Технология. Ручной труд

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Рабочая программапо предмету

Технология. Ручной труд
(3-4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по предмету «Технология. Ручной труд» составлена на основе следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего
образования;
- письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными
образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6;
- письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года;
- Устава МБОУ "Боградская СОШ";
- Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII
вид, 5-9 класс);
- Программы развития школы на 2015-2020 годы.
программа по предмету «Технология. Ручной труд» составлена на основе авторской программы Л.А. Кузнецовой
В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «Технология. Ручной труд» для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной
и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в
изучаемых предметных областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу рабочей программы по предмету «Технология. Ручной труд» для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и
практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты
личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.
Цели и задачи реализации программы по предмету __________
Цель реализации рабочей программы по предмету «Технология. Ручной труд» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «Технология.
Ручной труд» предусматривает решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ. РУЧНОЙ ТРУД» дляобучающимися с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Технология. Ручной труд»
Личностные результаты:
1) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;

8) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
11) Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
 Входить и выходить из учебного помещения со звонком
 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
 Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
 Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
 Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
 Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
Познавательные УД:
 Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
 Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
 Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
 Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с
помощью учителя;
 Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
 Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
 Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях
 Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
 Участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
 Составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
 Названия и свойства изученных предметов и их частей;
 Обобщающие названия изученных групп предметов.
Коммуникативные УД:











Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
Обращаться за помощью и принимать помощь
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

Развитие жизненной компетенции:
 Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
 Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 Овладение навыками коммуникации;
 Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
 Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.








Основные направления коррекционной работы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
Обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Тематическое планирование уроков технологии
№
1
2
3
4

Тема
Работа с природными материалами.
Работа с пластилином.
Работа с бумагой и картоном.
Работа с текстилем (нитками).
Вводное занятие
Итого:

Кол-во часов
7
8
8
10
1
34

Календарно-тематическое планирование уроков «Технология. Ручной труд» 3 класс.
1ч. в неделю, 34 ч. за год
№

Наименование разделов и тем

Вводный урок. Повторение ТБ на
уроках. Инструменты, материалы.
Работа с природными материалами.
2-3 Экскурсия в лес. Сбор природного
материала. Составление коллекции из
листьев, шишек.
4 Композиция из осенних листьев
Работа с пластилином.
5-6 Свойства пластилина. Картина из
пластилина «Осеннее небо».
Работа с бумагой и картоном.
7 Работа с бумагой и картоном.
Аппликация из обрывной бумаги.
«Медведь».
8 Веселые клоуны из конфетных оберток.
Работа с проволокой.).
9- Связывание нитей в пучок.и
10 Изготовление изделия «Паук»
Работа сметаллоконструктом.
12
«Треугольник, квадрат».
Работа с природными материалами
13 Аппликация из засушенных листьев.
Работа с пластилином
14 Лепка фруктов и овощей..
Работа с текстилем (нитками).
15 Сматывание ниток в клубок.
1.

дата

Кол-во
часов
1
3
2

1
2
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1

Формируемые БУД


Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре
информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание,) выделять некоторые существенные,
общие и отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать соблюдение
норм и правил культуры труда; соблюдение норм и
правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности; развитие творческого образного,
эстетического типа мышления, формировании
целостного восприятия мира;развитие зрительной
памяти, фантазии, воображения, творческой
интуиции; формирование умения выделять главное,
устанавливать взаимосвязь между общим и
частным, планировать свою работу, осуществлять
самоконтроль; совершенствование зрительнодвигательной координации, эмоционально-волевой
сферы, глазомерных навыков.Регулятивные
учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и
произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Практическая
часть.
Корректировка

Изготовление елочных шаров.
Работа с пластилином.
16- Лепка фигурки «Избушка» из
17 отдельных деталей.
Работа с природными материалами.
18- Изделия из шишек. Фигурки птиц.
20
Работа с линейкой
21 Линейка. Разметка бумаги по линейки.
22 Изготовление аппликации из
геометрических фигур.
Работа с тканью.
23 Виды строчек и швов.
24 Раскрой деталей изделия из ткани.
25 Соединение деталей строчкой.
26 Изготовление кухонной прихватки.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление композиции из цветов
«Весна идет!»
Изготовление из бумаги пакетов для
рассады.
Работа с текстилем (нитками).
32Вышивка. Приемы вышивания.
34

2
2
3
3
2
1
1
4
1
1
1
1
5
3
2
3
3



Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; доброжелательно
относиться, сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительное
отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию; самостоятельность в
выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей; проявление познавательных
интересов и активности в данной области
предметной трудовой деятельности;Развитие
трудолюбия и ответственности за качество своей
работы;Бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;Развитие образного
восприятия и освоение способов творческого
самовыражения личности;

Календарно-тематическое планирование уроков «Технология. Ручной труд» 4 класс.
1ч. в неделю, 34 ч. за год
№

Наименование разделов и тем

Вводный урок. Повторение ТБ на
уроках. Инструменты, материалы.
Работа с природными материалами.
2-3 Экскурсия в лес. Сбор природного
материала. Составление коллекции из
листьев, шишек.
4 Композиция из осенних листьев
Работа с пластилином.
5-6 Свойства пластилина. Картина из
пластилина «Осеннее небо».
Работа с бумагой и картоном.
7 Работа с бумагой и картоном.
Аппликация из обрывной бумаги.
«Медведь».
8 Веселые клоуны из конфетных оберток.
Работа с проволокой.).
9- Связывание нитей в пучок.и
10 Изготовление изделия «Паук»
Работа сметаллоконструктом.
12
«Треугольник, квадрат».
Работа с природными материалами
13 Аппликация из засушенных листьев.
Работа с пластилином
14 Лепка фруктов и овощей..
Работа с текстилем (нитками).
15 Сматывание ниток в клубок.
1.

дата

Кол-во
часов
1
3
2

1
2
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1

Формируемые БУД


Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре
информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание,) выделять некоторые существенные,
общие и отличительные свойства предметов, делать
простейшие обобщения, сравнивать соблюдение
норм и правил культуры труда; соблюдение норм и
правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности; развитие творческого образного,
эстетического типа мышления, формировании
целостного восприятия мира;развитие зрительной
памяти, фантазии, воображения, творческой
интуиции; формирование умения выделять главное,
устанавливать взаимосвязь между общим и
частным, планировать свою работу, осуществлять
самоконтроль; совершенствование зрительнодвигательной координации, эмоционально-волевой
сферы, глазомерных навыков.Регулятивные
учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и
произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Практическая
часть.
Корректировка

Изготовление елочных шаров.
Работа с пластилином.
16- Лепка фигурки «Избушка» из
17 отдельных деталей.
Работа с природными материалами.
18- Изделия из шишек. Фигурки птиц.
20
Работа с линейкой
21 Линейка. Разметка бумаги по линейки.
22 Изготовление аппликации из
геометрических фигур.
Работа с тканью.
23 Виды строчек и швов.
24 Раскрой деталей изделия из ткани.
25 Соединение деталей строчкой.
26 Изготовление кухонной прихватки.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление композиции из цветов
«Весна идет!»
Изготовление из бумаги пакетов для
рассады.
Работа с текстилем (нитками).
32Вышивка. Приемы вышивания.
34

2
2
3
3
2
1
1
4
1
1
1
1
5
3
2
3
3



Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; доброжелательно
относиться, сопереживать,
Личностные учебные действия
― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга; способность к
осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительное
отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию; самостоятельность в
выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей; проявление познавательных
интересов и активности в данной области
предметной трудовой деятельности;Развитие
трудолюбия и ответственности за качество своей
работы;Бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;Развитие образного
восприятия и освоение способов творческого
самовыражения личности;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».