Информатика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Приложение к Основной образовательной программе
Основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика»
Для 7-9 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

7 класс
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих
информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными
открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами
крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном
уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они,
возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
При выполнении заданий проектного характера требуется взаимодействие между
учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем,
формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения,
принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура
зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование
коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной
работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается с
раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». В некоторых
обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время
непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного
значения, определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и
ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После
окончания «физкульт-паузы» продолжается работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией.
Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов
(исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд
исполнителя).
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы
данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение
правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного объекта.
Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных
таблиц, программ, ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность
выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов,
доказывающую работоспособность созданного продукта.

3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение
системной линии. В информатике системная линия связана с информационным
моделированием.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линии
«Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого
типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в
двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах,
относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами
преобразования в двоичную знаковую форму.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции).
Данная
компетенция
формируется
содержательными
линиями
курса
«Информационные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».
При изучении учебного предмета «Информатика» в соответствии с требованиями
ФГОС формируются следующие предметные результаты:
1.Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
2.Формирование представления об основных изучаемых понятиях и их свойствах;
3.Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе;
4.Формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
5.Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Содержание учебного предмета информатики (7 класс)
1. Человек и информация - 5 ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники
безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные
процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч (4+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их
характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера.
Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на
внешних носителях, файлы.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы.
Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный
пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
1. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
3. Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Проекты и исследования
Использование антивирусных программ.
3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч .
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с
внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы
работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста,
компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере
1. Кодирование текстовой информации
2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
4. Таблицы в текстовом документе
5. Нумерованные и маркированные списки;
6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
4. Графическая информация и компьютер - 5 ч
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические
редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о
дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических
примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования
растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических
редакторах.
Практика на компьютере
1. Кодирование графической информации
2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
3. Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Проекты и исследования
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти
компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
1. Создание презентаций в Power Point
2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
3. Использование гиперссылок, регистров в Power Point
4. Создание презентации на заданную тему
Проекты и исследования
Способы презентации проекта
Тематический план учебного предмета информатики 7 класса
№ п/п

Учебная тема

Всего

1.
2.

Человек и информация
Компьютер: устройство и программное обеспечение

5
7

3.
4.
5.
6.

Текстовая информация и компьютер
Графическая информация и компьютер
Мультимедиа и компьютерные презентации
Повторение
Итого

9
5
6
3
35

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Общее число часов: 35 ч.
Тема №
Основное содержание по темам
Характеристика деятельности ученика
Тема № 1.
Информация и ее виды. Восприятие информации Аналитическая деятельность:
Человек и информация
человеком. Информационные процессы
оценивать информацию с позиции её свойств
(5 часов)
Измерение
информации.
Единицы
измерения (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
информации.
приводить примеры данных: тексты, числа;
Представление информации. Формы представления классифицировать информационные процессы по
информации. Язык как способ представления принятому основанию;
информации: естественные и формальные языки. выделять информационную составляющую процессов в
Алфавит, мощность алфавита.
биологических, технических и социальных системах;
Основные
виды
информационных
процессов: анализировать отношения в живой природе, технических
хранение, передача и обработка информации. Примеры и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций
информационных процессов в системах различной управления.
природы; их роль в современном мире.
Практическая деятельность:
оперировать с единицами измерения количества
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
с тренажером; основные приемы редактирования.
производить описание непрерывных объектов и
процессов с помощью дискретных данных.
освоение клавиатуры, работа с тренажером.

Тема № 2
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Компьютер: устройство и Принципы организации внутренней и внешней памяти
программное
компьютера. Двоичное представление данных в памяти
обеспечение
компьютера. Организация информации на внешних
(7 часов)
носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и
характеристики. Правила техники безопасности и
эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО.
Операционные системы. Основные функции ОС.
Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией
устройств персонального компьютера, со способами их
подключений;
знакомство
с
пользовательским
интерфейсом операционной системы; работа с
файловой системой ОС (перенос, копирование и
удаление файлов, создание и удаление папок,
переименование файлов и папок, работа с файловым
менеджером, поиск файлов на диске); работа со
справочной
системой
ОС;
использование
антивирусных программ.

Аналитическая деятельность:
анализировать компьютер с точки зрения единства
программных и аппаратных средств;
анализировать устройства компьютера с точки зрения
организации процедур ввода, хранения, обработки,
вывода и передачи информации;
определять программные и аппаратные средства,
необходимые для осуществления информационных
процессов при решении задач;
анализировать информацию (сигналы о готовности и
неполадке) при включении компьютера;
определять основные характеристики операционной
системы;
анализировать назначение встроенных в технические
устройства и производственные комплексы компьютеры;
осуществлять выбор носителей в зависимости от объема
данных и скоростях доступа.
Практическая деятельность:
получать информацию о характеристиках компьютера;
оценивать числовые параметры информационных
процессов (объём памяти, необходимой для хранения
информации;
скорость
передачи
информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.);
оперировать
компьютерными
информационными
объектами в наглядно-графической форме;
соблюдать технику безопасности и правила работы на
компьютере.

Тема № 3
информация
компьютер
(9 часов).

Аналитическая деятельность:
анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;
определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса

Текстовая Тексты в компьютерной памяти: кодирование
и символов, текстовые файлы. Работа с внешними
носителями и принтерами при сохранении и печати
текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры,
назначение, возможности, принципы работы с ними.
Интеллектуальные системы работы с текстом

(распознавание текста, компьютерные словари и
системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и
редактирования текста; постановка руки при вводе с
клавиатуры;
работа
со
шрифтами;
приемы
форматирования текста; работа с выделенными
блоками через буфер обмена; работа с таблицами;
работа с нумерованными и маркированными списками;
вставка объектов в текст (рисунков, формул);
знакомство со встроенными шаблонами и стилями,
включение в текст гиперссылок.

Тема № 4
Графическая информация
и компьютер
(5 часов)

Компьютерная
графика:
области
применения,
технические
средства.
Принципы
кодирования
изображения; понятие о дискретизации изображения.
Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в
среде графического редактора растрового типа с
использованием основных инструментов и приемов
манипулирования рисунком (копирование, отражение,
повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде
редактора векторного типа (можно использовать
встроенную графику в текстовом процессоре).
сканирование изображений и их обработка в среде
графического редактора.

задач.
Практическая деятельность:
создавать небольшие текстовые документы посредством
квалифицированного
клавиатурного
письма
с
использованием базовых средств текстовых редакторов;
форматировать
текстовые
документы
(установка
параметров страницы
документа; форматирование
символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров
страниц).
вставлять в документ формулы, таблицы, списки,
изображения;
выполнять коллективное создание текстового документа;
создавать гипертекстовые документы;
выполнять кодирование и декодирование текстовой
информации, используя кодовые таблицы (Юникода,
КОИ-8Р, Windows 1251);
использовать ссылки и цитирование источников при
создании на их основе собственных информационных
объектов.
Аналитическая деятельность:
анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;
определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
определять код цвета в палитре RGB в графическом
редакторе;
создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов растрового графического редактора;
создавать и редактировать
изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора.

Тема № 5
Мультимедиа
компьютерные
презентации
(6часов)

Что такое мультимедиа; области применения.
и Представление звука в памяти компьютера; понятие о
дискретизации
звука.
Технические
средства
мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с
программным пакетом создания презентаций; создание
презентации, содержащей графические изображения,
анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с
использованием мультимедийного проектора;

Аналитическая деятельность:
анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;
определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
создавать презентации с использованием готовых
шаблонов;
записывать звуковые файлы с различным качеством
звучания
(глубиной
кодирования
и
частотой
дискретизации).

Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Человек и информация.
Обучающийся научится:
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов
(объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации
и др.);
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об
информационных процессах и их роли в современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами
произвольного алфавита
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
 научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.
 познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.
п.);
Тема 2 Компьютер: устройство и программное обеспечение
Обучающийся научится:
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
 научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы,
основных возможностях графического интерфейса и правилах организации
индивидуального информационного пространства;
 научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
 закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики
и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
Тема 3. Текстовая информация и компьютер
Обучающийся научится:
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
 применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов на русском и иностранном языках;
 выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;
 использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом,
курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
 создавать и форматировать списки;




создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
 создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы,
рисунки;
 осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств
текстового процессора;
 оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 4. Графическая информация и компьютер
Обучающийся научится:
 применять простейший графический редактор для создания и редактирования
простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:
 видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
 научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
 использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
 создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
 создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
 научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
 демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.

Учебно-тематический план 7 класс (35 часов)
№
п/п

1

2
3
4
5

6
7
8
9

10

11
12
13

14

Сроки выполнения
план

факт

Название раздела, темы урока

Формы контроля

1.Человек и информация 5ч.
Предмет информатики. Роль информации в
жизни людей. Информация и знания. Правила
техники безопасности.
Информация
и
ее
виды.
Восприятие
Устный опрос
информации человеком.
Информационные процессы.
Работа с
Фронтальный опрос
тренажером клавиатуры.
Работа с тренажёром клавиатуры
Практическая работа
Измерение информации. Единицы измерения
Разноуровневые
информации
карточки
2.Компьютер: устройство и программное обеспечение 8ч.
Назначение и устройство компьютера.
Устный опрос
Компьютерная память. Принципы организации Терминологический
внутренней и внешней памяти.
диктант
Как устроен персональный компьютер
Основные
характеристики
персонального
Устный опрос
компьютера
Программное обеспечение ПК. Знакомство с
интерфейсом
операционной
системы, Практическая работа
установленной на ПК
Самостоятельная
Системное ПО и системы программирования
работа
Файлы и файловые структуры.
Практическая работа
Итоговое тестирование по темам Человек и
Защита проекта
информация, Компьютер: устройство и ПО
3.Текстовая информация и компьютер 9ч.
Представление текстов в памяти компьютера.
Тестирование

Практическая
часть

Примечание

Кодировочные таблицы
Разноуровневые
карточки
Практическая работа

15

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

16

Работа с текстовым редактором
Дополнительные
возможности
текстовых
Взаимооценивание
редакторов
Использование буфера обмена для копирования
Взаимоопрос в парах
и перемещения текста. Режим поиска и замены
Работа с таблицами
Практич. работа
Системы перевода и распознавания текстов
тестирование
Итоговое практическое задание на создание и
Практич. работа
обработку текстовых документов
Разноуровневые
Итоговое тестирование по теме Текстовая
инструкц. карточки
информация и компьютер
4.Графическая информация и компьютер 5ч.
Компьютерная
графика
и
области
её
применения. Понятие растровой и векторной
Устный опрос
графики.
Технические средства компьютерной графики
Практическая работа
Кодирование
изображения.
Растровая
и
Самостоятельная
векторная графика
работа
Работа с векторным графическим редактором
Практическая работа
Работа с растровым графическим редактором
Практическая работа
5.Мультимедиа и компьютерные презентации 8ч.
Понятие о мультимедиа. Компьютерные
Устный опрос
презентации
Аналоговый и цифровой звук
тестирование
Технические средства мультимедиа.
Практическая работа
Компьютерные презентации
Практическая работа
Создание
презентации
с
применением
записанного звука и изображения (либо с Практическая работа
созданием гиперссылок).
Тестирование по темам «Компьютерная Контрольная работа

17
18
19
20
21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

графика» и «Мультимедиа»
Итоговое тестирование по курсу 7 класса

34
35
итого

Повторение изученного в 7 классе
35 ч.

Разноуровневые
карточки

Программные средства

 Операционная система.
 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
 Антивирусная программа.
 Программа-архиватор.
 Клавиатурный тренажер.
 Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор,
растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и
электронные таблицы, система управления базами данных
 Звуковой редактор.
 Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
 Система программирования.
 Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
 Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
 Простой редактор Web-страниц
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ:
учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса
«Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию)
Литература:
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ:
учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса
«Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
8 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;



владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение
информационно-логическими
умениями:
определять
понятия.
Результаты освоения курса ИКТ одинаковы как для всех обучающихся, так и
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;


ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и
звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации;
анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:
в сфере познавательной деятельности:
• освоение основных понятий и методов информатики;
• выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях,
нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в
биологических, технических и социальных системах;
• выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью,
определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей
данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы,
графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
• преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её
смысла и полноты;
• оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или
автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.
п.);
• развитие представлений об информационных моделях и важности их использования
в современном информационном обществе;
• построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с
использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ,
структур данных и пр.);
• оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования;
• осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
• построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление
соотношений между ними);
• выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного
вида и адекватных поставленной задаче;
• освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
• освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных
алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения
алгоритма, проверка его правильности
путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых
ошибок с использованием современных программных средств;
• умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения
возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

• оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти,
необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и
пр.);
• вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке
программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с
помощью законов алгебры логики;
• построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
• определение основополагающих характеристик современного персонального
коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их
устройства;
• решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
• понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности
окружающего мира и определяющего компонента современной информационной
цивилизации;
• оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации,
свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от
некорректной;
• использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и
сопоставление различных источников;
• проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные
пути их разрешения;
• приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со
скрытыми целями;
• следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
• авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и
проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
• осознание основных психологических особенностей восприятия информации
человеком;
• получение представления о возможностях получения и передачи информации с
помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
• овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций,
формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ
навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по
электронной почте и др.;
• соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче
информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
• определение средств информационных технологий, реализующих основные
информационные процессы;
• понимание принципов действия различных средств информатизации, их
возможностей и технических и экономических ограничений;
• рациональное использование широко распространённых технических средств
информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного
процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер,
цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовер-

шенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной
школы;
• знакомство с основными программными средствами персонального компьютера —
инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система
отказов);
• умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
• использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для
определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и
каталогов;
• приближённое определение пропускной способности используемого канала связи
путём прямых измерений и экспериментов;
• выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
• использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых
документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.),
усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах
основной школы;
• решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём
использования существующих программных средств (специализированные расчётные
системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
• создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и
видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в
начальной школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов презентационной графики при подготовке и
проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной
школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых
данных и динамики их изменения;
• создание и наполнение собственных баз данных;
• приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том
числе с помощью компьютера;
в сфере эстетической деятельности:
• знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных
образовательных областей и средствами их создания;
• приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью
возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых,
анимационных);
в сфере охраны здоровья:
• понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на
здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими
средствами информационных технологий
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Личностные:
приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической
деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных
средств
ИКТ,
включая
цифровую
бытовую
технику;
 повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению
обучения
с
использованием
ИКТ;

 рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с
изобретением
компьютера;
 организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств.
Метапредметные:
 получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и
создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа
ситуации,
планирования
деятельности
и
др.;
 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении
учебных
проектов;
 умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением
методов информатики и средств ИКТ.
Предметные:
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти,
необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации
и пр.);
 построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
 решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий;


 оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации,

свидетельств очевидцев, интервью;
 следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
 юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой
деятельности;
 получение представления о возможностях получения и передачи информации с
помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
 соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче
информации по телекоммуникационным каналам.
 понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и

технических и экономических ограничений;
 рациональное использование технических средств информационных технологий для
решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер,
цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в
начальной школе и в младших классах основной школы;
 знакомство с основными программными средствами персонального компьютера –
инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система
отказов);
 умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
 использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для
определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и
каталогов;
 приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем
прямых измерений и экспериментов;

 создание

и
редактирование
рисунков,
чертежей,
слайдов
презентаций,
усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах
основной школы;
 использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении
устных сообщений.

Содержание учебного предмета информатики (8 класс)
8 класс
Общее число часов: 34 часа
1. Передача информации в компьютерных сетях (7ч)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические
устройства. Скорость передачи данных.
Информационные
услуги
компьютерных
сетей:
электронная
почта,
телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина".
Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме
обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой
программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете
(используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из
Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:

что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными
сетями;

назначение основных технических и программных средств функционирования
сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты,
телеконференций, файловых архивов и др;

что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная
паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:

осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими
станциями одноранговой сети;

осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы;

осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;

работать с одной из программ-архиваторов.
Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Работа с электронной почтой.

Практическая работа №2. Поиск информации в Интернете с использованием
поисковых систем
2. Информационное моделирование (5ч)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства
моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические,
имитационные. Табличная
организация
информации.
Области
применения
компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.
Учащиеся должны знать:

что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

какие существуют формы представления информационных моделей (графические,
табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:

приводить примеры натурных и информационных моделей;

ориентироваться в таблично организованной информации;

описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Компьютерный практикум

Практическая работа №3. Проведение компьютерных экспериментов с
математической и имитационной моделью
3. Хранение и обработка информации в базах данных (7ч)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД:
запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с
ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,
простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми
условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов
на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и
нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление
записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой
города в Интернете).
Учащиеся должны знать:

что такое база данных, СУБД, информационная система;

что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи, типы и
форматы полей);

структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

что такое логическая величина, логическое выражение;

что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:

открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

организовывать поиск информации в БД;

редактировать содержимое полей БД;

сортировать записи в БД по ключу;

добавлять и удалять записи в БД;

создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Компьютерный практикум

Практическая работа №4. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и
редактирование записей в режиме таблицы.

Практическая работа №5. Проектирование однотабличной базы данных и создание
БД на компьютере

Практическая работа №6. Использование сортировки, создание запросов на
удаление и изменение

4. Табличные вычисления на компьютере (16ч)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы
данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные
функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод
исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения
расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций;
манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).
Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной
таблицы.
Учащиеся должны знать:

что такое электронная таблица и табличный процессор;

основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки,
столбцы, блоки и способы их идентификации;

какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор
работает с формулами;

основные функции (математические, статистические), используемые при записи
формул в ЭТ;

графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:

открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной
таблице;

выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование,
удаление, вставка, сортировка;

получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Тематический план учебного предмета информатики 8 класса
№ п/п

Учебная тема

Всего

1.
2.

Передача информации в компьютерных сетях
Информационное моделирование

7
5

3.

Хранение и обработка информации в базах данных

8

4.

Табличные вычисления на компьютере
Итого

15
35

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Учебно-тематическое планирование 8 класс
Общее число часов: 34 ч.
Тема №
Тема № 1.
Человек и информация
(5 часов)

Основное содержание по темам
Характеристика деятельности ученика
Информация и ее виды. Восприятие информации Аналитическая деятельность:
человеком. Информационные процессы
 оценивать информацию с позиции её свойств
Измерение информации. Единицы измерения информации. (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
Представление информации. Формы представления  приводить примеры данных: тексты, числа;
информационные
процессы
по
информации. Язык как способ представления информации:  классифицировать
принятому
основанию;
естественные и формальные языки. Алфавит, мощность
 выделять информационную составляющую процессов в
алфавита.
Основные виды информационных процессов: хранение, биологических, технических и социальных системах;
передача
и
обработка
информации.
Примеры  анализировать отношения в живой природе, технических и
информационных процессов в системах различной природы; социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций
управления.
их роль в современном мире.
Практическая деятельность:
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с  оперировать с единицами измерения количества
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
тренажером; основные приемы редактирования.
 производить описание непрерывных объектов и процессов
с помощью дискретных данных.
 освоение клавиатуры, работа с тренажером.

Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Тема № 2
Компьютер: устройство и
программное обеспечение Принципы организации внутренней и внешней памяти
компьютера. Двоичное представление данных в памяти
(7 часов)
компьютера. Организация информации на внешних
носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и
характеристики. Правила техники безопасности и
эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО.
Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая
структура внешней памяти. Объектно-ориентированный
пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией
устройств персонального компьютера, со способами их
подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом
операционной системы; работа с файловой системой ОС
(перенос, копирование и удаление файлов, создание и
удаление папок, переименование файлов и папок, работа с
файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со
справочной системой ОС; использование антивирусных
программ.

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов,
Тема № 3 Текстовая
информация и компьютер текстовые файлы. Работа с внешними носителями и
принтерами при сохранении и печати текстовых
(9 часов).
документов.

Аналитическая деятельность:
 анализировать компьютер с точки зрения единства
программных и аппаратных средств;
 анализировать устройства компьютера с точки зрения
организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и
передачи информации;
 определять программные и аппаратные средства,
необходимые для осуществления информационных процессов
при решении задач;
 анализировать информацию (сигналы о готовности и
неполадке) при включении компьютера;
 определять основные характеристики операционной
системы;
 анализировать назначение встроенных в технические
устройства и производственные комплексы компьютеры;
 осуществлять выбор носителей в зависимости от объема
данных и скоростях доступа.
Практическая деятельность:
 получать информацию о характеристиках компьютера;
 оценивать
числовые
параметры
информационных
процессов (объём памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и пр.);
 оперировать
компьютерными
информационными
объектами в наглядно-графической форме;
 соблюдать технику безопасности и правила работы на
компьютере.

Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
 определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения
типовых
задач;
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение,
возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные  выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
системы работы с текстом (распознавание текста,
задач.

компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и
редактирования текста; постановка руки при вводе с
клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования
текста; работа с выделенными блоками через буфер
обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и
маркированными списками; вставка объектов в текст
(рисунков, формул); знакомство со встроенными
шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Компьютерная графика: области применения, технические
Тема № 4
Графическая информация средства. Принципы кодирования изображения; понятие о
дискретизации изображения.
Растровая и векторная
и компьютер
графика.
(5 часов)
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде
графического редактора растрового типа с использованием
основных инструментов и приемов манипулирования
рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка);
знакомство с работой в среде редактора векторного типа
(можно использовать встроенную графику в текстовом
процессоре).
сканирование изображений и их обработка в среде
графического редактора.
Тема № 5
Мультимедиа и
компьютерные
презентации

Что
такое
мультимедиа;
области
применения.
Представление звука в памяти компьютера; понятие о
дискретизации звука. Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.

Практическая деятельность:
 создавать небольшие текстовые документы посредством
квалифицированного клавиатурного письма с использованием
базовых средств текстовых редакторов;
 форматировать
текстовые
документы
(установка
параметров страницы документа; форматирование символов
и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
 вставлять в документ формулы, таблицы, списки,
изображения;
 выполнять коллективное создание текстового документа;
 создавать гипертекстовые документы;
 выполнять кодирование и декодирование текстовой
информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ8Р, Windows 1251);
использовать ссылки и цитирование источников при создании
на их основе собственных информационных объектов.
Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
 определять
условия
и
возможности
применения
программного средства для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
 определять код цвета в палитре RGB в графическом
редакторе;
 создавать и редактировать
изображения с помощью
инструментов растрового графического редактора;
создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора.
Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
 определять
условия
и
возможности
применения

(6 часов)

Практика на компьютере: освоение работы с программным
пакетом создания презентаций; создание презентации,
содержащей графические изображения, анимацию, звук,
текст, демонстрация презентации с использованием
мультимедийного проектора;

программного средства для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
 создавать презентации с использованием готовых
шаблонов;
записывать звуковые файлы с различным качеством звучания
(глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ:
учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса
«Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию)
Литература:
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ:
учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса
«Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
9 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебноисследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и
звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации;
анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:


формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных
средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих
результатов.
В результате освоения курса информатики в 9 классе учащиеся получат
представление:

об информации как одном из основных понятий современной науки, об
информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования
информации;

о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их
использовании для исследования объектов окружающего мира;

об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических
конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

о программном принципе работы компьютера – универсального устройства
обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

о принципах организации файловой системы, основных возможностях
графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного
пространства;

о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных
средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной
информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием
электронной таблицы или базы данных;

о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании
информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм;

о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:

приводить примеры информационных процессов, источников и приемников
информации;

кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;


переводить
единицы
измерения
количества
информации;
оценивать
количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
определять значение логического выражения;

проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным
набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на
естественном и алгоритмическом языках;

формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов,
простых и табличных величин;

использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения
алгоритмов для формальных исполнителей;

составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на
выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции
ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения,
вспомогательные алгоритмы и простые величины;

создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач
в выбранной среде программирования;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной
безопасности;

создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с
использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц,
списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте
списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать
простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блоксхем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления
данных к другому;

создавать записи в базе данных;

создавать презентации на основе шаблонов;

использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;

проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы или базы данных;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах
данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;

передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой,
цифровым датчиком).

2. Содержание учебного предмета информатики
9 класс (33 часа)

1. Управление и алгоритмы – 12 час
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации.
Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление
алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов
(процедур, подпрограмм).
Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».
Практическая работа №2 «Построение линейных алгоритмов».
Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №4 «Работа с циклами».
Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для
построения алгоритма. Использование ветвлений».
Итоговая практическая работа №6 «Итоговое задание по алгоритмизации».
Учащиеся должны знать:
 что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
 сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и
обратной связи в этой схеме;
 что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
 в чем состоят основные свойства алгоритма;
 способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
 основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
алгоритмов;
 назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных
алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
 при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной
связи;
 пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном
алгоритмическом языке;
 выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
 составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из
учебных исполнителей;
 выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Контрольная работа № 1 (1 час)
Введение в программирование – 15 час.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных,
ввод и вывод данных.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи
2.

основных
операторов:
присваивания,
ввода,
вывода,
ветвления,
циклов.
Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке
Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение
линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Практическая работа № 6 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль:
отладка, выполнение, тестирование»
Практическая работа № 7 «Разработка программы на языке Паскаль с
использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».
Практическая работа №8 «Разработка программы на языке Паскаль с
использованием оператора ветвления и логических операций»
Практическая работа № 9 «Разработка программ c использованием цикла с
предусловием».
Практическая работа № 10 «Разработка программ обработки одномерных
массивов».
Практическая работа № 11 «Разработка программы поиска числа в случайно
сформированном массиве».
Итоговая практическая работа № 12 «Решение задач на обработку массивов».
Учащиеся должны знать:
 основные виды и типы величин;
 назначение языков программирования;
 что такое трансляция;
 назначение систем программирования;
 правила оформления программы на Паскале;
 правила представления данных и операторов на Паскале;
 последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
 работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого
уровня;
 составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
 составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
 отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Контрольная работа № 2 (1 час)
Контрольная работа № 3 (1 час)
3. Информационные технологии и общество 4 час
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности,
этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
 основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого
общества;
 историю способов записи чисел (систем счисления);

 основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного
обеспечения;
 в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
 регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и
правовыми нормами общества.

3. Тематическое планирование ИНФОРМАТИКА 9 класс

№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема
Управление и алгоритмы ( 12ч) Управление и
кибернетика. Управление с обратной связью
Определение и свойства алгоритма. Графический
учебный исполнитель
Практическая работа № 1. Работа с учебным
исполнителем алгоритмов «Робот»: построение
линейных алгоритмов.
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
Практическая работа № 2. Работа с учебным
исполнителем алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов.
Циклические алгоритмы
Практическая работа № 3. Работа с циклами.
Ветвление и последовательная детализация
Практическая работа № 4. Использование метода
последовательной детализации для построения
алгоритма. Использование ветвлений
Практическая работа № 4.
(продолжение)Использование метода
последовательной детализации для построения
алгоритма. Использование ветвлений
Зачётное задание по алгоритмизации.
Тест по теме «Управление и алгоритмы»
Введение в программирование (15ч). Понятие
программирования. Алгоритмы работы с величинами:
константы, переменные, основные типы, присваивание,
ввод и вывод данных
Линейные вычислительные алгоритмы.
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура
программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода,

Кол-во часов
1
1

Дата

Дом.задание
§ § 1, 2
§ § 3, 4
§4

1
1

§5
§5

1
1
1
1

§, 6
§6
§7
§7

1
§7
1
1
1

§ § 1-7
§ §8, 9

1
1
1

§10,
§11

Формы контроля

16.

17.

18.

19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

присваивания
Практическая работа № 5. Работа с готовыми
программами на языке Паскаль: отладка, выполнение,
тестирование.
Разработка линейных алгоритмов.
Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование
ветвлений на Паскале
Практическая работа № 6. Программирование диалога
с компьютером. Разработка программы на языке
Паскаль с использованием операторов ввода, вывода,
присваивания и простых ветвлений.
Практическая работа № 7. Логические операции на
Паскале Разработка программы на языке Паскаль с
использованием оператора ветвления и логических
операций
Программирование циклов. Алгоритм Евклида
Практическая работа № 8. Разработка программ c
использованием цикла с предусловием
Таблицы и массивы. Массивы в Паскале
Практическая работа № 9. Разработка программ
обработки одномерных массивов
Практическая работа № 10. Понятие случайного
числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел
в массиве
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива
Сортировка массива
Практическая работа № 11. Разработка программы
поиска числа в случайно сформированном массиве
Тест по теме «Программное управление работой
компьютера».
Информационные технологии и общество (4ч)
Предыстория информатики. История ЭВМ.
История программного обеспечения и ИКТ.

§ 11
1

1

§ §12, 13
§ 14

1
§ §13, 14
1
§15
1
1
1

§17
§18
§ 19

1
1
1
1
1

§ 20
§ 21
§ § 8-21
§22-23
§24

29.
30.
31.
32.
33.

Информационные ресурсы современного общества.
Проблемы формирования информационного общества.
Информационная безопасность.
Тест по теме «Информационные технологии и
общество»
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 7 - 9 кл
Итоговое тестирование по курсу 7-9 класса

1

1
1
1

§25-26
§27
§ 22-27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».