Обществознание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Рабочая программапо предмету
Обществознание
(8-9 класс)

Сертификат:
01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа разработана на основании:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26 об утверждении
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья";
 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
 Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
 Рабочая программа по истории под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г
Цель обучения:создание условий для социальной адаптации обучающихся путём повышения их правовой и этической грамотности,
создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей и умение
пользоваться своими правами.
Основные задачи:
Образовательные:
 Дать представление обучающимся об элементарных знаниях о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и
способах охраны.
 Формировать навыки законопослушного поведения и активное неприятие нарушений правопорядка.
 Формировать осознанное правомерное поведение, умелую реализацию прав и свобод, ответственное выполнение обязанностей
гражданина.
 Формировать правовую культуру.
Коррекционные:
 Корригировать и дополнять представления правовой грамотности.
 Активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание обучающихся.
 Учить формулировать вопросы, составлять развернутые ответы.
 Способствовать развитию речи, памяти, внимания, восприятия

 Развивать элементарное логическое мышление.
 Развивать умения анализировать и сравнивать, устанавливать последовательность событий.
 Применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
 Прививать у обучающихся интерес к предмету, к изучению своих прав и обязанностей.
 Воспитывать чувства гражданина России.
 Воспитывать нравственную и правовую ответственность.
 Побудить стремление вырабатывать в себе моральные качества.
 Содействовать воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения.
 Побуждать к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей, ценностей.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Настоящий курс «Обществоведения» предназначен для учащихся, изучающих предмет в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VIII вида в 8-9 классах. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых
многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены
многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной
деятельности.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных
возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отношениям в обществе с тем, чтобы
сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Данная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию ,
обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет «Обществоведение» входит в образовательную область «Обществоведение» учебного плана. Рабочая программа рассчитана
на34 часов, 1 час в неделю, 34 учебных недель.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Обществознание в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
обществоведческого материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально -трудовая и правовая
адаптация в общество.
Данный курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ограниченными возможностями
здоровья. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии
государственной системы ценностей в воспитательном процессе.
Основные типы учебных занятий.
Методы:

Словесные - рассказ, объяснение, беседа

Наглядные - наблюдение, демонстрация

Практические – упражнения.

Методы изложения новых знаний

Методы повторения, закрепления знаний

Методы применения знаний

Методы контроля
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
 Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
 Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
 Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
 Комбинированный урок
Методы и приёмы обучения: ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, практические занятия.
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже
имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисковопознавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Результаты обучения.
Личностные результаты:
- мотивированность инаправленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей;
- овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике.

Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2011 год, допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа по обществознанию в 8 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им
для социальной адаптации.
В школе для детей с нарушением интеллекта преподавание обществоведческого курса носит характер
морально-эстетической и политико - правовой пропедевтики. Курс даёт и закрепляет лишь основы знаний в этих
областях уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит
подчеркнуть, что, несмотря на то что, оно всё же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям
обществоведческих знаний.

Курс призван способствовать, возможно, большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями
интеллекта.
Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социальновозрастных потребностей умственно-отсталых детей.
Курс обществознание в 8 классе рассчитан на 34 часа.
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая
позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и
дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

Планируемые результаты
В результате уроков «Обществознание» учащиеся 8 класса учащиеся
должны знать:
Что такое государство, право? Виды правовой ответственности. Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации?
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление. Расписку.
Оформлять стандартные бланки. Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы: Введение; Государство, право, мораль; Конституция Российской
Федерации.
Содержание.
Введение
Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живём, зависит от нашей гражданской позиции.

Раздел 1. Государство, право, мораль.
Что такое государство? Основные принципы государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности;
разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность
(административная и уголовная). Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения, его признаки. Презумпция
невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и
общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и
общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.
Раздел 2. Конституция Российской Федерации.
Конституция российской Федерации – Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Законодательная власть российской Федерации. Исполнительная власть российской Федерации. Судебная
власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации.
Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.
Повторение
Информационно – методический материал для предмета «Обществознание»
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», ( под редакцией Воронковой
В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2011 год, допущенной Министерством образования и науки Российской
Федерации, 6-е издание)
Тематическое планирование по обществознанию
№
п/п

Тема

Всего:
34 часа

1

Введение.

2

2

Государство, право, мораль

15

3

Конституция Российской Федерации

15

4

Повторение

2

Итого

34

№

Тема урока

Колво
часо
в

Тип
урока

Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала

Гражданин

Беседа

Коррекция памяти, Знать определение
связной речи
«Гражданин»

Учить
определение,
кто такой
гражданин?

Российская
Федерация

Беседа,
самостоятел
ьная работа

Коррекция памяти, Знать символику
связной речи
РФ

Учить
символы РФ

Государство

Беседа,
Коррекция связной Знать понятие
ответы
на речи, логического «Государство»
вопросы
мышления

Учить
определение

Принципы
правового
государства

Беседа,
тестировани
е

Коррекция связной Знать основные
речи, логического принципы
мышления
правового
государства

Учить
основные
принципы
правового
государства

Урок
изучения и
закрепления
нового

Законодательная
власть РФ

Беседа,
тестировани
е

Коррекция связной Знать разделения
речи, логического властей
мышления

Учить
особенности
разделения
властей

1

Введение. Кто
такой
гражданин?

1

2

Страна, в
которой мы
живём

1

3

Что такое
государство?

1

4

Основные
принципы
правового
государства:
верховенство
права;
незыблемость
прав и свобод
личности;
разделение
властей
Разделение
властей.
Законодательная
власть РФ

1

5

1

Содержание

Виды
деят-ти

Коррекционная
работа

Планируемые
результаты

Дата
план

факт

Д/з

6

Исполнительная
власть РФ
Судебная власть
РФ
Что такое право?

материала

1

7

Роль права в
жизни человека,
общества и
государства

1

8

Право и закон

1

9

Правовая
ответственность
(административн
ая и уголовная)

1

10

Правонарушение
Преступление
как
вид
правонарушения
и его признаки
Презумпция
невиновности

1

11

1

Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала

Исполнительная
власть РФ

Беседа,
самостоятел
ьная работа

Коррекция связной Знать понятие
речи, логического «Право»
мышления

Учить
понятие

Судебная власть
РФ

Беседа,
тестировани
е

Коррекция связной Знать понятие и
речи, логического уметь защищать
мышления
свои права

Право
Роль права в
жизни человека,
общества и
государства
Право и закон
Правовая
ответственность

Беседа,
самостоятел
ьная работа

Коррекция связной Знать понятие
речи, логического «Право и закон»
мышления

Учить
понятие и
уметь
защищать
свои права
Знать
определение
«Право и
закон»

Беседа,
тестировани
е

Коррекция связной Знать, что за
речи, логического нарушение права и
мышления
закона наступает
правовая
ответственность

Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и

Правонарушение
Преступление как
вид
правонарушения
и его признаки
Презумпция
невиновности

Беседа,
рассказ,
самостоятел
ьная работа

Коррекция связной Знать
речи, логического представления об
мышления
уголовной
ответственности

Беседа,
работа

Коррекция связной Знать понятие
в речи, логического «Презумпция

Знать, что за
нарушение
права и закона
наступает
правовая
ответственнос
ть
Знать
представления
об уголовной
ответственнос
ти
Знать понятие
«Презумпция

Отрасли права

закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала

Отрасли права

парах

мышления

невиновности»

невиновности
»

Мораль Основные Беседа,
нормы
морали. рассказ
«Золотое
правило»
нравственности

Коррекция связной Знать понятие
речи, логического «Мораль»
мышления

Знать понятие
«Мораль»

Что
такое
мораль?
Основные
нормы морали.
«Золотое
правило»
нравственности
Функции морали
в
жизни
человека
и
общества
Моральная
ответственность

1

1

Урок
изучения и
закрепления
нового
материала

Функции морали Беседа,
Моральная
рассказ,
ответственность
тестировани
е

Коррекция связной Знать функции
речи, логического морали в жизни
мышления
человека и
общества

Знать функции
морали

14

Общечеловеческ
ие ценности

1

Общечеловечески
е ценности

Беседа,
рассказ,
самостоятел
ьная работа

Коррекция связной Знать
речи, логического общечеловеческие
мышления
ценности

Знать
общечеловече
ские ценности

15

Нравственные
основы в жизни
человека в
личной и
общественной
жизни
Нравственная
основа права

1

Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала

Нравственные
основы в жизни
человека в личной
и общественной
жизни
Нравственная
основа права

Беседа,
рассказ,
тестировани
е

Коррекция связной Знать
речи, логического нравственные
мышления
основы в жизни
человека в личной
и общественной
жизни

Учить
нравственные
основы в
жизни
человека в
личной и
общественной
жизни

16

Правовая
культура

1

Урок
изучения и

Правовая
культура

Беседа,
рассказ,

Коррекция связной Знать правовую
речи, логического культуру

Учить
правовую

12

13

17

Естественные и
неотчуждаемые
права человека
Обобщающий
урок по теме
Государство,
право и мораль

1

закрепления
нового
материала
Урок
Самостоятельная
обобщения и работа
систематиза
ции

тестировани
е

мышления

культуру

Тестировани
е

Коррекция связной Систематизировать
речи, логического знания по
мышления
пройденному
разделу

Знать
определения
мораль, право
, государство

Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала

Конституция РФ

Беседа,
коллективна
я работа

Коррекция связной Знать основной
речи, логического закон государства
мышления

Что понятие
«Конституция
»

Основы
конституционного
строя Российской
Федерации

Беседа,
рассказ,
тестировани
е

Коррекция связной Знать основы
речи, логического конституционного
мышления
строя Российской
Федерации

Знать основы
конституцион
ного строя

Законодательная
власть
Российской
Федерации

Беседа,
Коррекция связной
рассказ,
речи, логического
ответы
на мышления
вопросы

Знать кто
входит в
законодательн
ую власть

Исполнительная
власть
Российской
Федерации
Письменный
опрос
Судебная власть
Российской
Федерации

Беседа,
рассказ,
тестировани
е

Знать особенности
и структуру
законодательной
власти Российской
Федерации
.
Коррекция связной Знать особенности
речи, логического и структуру
мышления
исполнительной
власти Российской
Федерации

Знать кто
входит в
исполнительн
ую власть

Коррекция связной Знать особенности
речи, логического и структуру
мышления
судебной власти

Знать кто
входит в
судебную

1819

Конституция РФ
– основной
закон
государства

2

20

Основы
конституционно
го
строя
Российской
Федерации
Законодательная
власть
Российской
Федерации

1

Исполнительная
власть
Российской
Федерации
Письменный
опрос
Судебная власть
Российской
Федерации

2

Урок
изучения и
закрепления
нового
материала

2

Урок
изучения и
закрепления

2122

2324

2526

2

Беседа,
рассказ,
тестировани

нового
материала
27

Местное
самоуправление

1

2829

Правоохранител
ьные органы
Российской
Федерации

1

30

Права ребёнка и
документы
декларирующие
их

1

31

Институт
президентства

1

32

Избирательная
система

1

33

Гражданство
Российской
федерации

1

Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала

е

Российской
Федерации

власть

Местное
самоуправление

Беседа,
рассказ,
тестировани
е

Коррекция связной Знать местное
речи, логического управление
мышления

Знать, кто
входит в
местное
самоуправлен
ие
Знать
особенности и
структуру
правоохраните
льных органов
Знать права
ребёнка

Правоохранитель
ные органы
Российской
Федерации

Беседа,
рассказ

Коррекция связной Знать особенности
речи, логического и структуру
мышления
правоохранительны
х органов

Права ребёнка и
документы
декларирующие
их

Беседа,
рассказ,
тестировани
е

Коррекция связной Знать права
речи, логического ребёнка
мышления

Институт
президенства

Беседа,
рассказ,
тестировани
е

Коррекция связной Знать функции и
речи, логического обязанности
мышления
президента

Учить
функции и
обязанности
президента

Избирательная
система

Беседа,
рассказ,
тестировани
е

Коррекция связной Знать понятие об
речи, логического избирательной
мышления
системе

Что такое
избирательная
система

Гражданство
Российской
федерации

Беседа,
рассказ,
тестировани
е

Коррекция связной Знать порядок
речи, логического получения
мышления
гражданства

Знать порядок
получения
гражданства

34

Обобщающий
урок по теме
Конституция
Российской
Федерации

1

Урок
Самостоятельная
обобщения и работа
систиматиза
ции

Тестировани
е

Коррекция связной Знать пройденный
речи, логического материал
мышления

9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществоведению в 9 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г., допущена
Министерством образования Российской Федерации. Учебников по данному курсу нет.
Цель обучения:создание условий для социальной адаптации обучающихся путём повышения их правовой и этической грамотности,
создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей и умение
пользоваться своими правами.
Основные задачи:
Образовательные:
 Дать представление обучающимся об элементарных знаниях о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и
способах охраны.
 Формировать навыки законопослушного поведения и активное неприятие нарушений правопорядка.
 Формировать осознанное правомерное поведение, умелую реализацию прав и свобод, ответственное выполнение обязанностей
гражданина.
 Формировать правовую культуру.
Коррекционные:
 Корригировать и дополнять представления правовой грамотности.
 Активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание обучающихся.
 Учить формулировать вопросы, составлять развернутые ответы.
 Способствовать развитию речи, памяти, внимания, восприятия
 Развивать элементарное логическое мышление.

 Развивать умения анализировать и сравнивать, устанавливать последовательность событий.
 Применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
 Прививать у обучающихся интерес к предмету, к изучению своих прав и обязанностей.
 Воспитывать чувства гражданина России.
 Воспитывать нравственную и правовую ответственность.
 Побудить стремление вырабатывать в себе моральные качества.
 Содействовать воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения.
 Побуждать к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей, ценностей.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Настоящий курс «Обществоведения» предназначен для учащихся, изучающих предмет в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VIII вида в 8-9 классах. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых
многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены
многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной
деятельности.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных
возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отношениям в обществе с тем, чтобы
сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Данная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет «Обществоведение» входит в образовательную область «Обществоведение» учебного плана. Рабочая программа рассчитана
на34 часов, 1 час в неделю, 34 учебных недель.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Обществознание в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
обществоведческого материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка,

формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально -трудовая и правовая
адаптация в общество.
Данный курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ограниченными возможностями
здоровья. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии
государственной системы ценностей в воспитательном процессе.
Основные типы учебных занятий.
Методы:

Словесные - рассказ, объяснение, беседа

Наглядные - наблюдение, демонстрация

Практические – упражнения.

Методы изложения новых знаний

Методы повторения, закрепления знаний

Методы применения знаний

Методы контроля
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
 Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
 Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
 Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
 Комбинированный урок
Методы и приёмы обучения: ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, практические занятия.
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже
имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисковопознавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Результаты обучения.
Личностные результаты:
- мотивированность инаправленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей;
- овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике.

Повторение
Права и обязанности гражданина России
Заключение
Итого

2 часа
28 часов
4 часа
34 часа

2 часа
28 часов
4 часа
34 часа

тестирование

1.
2.
3.

обобщающие

№
п/п

Количество часов
Примерная
Рабочая
или
програм
авторская
ма
программа

практические

Разделы, темы курса

теоретические

Учебно- тематический план.

2
20
1
27

4
4

-

4
1
5

1

Содержание предмета.
№

Тема раздела

Содержание раздела

Количество
часов

1.
2.

Повторение
Права и
обязанности
гражданина России

4.

Заключение
Итого

Повторение материала пройденного в 8 классе
2 часа
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
28 часов
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические,
социальные, гражданские, политические, культурные.
Труд и т рудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд.
Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником?
Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений.
Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищноправовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные
верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации.
Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Повторить все изученные темы.
4 часа
34 часа

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
Учащиеся должны знать:
- Что такое государство?
- Что такое право?
- Виды правовой ответственности.
- Что такое правонарушение?
- Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
- Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
- Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
- Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
- Оформлять стандартные бланки.
- Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.

- Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
УМК по данному предмету нет.





Используемая литература
Л.Н.Боголюбов «Обществознание»: учебник для 9 классов.- М.: «Просвещение».-2016г.
Декларация прав ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Интернет ресурсы
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольно-измерительные материалы разрабатываются учителем по основным темам курса, периодам обучения, а также
включают итоговые контрольные работы за год.
Планируемые результаты.
Выпускник научится
Оформлять стандартные бланки с помощью учителя.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые
учреждения с помощью учителя.

Выпускник получит возможность научиться
Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
(записки, заявления, справки и т.п.). Самостоятельно обращаться при
необходимости в соответствующие правовые учреждения.

С помощью учителя оценивать поведение людей с точки зрения
социальных норм, норм морали и права..
Называть основной закон страны, народы, населяющие Россию,
перечислять права человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни с помощью учителя .

Самостоятельно оценивать поведение людей с точки зрения
социальных норм, норм морали и права.
Воспроизводить знания, т. е. называть основной закон страны, народы,
населяющие Россию; перечислять права человека.
Самостоятельно использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно-тематический план
№
Пункт
урока учебника
или
страниц
ы
1.

2.

3.

Тема урока

Повторение по теме
«Государство, право,
мораль
Повторение по теме
«Конституция РФ»

Ответственность
государства перед
гражданами.

Дата

Характеристика
основных видов
деятельности
Метапредметные,
учащихся при
личностные результаты обучения
освоении предмета
1.Повторение (2 часа)

Знать: понятия
государство,
гражданин.
Уметь: показать
границы
государства.
2. Права и обязанности гражданина России (28 часов)
Знать: государство,
Личностные результаты:
право, виды
- мотивированность инаправленность
ответственности,
на активное и созидательное участие в

Виды
контроля
и
обратной
связи
Ответы на
вопросы
Ответы на
вопросы

Ответы на
вопросы

Учебное
Оборудование

Работа с
сайтом
президента РФ
Карта России.

4.

5.

6.

7.

8.

2 четверть

Конституционные
обязанности
граждан.
Основные
конституционные
права человека
Российской
Федерации:
экономические
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации:
социальные
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации:
гражданские
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации:
политические

в

правонарушение,
преступление,
законодательная –
исполнительная –
судебная власть,
основные
конституционные
права и обязанности
граждан РФ.
Уметь: работать с
Конституцией РФ

будущем
в
общественной
и
государственной жизни;
- заинтересованность не только в
личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в
благополучии и процветании своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные
на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, на отношении к
человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к
укреплению
исторически
сложившегося
государственного
единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных
культур; на убежденности в важности
для общества семьи и семейных
традиций;
на
осознании
необходимости
поддержания
гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими
поколениями.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать
свою познавательную деятельность;
- умение объяснять явления и

Ответы на
вопросы

Работа с
Конституцией
РФ

Ответы на
вопросы

Работа с
Конституцией
РФ

Ответы на
вопросы

Работа с
Конституцией
РФ

Ответы на
вопросы

Работа с
Конституцией
РФ

Ответы на
вопросы

Работа с
Конституцией
РФ

9.

Основные
конституционные
права человека
Российской
Федерации:
культурные.

в

10.

Труд и т рудовые
отношения.

11.

Право на труд.
Дисциплина труда.

12.

Практическая
работа:
Трудовой
договор.
Трудовые права
несовершеннолетних
Собственность и
имущественные
отношения.
Что значит быть
собственником?

13.
14.

15.
16.

3 четверть
17.

Знать: понятия труд
и трудовые
отношения, трудовая
дисциплина, права
трудящихся,
собственность,
имущественные
отношения
Уметь: работать с
трудовым договором

Имущественн
ые
права
и
ответственность
несовершеннолетних
Роль семьи в жизни
человека и общества.

Знать: понятие
семья, семейные

процессы
социальной
действительности
с
научных,
социально-философских
позиций;
Тестирован
рассматривать их комплексно в
Тест по теме
ие
контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
- способность анализировать реальные
социальные
ситуации,
выбирать Ответы на
Трудовой
адекватные способы деятельности и
вопросы
кодекс РФ
модели
поведения
в
рамках
Трудовой
реализуемых основных социальных Ответы на
вопросы
кодекс РФ
ролей;
- овладение различными видами
Пример
Практичес
публичных выступлений и следование
трудового
кая работа
этическим нормам и правилам ведения
договора
диалога;
Ответы на
Трудовой
- умение выполнять познавательные и
вопросы
кодекс РФ
практические задания, в том числе с
использованием проектной
Ответы на
деятельности на уроках и в доступной
вопросы
социальной практике.
Ответы на
вопросы
Тестирован Тест по теме
ие.

Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать

Семейный
кодекс РФ

18.

19.
20.
21.

22.
23.

24.

25.
4 четверть

Правовые основы
семейно-брачных
отношений. Этика
семейных
отношений.
Домашнее
хозяйство.

отношения,
домашнее хозяйство

Права ребенка.
Практическая
работа: Декларация
прав ребенка.
Социальные права
человека.
Жилищные права.
Несовершеннолетни
е как участники
жилищно-правовых
отношений.
Право
на
медицинское
обслуживание.
Право на социальное
обеспечение.
Политические права
и свободы.

Знать: что такое
права ребенка, виды
прав ребенка,
международные
документы
Уметь:
анализировать
Декларацию прав
ребенка

свою познавательную деятельность;
- умение объяснять явления и
процессы
социальной
действительности
с
научных,
социально-философских
позиций;
рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
- способность анализировать реальные
социальные
ситуации,
выбирать
адекватные способы деятельности и
модели
поведения
в
рамках
реализуемых основных социальных
ролей;
- овладение различными видами
публичных выступлений и следование
этическим нормам и правилам ведения
диалога;
- умение выполнять познавательные и
практические задания, в том числе с
использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной
социальной практике.
Личностные результаты:
- мотивированность инаправленность
на активное и созидательное участие в
будущем
в
общественной
и
государственной жизни;
- заинтересованность не только в

Ответы на
вопросы

Семейный
кодекс РФ

Ответы на
вопросы
Ответы на
вопросы
Практичес
кая работа.
Ответы на
вопросы
Ответы на
вопросы

Ответы на
вопросы

Ответы на
вопросы

Декларация
прав ребенка

26.

Право человека на
духовную свободу.
Право на свободу
убеждений.

Право на
образование.
Самообразование.
Система
образования в
Российской
Федерации. Куда
пойти учиться?
Право на доступ к
культурным
ценностям.

личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в Ответы на
благополучии и процветании своей
вопросы
страны;
- ценностные ориентиры, основанные
на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, на отношении к Тестирован
человеку, его правам и свободам как
ие
высшей ценности; на стремлении к
укреплению
исторически
сложившегося
государственного
Ответы на
Знать
основные единства; на признании равноправия
вопросы
положения закона об народов, единства разнообразных
культур; на убежденности в важности
образовании,
систему образования для общества семьи и семейных
традиций;
на
осознании Ответы на
в РФ
вопросы
необходимости
поддержания
гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими Тестирован
поколениями.
ие

Повторение по теме:
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации

4.Заключение (4 часа)
Метапредметные результаты:
Повторить знания,
- умение сознательно организовывать
полученные в ходе
свою познавательную деятельность;
изучения тем.
- умение объяснять явления и
процессы
социальной
действительности
с
научных,

27.
Религиозные
верования и их место
в современном мире.
Свобода совести.
28.

29.

30.

31.

Ответы на
вопросы

Тест по теме

Закон об
образовании

Тест по теме

Закон об
образованииСе
мейный кодекс
РФ
Декларация
прав ребенка

32.

33.

34.

Повторение по теме:
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации
Повторение по теме:
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации
Повторение по теме:
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации

Повторить знания,
полученные в ходе
изучения тем.

Повторить знания,
полученные в ходе
изучения тем.
Повторить знания,
полученные в ходе
изучения тем.

социально-философских
позиций;
рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
- способность анализировать реальные
социальные
ситуации,
выбирать Тестирован
адекватные способы деятельности и
ие
модели
поведения
в
рамках
реализуемых основных социальных
ролей;

Ответы на
вопросы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».