Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Основной образовательной программе Основного общего образования ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по немецкому языку для 8-9 классов Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 Пояснительная записка Рабочая программа по немецкому языку для8 «Б» класса составлена на основе следующих нормативных документов: - Федерального государственного стандарта основного общего образования; - Примерной программы по иностранному языку; - Авторской программы И.Л. Бим «Немецкий язык»; - Учебного плана МБОУ «Боградская сош» на 2022-2023 учебный год; - Основной образовательной программы ООО МБОУ «Боградская сош» Место предмета в учебном плане МБОУ «Боградская сош» Согласно действующему Базисному учебному плану, учебному плану МБОУ «Боградская сош» на 2022-2023 учебный год рабочая программа для 8 «Б» класса предусматривает обучение немецкому языку в объёме 3 часов в неделю на протяжении учебного года, 102 часов в год. Цели и задачи обучения немецкому языку в соответствии с целями и задачами ШМО, РМО: Цель программы состоит в развитии иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно - познавательнойсовершенствовать и развивать коммутативные навыки и умения обучающихся. Для достижения поставленной цели изучения немецкого языка в основной школе необходимо решение следующих задач: речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и немецком языках; социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения; компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка; формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения немецкого языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка; осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек. Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык» Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета « Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины. Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык (в частности, немецкий) как учебный предмет характеризуется: 1. межпредметностью (содержанием речи на немецком языке могут быть различных областей знания (литературы, географии, истории и т.д.); сведения из 2. многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, а с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); 3. полифункциональностью (может выступать как цель приобретения сведений в самых различных областях жизни). обучения и как средство Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи её другим, немецкий язык способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования обучающихся, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию обучающихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых предметов, способствующих формированию основ филологического образования обучающихся. В силу специфики обучения немецкому языку уроки носят комбинированный характер, т.е. на одном уроке могут развиваться все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: тесты (грамматические, лексико - грамматические, тесты по чтению и аудированию), письменные контрольные работы, устный опрос, контроль знания лексики, а также (исходя из возможностей класса) проектная деятельность. Содержание программы (102 часа) Раздел программы Количество часов Хорошо было летом! 25 А теперь снова долгие занятия 31 Мы готовимся к путешествию в Германию 20 .Путешествие по Германии 26 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; • уважение к истории, культурным и историческим памятникам; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; • готовность к выбору профильного образования. Ученик 8 класса получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Ученик 8 класса научится: • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Ученик 8 класса получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик 8 класса научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Ученик 8 класса получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Ученик 8 класса научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Ученик 8 класса получит возможность научиться: • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Предметные результаты Говорение. Диалогическая речь Ученик 8 класса научится: вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. Ученик 8 класса получит возможность научиться: братьи давать интервью. Говорение. Монологическая речь Ученик 8 класса научится: • рассказывать о себе, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее, стране изучаемого языка; о своём городе/селе, своей стране с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); • описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); • давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; • передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы. Ученик 8 класса получит возможность научиться: • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному; • кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; кратко излагать результаты выполненнойпроектнойработы. Аудирование Ученик 8 класса научится: • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; • воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. Ученик 8 класса получит возможность научиться: • выделять основную мысль в воспринимаемом на слухтексте; • отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главныефакты от второстепенных; • использовать контекстуальную или языковую догадкупри восприятии на слух текстов, содержащих незнакомыеслова; • игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста. Чтение Ученик 8 класса научится: • читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; • читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений. Ученик 8 класса получит возможность научиться: • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале; • догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту; • игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста; • пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником. Письменная речь Ученик 8 класса научится: • заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; • писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Ученик 8 класса получит возможность научиться: • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; • составлять план/тезисы устного или письменного сообщения; • кратко излагать в письменном виде результаты деятельности; • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец. Фонетическая сторона речи Ученик 8 класса научится: • различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки английского языка; • соблюдать правильное ударение в изученных словах; • различать коммуникативные типы предложения по интонации; • адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. Ученик 8 класса получит возможность научиться: • выражать модальные значения, чувства и эмоциис помощью интонации; • различать на слух британские и американские варианты английского языка. Орфография Ученик 8 класса научится: правильно писать изученные слова. Ученик 8 класса получит возможность научиться: сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка. Лексическая сторона речи Ученик 8 класса научится: • узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики; • употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; • соблюдать существующие в языке нормы лексической сочетаемости; • распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Ученик 8 класса получит возможность научиться: • употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики; • находить различия между явлениями синонимии и антонимии; • распознавать принадлежность слов к частям речипо определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.); • использовать языковую догадку в процессе чтенияи аудирования (догадываться о значении незнакомыхсловпо контексту и по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Ученик 8 класса научится: • оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами немецкого языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте; • распознавать и употреблять в речи: — различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме); — распространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке; — сложносочинённые предложения с сочинительными союзами; — сложносоподчинённые предложения; — имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения; — имена существительные c определённым/неопределённым / нулевым артиклем; — личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные местоимения; — имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и исключения; а также наречия, выражающие количество; — количественные и порядковые числительные; — глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: — модальные глаголы Ученик 8 класса получит возможность научиться: • использовать в речи глаголы во временным формах действительного залога • распознавать и употреблять в речи модальные глаголы Календарно-тематическое планирование по немецкому языку. 8 класс. № Тема урока Дата Хорошо было летом! (25 ч.) 1. 2. Как проводят каникулы немецкие школьники? Где проводят каникулы немецкие школьники? Уметь Уметь воспр и реш 3-5. Мои летние каникулы. 6. Молодежные турбазы 7. Площадки для кемпинга 8. Планы на каникулы 9. Остров сыра. 10. Капитан Кюммелькорн и тигриная охота 11. 1215. 16. Развитие навыков аудирования. Развитие грамматических навыков Встреча после каникул Уметь читат на вопр 17. 1819. 20. Любимые места отдыха Повторяем, то что знаем Уметь Уметь употр Письмо Андреа Уметь упот 2122. 23. 24. Неудачник 25. Контрольная работа Уметь вы устн Уметь ра перев Уметь граммат Умет Умет Уметь информаци уметь Уметь Умение упо Ум Немецкая литература Повторяем, то что знаем Уме Уметь грамматич А теперь снова школа (31 ч.) 2628. 29. 30. 31. 32. 3334. 3537. 38-40 Система школьного образования. Интегрированная единая школа. Вальдорфская школа Школа Монтессори «Эммануэль и школа». Письмо школьному психологу Дженни и Себастиан Учим новые слова и словосочетания Уметь семантиз Уметь читать текст с полным Уметь рассказывать о сист Уметь читать аутентичный тек д Уметь читать аутентичный тек д Уметь семантиз 41. 4243. 44. 45. 46. 4748. Школьный табель Школьный обмен 49. 50. 5152. 53. 54. 55. Расписание уроков Учись учиться Повторяем, то что знаем 56. Контрольная работа 57. 58. 5961. 62. 63. 64. 65. 66. 6769. 70. 71. Развитие лексических навыков У карты Германии Мы упаковываем чемодан 7273. 74. Значение иностранных языков в нашей жизни Мы слушаем Мы слушаем. Летающая классная комната Развитие грамматических навыков Уметь работат Уметь рассказывать о Уметь написать пи Уметь Умение р Умение р Уметь употребля Уметь характеризовать ли оп Уметь с Уметь Уметь употреблять изученны Беда с оценками Изучение иностранных языков Из немецкой классики: Крысоллов из Гамельна Берлин для молодых людей Кёльн Подготовка к путешествию Искусство путешествовать Мы слушаем Мы работаем над грамматикой Уметь извлек Уметь составлять рассказ с о Уметь понимать аутентичн представление Уметь употреблять изученны Мы готовимся к поездке в Германию(20 ч.) Уметь распознавать новую лекс Уметь работать с картой, опи Уметь использовать изученную в беседе «Что во Уметь читать аутентичный тек Гости прибывают Программа пребывания немецких гостей в Россию Повторяем, то что знаем 75. 76. Как правильно заполнить формуляр для выезда за границу Валюта Контрольная работа 77. Факты о ФРГ. 78. Бавария 7982. 83. Берлин и его достопримечательности 8485. 8688. 89. 9092. Вдоль Рейна Мюнхен-город мирового значения Учим новые слова и словосочетания Мы слушаем Мы работаем над грамматикой Умение р Уметь употребля Уметь составлять диалоги преб Уметь употреблять изученны Уметь заполнять анке Иметь представление о стран Уметь употреблять изученны Путешествие в Германию (26 ч.) Уметь работать с географиче интересных Уметь читать текст, ана Уметь читать тексты разных понимать их. С Уметь читать текст со словарем тек Уметь читать текст в форме п мини-диал Уметь распознавать новую лек пись Умение р Уметь распознавать, употреблят предложения с относительн 9395. 96. 9798. 99. 100. 101. 102. Экскурсии по Кёльну и другим городам Германии Традиционные русские и немецкие праздники: Масленица и Троица Новый год и Рождество Немецкие города (сообщение) Из немецкой классики: С. Бах Контрольная работа Годовая контрольная работа Уметь Уметь делать Иметь представл Уметь употреблять изученны Уметь употреблять изученный, Пояснительная записка Рабочая программа по немецкому языку для 9 «А», 9«Б», 9 «В» класса составлена на основе следующих нормативных документов: - Федерального государственного стандарта основного общего образования; - Примерной программы по иностранному языку; - Авторской программы И.Л. Бим «Немецкий язык»; - Учебного плана МБОУ «Боградская сош» на 2022-2023 учебный год; - Основной образовательной программы ООО МБОУ «Боградская сош» Место предмета в учебном плане МБОУ «Боградская сош» Согласно действующему Базисному учебному плану, учебному плану МБОУ «Боградская сош» на 2022-2023учебный год рабочая программа для 9 «А», 9 «Б», 9 «В» класса предусматривает обучение немецкому язык в объёме 3 часов в неделю на протяжении учебного года, 99 часов в год. Цели и задачи обучения немецкому языку в соответствии с целями и задачами ШМО, РМО: Цель программы состоит в развитии иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно - познавательнойсовершенствовать и развивать коммутативные навыки и умения обучающихся. Для достижения поставленной цели изучения немецкого языка в основной школе необходимо решение следующих задач: речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и немецком языках; социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения; компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка: формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения немецкого языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка; осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек. Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык» Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета « Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины. Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык (в частности, немецкий) как учебный предмет характеризуется: 1. межпредметностью (содержанием речи на немецком языке могут быть различных областей знания (литературы, географии, истории и т.д.); сведения из 2. многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, а с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); 3. полифункциональностью (может выступать как цель приобретения сведений в самых различных областях жизни). обучения и как средство Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи её другим, немецкий язык способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования обучающихся, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию обучающихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых предметов, способствующих формированию основ филологического образования обучающихся. В силу специфики обучения немецкому языку уроки носят комбинированный характер, т.е. на одном уроке могут развиваться все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: тесты (грамматические, лексико - грамматические, тесты по чтению и аудированию), письменные контрольные работы, устный опрос, контроль знания лексики, а также (исходя из возможностей класса) проектная деятельность. Содержание программы (99 часов) Раздел программы Каникулы, пока! (повторительный курс) Каникулы и книги. Они связаны друг с другом? Сегодняшняя молодежь. Какие у неё проблемы? Количество часов 8 26 19 Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с 24 выбором профессии? Средства массовой информации. Действительно ли 22 это четвертая власть? Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка: формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку: А. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении: • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудировании: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию; чтении: читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; письменной речи: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция (владение языковыми средствами): применение правил написания слов, изученных в основной школе; адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик клише речевого этикета); знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков. Социокультурная компетенция: знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В. В ценностно-ориентационной сфере: представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах. Г. В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В трудовой сфере: • умение рационально планировать свой учебный труд; • умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере: • стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Календарно-тематическое планирование по немецкому языку. № 1. 2. 3-4. 5. 6. 7. 8 9. 10. 11. 12. 13-15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23-24. 25. 26-28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36-37. 38. 39-40. 40. 41-43. 44-45. 46. Тема урока Каникулы, пока! (8 часов) Любимые места отдыха немецкой молодежи Каникулы в Австрии Места отдыха в Германии Мои летние каникулы Школа Германии «Горький шоколад» М. Пресслер. Новая ученица Международная школа Каникулы и книги. Они связаны друг с другом? 26 часов Что читает немецкая молодежь? Стихотворение Г. Гессе «Книги» Г. Фаллада «В те далёкие детские годы» Творчество немецких поэтов: Гейне, Щиллера, Гете. «Горький шоколад» М. Пресслер Книги в Германии и России Комиксы Книголюбы Книжные каталоги Книжные жанры Любимые литературные герои Серии картинок Г. Бидструпа Книги, которые я охотно читаю Контроль умений и навыков аудирования Мы работаем над грамматикой Мы беседуем Последняя книга Украденные часы Книжные города Германии Путешествие в Гарц Проверочная работа Сегодняшняя молодежь. Какие у неё проблемы? 19 часов Расслоение молодёжи на субкультуры Что сегодня важно для молодёжи? Стремление к индивидуальности Мир молодёжи в Германии Ильза сбежала Мы учим новые слова и словосочетания Мы работаем над грамматикой Мы слушаем Дата Мы беседуем 47. 48-49. Повторяем, то что знаем 50-51. Урзула и Конни Ильза сбежала. К. Нёстлингер 52. Проверочная работа 53. Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии? 24 часа. Система образования в Германии. 54. Профессиональная подготовка в школах Германии. 55. Двойственная система профессиональной подготовки в Германии 56. 57-58. Ученики их Нижнего Новгорода выбирают профессии Современный мир профессий 59. 60-61. Опрос на тему: Молодёжь и профессии 62-63. Журналы Juma, Tipp о выборе профессии 64-65. Мы учим новые слово и словосочетания 66-68. Мы работаем над грамматикой 69-70. Что думают молодые люди о выборе профессий Революция в повседневной жизни. 71. 72-73. Мои планы на будущее Ничто не даётся даром 74. Генрих Шлиманн и его мечта о Трое 75. Из жизни Г.Шлиманна 76. Проверочная работа 77. Средства массовой информации. Действительно ли это четвертая сила? 22 часа. СМИ: какие задачи стоят перед ними в обществе? 78. Газеты и журналы, которые издаются в Германии 79. Немецкиегазеты «Die Zeit, Rheinischer Merkur» 80. Телевидение против интернета 81. Программа передач 82. Телевидение и книга (медиадети) 83. О вредных привычках 84. Как проводит Дэнис своё свободное время? 85. СМИ – это действительно сила? 86. Радио немецкая волна 87. Мы слушаем 88. 89-90. Мы работаем над грамматикой Что думают члены одной семьи о СМИ? 91. 92-93. Телевидение – за и против Компьютер в нашей жизни 94. Повторяем, то что знаем 95. Письмо психологу 96. 4 недели без телевизора 97. Проблемы отцов и детей 98. Проверочная работа 99.