Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F20E7B00BAB2F9834C5D3ECE0024DD1B
Владелец: КРАСНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Действителен: с 09.04.2025 до 09.07.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
7 КЛАСС
(ВАРИАНТ 1)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Истории Отечества в 7 классе составлена в соответствии с:
адаптированной основной общеобразовательной программой ГБОУ ЛО
«Киришская школа-интернат»;
учебно-методическим комплексом:
- Программы
для
5-9
классов
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2000
- Учебник «История Отечества» 7 класса для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы/ И.М.
Бгажнокова, Л.В. Смирнова (М.: Просвещение, 2020).
Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального
воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и
общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит
корнями в философию и педагогику XVI—XX вв., которые ставили вопросы о
взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается
личность ребёнка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта
выступает сам процесс обучения: его содержание, средства, условия организации
деятельности в системе субъект-субъектных отношений «ученик — учитель».
Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от
личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень
важной является способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие
ребёнка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в
условиях обучения. Процессы включения ребёнка в культуру происходят на разных
уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион,
край, город), так и в ближайшей культурной среде: школа, семьи, сверстники.
Взаимодействие сред, точки их пересечения становятся объектами обучения и
воспитания. Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными
условиями, в которых живёт и развивается ребёнок. Специальные исследования
показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в
неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается
с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой)
деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро- и микросредой,
вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду
— одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе
трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям
социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти
человеческого общества. Опора на социокультурный контекст истории представляется
наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной
отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность,
содержат в себе нравственные уроки, создают основу дли воспитания патриотических и
гражданских чувств развивающейся личности, Приобщение детей к различным
источникам исторических знаний (предметам материальной культуры, историческим
документам и памятникам) способствует развитию познавательных потребностей.
Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах
системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита
Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с при» мерами
дел и свершений на благо Отечества, единство и единение людей, народов в
драматические периоды в жизни государства).
Основные цели изучения предмета «История Отечества»:
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического
опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной
деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших
психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми
в
современном
поликультурном,
полиэтническом
и
многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «История Отечества» реализуется через:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых,
политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад,
который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания
примеры их жизни, на мотивы их поступков;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с
ОВЗ является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило,
выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном
усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый
уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных
применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна
незначительная активизирующая помощь взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они
в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный
материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и
предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от
понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно
недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические
сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую
связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время
фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая
самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем
у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в
основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при
выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности обучающихся
данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и
применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале
выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не
встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно
организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого
школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это
говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно
недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении
дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время
выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Обучающимся требуется четкое неоднократное
объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой
подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают
ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на
них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как
новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить
значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой
вспомогательной школы.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное
объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут
сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
При составлении программы учитываются следующие особенности детей с
интеллектуальной недостаточностью: неустойчивое внимание, малый объем памяти,
затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных
операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и
письменной речи. Общая организованность учащихся низкая: есть проблемы с
дисциплиной, как на уроках, так и во время перемен. Особенно требуют к себе внимания
трое обучающихся. Нескольким обучающимся присуще заторможенность в ответах.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой
которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными
системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической. Недостатки речевой деятельности этой
категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического
мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на
темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции
предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы,
направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей
действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися
различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и
изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.
Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи
— устной речи.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «История Отечества» в 7
классе отводится по 2 часа в неделю. Количество часов в год – 68.
Срок реализации рабочей программы: сентябрь – май
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Введение в историю.
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и
письменные памятники истории. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте.
Государственные символы России. Глава нашей страны. История края - часть истории
России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. "Лента
времени".
История нашей страны древнейшего периода.
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные
славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных
славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и
верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX - I половине XII века.
Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение
Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли.
Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века).
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного
развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий
Новгород. Культура Руси в XII - XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на
Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя.
Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому
завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского
владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами.
Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV - XV века).
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван
Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение
Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III.
Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и
его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления.
Культура и быт Руси в XIV - XV вв.
2.2. Связь учебного предмета «История Отечества» с базовыми учебными
действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении
предмета «История Отечества», однако в наибольшей мере предмет «История Отечества»
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый, незнакомый и т.п.);
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической
деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями;
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «История Отечества» изучается
ежегодно с 7 по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую
систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя разделы с
постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 7-го и
последующих классов.
Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья. Представляется, что в курсе «История Отечества» для детей с
нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических
событиях истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее
яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой
подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их
последовательности.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого
развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в
процессе овладения учебным предметом.
Структурным
принципом
построения
программы
явился
линейноконцентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные
связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень
важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других
предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления
неизбежных трудностей при обучении.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
На уроках истории в 7 классе формируются следующие личностные результаты:
Развитие адекватных представлений о собственных речевых возможностях,
необходимости речевого развития.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Владение навыками коммуникации.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Формирование уважительного отношения к иному мнению.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей,
царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических
событий, пользование "Лентой времени";
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность,
составление рассказов о них по вопросам педагогического работника;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и
событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью
педагогического работника.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов;
их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об
исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной
характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших исторических событий;
понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с
опорой на ее "легенду";
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
слушание учителя;
слушание и анализ ответов обучающихся;
самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
формулировка выводов;
заполнение таблиц, построение схем, работа с картами;
выполнение упражнений;
наблюдение;
работа с учебником, раздаточным материалом;
самостоятельная работа, работа в парах, группах;
проектная деятельность;
оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
В процессе проектной деятельности по предмету история Отечества расширяется
образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к
предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой
исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при
оценке любой социальной ситуации.
Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности
по предмету история Отечества, богатый словарный запас по предмету. У обучающихся
наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры:
мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и
систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации;
умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Типы проектов:
исследовательские;
творческие;
информационные;
социально значимые.
По затратам времени:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Классификация:
групповые;
индивидуальные;
коллективные;
внутришкольные;
внутриклассные.
Темы проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках истории
отечества:
Что такое история.
Древняя Русь.
Восточные славяне.
Русские князья.
Царская династия.
И др.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития
обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки
служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Комплексная система оценки предметных результатов осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки один раз в конце учебного года и
фиксируется в дневнике наблюдений на каждого обучающегося.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков
обучающихся. При оценивании устных ответов по учебным предметам гуманитарного
цикла (география, история, естествознание и др.) принимается во внимание:
правильностьответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного
года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется
следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Кол-во
Тема урока
ЭОР
п/п
часов
I раздел. Введение в историю. (2 часа)
1. Что такое история.
1
Электронный учебник,
Что изучает
электронная тетрадь.
история. Как
пользоваться
книгой по истории.
2. Счет лет в истории.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
II раздел. Древняя Русь. (9 часов)
3. Происхождение
1
Электронный учебник,
славян.
электронная тетрадь.
4. Славяне и соседние
1
Электронный учебник,
народы.
электронная тетрадь.
5. Облик славян и
1
Электронный учебник,
черты их характера.
электронная тетрадь.
6. Земледелие1
Электронный учебник,
основное занятие
электронная тетрадь.
славян.
7. Организация жизни
1
Электронный учебник,
славян.
электронная тетрадь.
8. Жилища, одежда,
1
Электронный учебник,
семейные обычаи
электронная тетрадь.
восточных славян
9. Языческие
1
Электронный учебник,
традиции
электронная тетрадь.
восточных славян.
10. Повторительно1
Электронный учебник,
обобщающий урок
электронная тетрадь.
по 1 главе.
11. Проверочная
1
Электронный учебник,
работа по 1 главе.
электронная тетрадь.
III раздел. Древнерусское государство. (6 часов)
12. Как возникло
1
Электронный учебник,
древнерусское
электронная тетрадь.
государство.
Домашнее
задание
Стр.3-4
Стр. 4-5
Стр.3-4
Стр. 4-5
Стр.3-4
Стр. 4-5
Стр.3-4
Стр. 4-5
Стр.3-4
Стр. 4-5
Ответить на
вопросы теста
№1
Стр. 38-43
Об Аскольде, Дире
Электронный учебник,
1
Стр. 43-48
и их походах в
электронная тетрадь.
Византию. Князь
Олег.
14. Князь Игорь (9131
Электронный учебник,
Стр. 49-53
945)
электронная тетрадь.
15. Как княгиня Ольга
1
Электронный учебник,
Стр.54-58
отомстила
электронная тетрадь.
древлянам.
16. Сын князя Игоря и
1
Электронный учебник,
Стр.59-65
Ольга-Святослав.
электронная тетрадь.
17. Повторительно1
Электронный учебник,
Стр. 65-67
обобщающий урок
электронная тетрадь.
по 2 главе.
IV раздел. Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства. (15 часов)
18. Сыновья князя
1
Стр. 70-73
Электронный учебник,
Святослава.
электронная тетрадь.
19. Князь Владимир
1
Электронный учебник,
Стр.73-75
Красное
электронная тетрадь.
Солнышко.
20. Крещение Руси.
1
Электронный учебник,
Стр. 75-78
электронная тетрадь.
21. Расцвет русского
1
Электронный учебник,
Стр. 79-82
государства при
электронная тетрадь.
Ярославе
Мудром(10191054).
22. Русская Правда
1
Электронный учебник,
Стр. 82-85
Ярослава Мудрого.
электронная тетрадь.
23. Русь после смерти
1
Электронный учебник,
Стр. 85-86
Ярослава Мудрого.
электронная тетрадь.
24. Князь Владимир
1
Электронный учебник,
Стр. 87-90
Мономах.
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
25. Распад Руси на
1
Стр.91-92
электронная тетрадь.
отдельные
княжества в XII
веке.
Электронный учебник,
26. Новгородская
1
Стр.92-94
электронная тетрадь.
республика.
Господин Великий
Новгород.
27. Занятия и торговые
1
Электронный учебник,
Стр. 94-98
пути новгородцев.
электронная тетрадь.
28. Князь Юрий
1
Электронный учебник,
Стр.99-102
Долгорукий(1132электронная тетрадь.
1157)
29- Культура Руси в X2
Электронный учебник,
Стр. 102-110
30. XIII веках.
электронная тетрадь.
31. Повторительно1
Электронный учебник,
Стр. 110-111
обобщающий урок
электронная тетрадь.
по 3 главе.
32. Проверочная
1
Электронный учебник,
тесты
13.
работа по 3 главе.
электронная тетрадь.
V раздел. Русь в борьбе с завоевателями. (14 часов)
33. Образование
1
Электронный учебник,
монгольского
электронная тетрадь.
государства.
34. Битва на реке
1
Электронный учебник,
Калке.
электронная тетрадь.
35. Нашествие
1
Электронный учебник,
монголов на Русь.
электронная тетрадь.
36. Князь Александр
1
Электронный учебник,
Невский(1236электронная тетрадь.
1263).
37. Ледовое побоище.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
38. Объединение
1
Электронный учебник,
русских земель
электронная тетрадь.
против Золотой
орды.
39. Князь Иван
1
Электронный учебник,
Калита(1325-1340)
электронная тетрадь.
40. Московский князь
1
Электронный учебник,
Дмитрий Иванович
электронная тетрадь.
Донской(13501389)
41. Куликовская битва.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
42. Наследники
1
Электронный учебник,
Дмитрия Донского.
электронная тетрадь.
Василий Тёмный.
43. Собирание Руси
1
Электронный учебник,
Иваном III(1462электронная тетрадь.
1505).
Освобождение Руси
от Золотой Орды.
44. Управление
1
Электронный учебник,
государством
электронная тетрадь.
Иваном III.
Электронный учебник,
45. Повторительно1
электронная тетрадь.
обощающий урок
по 4 главе.
46. Проверочная
1
Электронный учебник,
работа по 4 главе.
электронная тетрадь.
VI раздел. Единое Московское государство. (22 часа)
47. Первый русский
1
Электронный учебник,
царь Иван IV
электронная тетрадь.
Грозный.
48. Близкое окружение
1
Электронный учебник,
царя Ивана IV.
электронная тетрадь.
Земский собор,
реформы
Избранной рады.
49- Войны Ивана
2
Электронный учебник,
Стр. 114-117
Стр. 117-119
Стр.120-125
Стр.125-128
Стр. 128-133
Стр. 134-136
Стр.136-141
Стр. 141-145
Стр.145-151
Стр. 152-154
Стр. 154-159
Стр. 160-166
Стр. 166-169
тесты
Стр. 172-175
Стр.175-180
Стр.180-186
50.
51.
Грозного.
Опричнина.
1
52.
Покорение Сибири.
1
Россия после Ивана
Грозного. Борис
Годунов.
54. Лжедмитрий I –
самозванец.
55. Лжедмитрий II.
Семибоярщина.
56. Русская
православная
церковь в Смутное
время.
57. Минин и
Пожарский: за веру
и Отечество!
58. Воцарение
династии
Романовых.
59. Царь Алексей
Михайлович
Романов(16451676).
60. Раскол в русской
православной
церкви.
61. Укрепление южных
границ России.
62. Развитие России в
XVII веке.
63- Культура России в
64. XVI- XVII веках.
65. Повторительнообобщающий урок
по 5 главе.
66. Контрольное
тестирование по
итогам 4 четверти.
67. Устройство
русского города в
XVI- XVII веках.
68. Экскурсия в
краеведческий
музей.
Итого: 68 часов
1
53.
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 186-188
Стр. 188-192
Стр.193-195
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.195-197
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 200-203
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.203-205
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.205-208
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.208-209
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 209-211
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
тесты
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.218-220
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
1
1
1
1
2
1
Стр.197-199
Стр.199-200
Стр.211-213
Стр.213-218
Подготовка к
тестированию