Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 Рабочая программапо предмету Технология. Ручной труд (3-4 класс) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по предмету «Технология. Ручной труд» составлена на основе следующих документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенции ООН о правах ребенка; - Конституции Российской Федерации; - приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего образования; - письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6; - письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года; - Устава МБОУ "Боградская СОШ"; - Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид, 5-9 класс); - Программы развития школы на 2015-2020 годы. программа по предмету «Технология. Ручной труд» составлена на основе авторской программы Л.А. Кузнецовой В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «Технология. Ручной труд» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу рабочей программы по предмету «Технология. Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; ― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач; ― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; ― онтогенетический принцип; ― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; ― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; ― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; ― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ― принцип сотрудничества с семьей. Цели и задачи реализации программы по предмету __________ Цель реализации рабочей программы по предмету «Технология. Ручной труд» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «Технология. Ручной труд» предусматривает решение следующих основных задач: ― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; ― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; ― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ. РУЧНОЙ ТРУД» дляобучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; ― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; ― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Требования к результатам освоения учебного предмета «Технология. Ручной труд» Личностные результаты: 1) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 11) Формирование готовности к самостоятельной жизни. Базовые учебные действия Регулятивные УД: Входить и выходить из учебного помещения со звонком Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников Познавательные УД: Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя; Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя; Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников. Использовать знако-символические средства с помощью учителя. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; Участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос; Составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; Названия и свойства изученных предметов и их частей; Обобщающие названия изученных групп предметов. Коммуникативные УД: Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях; Оформлять свои мысли в устной речи; Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться; Слушать и понимать речь других; Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Развитие жизненной компетенции: Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Овладение навыками коммуникации; Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Основные направления коррекционной работы: Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие основных мыслительных операций; Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления; Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы; Обогащение словаря; Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Тематическое планирование уроков технологии № 1 2 3 4 Тема Работа с природными материалами. Работа с пластилином. Работа с бумагой и картоном. Работа с текстилем (нитками). Вводное занятие Итого: Кол-во часов 7 8 8 10 1 34 Календарно-тематическое планирование уроков «Технология. Ручной труд» 3 класс. 1ч. в неделю, 34 ч. за год № Наименование разделов и тем Вводный урок. Повторение ТБ на уроках. Инструменты, материалы. Работа с природными материалами. 2-3 Экскурсия в лес. Сбор природного материала. Составление коллекции из листьев, шишек. 4 Композиция из осенних листьев Работа с пластилином. 5-6 Свойства пластилина. Картина из пластилина «Осеннее небо». Работа с бумагой и картоном. 7 Работа с бумагой и картоном. Аппликация из обрывной бумаги. «Медведь». 8 Веселые клоуны из конфетных оберток. Работа с проволокой.). 9- Связывание нитей в пучок.и 10 Изготовление изделия «Паук» Работа сметаллоконструктом. 12 «Треугольник, квадрат». Работа с природными материалами 13 Аппликация из засушенных листьев. Работа с пластилином 14 Лепка фруктов и овощей.. Работа с текстилем (нитками). 15 Сматывание ниток в клубок. 1. дата Кол-во часов 1 3 2 1 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 Формируемые БУД Познавательные учебные действия: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности; развитие творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;развитие зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции; формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование зрительнодвигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Практическая часть. Корректировка Изготовление елочных шаров. Работа с пластилином. 16- Лепка фигурки «Избушка» из 17 отдельных деталей. Работа с природными материалами. 18- Изделия из шишек. Фигурки птиц. 20 Работа с линейкой 21 Линейка. Разметка бумаги по линейки. 22 Изготовление аппликации из геометрических фигур. Работа с тканью. 23 Виды строчек и швов. 24 Раскрой деталей изделия из ткани. 25 Соединение деталей строчкой. 26 Изготовление кухонной прихватки. Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции из цветов «Весна идет!» Изготовление из бумаги пакетов для рассады. Работа с текстилем (нитками). 32Вышивка. Приемы вышивания. 34 2 2 3 3 2 1 1 4 1 1 1 1 5 3 2 3 3 Коммуникативные учебные действия : вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности; Календарно-тематическое планирование уроков «Технология. Ручной труд» 4 класс. 1ч. в неделю, 34 ч. за год № Наименование разделов и тем Вводный урок. Повторение ТБ на уроках. Инструменты, материалы. Работа с природными материалами. 2-3 Экскурсия в лес. Сбор природного материала. Составление коллекции из листьев, шишек. 4 Композиция из осенних листьев Работа с пластилином. 5-6 Свойства пластилина. Картина из пластилина «Осеннее небо». Работа с бумагой и картоном. 7 Работа с бумагой и картоном. Аппликация из обрывной бумаги. «Медведь». 8 Веселые клоуны из конфетных оберток. Работа с проволокой.). 9- Связывание нитей в пучок.и 10 Изготовление изделия «Паук» Работа сметаллоконструктом. 12 «Треугольник, квадрат». Работа с природными материалами 13 Аппликация из засушенных листьев. Работа с пластилином 14 Лепка фруктов и овощей.. Работа с текстилем (нитками). 15 Сматывание ниток в клубок. 1. дата Кол-во часов 1 3 2 1 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 Формируемые БУД Познавательные учебные действия: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности; развитие творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;развитие зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции; формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование зрительнодвигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Практическая часть. Корректировка Изготовление елочных шаров. Работа с пластилином. 16- Лепка фигурки «Избушка» из 17 отдельных деталей. Работа с природными материалами. 18- Изделия из шишек. Фигурки птиц. 20 Работа с линейкой 21 Линейка. Разметка бумаги по линейки. 22 Изготовление аппликации из геометрических фигур. Работа с тканью. 23 Виды строчек и швов. 24 Раскрой деталей изделия из ткани. 25 Соединение деталей строчкой. 26 Изготовление кухонной прихватки. Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции из цветов «Весна идет!» Изготовление из бумаги пакетов для рассады. Работа с текстилем (нитками). 32Вышивка. Приемы вышивания. 34 2 2 3 3 2 1 1 4 1 1 1 1 5 3 2 3 3 Коммуникативные учебные действия : вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;