Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F20E7B00BAB2F9834C5D3ECE0024DD1B
Владелец: КРАСНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Действителен: с 09.04.2025 до 09.07.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
1 КЛАСС
(ВАРИАНТ 1)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности
использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире,
который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть,
сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать
несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию
аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается
словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова
включаются в речь. На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью знакомятся с
предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе
непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать,
находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические
работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и
сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире,
развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Цель обучения предмета заключается в формировании первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между
миром природы и человека.
Задачи обучения :
уточняет представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных
её элементах;
расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
формирует знания учащихся о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,
учит детей бережному отношению к природе.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания предмета «Мир природы и человека» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции,
поведения
младших
школьников
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
— полисенсорности восприятия объектов;
— практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных
учебных ситуациях;
— накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций
и т.п.;
— закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
— постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Мир природы и человека» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих
текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам,
произведениям художественной литературы и искусства;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего
развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон
психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Для детей данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е.
восприятие предметов в целом, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его
сравнения.
Для мышления учащихся с нарушением интеллекта характерны еще в большей степени
те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность
имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей,
трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная
затрудненность обобщений. Дети способны лишь к самым элементарным обобщениям. Они
могут установить различия между отдельными предметами; при обучении способны
объединить предметы в определенные группы (одежда, животные и др.). Однако различия
между отдельными предметами и явлениями устанавливаются ими только в пределах
конкретного; при необходимости отвлечения от конкретной ситуации они становятся
беспомощными. Понятийные обобщения у детей с нарушением интеллекта образуются с
большим трудом, часто заменяются ситуационными обобщениями или отказом от всякого
обобщения. Такие дети не могут расположить по порядку картинки, на которых в
определенной последовательности изображены события; они кладут их беспорядочно, без
учета изображенного содержания. С особой яркостью недостатки мышления умственно
отсталых детей проявляются при обучении грамоте или счету. Такие дети могут научиться
чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Воспитанники не могут
обобщить прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная фрагментарность восприятия,
из-за чего предложения текста оказываются логически не связанными между собой.
Допущенных ошибок дети не замечают, и, соответственно, не могут их исправить. Это
говорит о неосознанном, механическом усвоении материала.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Мир природы и
человека» отводится 2 часа в неделю (66ч/в год). Сроки реализации программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых
представлений о природе.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением
объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью
видов работ по той или иной теме.
Структура предмета представлена следующими разделами:
«Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и
«Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому
разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце,
облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их
признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце - источник
тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений,
животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе. Влияние солнца на изменения в природе: зима солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето - солнце долго светит, греет сильно, все
оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование
первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года:
холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года.
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев,
набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен,
мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой.
Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы,
цветковые растения(различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель
(ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение,
образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные представления
о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с
холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные,
птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о
приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные
стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятие
о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1-2 хорошо знакомых
животных).
Человек. Безопасное поведение
Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо
человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза,
уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза орган зрения, ухо - орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств
человека.
2.2. Связь учебного предмета «Мир природы и человека» с базовыми учебными
действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Мир природы и человека», однако в наибольшей мере предмет «Мир природы и человека»
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного
процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в
организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации
через содержание предмета «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Коммуникативные учебные действия:
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения, аргументировать свою позицию;
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
2.3.
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире,
который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности
учащихся, коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается
словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова
включаются в речь.
На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью знакомятся с предметами и
явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе
непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать,
находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения
за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об
окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся
в различных средах.
На уроках мир природы и человека в 1 классе формируются следующие личностные
результаты:
Личностные результаты освоения программы «Мир природы и человека» формируются по
следующим направлениям:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в
коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации
обучения;
2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
3. овладение навыками коммуникации;
4. дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной
организации;
5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей .
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
-правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
-различать объекты живой и неживой природы;
-выделять части растений;
-узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
-называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
-называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
-овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями
природы;
-узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
-отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным
признакам;
-знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими
знаниями.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
слушание учителя;
слушание и анализ ответов обучающихся;
самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
формулировка выводов;
заполнение таблиц, построение схем;
наблюдение;
работа с учебником, раздаточным материалом;
самостоятельная работа, работа в парах, группах;
проектная деятельность;
оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Цель: обучения заключается в формировании первоначальных знаний о живой и
неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи проекта:
сформировать представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об
основных её элементах;
научиться работать с дополнительными источниками информации;
научиться применять в работе ИКТ-технологии;
сформировать навыки публичного выступления;
расширить кругозор в области географии, биологии, экологии, истории и культуры
России.
Этапы проекта:
Подготовительный: обсуждение и выбор тем проекта, разработка плана его
реализации.
Основной: поиск необходимой информации по теме проекта.
Итоговый: защита докладов.
Итоги проекта:
формирование познавательного интереса в области географии, биологии, экологии;
разработка продуктов проекта (мультимедийные презентации, брошюры, буклеты и
т.д.) по выбранной теме.
публичное выступление и защита докладов по выбранным темам.
Темы проектов для выбора учениками:
Земля и Солнце
Разнообразие цветов
Гигиенические навыки
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет
не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система
оценки:
0 баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не понимает
его смысла, помощь педагога не принимает.
1 балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в
процесс выполнения только вместе с педагогом, помощь использует с трудом.
2 балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с конкретной
ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи педагога.
3 балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных
случаях способен выполнить его самостоятельно или обраться за помощью к взрослому.
4 балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно,
хорошо использует незначительную помощь педагога.
5 баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой
ситуации, способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагога почти
не нуждается.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа
делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по
следующей шкале:
0 баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Промежуточная аттестация обучающихся 1 класса осуществляется без фиксации их
достижений в классном журнале в виде отметок, но дается качественная оценка уровня
усвоения предметных результатов, отражающаяся в дневниках наблюдений. Результат
продвижения обучающихся в обучении определяется на основе анализа их продуктивной
деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи, портфолио обучающегося и т.д.).
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
№
п/п
Неживая природа
1. Земля и Солнце
Кол-во
часов
1
ЭОР
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
2.
Значение Солнца
1
3.
Солнце и жизнь растений
1
4.
День и ночь
1
5.
Небо днем и ночью
1
6.
Сутки
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
7.
Занятие людей в
течение суток
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
8.
Режим дня
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
Сезонные изменения в природе
9.
Осень
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
10.
Признаки осени
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
11.
Занятия и одежда осенью
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
12.
Погода. Календарь природы
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
13.
Зима
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
14.
Признаки зимы
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
15.
Занятия и одежда зимой
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
16.
Погода. Календарь природы
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
17.
Весна
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
18.
Признаки весны
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
19.
Занятия и одежда весной
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
20.
Погода. Календарь природы
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
21.
Лето
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
22.
Признаки лета
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
23.
Занятия и одежда летом
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
Живая природа. Растения.
24. Растения
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
25.
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
Строение и сходство растений
26.
Различия растений
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
27.
Разнообразие цветов
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
28.
Семена
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
29.
Плоды растений
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
30.
Приспособление растений к
сезонным изменениям
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
31.
Уход за растениями
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
32.
Приспособления растений к
условиям жизни
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
33.
Растения (обобщающий урок)
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
Животные
34. Животные
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
35.
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
Строение и сходство животных
(мультимедийная учебная
презентация).
36.
Различие животных
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
37.
Детеныши животных
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
38.
Домашние животные
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
39.
Дикие животные
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
40.
Приспособление животных к
различным условиям обитания
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
41.
Приспособление животных к
временам года
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
42.
Животные (обобщающий урок)
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
Человек
43. Человек
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
44.
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
Части тела человека
45.
Гигиенические навыки
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
46.
Лицо человека
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
47.
Глаза
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
48.
Уши
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
49.
Нос
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
50.
Рот
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
51.
Кожа
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
52.
Осанка
1
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
53.
Скелет и мышцы человека
2
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).