МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация Боградского района Республики Хакасия МБОУ"БоградскаяСОШ" РАССМОТРЕНО На заседании МО Руководитель ШМО СОГЛАСОВАНО Заместитель директорапо УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Боградская сош» КнязеваА.В. КрасновД.А. ФатеевИ.С. Протокол№ от"___" _______________г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID829562) учебногопредмета «Физическаякультура» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Цивилева Татьяна Николаевна Учитель физической культуры Боград 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА» При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения, саморазвития и самоактуализации. В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методики технологий в учебновоспитательный процесс. В своей социально-ценностной ориентации рабочая программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с «Основной образовательной рабочей программой основного общего образования МБОУ «Боградская СОШ», предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов «Президентских состязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО». ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА» Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В рабочей программе для 5 класса данная цельконкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей школьников вбережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических инравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом. Развивающая направленность рабочей программы определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладно ориентированной физической культурой, возможностью познания своих физических способностей и их целенаправленного развития. Воспитывающее значение рабочей программы заключается в содействии активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками Учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности. Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов образованияв основной школе является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства вразвитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), нерациональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование). В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностнозначимого смысла, содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в разделе «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкаяатлетика, спортивные игры. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Вариативные модули объединены в рабочей программе модулем «Спорт», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе Примерных модульных программ по физической культуре для общеобразовательных организаций, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации. Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их в соревновательную деятельность. Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей рабочей программе в помощь учителям физической культуры в рамках данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической подготовки». В программе предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия», в котором раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям школьников данного возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия. Содержание рабочей программы, раскрытие личностных и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают её значение для формирования готовности учащихся к дальнейшему образованию в системе среднего полного или среднего профессионального образования. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 5 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, суммарно 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Знания о физической культуре. Физическая культура в основной школе: задачи, содержание и формы организации занятий. Система дополнительного обучения физической культуре; организация спортивной работы в общеобразовательной школе. Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристика основных форм занятий физической культурой, их связь с укреплением здоровья, организацией отдыха и досуга. Исторические сведения об Олимпийских играх Древней Греции, характеристика их содержания и правил спортивной борьбы. Расцвет и завершение истории Олимпийских игр древности. Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и его значение для учащихся школы, связь сумственной работоспособностью. Составление индивидуального режима дня; определение основных индивидуальных видов деятельности, их временных диапазонов и последовательности в выполнении. Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения. Осанка как показатель физического развития, правила предупреждения её нарушений в условиях учебной и бытовой деятельности. Способы измерения и оценивания осанки. Составление комплексов физических упражнений с коррекционной направленностью и правил их самостоятельного проведения. Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на открытых площадках и в домашних условиях; подготовка мест занятий, выбор одежды и обуви; предупреждение травматизма. Оценивание состояния организма в покое и после физической нагрузки в процессе самостоятельных занятий физической культуры и спортом. Составление дневника физической культуры. Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Роль изначение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики в процессе учебных занятий; закаливающие процедуры после занятий утренней зарядкой. Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов; развитие координации; формирование телосложения с использованием внешних отягощений. Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека. Модуль «Гимнастика». Кувырки вперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги «скрестно»; кувырки назад из стойки на лопатках (мальчики). Опорные прыжки через гимнастического козла ноги в розь (мальчики); опорные прыжки на гимнастического козла с последующим спрыгиванием (девочки). Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвижение ходьбой с поворотами кругом и на 90°, лёгкие подпрыгивания; подпрыгивания толчком двумя ногами; передвижение приставным шагом (девочки). Упражнения на гимнастической лестнице: перелезание приставным шагом правым и левым боком; лазанье разноимённым способом по диагонали и одноимённым способом вверх. Расхождение на гимнастической скамейке правыми левым боком способом «удерживая за плечи». Модуль «Лёгкая атлетика». Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта; бег на короткие дистанции с максимальной скоростью передвижения. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с прямого разбега. Метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча на дальность с трёх шагов разбега. Модуль «Спортивные игры». Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении; ведение мяча на месте и вдвижении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; ранее разученные технические действия с мячом. Волейбол. Прямая нижняя подача мяча; приём и передача мяча двумя руками с низу и с верху на месте и в движении; ранее разученные технические действия с мячом. Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега; остановка катящегося мяча способом «наступания»; ведение мяча «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; обводка мячом ориентиров(конусов). Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта технических действий спортивных игр. Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменоволимпийцев; готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных Олимпийских игр и олимпийского движения; готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия приорганизации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга; готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях; готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом; стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта; осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении по средством занятий физической культурой и спортом; осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятияпо регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических нагрузок; готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время туристских походов, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде; освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности; повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов ипотребностей; формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания испортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия: Проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и современных Олимпийских игр, выявлять их общность и различия; осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского движения, приводить примеры её гуманистической направленности; анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек; характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевоепредназначение в сохранении и укреплении здоровья; руководствоваться требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака; устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности; устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений; устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма; устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма. Универсальныекоммуникативныедействия: выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцахтехники выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической подготовкой; вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления; описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения и планировать последовательность решения задач обучения; оценивать эффективность обучения по средством сравнения с эталонным образцом; наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими учащимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения. Универсальныеучебныерегулятивныедействия: составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, развитие резервных возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб; составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно разучивать сложно-координированные упражнения на спортивных снарядах; активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться науказания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление; разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуютпри совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроковсвоейкоманды и команды соперников; организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 5классе обучающийся научится: Выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных занятиях физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга; проводить измерение индивидуальной осанки и сравнивать её показатели со стандартами, составлять комплексы упражнений по коррекции и профилактике её нарушения, планировать их выполнение в режиме дня; составлять дневник физической культуры и вести в нём наблюдение за показателями физического развития и физической подготовленности, планировать содержание и регулярность проведения самостоятельных занятий; осуществлять профилактику утомления во время учебной деятельности, выполнять комплексы упражнений физкультминуток , дыхательной и зрительной гимнастики; выполнять комплексы упражнений оздоровительной физической культуры на развитие гибкости, координации и формирование телосложения; выполнять опорный прыжок с разбега способом «ноги врозь» (мальчики) и способом «напрыгивания с последующим спрыгиванием» (девочки); выполнять упражнения в висах и упорах на низкой гимнастической перекладине(мальчики); в передвижениях по гимнастическому бревну ходьбой и приставным шагом с поворотами, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением (девочки); передвигаться по гимнастической стенке приставным шагом, лазать разноимённым способом вверх и по диагонали; выполнять бег с равномерной скоростью с высокого старта по учебной дистанции; демонстрировать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»; демонстрировать технические действия в спортивных играх: баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях; приём и передача мяча двумя руками от груди с места и в движении); волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху с места и в движении, прямаянижняяподача); футбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях, приём и передача мяча, удар по неподвижному мячу с небольшого разбега); тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ №п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего Контро Практичес льные кие работы работы Дата изучен ия Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы обсуждают задачи и содержание занятий физической культурой на предстоящий учебный год; Устный опрос; https://clck.ru/LbZS9 Раздел1.ЗНАНИЯОФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЕ 1.1. Знакомство с программным материалом и требованиями к его освоению 0.5 0 0 1.2. Знакомство с системой дополнительного обучения физической культуре и организацией спортивной работы в школе 0.5 0 0 1 0 0 1.3. Знакомство с понятием «здоровый образ жизни» и значением здорового образа жизни в жизнедеятельности современного человека Обсуждают внеурочную деятельность описывают основные формы оздоровительныхзанятий, конкретизируют их значение для здоровья человека: утренняя зарядка ;физкультминутки и Беседа Устный опрос; Тестирование; физкультпаузы ,прогулки и занятия на открытом воздухе, занятия физической культурой, тренировочные занятия по видам спорта;; приводят примеры содержательного наполненияформзанятийфизкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной направленности;;осознают положительное влияние каждой изформ организации занятий на состояниездоровья, физическое развитие и физическуюподготовленность; 1.4. Знакомство с историей древних Олимпийских 1 игр Итого по разделу 0 0 характеризуют Олимпийские игры как яркоекультурное событие Древнего мира; излагаютверсию их появления и причины завершения;;анализируютсоставвидовспорта,входившихвп рограмму Олимпийских игр Древней Греции,сравнивают их с видами спорта из программысовременных Олимпийских игр;;устанавливают общность и различия ворганизации древних и современныхОлимпийскихигр; Письменный контроль; Устный опрос; 0.25 0 0 Обсуждают режим дня школьника Устный опрос 0.25 0 0 Обсуждают индивидуальное составление режима дня Беседа 3 Раздел2.СПОСОБЫСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. 2.2. Режим дня и его значение для современного школьника Самостоятельное составление индивидуального режима дня https://clck.ru/LbZS9(электрон ныеучебникипофизическойку льтуре) 2.3. Физическое развитие человека и факторы ,влияющие на его показатели О.5 0 0 Знакомятся с понятием «физическое развитие» в значении Устныйопрос; «процесс взросления организма подвлияниемнаследственныхпрограмм»;; приводятпримерывлияниязанятийфизическимиупражнениями на показатели физическогоразвития.; 2.4. Осанка как показатель физического развития и здоровья школьника 0.5 0 0 Знакомят с понятиями «правильная осанка» и Устный опрос; «неправильная осанка», видами осанки и возможными причинами нарушения; устанавливают причинно-следственную связь между нарушением осанки и состояниемздоровья (защемление нервов, смещениевнутренних органов, нарушениекровообращения).; Тестирование; 2.5. 2.6. Измерение индивидуальных показателей физического развития Упражнения для профилактики нарушения осанки 0.5 0 0 Измеряют рост, вес, объем грудной клетки. Беседа О.5 0 0 составляют комплекс упражнений для укрепления мышц Письменныйконтроль; туловища; самостоятельно разучивают технику их выполнения; 2.7. Организация и проведение самостоятельных занятий 0.5 0 0 Составляют комплекс самостоятельных занятий Устный опрос 2.8. Процедура определения состояния организма с помощью одномоментной функциональной пробы 0.25 0 0 Работают в группах Беседа 2.9. 0.25 Исследование влияния оздоровительных формзанятийфизическойкультуройнаработ усердца 0 0 измеряют пульс после выполнения упражнений (или Практическаяработа; 2.10 Ведение дневника физической культуры Итого по разделу 0.5 двигательных действий) в начале, середине и по окончании самостоятельных занятий; 0 0 Составляют вопросы ведения дневника физической культуры Беседа 4 Раздел3.ФИЗИЧЕСКОЕСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 3.1. Знакомство с понятием физкультурнооздоровительная деятельность 0.25 1 0 знакомятся с понятием «физкультурно-оздоровительная деятельность», ролью изначениемфизкультурнооздоровительнойдеятельности в здоровом образе жизнисовременногочеловека.; Устныйопрос; 3.2. Упражнения утренней зарядки 0.25 0 0 составляют комплекс утренней зарядки Беседа 0.25 0 0 Составляют комплекс упражнений физкультминуток дыхательной и зрительной гимнастики; Беседа Водные процедуры после утренней зарядки 0.25 0 0 Обсуждают водные процедуры после утренней зарядки Беседа 3.3. 3.4. Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики - http://znak-zdorovya.ru/kompleksuprazhneiy-pri-narushenii-osanki.htm (примерный комплексупражненийпринаруш енииосанки) -http://znakzdorovya.ru/kompleksuprazhneiy-pri-narusheniiosanki.htm (примерный комплексупражненийпринаруш енииосанки) 3.5. Упражнения на развитие гибкости 1 0 0 разучивают упражнения на подвижностьсуставов, выполняют их из разных исходных положений, с одноимёнными и разноимёнными движениями рук и ног, вращением туловища сбольшойамплитудой.; Письменный контроль; Устный опрос; 3.6. Упражнения на развитие координации 1 0 0 составляют содержание занятия по развитию координации с использованием разученного комплекса и дополнительных упражнений, планируют их регулярное выполнение в режиме учебной недели.; Письменный контроль Устный опрос; 3.7. Упражнения на формирование телосложения 1 0 0 Разучивают упражнения с гантелями на развитие отдельных мышечных групп; Письменный контроль; Устный опрос; 3.8. Модуль «Гимнастика» Знакомство с понятием «спортивно-оздоровительнаядеятельность 0.5 0 0 знакомятся с понятием «спортивно-оздоровительная деятельность», ролью изначением спортивнооздоровительной деятельности в здоровом образе жизнисовременногочеловека.; Устныйопрос; 1 0 0 описывают технику выполнения кувырка вперёдс выделением фаз движения, выясняютвозможность появление ошибок и причин их появления (на основе Совершенствуют 3.9. Модуль «Гимнастика». Кувырок вперёд в группировке предшествующего опыта); 3.10. Модуль «Гимнастика». Кувырок 1 0 0 назад в группировке 0 0 этапный контроль (позволяет определить Выполняют кувырок вперёд ноги «скрёстно» по фазам и в Поурочный контроль; полной координации; контролируют технику выполнения упражнения другими учащимися с помощью её сравнения с иллюстративным образцом, выявляют ошибки и предлагают способы их устранения (обучение в парах). «скрёстно» 1 1 1 1 0 0 1 0 0 стойки на лопатках 3.13. Модуль «Гимнастика». Опорный кувырка вперёд за счёт повторения; подводящих упражнений (перекаты и прыжки на месте; толчком двумя ногами в группировке); правильность выбора и применение средств и методов дозирования физической нагрузки; 3.11. Модуль «Гимнастика» Кувырок вперёд ноги 1 3.12. Модуль «Гимнастика». Кувырок назад из описываюттехникувыполнениякувырканазадвгруппировке; Свыделениемфаздвижения; технику Разучивают технику кувырка назад из стойки на лопатках по фазам движения и в полной координации; Поурочный контроль; знакомятся с комбинацией; анализируют поурочный; прыжок на гимнастического козла 3.14. Модуль «Гимнастика». Гимнастическая комбинация на низком гимнастическом бревне трудность выполнения её упражнений; https://kopilkaurokov.ru/fizkultura(ги мнастика,развитиесилы) 3.15. Модуль «Гимнастика». Лазанье и 1 0 0 Закрепляют и совершенствуют технику лазанья по гимнастической стенке разноимённым способом, передвижение приставным шагом; поурочный; 0.5 0 0 закрепляют технику расхождения на гимнастической скамейке. наблюдение 0 1 описывают технику равномерного бега и разучивают его на учебной дистанции (за лидером, с коррекцией скорости передвижения учителем) Поурочный контроль; 1 0 0 знакомятся с рекомендациями по технике безопасности во время выполнения беговых упражнений на самостоятельных занятиях лёгкой атлетикой; Устный опрос; 2 0 1 закрепляютисовершенствуюттехникубеганакороткиедистан циисвысокогостарта; *разучивают стартовое и финишное ускорение; *разучивают бег с максимальной скоростью свысокогостартапоучебнойдистанциив60м.; этапный контроль (позволяет определить правильность выбора и применение средств и методов дозирования физической нагрузки); 3.20. Модуль «Лёгкая атлетика». Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» 2 0 1 *повторяют описание техники прыжка и его наблюдения; отдельные фазы; *закрепляют и совершенствуют технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» тестирование 3.21. Модуль «Лёгкая атлетика». Знакомство с 1 0 0 знакомятся с рекомендациями учителя по технике безопасности на занятиях прыжками и со способами их использования для развития скоростно-силовых способностей; Устный опрос; 3.22. Модуль «Лёгкая атлетика». Метание малого 1 0 0 *разучивают технику метания малого мяча в поурочный; перелезание на гимнастической стенке 3.16. Модуль «Гимнастика». Расхождение на гимнастической скамейке в парах 3.17. Модуль «Лёгкая атлетика» .Бег с равномерной 3 скоростью на длинные дистанции 3.18. Модуль «Лёгкая атлетика». Знакомство с рекомендациями по технике безопасности во время выполнения беговых упражнений на самостоятельных занятиях лёгкой атлетикой 3.19. Модуль «Лёгкая атлетика». Бег с максимальной скоростью на короткие дистанции рекомендациями учителя по технике безопасности на занятиях прыжками и со способами их использования для развития скоростно-силовых способностей мяча в неподвижную мишень 3.23. Модуль «Лёгкая атлетика». Знакомство с неподвижную мишень по фазам движения и в полной координации. 1 0 0 знакомятся с рекомендациями по технике безопасности при выполнении упражнений в метании малого мяча и со способами их использования для развития точности движения; Устный опрос; 1 0 1 Разучивают технику метания малого мяча на дальность с трёх шагов разбега; С помощью подводящих и имитационных упражнений; *метают малый мяч на дальность по фазам движения и в полной координации; Тестирование; поурочный контроль; рекомендациями по технике безопасности при выполнении упражнений в метании малого мяча и со способами их использования для развития точности движения 3.24. Модуль «Лёгкая атлетика» Метание малого мяча на дальность https://kopilkaurokov.ru/fizkultura(л/а , развитие силы ,выносливости) http:www.irohhealth.ru/programmytrenirovok/metodika-razvitiyavzryvnoj-SiLynog.html(методикаразвитиявзрыв нойсилыног) 3.31. Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». 3 0 0 закрепляют и совершенствуют технику передачи мяча двумя руками от груди на месте (обучение в парах); *закрепляют и совершенствуют технику передачи мяча двумя руками от груди при передвижении приставным шагом правым и левым боком (обучение в парах); 1 0 0 знакомятся с рекомендациями учителя по использованию поурочный; подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры баскетбол; 3 0 0 Обсуждают и анализируют образец техники ведения баскетбольного мяча на месте и в движении; Выделяют отличительные элементы их техники; *рассматривают; Обсуждают и анализируют образец техники ведения баскетбольного мяча «по кругу» и «змейкой»; Определяют отличительные признаки в их технике; Делают выводы; поурочный; 3 0 0 описывают технику выполнения броска, сравнивают её с имеющимся опытом, определяют возможные ошибки и причины их появления, делают выводы; поурочный; 3 0 0 рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники прямой нижней подачи, определяют фазы движения и особенности их выполнения; разучивают и закрепляют технику прямой нижней подачи мяча; поурочный; 3 0 0 знакомятся с рекомендациями учителя поурочный; поиспользованиюподготовительныхиподводящихупражнений для освоения технических действийигрыволейбол; 3 0 1 закрепляютисовершенствуюттехникуприёмаипередачи волейбольного мяча двумя рукамиснизу в движении приставным шагом правым и левым боком (обучение в парах).; закрепляют и совершенствуют технику приёма и передачи волейбольного мяча двумя руками снизу с места; Передача баскетбольного мяча двумя руками от груди 3.32. Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры баскетбол 3.33. Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Ведение баскетбольного мяча 3.34. Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Бросок баскетбольного мяча в корзину двумя руками от груди с места 3.35. Модуль «Спортивные игры .Волейбол». Прямая нижняя подача мяча в волейболе 3.36. Модуль «Спортивные игры. Волейбол» .Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры волейбол 3.37. Модуль «Спортивные игры. Волейбол» .Приём и передача волейбольного мяча двумя руками снизу Поурочный контроль; поурочный; тестирование; http://spout-men. ru/ (обучение игры в б/б) https://kopilkaurokov.ru/fizkultura(бас кетбол, развитие силы ,выносливости) http://Volleymsk.ru/main/obzorfilm ov chast21 (фильм о волейболе) http://sportlessons.com/teamgamts/volleyball/ (какигратьвволейбол» 3.38. Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Приём 3 0 1 Закрепляют и совершенствуют технику приёма и передачи волейбольного мяча двумя руками сверху в движении приставным шагом правым и левым боком (обучение в парах). поурочный; тестирование; 1 0 0 рассматривают, обсуждают и анализируют образец техники удара по мячу учителя, определяют фазы движения и особенности их технического выполнения; закрепляют и совершенствуют технику удара по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега. поурочный; 1 0 0 знакомятся с рекомендациями учителя по использованию Устныйопрос; подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры футбол; 1 0 0 закрепляют и совершенствуют технику остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы. поурочный; 1 0 0 Закрепляют и совершенствуют технику ведения футбольного мяча с изменением направления движения. поурочный; 1 0 0 описывают технику выполнения обводки конусов, определяют возможные ошибки и причины их появления, рассматривают способы устранения; поурочный; 1 8 демонстрируют приросты в показателях физической подготовленности и нормативных требований комплекса ГТО; 3 15 и передача волейбольного мяча двумя руками сверху 3.39. Модуль «Спортивные игры. Футбол» .Удар по неподвижному мячу 3.40. Модуль «Спортивные игры. Футбол». Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры футбол 3.41. Модуль «Спортивные игры. Футбол». Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы 3.42. Модуль «Спортивные игры. Футбол» .Ведение футбольного мяча 3.43. Модуль «Спортивные игры. Футбол» .Обводка мячом ориентиров Итого по разделу 51 Раздел4.СПОРТ 4.1. Физическая подготовка: освоение 10 содержания программы, демонстрация приростов в показателях физической подготовленности и нормативных требований комплекса ГТО Итого по разделу 10 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 68 тестирование; - ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ №п/ Темаурока п Количествочасов всего контро льные работ ы практ ически еработ ы Дата Виды,формыконт изуче роля ния 1. Знакомство с историей древних Олимпийских игр. Знакомство с программным материалом и требованиями к его освоению, с системой ДО. 1 0 0 Устный опрос; 2. Знакомство с понятием «здоровый образ жизни» и значением здорового образа жизни в жизнедеятельности современного человека 1 0 0 Устный опрос; 3. Бег с максимальной скоростью на короткие дистанции 1 0 0 этапный контроль (позволяет определить правильность выбора и применение средств и методов дозирования физической нагрузки; 4. Равномерный бег. Бег60м. 1 0 1 тест; 5. СБУ. Передача эстафетной палочки. Челночный бег 3/10м. 1 0 1 тест; 6. Передача эстафетной палочки. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» 1 0 0 наблюдения; *поточная форма; индивидуальная; групповая. 7. Прыжки в длину сразбега. Бег по пересеченной местности 1 0 0 *наблюдения; *поточная форма; индивидуальная; групповая; 8. Метание малого мяча в неподвижную мишень. Бег с равномерной скоростью 1 1 0 поурочныйконт роль; *групповая форма; индивидуальная; поточная; 9. Метание малого мяча надальность. Бег 1 с равномерной скоростью 0 0 Поурочный контроль; *групповая форма; индивидуальная; поточная; 10. Бег с равномерной скоростью. Прыжок в высоту способом «перешагивания». 1 0 0 *поурочныйконт роль; *групповая форма; индивидуальная; поточная. 11. Бег с равномерной скоростью. Прыжок в высоту способом «перешагивания». 1 0 0 *поурочный контроль; *групповая форма; индивидуальная; поточная. 12. «Осанка как показатель физического развития и здоровья школьника» Упражнения для профилактики нарушения осанки 1 0 0 *вопрос-ответ; 13. 1 0 0 *предварительный контроль (готовность к выполнению учебной программы); *метод наблюдения. Ведение мяча. Ловля и передача мяча без сопротивления 14. Ведение мяча. Ловля и передача мяча 1 0 0 15. Передачи мяча от груди. Ведение на месте, в движении. 1 0 0 16. Передачи мяча от груди. Ведение на месте, в движении. 1 0 0 *поурочный контроль; *групповая форма; поточная; индивидуальная. Знакомство с понятием 1 «физкультурнооздоровительная деятельность. Упражнения на развитие координации 0 0 *вопрос-ответ; без сопротивления 17. *предварительный контроль (готовность к выполнению учебной программы); *метод наблюдения; *поурочный контроль 18. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений, в парах, в нападающей и защитной стойке. Ведениемяча. 1 0 0 *поурочныйконт роль; *групповая; поточная; самоконтроль. 19. Перемещение в стойке б/б. Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления. 1 0 0 *поурочныйконт роль; *групповая; поточная; самоконтроль; 20. Ловля и передача мяча различными способами на месте и в движении. 1 0 0 *наблюдения; *поточная форма; индивидуальная; групповая; Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики. 21. Ловля и передача мяча. Игра в б/б(3/3). 1 0 0 Оперативный (освоение учащимися отдельных разделов программы); *индивидуальная поточная; самоконтроль; 1 0 1 *контрольное испытание; *индивидуальная форма; самоконтроль. 23. Варианты ловли и передачи мяча. 1 Броски в кольцо одной рукой от плеча. 0 0 24. Упражнения на развитие гибкости, формирование телосложения. Утренняя гимнастика, водные процедуры после занятия. 1 0 0 вопрос-ответ; 25. 1 0 0 этапный контроль (позволяет определить правильность выбора и применение средств и методов дозирования физической нагрузки; 1 0 1 *поурочный контроль; *поточная форма; индивидуальная; контрольное испытание. Организация и проведения самостоятельных занятий. 22. Учет техника ведения мяча; комбинации с ведением. Режим дня и составление дневника. Т/б на уроках гимнастики. Перестроение. Упражнения на гибкость. Акробатика. 26. Упражнения на пресс. Подтягивание. Акробатика. *поурочный контроль 27. Опорный прыжок. Прыжки на скакалке 1 0 0 поурочный; *поточная форм; групповая.; 28. Гимнастическая комбинация на низком гимнастическом бревне(д). Висы (м) 1 0 0 поурочный; *поточная форм; групповая; 29. Гимнастическая полоса препятствий. Лазание поканату. 1 0 0 поурочный; *поточная форм; групповая; 30. Упражнения на гимнастической лестнице, на скамейке. Метание н /мяча из – заголовы. 1 1 0 поурочный; *поточная форм; групповая. 31. Физическое развитие человека и факторы, влияющие на его показатели. 1 0 0 Вопрос-ответ; 32. Т/б на уроках по в\б. Перемещение. Броски н\б в положении «передача сверху». Передачи мяча над собой. 1 0 0 Предварительный контроль (готовность к выполнению учебной программы); *метод наблюдения. 33. Приём и передача мяча двумя руками сверху и снизу. Нижняя прямая подача мяча. 1 0 0 этапный контроль (позволяет определить правильность выбора и применение средств и методов дозирования физической нагрузки; Измерение индивидуальных показателей физического развития. 34. Передача мяча сверху двумя руками с продвижением вперед, назад. Нижняя подача мяча. 1 0 0 Оперативный (освоение учащимися отдельных разделов программы); *индивидуальная групповая; самоконтроль. 35. Передача мяча сверху двумя руками с продвижением вперед, назад. Нижняя подача мяча. 1 0 0 Оперативный (освоение учащимися отдельных разделов программы); *индивидуальная групповая; самоконтроль. 36. Групповые упражнения с подач через сетку. Верхняя и нижняя передача. Обучение приему мяча снизу после подачи. 1 0 0 *поурочный контроль; *групповая. 37. Групповые упражнения с подач через сетку. Верхняя и нижняя передача. Обучение приему мяча снизу после подачи. 1 0 0 *поурочный контроль; *групповая. 38. Прием и передача. Групповые упражнения с подач через сетку, нижняя подача мяча. 1 0 0 *поурочный контроль; *групповая форм; индивидуальная. 39. Прием и передача. Групповые упражнения с подач через сетку, нижняя подача мяча. 1 0 0 *поурочный контроль; *групповая форм; индивидуальная. 40. Учет техники выполнения передачи мяча сверху двумя руками. Совершенствование изученных элементов в игре волейбол. 1 0 1 41. Перемещения и владения мячом. Нижняя прямая подача. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 1 0 0 к о н т р о л ь н о е и с п ы т а н и е ; *поурочный; *групповая форма; индивидуальная. 42. Перемещения и владения мячом. Нижняя прямая подача. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 1 0 0 *поурочный; *групповая форма; индивидуальная. 43. Совершенствование изученных элементов волейбола. Развитие координации, быстроты. 1 0 0 *поурочный; *групповая форма; индивидуальная. 44. Совершенствование изученных элементов волейбола. Развитие координации, быстроты. 1 0 0 *поурочный; *групповая форма; индивидуальная. 45. Совершенствование изученных элементов волейбола. Развитие координации, быстроты. 1 0 1 *поурочный; *групповая форма; индивидуальная. 0 0 46. Исследование влияния оздоровительных форм занятий физической культурой на работу сердца. 1 вопрос-ответ; 47. Т/б на уроках б\б. Перемещение. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты. Ведение мяча, бросок в кольцо. 1 0 0 Оперативный (освоение учащимися отдельных разделов программы); *индивидуальная групповая; самоконтроль. ; 48. Т/б на уроках б\б. Перемещение. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты. Ведение мяча, бросок в кольцо. 1 0 0 Оперативный (освоение учащимися отдельных разделов программы); *индивидуальная групповая; самоконтроль. 49. Учет техники ведения мяча; ловли и передачи, броска мяча в кольцо освоенными способами. 1 0 1 *контрольное испытание. 50. Т\б по ф\б Перемещение с заданием, ускорение, старты из р.и.п. Ведениемяча(сзаданием) 1 0 0 *предварительный контроль (готовность к выполнению учебной программы); *методнаблюдения; 51. Ведение мяча ведущей ногой. Удары поворотам на точность. 1 0 0 наблюдения; *поточная; самоконтроль. 52. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы 1 0 0 поурочный; *групповая форма; индивидуальная. 53. Комбинация: ведение, удар(пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 1 0 0 Оперативный (освоение учащимися отдельных разделов программы); *индивидуальная, групповая; самоконтроль. 54. Комбинация: ведение, удар(пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 1 0 0 Оперативный (освоение учащимися отдельных разделов программы); *индивидуальная, групповая; самоконтроль; 55. Тактика свободного нападения. 1 Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом 0 0 поурочный; *групповая форма; индивидуальная. 56. Тактика свободного нападения. 1 Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом 0 0 поурочный; *групповая форма; индивидуальная. 57. Игра по упрощенным правилам в м/футбол. 1 0 0 *наблюдения; самоконтроль; *групповая; индивидуальная форма. 58. Бег на короткие дистанции. Высокий старт, низкий старт; бег с ускорением. 1 0 0 *наблюдение; *поточная; индивидуальная форма урока. 59. СБУ. Низкий старт. Финиширование. Встречные эстафеты. Бег 60. Бег с горы в гору. 1 0 0 этапный контроль (позволяет определить выбор и применение различных средств; метод дозирования физической нагрузки); *индивидуальный, поточный; самоконтроль. 60. СБУ (Специальные беговые упражнения).Бег на результат 60м. 1 0 1 тест; 61. Равномерный бег10мин.Челночный бег3\10м. 1 0 1 тест; 62. Равномерный бег10мин.Метание м\м надальность 1 1 1 тест; 63. Равномерный бег по пересеченной местности. Прыжок в длину с места. 1 0 1 тест; 64. Равномерный бег по пересеченной местности. Наклон туловища вперед. 1 0 1 тест; 65. Равномерный бег по пересеченной местности. Сгибание и разгибания туловища. 1 0 1 тест; 66. Развитие силы. Подтягивание (м -на высокой перекладине),д-на низкой перекладине) 1 0 1 тест; 67. Бег1000м, 1500м. 1 Определение состояния организма с помощью функциональной пробы. 0 1 тест; 68. Игра«Лапта». Ведение дневника наблюдения. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 68 3 15 наблюдение; *поточная; индивидуальная форма урока. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Физическая культура.5-7класс/ Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и другие; под редакцией Виленского М.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Физическое воспитание, учащихся 5 - 7 классов, под редакцией В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона, Москва"Просвещение" Физическое воспитание, учащихся8-9 классов, под редакцией В.И.Ляха, Москва "Просвещение" ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://spout-men.ru/ (обучение игры в б/б) https://clck.ru/LbZS9 (электронные учебники по физической культуре http://sport-lessons.com/teamgamts/volleyball/ (как играть в волейбол» МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи; 150г.мячи для метания, теннисные мячи, скакалки, набивные мячи, эстафетные палочки, гимнастические маты, напольное бревно, //брусья. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ