ОРКСЭ Основы светской этики

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Администрация Боградского района Республики Хакасия

МБОУ "Боградская СОШ"

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей
______________Селезнева Н.Ю.
Протокол №
от "" г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Князева А.В.

______________Краснов Д.А.

Протокол №

Приказ №

от "" г.

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4878179)
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Составитель: Селезнева Наталья Юрьевна
учитель начальных классов

с. Боград 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и
обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному
модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования,
которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов
России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию
партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек
зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические
особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни,
любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную
открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других
людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится
предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обу​чения необходимо учитывать, что младшие
школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения,
поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений
социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм,
обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей

(законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной
методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской
светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в
неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги
религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и
зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за
свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую
и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать
ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой ре​лигии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе,
проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям
разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости
прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб​‐
ляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика,
этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных
религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике
(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения,
приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных

информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью
учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать
своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей
участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.

Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной
деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и
эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к
сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности,
зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше
узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно
высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе,
объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному
материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных
культур народов России» должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность,
милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России
(православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в
религиозных традициях;
— соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в
традиционных религиях народов России;
— раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира)
в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
— рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран,
Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа
(священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера);
— рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных
религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими;
— рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой
традиции);
— раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам,
буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях
народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов
России;
— распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия,
ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её

значение в религиозной культуре;
— рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях
религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное
искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
— излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении
культуры народов России, российского общества, российской государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в традиционных религиях народов России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды деятельности
изучения

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Основы религиозных культур народов России
1.1.

Россия — наша Родина

1

0

0.25

Пользоваться условными обозначениями учебника;
Различать способы и средства познания духовных традиций;
Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности;
Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества;
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми;

Устный опрос;

РЭШ, ЭПУ

1.2.

Культура и религия.
Возникновение религий.
Мировые религии и иудаизм.
Основатели религий мира

4

0

1

Понимать значение понятий: ритуал, материальная культура и духовная культура, пантеон,
Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм;
Работать с картой;
Различать традиционные и нетрадиционные религии;
Сопоставлять особенности мировых и национальных религий;
Определять религиозные основы отдельных явлений культуры;
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

РЭШ

1.3.

Священные книги христианства,
ислама, иудаизма и буддизма

2

0

0.5

Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие,
Коран;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама;
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного,
ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;

Практическая
работа;

РЭШ

1.4.

Хранители предания в религиях
мира

2

0

0.5

Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама;
Устный опрос;
Прогнозировать содержание урока;
Практическая
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
работа;
Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в
иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской
общины; о буддистской сангхе и ламах;

РЭШ, ЭПУ

1.5.

Добро и зло

2

0

0.5

Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние — в контексте
религиозных традиций мира;
Прогнозировать содержание урока;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей;
Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и
окружающему миру;
Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

РЭШ, ЭПУ

1.6.

Человек в религиозных
традициях народов России

2

0

0.25

Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других людей,
из литературных источников;
Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных людей;

Устный опрос;

РЭШ

1.7.

Священные сооружения

2

0

0.5

Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и
пагоды;
Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений;
Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил
поведения, принятых в соответствующей религиозной общине;

Устный опрос;
Практическая
работа;

РЭШ, ЭПУ

1.8.

Искусство в религиозной
культуре

2

0

0.5

Понимать роль искусства в религиозных культурах;
Прогнозировать содержание урока;
Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме;
Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры;
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему
миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

Практическая
работа;

РЭШ

1.9.

Творческие работы учащихся

2

0

1.5

Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы религиозных
культур народов России», о содержании учебного проекта и способах его реализации;
Прогнозировать содержание урока;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную
работу;
Работать в группе;
Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою
деятельность;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

проект;

РЭШ

1.10.

Религиозная культура народов
России

2

0

0.5

Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в
России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло
православие в истории России, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие
ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы;
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями;
Аргументировать свою точку зрения;
Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

Практическая
работа;

РЭШ, ЭПУ

1.11.

Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды

4

0

1.25

Понимать значение понятия «обряды», паломничество, реликвии, мощи;
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и
как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме; о
паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме;
Прогнозировать содержание урока;
Осознавать: важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных
культур; этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях;
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

РЭШ, ЭПУ

1.12.

Праздники и календари

2

0

1

Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи;
Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме;
Прогнозировать содержание урока;
Осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях;
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;
Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов;
Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных
религиозных культур;
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

Практическая
работа;
проект ;

РЭШ, ЭПУ

1.13.

Религия и мораль. Нравственные
заповеди в христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме

2

0.75

0.25

Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении
ислама, о буддийском учении, о поведении человека;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Объяснять, что общее в учениях традиционных религий;
Развивать ценностное отношение к собственным поступкам;
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему
миру, для осмысления нравственного содержания религий;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

РЭШ, ЭПУ

1.14.

Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь

1

0

0.25

Объяснять нравственный смысл милостыни;
Прогнозировать содержание урока;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Рассказывать о традициях милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме, о том,
как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям;
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями;

Устный опрос;

РЭШ, ЭПУ

1.15.

Семья и семейные ценности

1

0

0.25

Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся к семье;
Прогнозировать содержание урока;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям;
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему
миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной традиции;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

РЭШ, ЭПУ

1.16.

Долг, свобода, ответственность,
труд

1

0

0.25

Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд — в контексте
традиционных религий;
Прогнозировать содержание урока;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках по
литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга,
ответственности, труда в светской и религиозных традициях;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

Устный опрос;

РЭШ, ЭПУ

1.17.

Любовь и уважение к Отечеству

1

0

0.25

Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России;
Прогнозировать содержание урока;
Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и
сохранения;
Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни
человека, семьи, общества;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

Устный опрос;

РЭШ, ЭПУ

1.18.

Обобщающий урок. Подведение
итогов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0.25

34

0.75

9.75

Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы религиозных
культур народов России», о содержании учебного проекта и способах его реализации;
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста;
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную
работу;
Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою
деятельность;
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы;

Устный опрос;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Россия — наша Родина

1

0

0.25

Устный опрос;

2.

Культура и религия.

1

0

0.25

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

3.

Возникновение религий.

1

0

0.25

Устный опрос;

4.

Мировые религии и
иудаизм.

1

0

0.25

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

5.

Основатели религий мира

1

0

0.25

Устный опрос;

6.

Священные книги
христианства, ислама,
иудаизма и буддизма

1

0

0.25

Устный опрос;

7.

Священные книги
христианства, ислама,
иудаизма и буддизма

1

0

0.25

Практическая
работа;

8.

Хранители предания в
религиях мира

1

0

0.25

Устный опрос;

9.

Хранители предания в
религиях мира

1

0

0.25

Практическая
работа;

10. Добро и зло

1

0

0.25

Практическая
работа;

11. Добро и зло

1

0

0.25

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

12. Человек в религиозных
традициях народов России

1

0

0

Устный опрос;

13. Человек в религиозных
традициях народов России

1

0

0.25

Устный опрос;

14. Священные сооружения

1

0

0.25

Устный опрос;

15. Священные сооружения

1

0

0.25

Практическая
работа;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

16. Искусство в религиозной
культуре

1

0

0.25

Практическая
работа;

17. Искусство в религиозной
культуре

1

0

0.25

Практическая
работа;

18. Творческие работы
учащихся

1

0

0.75

проект;

19. Творческие работы
учащихся

1

0

0.75

проект;

20. Религиозная культура
народов России

1

0

0.25

Практическая
работа;

21. Религиозная культура
народов России

1

0

0.25

Практическая
работа;

22. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

1

0

0.25

Устный опрос;

23. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

1

0

0.5

Практическая
работа;

24. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

1

0

0.25

Устный опрос;

25. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

1

0

0.25

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

26. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды

1

0

0.25

Устный опрос;

27. Праздники и календари

1

0

0.25

Устный опрос;

28. Праздники и календари

1

0

0.75

Практическая
работа;

29. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме

1

0

0.25

Практическая
работа;

30. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме

1

0.75

0

31. Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь

1

0

0.25

32. Семья и семейные
ценности

1

0

0.25

33. Любовь и уважение к
Отечеству

1

0

0.25

34. Обобщающий урок.
Подведение итогов

1

0

0.25

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0.75

9.75

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур (в 2 частях). 4
класс. Часть 1: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.; Часть 2: Виноградова Н.Ф.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Методическое пособие. Емельянова Татьяна
Валентиновна, Савченко Ксения Владимировна
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российский учебник - /rosuchebnik.ru/material/osnovy-mirovyh-religioznyh-kultur-4-klass-metodicheskoeposobie/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
аудио и видео материалы, репродукции
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор, ноутбук


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».