Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F20E7B00BAB2F9834C5D3ECE0024DD1B
Владелец: КРАСНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Действителен: с 09.04.2025 до 09.07.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЧТЕНИЮ
(ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ)
5 КЛАСС
(ВАРИАНТ 1)
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по Чтению (литературному чтению) построена на коммуникативноречевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид
речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим
придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором),
развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать
в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать
текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным
восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает
комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания
школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет
учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты
литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Актуальность изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)» заключается в том,
что он стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует их умственному
развитию. Литературный материал расширяет область развития жизненной компетенции
обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации,
социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье
и социуме. Содержание и специфика программы учитывает необходимость следования
принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении
произведения, интересные для чтения. На уроках чтения, кроме совершенствования техники
чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое
внимание развитию речи учащегося и его мышлению. Учащийся учится отвечать на
поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного текста. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;
называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать
их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Цель обучения: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков
мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Чтение (литературное чтение)» реализуется
через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
1
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в
данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей
страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной
литературы и искусства;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ
является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются
самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного
задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими
обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.
Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая
помощь взрослого.
Так, на уроках чтения ученики, включенные в I группу, достаточно легко овладевают
первоначальными навыками чтения. Они хорошо понимают содержание прочитанных
текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным
местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план, и пересказать текст по
плану. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с
единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их
развитию уровне эти школьники овладевают устной речью.
2
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
На уроках чтения они допускают больше ошибок в чтении, самостоятельно найти их
и исправить затрудняются. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить
пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной речью, но в то же
время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих
вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал,
нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметнопрактической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания
детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное
осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются
в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения
материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных
знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое
несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой
способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения
задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой
трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они
не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют
задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в
определенной мере осознанном процессе усвоения.
Трудности обучения чтению у детей этой группы проявляются, прежде всего там, где
требуется аналитико-синтетическая деятельность. Формирование связной устной речи у этих
школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания
отчетливо проявляются при чтении текстов на уроках чтения. Восприятие содержания у них
носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не
усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается
искаженно. При изложении выученного текста обучающиеся затрудняются отграничить
новые сведения от имевшихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от
второстепенного. Кроме того, страдает полнота, точность и последовательность
воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями
запоминания, низкой способностью обучающихся к анализу и обобщению, неумением
устанавливать причинно-следственные зависимости.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно.
Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать
выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого
задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно,
3
другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им
требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее
задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро
забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем
предлагается программой вспомогательной школы.
Ученики данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения.
Они допускают много ошибок. Особенно их затрудняет понимание читаемого. Школьники с
трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинноследственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная
устная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным
искажением смысла.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное
объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут
сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся
его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях.
Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого
объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в
обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников
специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение
ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Чтение
(литературное чтение)» отводится 4 часа в неделю (136 ч/в год). Сроки реализации
программы: 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества
(сказки, считалки, заклички-приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки).
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX XX вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные
рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская
энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах
во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни
обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, рассказы-описания,
стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, басня,
пословица, рассказ, стихотворение);
присказка, зачин, диалог, произведение;
4
герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения
(коллективное или с помощью педагогического работника).
2.2. Связь учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» с базовыми учебными
действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Чтение (литературное чтение)», однако в наибольшей мере предмет «Чтение (литературное
чтение)» способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения, аргументировать свою позицию;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом
специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и
т.п.);
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать
на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия:
5
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Программа преподавания предмета «Чтение (литературное чтение)» предусматривает
повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от класса к
классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных
знаний по учебному предмету:
- «Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,
баллады»;
- «Литературные сказки»;
- «Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы».
В 5-9 классах продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому
используется тематический принцип подбора литературного материала. Произведения
становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт
предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта.
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения,
представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор,
произведения русской классической и современной литературы, а также произведения
зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением
художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями,
посвященными природе, историческим деятелям и событиям.
Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие
познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание
нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и
прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах
школьников. Значительное место занимают доступные пониманию детей с
интеллектуальными нарушениями произведения о жизни и творчестве классиков
литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
На уроках Чтения (литературного чтения) в 5 классе формируются следующие
личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
6
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию
произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством педагогического работника текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
педагогического работника);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и
по вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью педагогического работника;
заучивание стихотворений наизусть (3 - 5);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
7
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с
помощью педагогического работника); самостоятельное чтение художественной
литературы;
знание наизусть 7 - 8 стихотворений.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
слушание объяснений учителя;
слушание и анализ ответов обучающихся;
самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
формулировка выводов, высказывание своего мнения;
выполнение заданий;
наблюдение;
анализ проблемных ситуаций;
работа с учебником, раздаточным материалом;
самостоятельная работа, работа в парах, группах;
проектная деятельность;
осуществление самопроверки, взаимопроверки;
оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Использование метода проекта в работе с обучающимися с интеллектуальной
недостаточностью имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и
прежде всего, ориентирован на психофизические возможности обучающихся с недостатками
интеллекта и на коллективную деятельность. Эта педагогическая технология не заменяет
традиционную систему, а органично дополняет и расширяет её. Проект ценен тем, что в ходе
его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт
познавательной и учебной деятельности. Поэтому все этапы подготовки и планирования
обучающиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала
учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности,
формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности
между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа
выполняется обучающимися самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а
отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Особенность проекта на уроках заключается и в том, что работа ведется по двум
направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая,
самостоятельная практическая деятельность обучающихся. Во-вторых – это нравственный
аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм,
сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также на закрепление знаний и
практических умений обучающихся. Качество выполнения проекта зависит от того,
насколько хорошо ученик смог понять и разобраться в предыдущих разделах программы.
Это, своего рода, контрольная работа. Варианты проектов могут быть различными. Проект
может выполняться как индивидуально, так и группой обучающихся. В работе над проектом
могут использоваться методы: активные, интерактивные, игровые, исследовательская
деятельность, метод творческого самовыражения. Продуктами проектной деятельности
обучающихся на уроках чтения (литературного чтения) могут быть: инсценировки и
8
спектакли к произведениям, презентации, самодельные
собственные стихотворения, сказки, рассказы и др.
книги,
поделки,
рисунки,
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учитывается
мнение
родителей
(законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой
чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце
урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках.
Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе
фронтальной работы вызываются чаще других обучающихся класса, их ответы должны быть
более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Критерии для оценивания техники чтения:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль
произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и
передает по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
Отметка «4» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, правильно,
9
выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две ошибки
при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с
помощью учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при
передаче содержания;
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: читает по слогам, недостаточно
правильно, выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки
препинания, допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную
мысль произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать
главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы
и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения.
Отметка «2» не ставится.
Оценка выполнения практического задания по разделу «Чтение (литературное
чтение)» в ходе комплексной экзаменационной работы по окончании 9 класса,
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
№
п/п
I раздел. Устное народное творчество
1. Считалки. Заклички – приговорки. Потешки.
2. Пословицы и поговорки. Загадки.
II раздел. Сказки
3. Сказка «Никита Кожемяка»
4. Сказка «Как наказали медведя»
5. Сказка «Золотые руки»
6. Сказка «Морозко»
7. Сказка «Два мороза»
8. Сказка «Три дочери»
9. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях».
Красота и характер царицы и царевны.
10. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
Кол-во
часов
ЭОР
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
1
1
1
1
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
10
семи богатырях». Царевна у семи богатырей.
11. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях». Верность Елисея.
12. Чтение наизусть отрывка. А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях».
13. По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка».
Птицы готовятся в далекий путь.
14. По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка».
Знакомство Серой Шейки с Зайцем.
15. По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка».
Разговор Лисы с Серой Шейкой.
16. По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка».
Страх Серой Шейки.
17. По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка».
Встреча старика с Серой Шейкой.
18. Обобщающий урок по разделу «Сказки».
III раздел. Картины родной природы
Лето
19. Г. Скребицкий «Июнь»
20. И. Суриков «Ярко солнце светит».
21. Чтение наизусть. И. Суриков «Ярко солнце
светит».
22. А. Платонов. «Июльская гроза». Перед грозой.
Стремление Антошки все понять.
23. А. Платонов. «Июльская гроза».
Начало грозы.
24. А. Платонов. «Июльская гроза». Страдание
детей и хлебного поля.
25. А. Платонов. «Июльская гроза».
Состояние детей.
26. А Прокофьев «Березка».
27. Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к
закату…»
28. Обобщающий урок по разделу «Картины
родной природы: лето».
Осень
29. По Г.Скребицкому «Сентябрь».
30. По И. Соколову-Микитову «Золотая Осень».
31. К. Бальмонт «Осень»
32. По Г.Скребицкому «Добро пожаловать».
33. По В. Астафьеву «Осенние грусти».
34. И. Бунин «Первый снег».
35. Обобщающий урок по разделу «Картины
родной природы: осень».
IV раздел. О друзьях-товарищах
36. Ю. Яковлев. «Колючка». Соотнесение
характера героя и названия рассказа.
37. Ю. Яковлев. «Колючка». Урок,
преподнесенный Верой Колючке.
38. Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».
39. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».
40. В. Медведев «Фосфорический мальчик».
41. Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Картины
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
1
1
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
11
школьной жизни.
42. Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Чувства и
настроение героев.
43. Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Большое
сердце маленького человека.
44. Я. Аким «Твой друг».
45. Обобщающий урок по разделу: «О друзьяхтоварищах».
V раздел. Басни И.А.Крылова
46. И.А.Крылов «Ворона и лисица».
47. Чтение наизусть. И.А.Крылов «Ворона и
лисица».
48. И.А. Крылов. «Щука и кот».
49. И.А. Крылов. «Квартет».
50. Внеклассное чтение. И.А.Крылов «Лебедь, рак
и щука».
51. Обобщающий урок по разделу: «Басни И.А.
Крылова».
VI раздел. Спешите делать добро
52. Н. Хмелик. «Будущий олимпиец».
53. О. Бондарчук. «Слепой домик»
54. В. Осеева «Бабка». «Старость – не радость».
55. В. Осеева «Бабка». Ростки добра в душе
Борьки.
56. В. Осеева «Бабка». Что нужно человеку в
жизни.
57. В. Осеева «Бабка». Большая, щедрая, светлая
душа бабушки.
58. А. Платонов. «Сухой хлеб». Детская душа
перед вечными вопросами.
59. А. Платонов «Сухой хлеб». Умение
маленького героя видеть и понимать чужую
боль.
60. В. Распутин «Люся».
61. В.Брюсов «Труд».
62. Чтение наизусть. В.Брюсов «Труд».
63. Р. Рождественский «Огромное небо».
64. Обобщающий урок по разделу: «Спешите
делать добро».
VII раздел. Картины родной природы
Зима
65. Ю. Тютчев «Зима».
66. Г. Скребицкий «Декабрь».
67. К. Бальмонт «К зиме».
68. Г. Скребицкий «Всяк по – своему». 1 часть.
69. Г. Скребицкий «Всяк по – своему». 2 часть
70. С. Есенин «Поет зима – аукает…».
71. С. Есенин «Береза»
72. Чтение наизусть. С. Есенин «Береза»
73. А. Пушкин «Зимняя дорога».
74. Обобщающий урок по разделу: «Картины
родной природы: зима».
Весна
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
12
Г. Скребицкий «Март».
А. Толстой «Вот уж снег…».
Чтение наизусть. А. Толстой «Вот уж снег…».
Г.Скребицкий «От первых проталин до первой
грозы».
79. Г. Скребицкий «Весна – красна».
80. Г. Скребицкий «Грачи прилетели».
81. Г. Скребицкий «Заветный кораблик».
82. Г. Скребицкий «В весеннем лесу».
83. А. Толстой «Весенние ручьи».
84. А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».
85. А. Блок «Ворона».
86. Е. Серова «Подснежник».
87. И. Соколов – Микитов «Весна».
88. И. Бунин «Крупный дождь…»
89. С.Есенин «Черёмуха»
90. Я. Аким «Весна, весною, о весне».
91. Обобщающий урок по разделу: «Картины
родной природы: весна».
VIII раздел. О животных
92. Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». 1
часть.
93. Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». 2
часть.
94. А. Толстой «Желтухин». Состояние
Желтухина
95. А. Толстой «Желтухин». Картины
наступления утра.
96. А. Толстой «Желтухин». Трогательная дружба
человека и птицы.
97. К. Паустовский «Кот Ворюга». Веселая
история, рассказанная серьёзным тоном.
98. К. Паустовский «Кот Ворюга». Скрытая
улыбка автора.
99. Б. Житков «Про обезьяну». 1 часть.
100. Б. Житков «Про обезьяну». 2 часть
101. Б. Житков «Про обезьяну». 3 часть.
102. Э. Асадов «Дачники».
103. Ф. Абрамов. Из рассказов Олёны Даниловны.
104. С. Михалков «Будь человеком».
105. Обобщающий урок по разделу: «О животных».
IХ раздел. Из прошлого нашего народа
106. На поле Куликовом. По О.Тихомирову
«Москва собирает войско».
107. По О.Тихомирову. «Куликовская битва».
108. По О.Тихомирову. «Слава героям».
109. Рассказы о войне 1812 года. По С.Алексееву
«Бородино». «Ключи». «Конец похода».
110. Н.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок).
111. Чтение наизусть отрывка. Н.Некрасов
«Мороз, Красный нос».
112. А.Куприн «Белый Пудель». Впечатление о
героях.
75.
76.
77.
78.
1
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
1
1
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
13
113. А.Куприн «Белый Пудель». Точка зрения
автора.
114. А.Куприн «Белый Пудель». Смена чувств и
настроений героев.
115. А.Куприн «Белый Пудель».
Приём противопоставления.
116. По Л.Жарикову «Снега, поднимитесь
метелью».
117. По Л.Жарикову «Снега, поднимитесь
метелью». Подвиг защитников Москвы.
118. Ю.Коринец «У могилы неизвестного солдата».
119. Чтение наизусть. Ю.Коринец
«У могилы неизвестного солдата».
120. Обобщающий урок по разделу: «Из прошлого
нашего народа».
X раздел. Из произведений зарубежных писателей
121. В.Гюго «Гаврош».
122. М.Твен «Приключения Тома Сойера».
Пикник.
123. М.Твен «Приключения Тома Сойера».
Заблудились.
124. М.Твен «Приключения Тома Сойера».
Мужество и благородство героя.
125. М.Твен «Приключения Тома Сойера».
Cпасение.
126. М.Твен «Приключения Тома Сойера».
Деятельная натура героя.
127. С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями». Лесной гном.
128. С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями». Начало чудес.
129. С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями». Расплата.
130. С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями». Ужас положения Нильса.
131. Г.Х.Андерсен «Русалочка».
132. Г.Х.Андерсен «Русалочка» Сердечная боль
Русалочки.
133. Г.Х.Андерсен «Русалочка». Возвращение
принца на родину.
134. Обобщающий урок по разделу: «Из
произведений зарубежных писателей»
135. Итогово-обобщающий урок по изученным
произведениям в 5 классе.
XI раздел. Проектные работы
136. Проектная работа по теме «Сборник
сочинений нашего класса о животных»
Итого: 136 часов
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
1
Электронный учебник
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
Электронный учебник
1
14