Речевая практика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Рабочая программапо предмету

Речевая практика
(3-4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по предмету «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» составлена на основе следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего
образования;
- письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными
образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6;
- письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года;
- Устава МБОУ "Боградская СОШ";
- Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII
вид, 5-9 класс);
- Программы развития школы на 2015-2020 годы.
программа по предмету «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»составлена на основе авторской программы С.В Комаровой
В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной
и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в
изучаемых предметных областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу рабочей программы по предмету «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и
практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты
личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.
Цели и задачи реализации программы по предмету __________
Цель реализации рабочей программы по предмету «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ
ПРАКТИКА» предусматривает решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «Речевая практика» дляобучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды.

Планируемые предметные результаты
Обучающиеся должны получить следующие результаты:
Личностные базовые учебные действия:
Минимальный уровень:
У обучающихся будут сформированы:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения речевой практике;
 начальные представления о целостности окружающего мира;

Достаточный уровень:
У обучающихся будут сформированы:
 понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что
успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого.
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативныебазовыеучебныедействия:
Минимальный уровень:
У обучающихся будут сформированы умения:
 участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
 отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
 слушать и понимать речь других.
 участвовать в групповой и парной работе.
Достаточный уровень:
У обучающихся будут сформированы умения:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные базовые учебныедействия:
Минимальный уровень:
Обучающие будут уметь:
 организовывать свое рабочее место;
 использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 включаться в деятельность, следовать предложенному плану;
 выполнять под руководством учителя учебные действия;
 осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Достаточный уровень:
Обучающие будут уметь:
 адекватно
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;



соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Предметные базовыеучебныедействия:
Минимальный уровень:
Обучающие будут уметь:
 Выполнять задания по словесной инструкции данной учителем;
 Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
 Правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
 Адекватно использоваться правилами этикета при встрече и прощании;
 Называть свои имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
 Участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).
Достаточный уровень:
Обучающие должны уметь:
Обучающие будут уметь:
 Выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
 Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
 Участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
 Правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
 Здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения
 Называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
 Пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Основное содержание
Аудирование
Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова).
Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.

Слова, близкие по звучанию.
Выполнение действий с предлогами: в-на, у-за, над-под, с-на, к-от и др.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты
делал?»)
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя,
четкое и выразительное их произношение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произношение
небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение тихой и громкой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в
индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на изменение темпа речи (медленно спрашивает, быстро
отвечает).
Разучивание детских стихов, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с голоса учителя (по подражанию). Практическое
использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Мои товарищи в школе», «Я за порогом дома»,
«Любимое занятие», «Мир природы».
Тематика речевых ситуаций:
 «Добро пожаловать»;
 «В школьной столовой»;
 «Готовим новогодний праздник»;
 «Истории о лете»;
 «Играем в школу»;
 «Играем во дворе»;
 «Красная шапочка»; «Тир поросенка», «Три медведя»;
 «В воскресенье все дома»;

 «С днем рождения»; т.д.
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. Составление предложений по
вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение предметов по заданному признаку.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому
предложению, мелового рисунка на доске, макетного тетра.
Культура общения
Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы,
приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе
беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.

Календарно-тематическое планирование уроков «Речевая практика» 3 класс.
2ч.-68ч.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Разделы и темы
Снова в школу!
Снова в школу!
Снова в школу!
Снова в школу!
Мы собрались поиграть
Мы собрались поиграть
Мы собрались поиграть
Мы собрались поиграть
В библиотеке
В библиотеке
В библиотеке
В библиотеке
На приёме у врача
На приёме у врача
На приёме у врача
«Лисичка со скалочкой»
«Лисичка со скалочкой»
«Лисичка со скалочкой»
Сказки про Машу
Сказки про Машу
Сказки про Машу
Сказки про Машу
Отправляюсь в магазин
Отправляюсь в магазин
Отправляюсь в магазин

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Формируемые БУДы
Коммуникативные:вступать в контакт и работать в
коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик,
ученик–класс, учитель−класс); использовать
принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в
соответствии с объективным мнением большинства
в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия
с окружающими.
Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и

Практическая
часть

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

46
47
48

Отправляюсь в магазин
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Новогодние поздравления
Новогодние поздравления
Я — зритель
Я — зритель
Я — зритель
Я — зритель
Какая сегодня погода?
Какая сегодня погода?
Какая сегодня погода?
Какая сегодня погода?
«Снегурочка»
«Снегурочка»
«Снегурочка»
«Снегурочка»
Весенние поздравления (место
уроков по данной теме в
последовательности уроков 3-й
четверти определяется учителем
по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к
календарным датам 23 февраля и
8 марта)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Весенние поздравления
Весенние поздравления
Весенние поздравления

1
1
1

произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников; соотносить свои действия
и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные: выделять некоторые
существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие
обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале; пользоваться знаками,
символами, предметами-заместителями; читать;
писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за
предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре
информацией (понимать изображение, текст, устное

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

62
63
64
65
66
67
68

Готовим подарок к празднику
Готовим подарок к празднику
Готовим подарок к празднику
Готовим подарок к празднику
Весёлый праздник
Весёлый праздник
Весёлый праздник
Весёлый праздник
Учимся понимать животных
Учимся понимать животных
Учимся понимать животных
Учимся понимать животных
Поздравляем с Днём Победы!
(Место уроков по данной теме в
последовательности уроков 4-й
четверти определяется учителем
по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к
календарной дате 9 мая)
Поздравляем с Днём Победы!
Поздравляем с Днём Победы!
Поздравляем с Днём Победы!
Узнай меня!
Узнай меня!
Узнай меня!
Узнай меня!

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных
и электронных и других носителях).
Личностные: осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных
ролей;положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; целостный, социально

1
1
1
1
1
1
1

ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей; самостоятельность
в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и
бережному поведению в природе и обществе.

Календарно-тематическое планирование уроков «Речевая практика» 4 класс.
2ч.-68ч.
№

Разделы и темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Делимся новостями.
Делимся новостями.
Делимся новостями.
Делимся новостями.
Я выбираю книгу.
Я выбираю книгу.
Я выбираю книгу.
Я выбираю книгу.
Подскажите, пожалуйста…
Подскажите, пожалуйста…
Подскажите, пожалуйста…
Подскажите, пожалуйста…
Я – пассажир.
Я – пассажир.
Я – пассажир.
Петушок - Золотой гребешок.
Петушок - Золотой гребешок.
Петушок - Золотой гребешок.
Сочиняем сказку.
Сочиняем сказку.
Сочиняем сказку.
Сочиняем сказку.
У телевизора.
У телевизора.
У телевизора.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Формируемые БУДы
Коммуникативные:вступать в контакт и работать в
коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик,
ученик–класс, учитель−класс); использовать
принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в
соответствии с объективным мнением большинства
в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия
с окружающими.
Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и

Практическая
часть

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

У телевизора.
Лисичка – сестричка.
Лисичка – сестричка.
Лисичка – сестричка.
Новогодние истории.
Новогодние истории.
Новогодние истории.
Знаки – помощники
Знаки – помощники.
Знаки – помощники
Знаки – помощники
В гостях у леса.
В гостях у леса.
В гостях у леса.
В гостях у леса.
Задушевный разговор.
Задушевный разговор.
Задушевный разговор.
Задушевный разговор.
Приглашение.
Приглашение.
Приглашение.
Приглашение.
Поздравляю!
Поздравляю!
Поздравляю!
Поздравляю!
Жду письма!
Жду письма!
Жду письма!

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников; соотносить свои действия
и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные: выделять некоторые
существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие
обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале; пользоваться знаками,
символами, предметами-заместителями; читать;
писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за
предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Жду письма!
Извините, меня…
Извините, меня….
Извините, меня…
Извините, меня…
Поздравительная открытка
Поздравительная открытка
Поздравительная открытка
Поздравительная открытка
Во саду ли в огороде.
Во саду ли в огороде.
Во саду ли в огороде.
Во саду ли в огороде.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных
и электронных и других носителях).
Личностные: положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей; самостоятельность
в выполнении учебных заданий, поручений,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».