Рисование-Изобразительное-искусство-5-класс-ФГОС-1

Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F20E7B00BAB2F9834C5D3ECE0024DD1B
Владелец: КРАСНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Действителен: с 09.04.2025 до 09.07.2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(ВАРИАНТ 1)
5 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту
обучающихся умственной отсталостью.
Уникальность и значимость «Изобразительного искусства» как школьной дисциплины
определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и
творческогопотенциала
ребенка,
на
формирование
ассоциативно-образного,
пространственногомышления, интуиции, необходимых в любой профессии.
Цели образовательно-коррекционной работы
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В реализации требований АООП выделено несколько этапов:
I этап ― 1―4 классы (в случае пролонгированного обучения ― с 1-м дополнительным
классом);
II этап ― 5―9 классы;
Цель II-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения изобразительному
искусству в 5 классе направлены на: всестороннее развитие личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
формирование более глубоких знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисунке, скульптуре, живописи,
аппликации), совершенствование зрительного восприятия формы, величины, конструкции,
цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
 воспитание интереса к изобразительному искусству;
 раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
 воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
 формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах;
 расширение художественно-эстетического кругозора;
 развитие
эмоционального
восприятия
произведений
искусства,
умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
 формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
 обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках;
 обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке);
 обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности;



формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению;
 развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
 воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
 коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство
и различие между предметами;
 развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать
свои действия;
 коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации.
 развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
1.1. Учет воспитательного потенциала уроков.

Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по
изобразительному искусству.
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков изобразительного искусства. Эта работа
осуществляется в следующих формах:
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
– демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
– обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых,
политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад,
который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания
примеры их жизни, на мотивы их поступков;
– использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы
 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций
для обсуждения в классе.
 Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям искусства.










Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5 класса

Нарушения интеллекта и умственная отсталость обычно выявляются и
диагностируются рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, однако степень
дефекта, его структура, темп и характер развития у каждого ребенка могут иметь
значительные индивидуальные особенности.
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего
развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон
психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением интеллекта выражается в
нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций, координации, точности
и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо
бегают, не умеют прыгать.
Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется
замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем
не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные
изменения в психическую деятельность детей.
Сенсорное воспитание умственно отсталого ребенка это наглядное, чувственное
знакомство с предметами и их свойствами. Многие сенсорные недостатки, свойственные
умственно отсталым школьникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при
котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению
многих исследователей, таким положительным эффектом обладает рисование [26, с.18].
Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято
и осмыслено. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умения владеть
рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом,
кистью, красками и т.д.
Однако имеющиеся у детей нарушения препятствуют развитию таких умений. Так,
например, у многих обучающихся младших классов наблюдаются значительные
нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе
занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют
специальные упражнения, которые, предусматривают выработку согласованной,
координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в значительной мере

развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям,
придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения
и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений.
В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и
рисования.
1.3. Место предмета в учебном плане

Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами
основных образовательных областей «Язык и речевая практика», «Математика»,
«Естествознание», «Технологии», «Физическая культура», составляют обязательную часть
учебных
планов
АООП
образования
умственно
отсталых
обучающихся
(интеллектуальными нарушениями) 5 класса (вариант 1).
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных
организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную
образовательную программу по ФГОС образования обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1),
предусмотрено в учебное (урочное) время.
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Изобразительное
искусство» отводится 2 часа в неделю (68ч/в год). Сроки реализации программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Обучение композиционной деятельности:
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости в зависимости
от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление
умения соотносить размер рисунка и величину листа бумаги.
Развитие пространственных представлений. Работа над понятиями: перед, за, около,
рядом с, далеко от, посередине, справа от, слева от.
Формирование умения изображать на листе бумаги предметы, соблюдая их
пространственные отношения: ближние – ниже, дальние – выше; использовать приём
загораживания одних предметов другими.
Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе
(в вертикальном и горизонтальном формате), закрепление умения передавать ритм в
полосе узора, соблюдая очерёдность формы и цвета его элементов.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную
деятельность (лепку, работу над аппликацией, рисование).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию:
Формирование умений проводить анализ предмета с целью его изображения;
использование в этой работе метода сравнения, определённой последовательности в видах
работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование.
Формирование умения соотносить форму предмета с геометрическими фигурами: круг,
овал, квадрат и др.

Формирование представления о строении тела животных и способах изображения
некоторых животных в лепке и аппликации с опорой на образы дымковских игрушек:
«Лошадка», «Гусь» и др.
Формирование умения передавать движения различных одушевлённых и
неодушевлённых предметов: человек идёт, бежит; дерево на ветру.
Формирование элементарных представлений о явлениях симметрии и асимметрии в
природе. Знакомство с осевой симметрией: изображения насекомых (бабочки, стрекозы,
жуки), а также посуды (кринки, стаканы, кастрюли). Знакомство с элементами декора
городецких игрушек: листья, цветы, бутоны. Выполнение узора в квадрате с
использованием элементов городецкой росписи. Обучение приёму составления узора в
квадрате с учётом центральной симметрии в аппликации.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи:
Расширение представлений учащихся о цвете и красках, работа над понятиями
«основные» («главные») цвета — красный, синий, жёлтый и «составные» цвета —
зелёный, оранжевый, фиолетовый, коричневый и др.
Развитие технических навыков работы с красками.
Закрепление приёмов получения смешанных цветов на палитре.
Обучение приёмам осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением в
краску белил). Получение голубой, розовой, светло-зелёной, серой, светло-коричневой
красок. Использование осветлённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном
рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Обучение восприятию произведений искусства:
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений
рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного
искусства.
Беседа по плану:
1. Как художник наблюдает природу, чтобы её изобразить?
2. Как он рассматривает предметы, чтобы их изобразить или придумать другие?
3. Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена года?
4. Что использует художник, придумывая узоры для тканей и посуды? Произведения
декоративно-прикладного искусства: полотенца, платки с узорами, изделия Городца,
Косова, Дымкова, Хохломы, Каргополя.
2.2. Связь учебного предмета «Изобразительное искусство» с базовыми
учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Изобразительное искусство», однако в наибольшей мере предмет «Изобразительное
искусство» способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
– Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные учебные действия:
– Использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
содноклассниками и учителем.
– Обращаться за помощью и принимать помощь.
– Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
– Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
– Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия:
– Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
– Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
– Пользоваться учебной мебелью.
– Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
– Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место.
– Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
– Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
– Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
– Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Познавательные учебные действия:
– Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
– Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
– Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
– Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных и электронных и других носителях).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент
завершения образования.
Освоение
обучающимися
с
легкой
степенью
умственной
отсталости
(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
3.1. Личностные результаты обучения
в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:
К личностным результатам освоения АООП относятся:



развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого
самовыражения личности:



гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;



формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах
искусства




развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление
опыта эстетического переживания;
формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы



умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства



положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;



понимание красоты в окружающей действительности
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;



привычка к организованности, порядку, аккуратности;



установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой
деятельности;



овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;



овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;



элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;



принятие и освоение социальной роли обучающегося;



развитие эстетических потребностей и чувств;



проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи.



Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего
мира, художественного вкуса.



Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства

и

возникновение

3.2. Предметные результаты
освоения АООП образования включают овладение обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
В познавательной сфере:
 познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
 осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств
выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного
искусства;




различать изученные виды и жанры искусств;
приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного
образа, произведения искусства



формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные
мыслительные операции: сравнение, анализ; развивать способности к обобщению и
конкретизации



создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических
функций.

В ценностно-ориентационной сфере:
 формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,
представлять систему общечеловеческих ценностей;


развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;



уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал,
накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное
отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и
ценностей, представленных в произведениях искусства.

В коммуникативной сфере:
 формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую
компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (:
школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу
учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении
графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению,
формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения
задания, доказательства верности или неверности выполненного действия,
обосновывают этапы выполнения работы).
В эстетической сфере:
 реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой
деятельности;





развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству,
художественным традициям своего народа;
формировать эстетический кругозор

В трудовой сфере:
 применять различные выразительные средства, художественные материалы и
техники в своей творческой деятельности
 овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими
между ними связями, отношениями, зависимостями.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Изобразительное искусство» на начало II-го этапа обучения (V класс):
Достаточный уровень:
 ребёнок может самостоятельно нарисовать тематический рисунок;
 грамотно подбирает цвета
 ребёнок самостоятельно готовит рабочее место;
 представляет объект целостно, изображает симметричную форму объекта,
дорисовывают форму объекта;
 понимает форму изображения, рисует элементы, узоры (состоит из чёрточек, точек
и линий);
 с помощью учителя изображает симметричную форму объекта, дорисовывают
форму объекта;
 ребёнку требуется помощь при составлении рисунка;
Минимальный уровень:
 понимает форму изображения, рисует элементы, узоры (состоит из чёрточек, точек
и линий);
 цвета соответствуют образцам;
 при помощи учителя может называть предметы на картинках и подбирать к ним
названия действий;
 не может без помощи учителя изображать симметричную форму объекта,
дорисовывают форму объекта с помощью учителя.
 не может без помощи учителя подбирать цвета соответствуют образцам;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к умениям и навыкам к концу обучения во 5 классе
Учащиеся должны знать:

о работе художника, скульптора, декоратора;

основные требования к композиции изображения (рисунке, аппликации) на
листе бумаги, расположенном горизонтально или вертикально;

характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке,
аппликации;

названия некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Городец, Косово и др.;

приём передачи глубины пространства: загораживание одних предметов
другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными
вблизи;

о существующем в природе явлении осевой симметрии;

речевой материал, изучавшийся в связи с обучением изобразительной
деятельности в 5 классе (в том числе названия изготавливаемых объектов,
их частей, характеристика свойств, соотношений и взаиморасположения
объектов и отдельных элементов, названия материалов, инструментов и
описание действий с ними).

правила организации рабочего пространства при осуществлении
изобразительной деятельности;

приёмы работы с пластилином, красками, бумагой и ножницами;

части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части
дерева, дома, тела человека;
Учащиеся должны уметь:

















наблюдать объекты и явления окружающего природного и социального
мира, рассматривать образцы художественного творчества и мастерства;
передавать собственные наблюдения и впечатления через изобразительную
деятельность (в лепке, рисунке, аппликации);
организовывать своё рабочее место с учётом вида предстоящей
изобразительной деятельности;
ориентироваться на плоскости листа, оперировать понятиями и словарём,
передающими пространственное расположение объектов на
изобразительной поверхности;
изображать объекты окружающего мира (деревья, дома), передавая
отличительные признаки, учитывая строение;
передавать фигуру и позу человека в лепке и рисунке;
различать названия и оттенки цветов, смешивать краски (при работе с
гуашью), получая составные цвета;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно;
исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или
чередованием формы и цвета его элементов;
изображать элементы городецкой росписи;
соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (На что похожа
форма?);
владеть приёмами осветления цвета (разбавлением краски водой или
добавлением белил);
рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные
признаки изображённого времени года.

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
 слушание учителя;
 слушание и анализ ответов обучающихся;
 самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
 просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
 формулировка выводов;
 самостоятельная работа в альбоме;
 наблюдение;
 работа с учебником, раздаточным материалом;
 самостоятельная работа, работа в парах, группах;
 проектная деятельность;
 оценивание своих учебных достижений.

3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными
художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно
трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность
мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными
словами формировать индивидуальность ребёнка.
На уроках ИЗО метод проектного обучения возможен практически по всем
предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть

пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя
творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»);
«Гравюра» (тема «Графика»); «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская
игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное
прикладное искусство») и т. д.
Цели и задачи: Внедрение в образовательный процесс метода проектного обучения,
открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным
плюсом применения метода является формирование надпредметных навыков и умений,
умение находить оптимальные пути достижения поставленных целей. Основной задачей
педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное
использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации
воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса. Значит, необходимо
четко определить цель проекта.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
5.2. Система оценки предметных результатов.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству:
– соответствие или несоответствие научным знаниям и практике;
– полнота и надёжность усвоения;
– самостоятельность применения усвоенных знаний.
При оценке предметных результатов обучения используется традиционная система
отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и
других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при
оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных
компетенций.
Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении
практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные
знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая
ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или
неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку.
Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные
на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но
демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других
аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические
действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной
работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в
случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся

демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по
предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при
решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не
достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер
допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения
пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей
части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния
на содержание деятельности обучающегося.
В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент окончания
5 класса) достижений обучающихся определяющим фактором является возможность
стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся, оказания
положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.
Освоение обучающимися АООП (вариант 1) осуществляется по специальным
учебникам, а также с использованием наглядно-дидактических материалов и технических
средств обучения, предназначенных для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, отвечающим их особым образовательным потребностям и позволяющим
реализовывать выбранный вариант программы.
2.4. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №
273 от 21 декабря 2012 года (статья 58) освоение образовательной программы
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах,
определённых учебным планом, и в порядке, установленном образовательной
организацией.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебного предмета, предусмотренного Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программой. Проведение промежуточной аттестации направлено на
обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным
образом для достижения результатов освоения Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы, предусмотренных Федеральным государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится, начиная со второго класса,
по окончании четвертей (триместров), учебного года. Годовая промежуточная аттестация
проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной
(триместровой) аттестации.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы
по предмету;
- соотнесение фактического уровня с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы;
- оценка достижений обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении
образовательной программы по предмету и учесть индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

Порядок, формы, периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся
определяются учителем с учетом образовательной программы по предмету.
При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать, что:
 контрольные мероприятия проводятся во время урока в рамках учебного
расписания;
 продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени
одного урока;
 в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное
мероприятие рекомендовано проводить не ранее второго урока и не позднее
четвертого урока;
 содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной
программе по предмету.
Формами промежуточной аттестации могут быть:
 письменная – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов
(заданий).К письменным ответам относятся: самостоятельные, контрольные,
творческие работы; тестовые задания; письменные описания, наблюдения и др.;
 устная – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов; пересказ,
беседы и др.;
 комбинированная – сочетание письменных и устных форм аттестации: викторины,
проведение выставки и др.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП требуют
учёта особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
 адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала
как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций),
так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка
на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.);
 специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах
принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности),
дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету в 5 классе проводится на
основании выявленных достижений обучающихся по овладению планируемыми
личностными и предметными результатами освоения АООП.
Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных
результатов по учебному предмету осуществляется на основании анализа выполненных
ими контрольных работ. При проведении промежуточной аттестации учитываются
результаты выполненных контрольных работ, устных опросов, а также результаты
наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, степень их
самостоятельности в выполнении учебных заданий. При проведении итоговой аттестации
учитываются данные промежуточной аттестации.
Во 5 классе в течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за
достижением планируемых результатов.
Подходы к оцениванию предметных знаний определены Примерной АООП образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (раздел «2.1.3. Система оценки
достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы»).Оценка базируется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. При использовании балльной системы оценивания
необходимо, чтобы оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.

Примеры контрольно-оценочных материалов
Для контроля усвоения учащимися требований программы по предмету «Изобразительное
искусство» в 5 классе рекомендуется проведение практической работы на последнем уроке в
конце учебного года на тему:
– «Помечтаем о лете, о походах в лес за грибами. Лепка. Рисование». Инструкция.
– Изобрази поход за грибами.
– Слепи фигурки людей-грибников (что они делают).
– Нарисуй картинку «Летом за ягодами!».
Выполнение первого задания осуществляется индивидуально (самостоятельно или с
требуемой помощью учителя, которая регулируется в зависимости от возможностей
конкретного ученика и фиксируется в бланке выполнения контрольной работы учителем для
дальнейшего анализа степени продвижения ученика в освоении требований программы).
Для выполнения первого задания предлагаются образцы слепленных фигурок человечкагрибника в разных позах. Учащийся имеет возможность выбрать понравившуюся позу
слепленного человечка для воспроизведения. Учителем фиксируются комментарии ученика
относительно его выбора (при отсутствии самостоятельных комментариев задаются вопросы
следующего содержания: «Почему ты выбрал эту фигурку?», «Как ты думаешь, эту фигурку
сложно слепить?», «Тебе кажется, что ты справишься с заданием?» и др. – оценка
собственных возможностей ученика важна для понимания учителем уровня сложности
предъявляемого ученику задания и самооценки учеником достижений).
При оценке выполнения лепки учитель обращает внимание на детализацию объекта,
правильность соотношения частей в структуре объекта, использование разных оттенков
пластилина, умения смешивать пластилин для получения нужного оттенка, навыки сборки
фигурки (соединения отдельных элементов лепки), композиции при размещении нескольких
объектов лепки на основе и др.
После лепки ученики объединяют поделки на общем макете (заготовленном заранее
учителем – основа с фигурками деревьев), применяя навыки композиционной деятельности и
опираясь на собственные представления. Ученики переходят ко второй части творческого
контрольного задания: рисунок «Летом за грибами!». При оценке работы учитель обращает
внимание на композицию, передачу сюжета и соотносительные размеры объектов (с учетом
расположения объектов – ближе, дальше), умение работать красками и кистью, передачу
настроения в рисунке.
Система оценки БУД.
Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные

Учебные действия и умения


формировать навыки работы с материалами и инструментами

учебные действия

Познавательные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

(карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты, мелки)
 формировать
представления
о
ЗОЖ,
элементарные
гигиенические навыки, охранительные режимные моменты
(пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
 проявлять интерес к изобразительному искусству
 развивать воображение, желание и умение подходить к своей
деятельности творчески
 развивать способности к эмоционально ценностному
отношению к искусству и окружающему миру
 Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве
 Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя
 Уметь называть, характеризовать предметы по их основным
свойствам(цвету, форме, размеру, материалу);
 находить общее и различие
 Группировать
предметы
на
основе
существенных
признаков(2-3)
 Формировать приемы работы различными графическими
материалами
 Наблюдать за природой и природными явлениями
 Создавать элементарные композиции на заданную тему на
плоскости
 Участвовать в обсуждении содержания художественных
произведений
 Выражать свое отношение к произведению изобразительного
искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный,
верно, неверно, такой, не такой)
 Оформлять свои мысли в устной речи
 Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить
 Слушать и понимать речь других
 Уметь работать в паре
 Умение отвечать на вопросы различного характер
 Учить понимать учебную задачу
 Организовывать свое рабочее место
 Определять план выполнения задания на уроках
изобразительного искусства
 Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
 Проверять работу, сверяясь с образцом

4 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (2часа в неделю)
№
п/
п

Тема

Колво
часов

Характеристика
учащихся

видов

деятельности

4 класс (68ч)
1-я четверть (18 ч)
Блок 1 Признаки уходящего лета, наступающей осени.

ЭОР

1

2

3

4

5

Введение.
2
Здравствуй осень!
Рисуем с натуры
Веточки деревьев с
листьями.
Листья
дуба.

Наблюдать красоту природы, осеннее
состояние природы.
Замечать особенности красоты осенних
листьев, их цвет и разнообразие форм.
Изображать характерные особенности
осеннего леса с опорой на предложенный
учителем образец.
Изображение листа 2
Воспринимать и эстетически оценивать
клена. Рисование.
красоту природы в разное время года и
разную погоду.
Изображать живописными средствами
состояние природы родного края.
Овладевать навыками работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
обращаться за помощью к учителю.
Лепим с натуры 2
Рассматривать и сравнивать листья
Веточки деревьев с
разных кустов и деревьев рассказывать о
листьями. Веточка
настроении и разных состояниях, которые
рябины.
художник передает цветом.
Знать главные цвета
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы.
Блок 2 Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Художники
пейзажисты и их картины. А. Саврасов. И. Шишкин.
Беседа
о 2
Характеризовать
красоту природы,
художниках
весеннее состояние природы.
пейзажистах и их
Изображать характерные особенности
картинах.
деревьев.
Использовать выразительные средства
Рисование пейзажа.
живописи для создания образа весенней
Деревья.
природы.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Анализировать различные предметы с
точки зрения строения их формы.
Соблюдать пропорции при создании
изображаемых предметов рисунка.
Оценивать свою деятельность.
Сравнивать выполненную работу с
работами одноклассников.
Рисование
по 2
Усвоить
понятия
«рисование
посырому
картинасырому», «мазок».
пейзаж: небо, реку
Учиться рисовать цветовые пятна
и море.
необходимой формы и нужного размера в
данной технике.
Усвоить информацию о существовании
двух способов рисования «по-сырому».
Учиться
прорисовывать
полусухой
кистью по сырому листу.
Соблюдать
последовательность
выполнении работы.

Стр 4-9
Элект
нный
учебник

Стр 10-11
Элект
нный
учебник

Стр 10-11
Элект
нный
учебник

Стр 12-20
Элект
нный
учебник

Стр 21
Элект
нный
учебник

6

7

8

Знать правила работы с акварелью.
Научиться правильно смешивать краски
во время работы.
Оценивать свою работу.
Воспринимать наглядную информацию.
Выделять этапы работы в соответствии с
поставленной целью.
Стараться передать красками увиденную
красоту и вложить в нее свои чувства.
Развивать навыки работы акварелью.
Оценивать свою деятельность.
Рисование закат и 2
Усвоить
понятия
«рисование
порассвет по сырому.
сырому», «мазок».
Учиться рисовать цветовые пятна
необходимой формы и нужного размера в
данной технике.
Усвоить информацию о существовании
двух способов рисования «по-сырому».
Учиться
прорисовывать
полусухой
кистью по сырому листу.
Соблюдать
последовательность
выполнении работы.
Знать правила работы с акварелью.
Научиться правильно смешивать краски
во время работы.
Оценивать свою работу.
Воспринимать наглядную информацию.
Выделять этапы работы в соответствии с
поставленной целью.
Стараться передать красками увиденную
красоту и вложить в нее свои чувства.
Развивать навыки работы акварелью.
Оценивать свою деятельность.
Блок 3 Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта.
Узнай больше о 1
Отвечать, как называются картины,
натюрморт.
представленные учителем для показа.
Называть фамилии художников, которые
их написали.
Рассматривать картины художников и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Уметь называть фрукты, разные по цвету
и форме.
Понимать, что такое натюрморт.
Что может быть 1
Отвечать, как называются картины,
изображено
на
представленные учителем для показа.
одной картине?
Называть фамилии художников, которые
Портрет.
Сюжет.
их написали.
Натюрморт.
Рассматривать картины художников и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Уметь называть фрукты, разные по цвету
и форме.
Понимать, что такое натюрморт.

Стр 21
Элект
нный
учебник

Стр 22-23
Элект
нный
учебник

Стр 24-25
Элект
нный
учебник

9

Рисование
натюрморта
натуры.

2
с

10

Нарисуй человека. 2
Расскажи, чем он
занимается,
с
помощью
натюрморта.
Составить описание
своей картинки.
Используй образец.

11

Сосуды:ваза,кувши
н,тарелка.
Рисование.

1

Изображать живописными средствами
разные фрукты и кружку. Если работу
выполнить
трудно,
обратиться
за
помощью к учителю.
Воспринимать наглядную информацию.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Анализировать различные предметы с
точки зрения строения их формы.
Соблюдать пропорции при создании
изображаемых предметов рисунка.
Оценивать свою деятельность.
Сравнивать выполненную работу с
работами одноклассников.
Отвечать, как называются картины,
представленные учителем для показа.
Называть фамилии художников, которые
их написали.
Рассматривать картины художников и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Уметь называть фрукты, разные по цвету
и форме.
Понимать, что такое натюрморт.
Изображать живописными средствами
разные фрукты и кружку. Если работу
выполнить
трудно,
обратиться
за
помощью к учителю.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Воспринимать наглядную информацию.
Отвечать, как называются картины,
представленные учителем для показа.
Называть фамилии художников, которые
их написали.
Рассматривать картины художников и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Уметь называть фрукты, разные по цвету
и форме.
Понимать, что такое натюрморт.
Изображать живописными средствами
разные фрукты и кружку. Если работу
выполнить
трудно,
обратиться
за
помощью к учителю.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Воспринимать наглядную информацию.
2-я четверть (14 ч)
Усвоить понятия: сосуд, силуэт, узор,
орнамент.
Знать, что такое роспись.
Размышлять над выбором элементов
косовской росписи для украшения

Стр 26-27
Элект
нный
учебник

Стр 28-29
Элект
нный
учебник

Стр 30-31
Элект
нный
учебник

12

Вырезать
фигуры 2
кувшинов, кринки и
бутылки из бумаги,
сложенной вдвое.

13

Сделать аппликацию 1
из
вырезанных
силуэтов
сосудов.
Натюрморт.

14

Нарисуй натюрморт.

2

изделия.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать
навыками
сравнения,
учиться сравнивать свою работу с
оригиналом (образцом).
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнить свою работу с работой других.
Воспринимать наглядную информацию.
Усвоить понятия: кувшин, кринка,
бутылка.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать
навыками
сравнения,
учиться сравнивать свою работу с
оригиналом (образцом).
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнить свою работу с работой других.
Воспринимать наглядную информацию.
Понимать, что такое натюрморт.
Изображать живописными средствами
разные предметы. Если работу выполнить
трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать живописными навыками
работы в технике аппликации.
Воспринимать наглядную информацию.
Усвоить понятия: кувшин, кринка,
бутылка.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать
навыками
сравнения,
учиться сравнивать свою работу с
оригиналом (образцом).
Понимать, что такое натюрморт.
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнить свою работу с работой других.
Воспринимать наглядную информацию.
Понимать, что такое натюрморт.
Изображать живописными средствами
разные предметы. Если работу выполнить
трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать живописными навыками
работы в технике аппликации.
Воспринимать наглядную информацию.
Отвечать, как называются картины,

Стр. 30-37
Элект
нный
учебник

Стр. 30-37
Элект
нный
учебник

Стр. 30-37

15

16

17

18

представленные учителем для показа.
Называть фамилии художников, которые
их написали.
Рассматривать картины художников и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Уметь называть фрукты, разные по цвету
и форме.
Понимать, что такое натюрморт.
Изображать живописными средствами
разные предметы. Если работу выполнить
трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Воспринимать наглядную информацию.
Блок 4 Расширение знаний о портрете. Закрепление умений
наблюдать, рассматривать натуру и изображать её.
1
Воспринимать
и
эстетически
Лицо человека.
определять пропорции лица.
Портрет человека.
Изображать лицо человека.
Овладевать навыками работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
обращаться за помощью к учителю.
Воспринимать
и
эстетически
Нарисуй
портрет 1
определять
пропорции
лица.
человека в профиль.
Изображать лицо человека.
Рисование.
Овладевать навыками работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
обращаться за помощью к учителю.
Автопортрет.
1
Уметь различать формы разные по
цвету и форме.
Изображать живописными средствами
разных персонажей. Если работу
выполнить трудно, обратиться за
помощью к учителю.
Овладевать навыками
работы с
трафаретом,
используя,
если
необходимо, помощь учителя.
Сравнивать свою работу с работами
одноклассников.
Рассматривать модель человека.
Фигура
человека 4
Называть части тела человека.
(модель).
Показывать,
как
относительно
вертикальной линии расположено тело
человека в движении.
Продолжать
учиться
работать
с
трафаретом.
Усвоить и закрепить понятия: статика
(покой),динамика (движение).
Овладевать
навыками
работы
с
цветными мелками.
Работать самостоятельно, если трудно,

Элект
нный
учебник

Стр
Элект
нный
учебник
Стр 41
Элект
нный
учебник
Стр 41
Элект
нный
учебник

Стр 42-44
Элект
нный
учебник

38-40

19

20

21

обратиться за помощью к учителю.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Срисуй
фигуру 1
Рисование с натуры (развитие умений
человека
с
рассматривать предмет, находить его
подвижной модели.
форму,
выделять
части,
видеть
пропорции).
Работа с презентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и
практических заданий.
Изображать живописными средствами.
Если
работу
выполнить
трудно,
обратиться за помощью к учителю.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Воспринимать
наглядную
информацию.
3-я четверть (20 ч)
Изобрази
разные 2
Рисование с натуры (развитие умений
движения
фигуры
рассматривать предмет, находить его
человека с помощью
форму,
выделять
части,
видеть
разных
положений
пропорции).
частей тела. Срисуй
Работа с презентацией в формате
их.
PowerPoint на интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и
практических заданий.
Изображать живописными средствами.
Если
работу
выполнить
трудно,
обратиться за помощью к учителю.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Весёлое время года- 1
Уметь различать предметы разные по
зимние
каникулы.
цвету и форме.
нарисуй, как ребята
Изображать живописными средствами
веселятся зимой.
разные формы. Если работу выполнить
трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать
навыками
работы
с
трафаретом,
используя,
если
необходимо, помощь учителя.
Сравнивать свою работу с работами
одноклассников.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами.
Воспринимать
наглядную

Стр 42-44
Элект
нный
учебник

Стр 42-45
Элект
нный
учебник

Стр 46-47
Элект
нный
учебник

22

23

24

25

информацию, помещенную учителем на
слайдах.
Рисование на тему: 1
Рисование
по
памяти
после
«Ёлки
в
зимнем
проведенных наблюдений.
лесу».
Просмотр аудиовизуального материала
(видеофильма или видеоролика).
Работа с презентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Новогодняя открытка. 2
Уметь различать предметы разные по
Открытка.
цвету и форме.
Изображать живописными средствами
разные формы. Если работу выполнить
трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать навыками
работы с
трафаретом,
используя,
если
необходимо, помощь учителя.
Сравнивать свою работу с работами
одноклассников.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами.
Воспринимать
наглядную
информацию, помещенную учителем на
слайдах.
Блок 5 Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего
нужна книга?
Как построена книга? 3
Рассуждать о творческой работе
Нарисуй обложку к
зрителя, о своем опыте восприятия
сказке
«Мухапроизведений
изобразительного
цокотуха».
искусства.
Знать имя художника Ю. Васнецова.
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы по содержанию произведений
художника.
Наблюдать иллюстрации в разных
книгах.
Рассуждать
о
средствах
выразительности, которые использует
художник для достижения цельности
композиции.
Понимать условность и субъективность
художественного образа.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализировать
форму
частей,
соблюдать пропорции.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Иллюстрации в книге. 1
Рассуждать о творческой работе
зрителя, о своем опыте восприятия

Стр 46-47
Элект
нный
учебник

Стр 46-47
Элект
нный
учебник

Стр 48-49
Элект
нный
учебник

Стр 50-53
Элект

26

Нарисуй
и
слепи 2
иллюстрацию к сказке
«Маша и медведь».

27

Сравнивай
2
размер(величину)
изображений:
большой - маленький,
высокий - низкий.

произведений
изобразительного
искусства.
Знать имя художника И. Билибина, Ю.
Васнецова, Е. Чарушина.
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы по содержанию произведений
художника.
Наблюдать иллюстрации в разных
книгах.
Рассуждать
о
средствах
выразительности, которые использует
художник для достижения цельности
композиции.
Понимать условность и субъективность
художественного образа.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализировать
форму
частей,
соблюдать пропорции.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Рассуждать о творческой работе
зрителя, о своем опыте восприятия
произведений
изобразительного
искусства.
Знать имя художника И. Билибина, Ю.
Васнецова, Е. Чарушина.
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы по содержанию произведений
художника.
Наблюдать иллюстрации в разных
книгах.
Рассуждать
о
средствах
выразительности, которые использует
художник для достижения цельности
композиции.
Понимать условность и субъективность
художественного образа.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализировать
форму
частей,
соблюдать пропорции.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Рассматривать картины художников и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Уметь
сравнивать
размеры
изображений.
Понимать,
понятия
большой
маленький, высокий - низкий.

нный
учебник

Стр 54,57
Элект
нный
учебник

Стр 55-56
Элект
нный
учебник

28

29

30

31

Изображать живописными средствами
разные
предметы.
Если
работу
выполнить трудно, обратиться за
помощью к учителю.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами .
Блок 6 Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины,
понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя)
на некоторые художественные выразительные средства,
используемые художником.
Развитие у детей 2
Отвечать, как называются картины,
умения
представленные учителем для показа.
рассматривать
Называть
фамилии
художников,
сюжетные картины.
которые их написали.
Составь
рассказРассматривать картины художников и
описание картины.
отвечать на вопросы по их содержанию.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Рисуем
сюжетную 2
Отвечать, как называются картины,
картину.
представленные учителем для показа.
Называть
фамилии
художников,
которые их написали.
Рассматривать картины художников и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Блок 7 Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде
изобразительного искусства, о работе скульптора и художникаанималиста. Животные в скульптуре. Красная книга.
Передавать в изображении характер и
Скульптура как вид 2
настроение праздника.
изобразительного
Развивать навыки работы в технике
искусства.
рисования.
Осваивать приемы создания орнамента:
повторение
модуля,
ритмическое
чередование элемента.
Работать акварелью и с их помощью
линий разной толщины.
Эмоционально откликаться на красоту
зимней природы, праздник.
Сравнивать свою работу с другими
работами.
4-я четверть (16ч)
Изображение
2
животных из Красной
книги. Рисование и
лепка белый медведь.

Передавать в изображении характер и
настроение праздника.
Развивать навыки работы в технике
рисования.
Осваивать приемы создания орнамента:

Стр 58-61
Элект
нный
учебник

Стр 58-61
Элект
нный
учебник

Стр 62-75
Элект
нный
учебник

Стр 76-77
Элект
нный
учебник

32

33

34

повторение
модуля,
ритмическое
чередование элемента.
Работать акварелью и с их помощью
линий разной толщины.
Эмоционально откликаться на красоту
зимней природы, праздник.
Сравнивать свою работу с другими
работами.
Передавать в изображении характер и
2
Изображение
настроение праздника.
животных
из
Развивать навыки работы в технике
Красной
книги.
рисования.
Рисование и лепка
Осваивать приемы создания орнамента:
белый журавль.
повторение
модуля,
ритмическое
чередование элемента.
Работать акварелью и с их помощью
линий разной толщины.
Эмоционально откликаться на красоту
зимней природы, праздник.
Сравнивать свою работу с другими
работами.
2
Наступает
Рисование, лепка(развитие умений
долгожданная весна!
рассматривать предмет, находить его
Изобрази в лепке и в
форму,
выделять
части,
видеть
рисунке, как люди
пропорции).
встречают весну.
Работа с презентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и
практических заданий.
Изображать живописными средствами.
Если
работу
выполнить
трудно,
обратиться за помощью к учителю.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью и пластелином.
Воспринимать наглядную информацию
Блок 8 Народное искусство.
1
Богородские
Овладевать живописными навыками
игрушки.
работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Высказывать свое мнение о средствах
выразительности, которые используют
художники —народные мастера для
достижения цельности композиции,
передачи колорита.
Анализировать колорит (какой цвет
преобладает, каковы цветовые оттенки
— теплые или холодные, контрастные
или нюансные).
Понимать и объяснять смысл понятия

Стр 78-79
Элект
нный
учебник

Стр 80-81
Элект
нный
учебник

Стр82-83
Элект
нный
учебник

35

Хохломские изделия. 2
Элементы
узоров
«золотой хохломы».

36

Хохломские изделия. 2
Элементы
узоров
«золотой хохломы».
Рисуем кружку.

37

Хохломские изделия.

2

«богородская роспись».
Участвовать в обсуждении средств
художественной выразительности для
передачи формы, колорита.
Оценка своей деятельности.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Овладевать живописными навыками
работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Высказывать свое мнение о средствах
выразительности, которые используют
художники —народные мастера для
достижения цельности композиции,
передачи колорита.
Анализировать колорит (какой цвет
преобладает, каковы цветовые оттенки
— теплые или холодные, контрастные
или нюансные).
Понимать и объяснять смысл понятия
«хохломская роспись».
Участвовать в обсуждении средств
художественной выразительности для
передачи формы, колорита.
Оценка своей деятельности.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Овладевать живописными навыками
работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Высказывать свое мнение о средствах
выразительности, которые используют
художники —народные мастера для
достижения цельности композиции,
передачи колорита.
Анализировать колорит (какой цвет
преобладает, каковы цветовые оттенки
— теплые или холодные, контрастные
или нюансные).
Понимать и объяснять смысл понятия
«хохломская роспись».
Участвовать в обсуждении средств
художественной выразительности для
передачи формы, колорита.
Оценка своей деятельности.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Овладевать живописными навыками

Стр 84-88
Элект
нный
учебник

Стр 84-89
Элект
нный
учебник

Стр 84-89

Элементы
узоров
«золотой хохломы».
Рисуем тарелку.

38

39

работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Высказывать свое мнение о средствах
выразительности, которые используют
художники —народные мастера для
достижения цельности композиции,
передачи колорита.
Анализировать колорит (какой цвет
преобладает, каковы цветовые оттенки
— теплые или холодные, контрастные
или нюансные).
Понимать и объяснять смысл понятия
«хохломская роспись».
Участвовать в обсуждении средств
художественной выразительности для
передачи формы, колорита.
Оценка своей деятельности.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Блок 9 Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Её сходство с плакатом
и различия между ними.
Сравнивать внешний вид животных.
Нарисуй
плакат, 2
Знать, как называются разные части тела
призывающий людей
животных.
охранять природу.
Анализировать
форму
частей,
соблюдать пропорции.
Осваивать навыки работы в технике
рисунка.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать
навыками
сравнения,
учиться сравнивать свою работу с
оригиналом (образцом).
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнить свою работу с работой других.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Блок 10. Музей мира. Викторина.
Музей
России 1
Отвечать, как называются картины,
экскурсия.
представленные учителем для показа.
Называть
фамилии
художников,
которые их написали.
Рассматривать картины художников и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Воспринимать
наглядную
информацию.
Работать максимально самостоятельно,

Элект
нный
учебник

Стр 90-93
Элект
нный
учебник

Стр 94-103
Элект
нный
учебник

если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать
навыками
сравнения,
учиться сравнивать свою работу с
оригиналом (образцом).
Воспринимать
наглядную
информацию.
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение адаптированной
образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должно отвечать их особым образовательным
потребностям.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В
таких организациях создаются специальные условия для получения образования
указанными обучающимися.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования
специальных учебников по предмету «Изобразительное искусство», адресованных данной
категории обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора
учебного и дидактического материала (на I-ом этапе обучения преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности).
Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками с
электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической
литературой и учебными материалами по всем основным учебным предметам
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования, в том числе по предмету «Изобразительное искусство».
Технические
средства
обучения(включая
специализированные
компьютерные
инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся.
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и
художественного творчества требует специальных и специфических инструментов
(ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в
процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим
большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для
развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла
(батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для
соответствующих мастерских.
6. Учебно-методическая и справочная литература
1. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
Организации, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/М.Ю.Рау,
М.А.Зыкова.-2-е изд. –М. :Просвещение, 2018.

2. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
3. Коротеева, Е. Графика, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009. 129
4. Коротеева, Е. Живопись, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009.
5. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П.
Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002.
6. Никологорская, О.А. Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная пресса, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».