентации
Работа в тетради:
-составление таблицы
«Инфекционные заболевания и
способы распространения».
Работа в словарике-справочнике:
запись определений:
- инфекция дыхательных путей,
- кишечные инфекции,
- кровяные инфекции,
- инфекции наружных покровов.
Беседа о понятии ЗОЖ, здоровье,
об основных направлениях ЗОЖ,
о способах укрепления своего
здоровья различными средствами
и способами.
Средства и способы сбережения
его – воспитание воли,
целеустремленности, доброты,
отзывчивости и других
положительных качеств личности.

Примечание

Пословицы и поговорки о
здоровье, здоровом образе жизни.
Запись в тетрадь
Знакомство с рецептами народной
медицины
Выбор рецепта и запись в тетради
Практическая работа «Уход за
инфекционными больными»:
-измерение температуры и запись,
-постановка грелки, клизмы,
горчичников, компресса
холодного и согревающего;
-уход за больным: переодеть,
умыть, накормить больного
(взрослого, ребенка), сменить
постель лежачего больного.
Работа по презентации
Рисуем факторы, влияющие на
иммунитет
Работа в тетради.
- Заполнение таблицы: «Условия
освобождения от работы и
учебы»,
- документы, подтверждающие
нетрудоспособность: справка и
листок нетрудоспособности
(больничный лист);
- порядок оплаты листа
нетрудоспособности.
Игра «Вопрос ответ» ( по
группам)

4

4

Народные способы и средства в борьбе с
инфекционными заболеваниями.

5

5

Уход за инфекционными больными.

6

6

Иммунитет. Факторы, влияющие на
иммунитет.

7

7

Документация, подтверждающая
нетрудоспособность человека.

8

8

Обобщающий урок по теме «Человек и его
здоровье».

1

Тема 2
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (4 часа)
Стили одежды. Мода. Современные
Работа в тетради:
9

направления моды в одежде.

2

10

Выбор одежды и обуви в соответствии с
назначением. Выбор индивидуального стиля
в одежде.

3

11

Определение собственного размера одежды
и обуви.

4

12

Экскурсия в магазин «Одежда».

1

13

2

14

-запись стиля одежды
(авангардный, романтический
фольклорный (кантри),
классический, юнисекс);
- составление памятки по выбору
стиля одежды,
- учитывай: время года, суток,
цель визита, цвет, материальные
возможности.
Выполнение задания на карточкам
«Стили одежды»:
- что лишнее,
- время года,
- цель визита и т.д.
Практическая работа
«Определение размера одежды и
обуви»
Виртуальная экскурсия в магазин
одежды

Тема 3
Технологии ведения дома (6 часов)
Удаление загрязнений с одежды бытовыми
Использование памяток и ранее
средствами. Средства и правила выведения
составленных схем
Решение ситуационных заданий
пятен. Правила безопасности.
(проблем)
Выведение пятен:
-соблюдать санитарногигиенические требования и
правила безопасной работы.
-закреплять умения соблюдать
правила техники безопасности в
работе.
Интерьер жилых помещений
и
их Упражнения в рациональной

комфортность. Современные
оформлении жилых помещений.

стили

в расстановке мебели «Комната
(дом) моей мечты» (рисунок)

3

15

Подбор средств оформления интерьера
жилого помещения с учетом запросов и
потребностей семьи и санитарногигиенических требований. Требования к
подборке штор, светильников.

4

16

Сохранение жилищного фонда.

5

17

Санитарная уборка жилища.

Закреплять умения соблюдать
правила техники безопасности в
работе.

6

18

Контрольная работа по темам «Технологии
ведения дома», «Создание изделий из
текстильных и поделочных материалов»,
«Человек и его здоровье».

Контрольная работа

1

19

Тема 4
Семья (6 часов)
Российская семья. Условия создания семьи.

Работа в тетради:
- цветовая гамма;
-узор обоев (крупный, мелкий);
- оформление окон;
- освещение основное и
дополнительное.
Работа в тетради: составление
таблицы «Правила сохранения
жилищного фонда»
Составление памяток по
косметическому ремонту
помещения
Замер площади поверхности для
покраски или оклейки обоями.

Работа в тетради:
-функция семьи,
-смена поколений, современная
российская семья,
-мотивы брака: экономический
расчет, родительское

принуждение, личный выбор
супругов.
Основы семейных взаимоотношений.
Конфликты в семье, пути их преодоления.
Семейный кодекс РФ.

Просмотр презентации «Правовые
основы брака».
Работа в тетради:
-порядок и условия заключения и
расторжения брака;
- об обязанностях членов семьи,
связанных с заботой о детях
(родители лично воспитывают
детей до совершеннолетия,
готовят их к труду и заботятся об
их здоровье).
Распределение обязанностей по ведению
Упражнения в распределении
семейного хозяйства.
обязанностей в семье
Сюжетно-ролевая игра
«Семейный портрет»
(распределение хозяйственнобытовых обязанностей между
членами семьи)
Планирование бюджета семьи. Рациональное Практическая работа «Расчет
планирование расходов на основе
бюджета на месяц»
актуальных потребностей семьи. Ориентация
на рынке товаров и услуг: анализ
потребительских качеств товара, выбор
способа совершения покупки.

2

20

3

21

4

22

5

23

Формы организации досуга и отдыха в
семье.

6

24

Семейные традиции.

Сюжетно-ролевая игра «Вечер в
твоей семье»
- семейный досуг;
-проведение праздников в семье
Мини- сочинение «Наша семейная
традиция»

1

25

2

26

3

27

4

28

Тема 5
Культура поведения (4 часа)
Рассказ о взаимоотношениях с
Адекватность поведения в обществе.
соседями.
Работа с иллюстративным
материалом (проблемнодиалогическое обучение).
Работа в тетради:
- нормы поведения с соседями
Работа в тетради: записать
Прием гостей. Анализ ситуаций.
правила приема гостей:
-составь развлекательную
программу для гостей;
-продумай, чем будешь угощать;
-приведи в порядок комнату и
места общего пользования;
-приготовь угощение;
-приведи себя в порядок;
-оказывай внимание гостям, веди с
ними беседу;
-когда гость уходит, поблагодари
его за визит и попрощайся.
Сюжетно-ролевая игра «Я
принимаю гостей»
моделирование реальных
ситуаций:
-встреча гостей;
-прием подарка;
-за столом;
-расставание
Работа по презентации
Правила хорошего тона.
Запись в тетрадь
Обобщающий урок по темам «Культура
Анкетирование по теме
поведения», «Семья».

Тема 6
Средства связи (3 часа)
1

29

Виды связи.

2

30

Виды денежных переводов, их стоимость,
скорость.

3

31

Банк онлайн.

Тема 7
Кулинария (12 часов)
Профессии, связанные с производством и
обработкой пищевых продуктов.

1

32

2

33

Сервировка праздничного стола.

3

34

Диетическое питание.

Работа по словарю : сотовая
телефонная, компьютерная,
радиотелефонная связь, абонент
Запись в тетрадь
Правила заполнение квитанции по
оплате телефонных услуг.
Практическая работа «Заполнение
бланков на отправку денежного
перевода»
Создание личного кабинета
Работа в тетради:
-запись «Виды денежных
переводов», их сходство и
различие;
-порядок отправления;
-оплата за перевод.

Работа по презентации
Запись в тетрадь
Составление таблицы
«Сервировка стола (обычная и
праздничная)».
Правила сервировки праздничного
стола.
Складывание полотняных
салфеток (в парах).
Подбор рецептов диетического
питания
Работа в тетради:
-основные правила диетического

4

35

Меню диетического питания.

5

36

Питание детей ясельного возраста.

6

37

Меню для детей.

7

38

Национальная кухня. Традиционные

питания (разнообразие, режим
питания, правильное
приготовление блюд,
умеренность),
-запись рецептов диетического
питания,
-набор продуктов, входящих в
рацион диетического питания.
Подбор рецептов диетического
питания
Работа в тетради:
-основные правила диетического
питания (разнообразие, режим
питания, правильное
приготовление блюд,
умеренность);
-запись рецептов диетического
питания,
-набор продуктов, входящих в
рацион диетического питания.
Упражнения на взвешивание
продуктов, соотнесение их массы
и объема, отмеривание с помощью
бытовой посуды
Приготовление блюд для детей
ясельного возраста.
Чтение рецепта
Приготовление блюда
Снятие пробы
Обсуждение
Уборка помещения.
Практическая работа
«Составление меню для детей»
Работа по презентации
Первое блюдо: борщ

национальные (региональные) блюда.

Работа в тетради:
- основные особенности блюд
разных народов;
- запись названий и одного
рецепта приготовления блюда.
Заполнение таблицы
«Осведомленность в текущих
ценах на продукты».
Практическая работа
«Приготовление супа харчо»

8

39

Приготовление национальных блюд.

9

40

Виды сервировки праздничного стола.

Практическая работа
«Сервировка праздничного стола»

10

41

Меню праздничного стола.

Практическая работа
«Составление меню праздничного
стола»

11

42

Обобщающий урок по теме «Кулинария».

12

43

Контрольная работа по темам «Средства
связи», «Культура поведения», «Семья»,
«Кулинария».

Игра «Вопрос - ответ»
Работа по карточкам
Анкетирование по изученным
темам

1

2

Тема 8
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (4 часа)
Работа в тетради:
44
Назначение авиатранспорта. Виды.
- службы аэровокзала
-порядок досмотра пассажира и
его вещей
-ограничения в перевозке багажа
Ориентироваться в расписании:
определять маршрут и выбрать
транспортные средства.
Сюжетно-ролевая игра «На
45
Аэропорт. Службы аэропорта. Маршруты.
каникулы летим самолетом».

Выбор пункта назначения.
Рассчитать средства с учетом
дополнительных затрат от
аэропорта до города
Порядок приобретения билетов.
Определить стоимость билета (в
зависимости от класса, срока
приобретения и количества
билетов на один рейс)
Предварительная продажа
билетов.
3

46

Опасные ситуации на транспорте. Правила
поведения в аэропорте, во время полета.

Обучение правилам посадки в
самолет; поведения в аэропорту
Порядок возврата билетов

4

47

Приобретение билетов на самолет.

Практическая работа
«Приобретение билетов на
самолет»

Тема 9
Торговля (5 часов)
1

48

Виды ярмарок.

2

49

Время и место проведения ярмарок.

3

50

Рынок. Виды рынков

Работа в тетради:
Заполнение таблицы «Виды
ярмарок» (ярмарки-привозы,
ярмарки-выставки, ярмарки
образцов),
-чтение объявлений о проведении
ярмарок
Составление объявления о
предстоящей ярмарке (рисунок)
Составление плана-конспекта
урока:
-запись месторасположения

Магазины по сниженным ценам, экономкласса. Экскурсия в магазин эконом-класса.
Обобщающий урок по темам «Торговля»,
«Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни».
Тема 10
Учреждения (3 часа)
Предприятия бытового обслуживания, их
значение.

рынков в городе,
-право торговаться, право выбора
товара,
-правила поведения на рынке.
Виртуальная экскурсия

4

51

5

52

1

53

2

54

Правила пользования услугами СБ,
стоимость услуг. Профессии работников СБ.

3

55

Экскурсия на предприятие СБ.
Тема 11
Трудоустройство и образование (13 часов)

Анкетирование по изученным
темам

Работа в тетради:
-заполнение таблицы
«Предприятия бытового
обслуживания» (название – адрес
– виды услуг).
Работа в словарике-справочнике:
-запись профессий работников
предприятия»;
-рисунки.
Выполнение заданий:
- местонахождение и режим
работы предприятия;
- знакомство с деятельностью
предприятия;
- выявить умение пользоваться
услугами предприятия;
-обращение с вопросами и
просьбами к работникам
предприятия.
Экскурсия

1

56

Учреждения и отделы по трудоустройству.
Поиск информации о путях получения
профессионального
образования
и
трудоустройства.

2

57

Оформление на работу (временно,
постоянно), необходимые документы.

3

58

Экскурсия в Центр занятости населения.

4

59

Пути получения профессионального
образования. Виды учреждений
профессионального образования.

5

60

Учет качеств личности при выборе
профессии.

Работа со словарикомсправочником:
- отдел кадров, функции;
- комиссия по трудоустройству
молодежи при префектуре,
- временные работы: служба
благоустройства (дворник малых
предприятий, уборщик,
озеленитель);
- должностные обязанности;
-биржа труда, ее адрес;
- порядок обращения на биржу.
Ролевая игра «Обращение к
работодателю»
Составление памятки «О чем надо
помнить, когда идешь искать
работу».
Работа в тетради:
- временная работа, виды
временных работ;
- постоянная работа;
- работа по договору;
- норма рабочего времени;
- прохождение медицинского
обследования.
Экскурсия
Работа со справочным материалом
Знакомство с видами учреждений,
выбор учреждения.
Работа со словарикомсправочником
Оценка качества выполненной
работы.
Составление деловых бумаг:

автобиография.
Практическая работа «Написание
автобиографии»
Работа со словарикомсправочником:
-виды анкет,
-правила заполнения анкет.
Оценка качества выполненной
работы.
Практическая работа «Написание
заявления, расписки»

6

61

Деловые бумаги (анкета), составление.

7

62

8

63

9

64

Деловые бумаги (заявление, расписка), их
составление.
Правила перехода с одной работы на другую, Знакомство с профилем
необходимые документы.
учреждений, выбор предложенной
работы.
Тренировочные упражнения:
- прочитать и осмыслить
предлагаемый текст трудового
договора,
- ответить на поставленные
вопросы,
-сделать записи в тетради,
- находить свои данные в
паспорте,
- переносить их в тот или иной
бланк.
Составление деловых бумаг
Предоставление отпуска.
(заявление на отпуск)

10

65

Предоставление отпуска. Закон, права,
обязанности.

11

66

Деловые бумаги (докладная, доверенность),
их написание.

Работа по презентации: виды
отпусков, права и обязанности
Запись в тетрадь
Практическая работа «Написание
докладной»

12

67

Обобщающий урок за год.

Игра «Вопрос - ответ»

13

68

Итоговая контрольная работа.

Контрольная работа

Всего за год практических работ – 12.
Всего за год экскурсий – 4.
Контрольных работ – 2.

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Для учителя:
1. Программа по СБО;
2. Методические пособия и книги для учителя;
3. Предметные журналы;
4. Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения;
5. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала;
6. Видеофильмы;
7. Слайды (диапозитивы) по основным темам курса;
8. Аудио / видео;
9. CD / DVD-проигрыватели;
10. Компьютер с программным обеспечением;
11. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Для учащихся:
1. Учебно-методические комплекты (рабочие тетради);
2. Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации, перфокарты.

Список учебно-методических пособий для учителя:

1. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе VIII вида: пособие для учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
3. Львова С.А. Практический материал к урокам
социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. – М.: ВЛАДОС, 2005.
4. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII
вида: Пособие для учителя \ Под редакцией А.М. Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г.
5. Стариченко Т.Н. Формирование экономико-быовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы: Учебнометодическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ / Урал. государственный педагогический университет.
Екатеринбург, 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».