Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя
общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной
программеосновного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Рабочая программапо
предмету
Русский язык
(5-7 класс)

5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 5 «в» класс
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на
основании следующих нормативно – правовых документов:
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)"
3.
Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1, 5 – 9 классы, под редакцией Э.В.
Якубовской, М.И. Шишковой, И.М. Бгажноковой. Издательство М.: «Просвещение»,
2020 г.
4.Учебник Э.В.Якубовская,Н.Г.Галунчикова «Русский язык 5 класс.» ФГОС,ОВЗ М.,
«Просвещение 2020г.»
5.
Учебный план МБОУ «Боградская СОШ».
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их
умственному развитию.

Цель:

Развитие устной и письменной речи учащихся;

Овладение основами грамотного письма;

Ознакомление с актуальными деловыми бумагами, что является одним из
факторов социально – бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в
общество.
Задачи изучения предмета:
Воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему как духовной
ценности и средству общения;

повышать способность передавать устную и письменную речь;

формировать интерес к самовыражению через творческие работы;

овладеть речевой деятельностью в разных её видах;

формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения;

овладеть навыками правильного письма, обеспечивающих восприятие,
воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, на
коррекцию всей личности в целом.
Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической
направленности обучения. Это побуждает использовать в обучении тексты
упражнений, интересные и полезные для чтения, специальные уроки посвящены обучению
работы с деловыми бумагами. Большое внимание на уроках русского языка уделяется
межпредметной связи с уроками чтения. Это способствует:

обогащению пассивного и активного словаря;


умению объяснить значение некоторых слов и выражений
помощью толкового словаря;

выразительному чтению отрывков из литературных произведений;

составлению и выразительному чтению диалогов.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности,
с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная
работа, которая включает следующие направления:
-Коррекция – развитие речи
-Развитие различных видов мышления.
-Развитие основных мыслительных операций.
-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
При обучении языку используются следующие принципы:
-принцип коррекционно – речевой направленности;
-воспитывающий и развивающий принципы;
-принцип доступности обучения;
-принцип систематичности и последовательности обучения;
-принцип наглядности в обучении;
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область – «Язык и речевая
практика». Учебным планом выделяется 4 часа в неделю, всего 136 часов в год для
обязательного изучения «Русского языка».
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических
средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия, представлено
календарно – тематическое планирование в табличной форме ниже.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная
направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся,
получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически
значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции
познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена
трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией,
своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
2.Содержание учебного курса.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных,
звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь.

с

Слово.
Состав слова.Текст. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи.Текст. Части речи и их основные грамматические признаки.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические
признаки: род, число. Падеж.
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.
Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных
окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода
с основой на шипящий.
Предложение.Текст
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены
предложения.
Повторение пройденного за год.
3.Формирование БУД:
Личностные результаты
1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
7) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
8) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
 разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
 образование слов с новым значением с опорой на образец;
 различение изученных частей речи по вопросу и значению;
 использование на письме орфографических правил после предварительного разбора
текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
 составление различных конструкций предложений с опорой на представленный
образец;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с
помощью учителя);
 нахождение в тексте однородных членов предложения;
 нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
учителя);

оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (45-70 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
Достаточный уровень:
 знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
 разбор слова по составу с использованием опорных схем;
 образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
 определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
 нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи
(под руководством учителя);
 пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
 установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием
опорных схем;
 составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
 составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
 различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
 выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и
основной мысли текста;
 оформление всех видов изученных деловых бумаг;
 письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);











4.ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
положительное отношение к окружающей действительности, готовность
к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель- класс)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем

























обращаться за помощью и принимать помощь
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
выделять существенные, общие отличительные свойства предметов
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению
незнакомого материала.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других
носителях).

5.Учебно-методическая литература
1.Учебник Э.В.Якубовская,Н.Г.Галунчикова «Русский язык 5 класс.» ФГОС,ОВЗ М.,
«Просвещение 2020г.»
2. В.В.Воронкова. Русский язык. 5-9 классы. Программы для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2011

6.Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

дата
час

ы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16
17.
18.
19.
20
21
22
23
24
25.
26.
27
28
29.
30
31
32
33
34
35
36
37.
38.
39
40
41
42
43
44-45
46.

Повторение
Звуки речи:гласные и согласные. Алфавит
Гласные и согласные.Несовпадение звука и буквы в речи
Твердые и мягкие согласные перед и,е,ё,ю,я
Мягкий знак на конце и в середине слова
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Р/Р Различение текста и не текста
Парные звонкие и глухие согласные. Их правописание на конце слова
Ударные и безударные в корне слова
Проверка безударнх гласных в корне
Р/р Текст. Определение темы текста. Заголовок
Закрепление Звуки и буквы
Диктант по теме «Звуки и буквы». Работа над ошибками.
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы»
Предложение. Текст
Выражение в предложении законченной мысли
Распространение предложений
Порядок слов в предложении
Связь слов в предложении
Главные члены предложения. Сказуемое.
Главные члены предложения.Подлежащее
Второстепенные члены предложения
Р/Р Отличие предложений от текста.Деление текста на предложения
Наблюдения за знаками препинания в конце предложения.
Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Повествовательные,Вопросительные и восклицательные предложения
Закрепление знаний. Предложение.
Р/Р Сочинить разговор ребят с осенью.
Контрольная работа по теме «Предложение»
Состав слова. Текст
Корень и однокоренные слова
Общее и различия в значении однокоренных слов
Включение однокоренных слов в предложение
Окончание –изменяемая часть слова
Установление связи между словами с помощью окончания
Приставка как часть слова
Изменение значения слова с помощью приставки
Приставка и предлог
Суффикс как часть слова
Изменение значения слова с помощью суффикса
Р/Р Составление рассказа с помощью предложений упр.99
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне
Единообразное написание гласных в в корне однокоренных слов
Слово-корень с ударной гласной
Проверяемые проверочные слова в группе однокоренных слов
Проверка безударных гласных в корне слова
Р/Р Изложение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

47
48
49.
50.
51
52
53
54
55
56
57.
58
59.
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

Правописание парных звонких и глухих в корне слова
Единообразное написание парных звонких и глухих в корне слова
Проверка парных звонких и глухих в корне
Проверяемые гласные и согласные в корне
Непроверяемые написания в корне
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов
Состав слова . Закрепление.
Диктант по теме «Состав слова». Работа над ошибками
Контрольная работа по теме «Состав слова»
Части речи. Текст
Названия предметов,признаков,действий.
Понятие о частях речи. Существительное
Глагол
Прилагательное
Различение частей речи по вопросам и значению
Употребление раных частей речи в предложении и тексте
Р/Р Рассказ на тему «Поздняя осень»
Контрольная работа по теме «Части речи»
Имя существительное.Значение существительных в речи
Одушевленные и неодушевленные существительные
Собственные и нарицательные существительные
Правописание имен собственных
Р/Р.Тема и основная мысль текста.
Понятие о единственном и множественном числе
Употребление существительных в единственном и множественном
числе
Изменение существительных по числам
Знакомство с понятием рода
Существительные мужского рода
Существительные женского рода
Существительные среднего рода
Различение существительных по родам
Существительное. Закрепление знаний
Р\р.Пересказ текста упр.201
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи
Различение признаков,обозначенных прилагательным
Зависимость рода прил-х от рода существительных
Окончания прилагательных мужского рода
Окончания прилагательных женского рода
Окончания прилагательных среднего рода
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода
Изменения прилагательных по родам
Закрепление .Имя прилагательное
Р/Р Пересказ текста упр 228
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Значение глаголов в речи
Различение действий ,обозначаемых глаголом
Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

95
96
97
98
99-100
101-102
103
104
105
106
107
108
109
110
111-112
113-114
115-116
117
118
119-122
123
124-127
128
129-132
133
134-135
136

Будущее время глаголов
Различение глаголов по временам
Р/Р.Текст.Отбор примеров и фактов для подтверждения основной
мысли
Глагол.Закрепление знаний
Контрольная работа.по теме «Глагол»
Предложение .Текст
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным
Различение нераспространенных предложений от распространённых
Распространеие предложений
Знакомство м однородными членами предложения
Дополнения предложений однородными членами
Р/Р Работа с диалогом упр 273
Предложение .Закрепление знаний
Р/Р Письменный пересказ упр.276
Контрольная работа
Повторение
Состав слова
Р/Р Письменный пересказ упр 282
Р/Р Письмо по памяти упр 281
Существительное
Р/Р Работа с диалогом упр.290
Прилагательное
Р/Р Письменный пересказ упр297
Глагол
Р/Р Письмо по памяти
Предложение
Р/РТекст упр 308

1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
4
1
4
1
4
1
2
1

6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 6 «в» класс ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основании
следующих нормативно – правовых документов:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
3. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1, 5 – 9 классы, под редакцией Э.В. Якубовской,
М.И. Шишковой, И.М. Бгажноковой. Издательство М.: «Просвещение», 2011 г.
4. Учебный план МБОУ «Боградская СОШ».
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их
умственному развитию.


Цель:
Развитие устной и письменной речи учащихся;


Овладение основами грамотного письма;

Ознакомление с актуальными деловыми бумагами, что является одним из факторов
социально – бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество.
Задачи изучения предмета:
Воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему как духовной ценности
и средству общения;

повышать способность передавать устную и письменную речь;

формировать интерес к самовыражению через творческие работы;

овладеть речевой деятельностью в разных её видах;

формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения;

овладеть навыками правильного письма, обеспечивающих восприятие, воспроизведение
и создание высказываний в устной и письменной форме;

обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, на
коррекцию всей личности в целом.
Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической
направленности
обучения.
Это
побуждает
использовать
в
обучении
тексты
упражнений, интересные и полезные для чтения, специальные уроки посвящены обучению работы
с деловыми бумагами. Большое внимание на уроках русского языка уделяется межпредметной
связи с уроками чтения. Это способствует:

обогащению пассивного и активного словаря;

умению объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового
словаря;

выразительному чтению отрывков из литературных произведений;

составлению и выразительному чтению диалогов.
Основными видами деятельности на уроке являются:
 анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;
 звукобуквенный анализ;
 овладение правописанием слов, предложений, текстов;
 работа с предложением, его построение, установление связи слов в предложении, нахождение
главных и второстепенных членов предложения;
 списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку;
 работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Программа
ориентирована
на
использование
учебника
Э.В.Якубовская
Н.Г.Галунчикова, Русский язык 6. М.: Просвещение, 2021 г.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности
учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного
языка, речевого этикета.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать
свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
В 6 классе продолжается изучение курса грамматики и правописания. Основными темами
являются «Состав слова» и «Части речи». Изучение состава слова, словообразующей роли
значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В

процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и
согласных в корне слова и приставке).
В теме «Предложение» продолжается изучение главных и второстепенных членов,
однородных членов предложения и знаков препинания при них.
Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного
материала.
В 6 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по
двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг
(бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков чёткого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при
составлении автобиографии, заявления, расписки).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На реализацию программы предусмотрено 136 часов, т.е. 4 часа в неделю

Формирование БУД:
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:

осознание русского языка как явления культуры русского народа, связи развития языка с
развитием культуры общества;
 умения разрешать коммуникативные проблемы;
 понимать высказывания других людей;
 положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей
страны;
 чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка;
 адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
 осознавать слово, предложение как главные средства языка;
 использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
 использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска
нужной информации (в словарях и др.);

соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в
учебнике материала);
 оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении
своих мыслей и чувств;
 осознавать критерии объединения слов в группы по частям речи;
 осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в
назначении – назвать предмет, явление;

осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка
(выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
 определять(уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника.
Базовые учебные действия
Регулятивные учебные действия



Обучающиеся научатся:
узнавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

 следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, списывающим
стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Познавательные учебные действия
Обучающиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в
справочниках, словарях, таблицах);
 находить единицы языка: звуки, части слова;
 выделять ведущую мысль, заключённую в заголовке или отдельном предложении текста.
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся научатся:
 адекватно воспринимать устную и письменную речь;

соблюдать в процессе коммуникации и повседневной жизни основные правила устной и
письменной речи и правил русского речевого этикета;
 понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
 озаглавливать текст по основной мысли произведения;
 основной мысли произведения;
 воспроизводить содержание текста с опорой на план(составленный с помощью учителя);
 прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Развитие жизненной компетенции
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации обучения;
 овладение социально – бытовыми условиями, используемыми в повседневной жизни;
 овладение навыками коммуникации;
 осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей.
Содержание программы
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Предложение. Текст.
Состав слова. Текст.
Части речи. Текст.
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предложение. Тест.
Повторение
Итого:

Количество
часов
8
10
29
2
30
25
16
8
8
136

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Программа по русскому языку в 6 классе имеет коммуникативную направленность. В связи с этим
на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое
внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые
обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать
мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения
делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении
русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и
орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования
собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько
запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять
изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой
практики.
Программа включает следующие разделы:
«Звуки и буквы. Текст»
Гласные и согласные. Их различение. Безударные гласные в словах. Сомнительные звонкие и
глухие согласные в словах. Сомнительные гласные и согласные в словах. Текст. Части текста.
Красная строка. Непроверяемые гласные и согласные в словах.
«Предложение. Текст»
Деление текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения. Текст. Расположение частей текста в
соответствии с данным планом. Распространение предложений с помощью рисунков и вопросов.
Однородные члены предложения.
«Состав слова. Текст»
Корень и однокоренные слова. Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой
связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова
в зависимости от приставки. Суффикс как часть слова. Разбор слов по составу. Правописание
безударных гласных в корне. Правописание звонких и глухих согласных в корне. Правописание
приставок.
«Части речи. Текст»
Существительное, прилагательное, глагол. Их различие в предложении. Имя существительное. Род
и число существительных. Правописание имен собственных. Изменение существительных по
падежам. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам и числам. Склонение
прилагательных мужского и среднего рода. Глагол. Изменение глаголов по временам. Изменение
глаголов по числам.
«Предложение. Текст»
Однородные члены предложения. Обращение.
«Повторение»
Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Имя существительное. Имя
прилагательное. Глагол.
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических
тем.
Связная речь
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2
раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на
других уроках русского языка.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала:
 работа с деформированным текстом;
 распространение текста путем включения в него разных частей речи ;
 изложение рассказа по коллективно составленному плану;
 составление рассказа по коллективно составленному плану;


составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен
прилагательных;
 составление рассказа по опорным словам и данному плану;
 составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «На
реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.);
 сочинение по коллективно составленному плану на материале личных наблюдений;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от
учебных возможностей школьников:
Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме
программного материала;
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема
материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов
выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного
текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными
интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень(Павлов Вова)
1-й уровень
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных
частях слова;
-определять части речи;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными
частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной
иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень(нет)
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-решать орфографические задачи, опираясь на схему;
-называть и различать части речи;
-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3 уровень ( Ерлыков Андрей)
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к
тексту;
-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

№
п/п

Тема урока

Кол. Дата
часов

Повторение.
Звуки и буквы. Текст
Гласные и согласные. Их
различение

8
1

2.

Безударные гласные в
словах

1

3.

Сомнительные звонкие и 1
глухие согласные в словах

4.

Сомнительные гласные и 1
согласные в словах

5.

Текст. Части текста.
1
Красная строка
Непроверяемые гласные и 1
согласные в словах

1.

6.
7.

8.

Обобщение.Самостоятель 1
ная работа №1 по теме:
«Звуки и буквы»
Работа над ошибками.
1
Предложение. Текст

10

9.

Деление текста на
предложения

1

10.

Выделение главных и
второстепенных членов
предложения
Нераспространенные и
распространенные члены
предложения
Текст. Расположение
частей текста в
соответствии с данным
планом
Распространение
предложений с помощью
рисунков
Распространение предлож
ений с помощью вопросов

1

15

Однородные члены
предложения

1

16

Контрольная работа №2
по теме: «Предложение»

1

11

12.

13.

14.

1

1

Межпредметные Коррекция
связи

Чтение и развитие Мышление,
речи, математика память, речь
Чтение, развитие Внимание,
речи
мышление,
речь
Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание,
восприятие
Чтение, развитие Мышление,
речи,
память,
природоведение восприятие
Развитие речи
Память
Чтение, развитие Мышление,
речи
внимание, речь
Чтение и развитие Память,
речи
мышление,
внимание
Чтение и развитие Память,
речи
мышление,
внимание
География чтение
и развитие речи,
математика
Чтение и развитие
речи, математика

Мышление,
восприятие,
память, речь
Память,
мышление,
внимание
Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание, речь,
память
Чтение и развитие Восприятие,
речи, математика мышление,
память

1

Чтение и развитие Память,
речи
внимание

1

География чтение
и развитие речи,
математика
Чтение и развитие
речи, математика
Развитие речи,
природоведение

Мышление,
внимание, речь
Внимание,
мышление,
память
Мышление,
восприятие,

речь
17.

Работа над ошибками

1

18.

Деловое письмо.
Поздравление

1

Состав слова. Текст

29

19.

Корень и однокоренные
слова

1

20.

Окончание как
изменяемая часть слова

1

21.

Образование смысловой 1
связи между словами с
помощью окончания
Приставка как часть слова 1

22.

Чтение и развитие Восприятие,
речи
память,
внимание
Чтение и развитие Мышление,
речи, география речь

Чтение и развитие Мышление,
речи, математика память,
восприятие
Чтение и развитие Восприятие,
речи
память,
внимание
Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи, математика память,
внимание, речь

23.

Изменение значения слова 1
в зависимости от
приставки

Чтение и развитие Мышление,
речи, математика память,
внимание, речь

24.

Суффикс как часть слова

1

Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание, речь

25.

Разбор слов по составу

1

Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание, речь

26.

Правописание
безударных гласных в
корне.
Написание гласных в
1
корне однокоренных слов
Проверяемые и
1
проверочные слова

27.

28.

Проверка безударных
гласных в корне

Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание,
природоведение память
Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание,
природоведение восприятие
1

Чтение и развитие Мышление,
речи
восприятие,
память

29.

30.

31.

32.
33.
34.

Правописание звонких и
глухих согласных в
корне.
Написание согласных в
корне однокоренных слов.
Проверяемые и
проверочные слова
Проверка парных звонких
и глухих согласных в
корне
Правописание безударных
гласных и сомнительных
согласных в корне.
Контрольные вопросы и
задания
Изложение зрительно
воспринимаемого текста
Правописание
приставок.
Приставка и предлог

Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание
1

1

1

2
1

35.

Различение приставки и
предлога

1

36.

Наблюдение за
правописанием гласных в
приставках
Правописание гласных в
приставках
Правописание безударных
гласных в корне и
приставке
Текст. Деление текста на
части по данному плану

1

Наблюдение за
правописанием согласных
в приставках
Правописание приставок
на согласную

1

Разделительный твердый
знак в словах с
приставками
Различение написания
слов с разделительным
твердым знаком и без него
диктант по теме:
«Состав слова»

1

37.
38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

1
1

1

1

1

1

Чтение и развитие Внимание,
речи, математика восприятие,
память
Чтение и развитие Мышление,
речи
речь

Чтение и развитие
речи
Чтение и развитие
речи

Мышление,
внимание, речь
Мышление,
речь, память

Чтение и развитие Восприятие,
речи, математика мышление,
речь
Чтение и развитие Мышление,
речи, математика внимание,
память
Чтение и развитие Мышление,
речи
память
Чтение и развитие Мышление,
речи, математика память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание,
память
Чтение
Внимание,
мышление,
память, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание, речь,
природоведение восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи, математика внимание, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание

45.

Работа над ошибками

1

Чтение и развитие Мышление,
речи
память

46.
47.

Деловое письмо. Записка

2

Чтение и развитие Память, речь
речи, математика

Части речи. Текст.

2

48.

Существительное,
прилагательное, глагол

1

49.

Различение
существительных,
прилагательных и
глаголов в предложении
Имя существительное.
Значение
существительных в речи
Существительные,
обозначающие явления
природы
Существительные,
называющие один и тот
же предмет по- разному
Существительные ,
противоположные по
значению

1

50.
51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
природоведение

Мышление,
память,
внимание

30
1

Чтение и
развитие речи

Мышление,
память

1

Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
математика

Мышление,
память, речь,
восприятие
Мышление,
речь, внимание

1

1

Мышление,
речь

Внимание,
память, речь

Род и число
существительных.
Различение
существительных по
родам
Изменение
существительных по
числам

1

Чтение и
Мышление,
развитие речи, память,
природоведение восприятие

1

Чтение и
Мышление,
развитие речи, восприятие,
природоведение внимание

Правописание имен
собственных.
Существительные
собственные и
нарицательные
Большая буква в именах
собственных

1

Чтение и
Мышление,
развитие речи, память,
природоведение внимание

1

Кавычки в именах
собственных

1

Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
математика

Мышление,
внимание,
восприятие
Мышление,
внимание,
восприятие

Различение написания
существительных
собственных и
нарицательных
Контрольная работа по
теме: «Имя
существительное»
Работа над ошибками

2

Чтение и
Мышление,
развитие речи, внимание, речь
природоведение

1

Чтение и
развитие речи

Внимание,
речь, память

1

Мышление,
память

Изменение
существительных по
падежам.
Понятие о склонении
Определение падежей
существительных по
вопросам
Именительный падеж кто? что?

1

Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
математика

66.

Родительный падеж –
кого? чего?

1

67.

Дательный падеж –
кому? чему?

1

68.

Винительный падеж –
кого? что?

1

69.

Творительный падежкем? чем?

1

70.

Предложный падеж – о
ком? о чем?

1

71.

Текст. Подтверждение
основной мысли текста
дополнительными
фактами
Понятие о начальной
форме

1

1

Чтение и
Развитие
развитие речи, связной речи
природоведение

Постановка
существительных в
начальную форму
диктант по теме:
«Изменение
существительных по
падежам»

1

Чтение и
развитие речи

Развитие
связной речи

1

Чтение и
развитие речи

Мышление,
внимание,
память, речь

59.
60.

61.

62.

63.

64.

65.

72.

73.

74.

1

1

Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
математика
Чтение и
развитие речи,
математика
Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
природоведение

Внимание,
память,
мышление, речь
Память,
мышление,
восприятие
Память,
мышление,
восприятие
Мышление,
внимание, речь
Речь,
внимание,
память
Мышление,
речь, память
Мышление,
речь, память
Мышление,
речь, память
Мышление,
внимание, речь

75.

Работа над ошибками.
Словарный диктант

1

Чтение и
развитие речи

Память,
мышление

76.
77.

Деловое письмо. Письмо

2

Чтение и
развитие речи

Мышление,
восприятие,
речь

78.
79.

Коллективное сочинение
по плану и опорным
словосочетаниям
Имя прилагательное

2

Чтение и
развитие речи

Мышление,
внимание, речь

Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи

Мышление,
память, речь

25

80.

Значение прилагательных 1
в речи

81.

Описание явлений
природы с помощью
прилагательных
Описание человека,
животных с помощью
прилагательных
Прилагательные,
противоположные по
значению
Изменение
прилагательных по
родам и числам
Изменение
прилагательных по родам

1

Окончания
прилагательных мужского
рода
Окончания
прилагательных женского
рода
Окончания
прилагательных
среднего рода
Определение родовых
окончаний
прилагательных
Изменение
прилагательных по числам

1

Естествознание Мышление,
и чтение
память, речь

1

Естествознание Мышление,
и чтение
память, речь

1

Естествознание Мышление,
и чтение
память, речь

2

Род и число
прилагательных.
Закрепление знаний

2

Чтение и
развитие речи,
математика
Чтение и
развитие речи,
математика
Чтение и
развитие речи,
математика

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.
89.
90.

91.
92.

1

1

1

1

Мышление,
память, речь

Внимание,
мышление,
восприятие
Развитие
орфографическ
ой зоркости.
Естествознание Развитие речи,
и чтение
внимания.

Мышление,
память, речь
Внимание,
мышление,
речь
Мышление,
внимание,
восприятие

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101.
102.

103.
104.

Склонение
прилагательных
мужского и среднего
рода
Понятие о склонении
прилагательных
Постановка вопросов к
прилагательным в
косвенных падежах
Именительный падеж
прилагательных мужского
и среднего рода
Родительный падеж
прилагательных мужского
и среднего рода
Дательный падеж
прилагательных мужского
и среднего рода
Винительный падеж
прилагательных мужского
и среднего рода
Творительный падеж
прилагательных мужского
и среднего рода
Предложный падеж
прилагательных мужского
и среднего рода
Склонение
прилагательных мужского
и среднего рода.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и
задания
Деловое письмо.
Объявление

1

Чтение и
развитие речи

Мышление,
память,
восприятие

1

Природоведение
, чтение и
развитие речи
Природоведение
, чтение и
развитие речи
Природоведение
, чтение и
развитие речи
Природоведение
, чтение и
развитие речи
Природоведение
, чтение и
развитие речи
Природоведение
, чтение и
развитие речи
Природоведение
, чтение и
развитие речи

Мышление,
внимание, речь

1

1

1

1

1

1

Мышление,
внимание, речь
Мышление,
внимание, речь
Память,
мышление,
внимание
Мышление,
восприятие,
память
Мышление,
внимание, речь

2

Природоведение Мышление,
, чтение и
внимание, речь,
развитие речи
память

2

Чтение и
развитие речи,
математика

Восприятие,
мышление,
память

География
чтение и
развитие речи,
математика
Природоведение
, чтение и
развитие речи
Природоведение
, чтение и
развитие речи

Мышление,
внимание, речь

Глагол

16

105.

Значение глагола в речи

1

106.

Глаголы,
противоположные по
значению
Различение
существительных,
прилагательных и
глаголов

1

107.

Мышление,
внимание, речь

1

Внимание,
мышление,
память
Мышление,
восприятие,
речь

География
чтение и
развитие речи
математика
Природоведение
, чтение и
развитие речи
Природоведение
, чтение и
развитие речи
Природоведение
, чтение и
развитие речи
Чтение и
развитие речи,
математика

Восприятие,
память,
внимание

1

Чтение и
развитие речи,
математика

Мышление,
память,
внимание, речь

1

Чтение и
развитие речи,
математика

Мышление,
память,
внимание, речь

1

Чтение и
развитие речи

Глагол. Закрепление
знаний. Контрольные
вопросы и задания
Коллективный рассказ на
основе распространения
данного текста
Предложение. Текст

2

Чтение и
развитие речи

2

Чтение и
развитие речи

Мышление,
память,
внимание, речь
Мышление,
память,
внимание, речь
Мышление,
память,
восприятие

Различение
повествовательных,
вопросительных и
восклицательных
предложений
Однородные члены
предложения
Определение однородных
членов предложения
Однородные члены
предложения без союзов

1

Чтение и
Мышление,
развитие речи, восприятие,
природоведение память

1

Чтение и
Мышление,
развитие речи, внимание
природоведение

1

Чтение,
развитие речи

108.

Изменение глаголов по
временам Настоящее
время глаголов

1

109.

Прошедшее время
глаголов

1

110.

Будущее время глаголов

1

111.
112.

Различение глаголов по
временам

2

113.

Изменение глаголов по
числам Единственное и
множественное число
глаголов настоящего
времени
Единственное и
множественное число
глаголов будущего
времени
Единственное и
множественное число
глаголов прошедшего
времени
Текст. Связь частей в
тексте

1

114.

115.

116.

117.
118.
119.
120.

121.

122.

123.

Мышление,
память,
восприятие
Мышление,
память,
восприятие
Мышление,
память,
восприятие
Мышление,
внимание, речь

8

Внимание,
восприятие,
память

124.

Однородные члены
предложения с союзом и

1

Чтение и
развитие речи,
природоведение
Чтение и
развитие речи

Мышление,
речь

125.

Однородные члены
предложения без союзов и
с союзом и
Обращение
Знакомство с обращением

1

1

Чтение и
развитие речи

Мышление,
речь, память

127.

Место обращения в
предложении

1

Чтение и
развитие речи

128.

Предложение.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и
задания
Повторение

1

129.

Состав слова

1

130.
131.

2

132.

Правописание гласных и
согласных в корне и
приставке
Имя существительное

133.

Имя прилагательное

1

134.

Глагол

1

135.
136.

Деловое письмо.
Объявление

2

126.

Мышление,
внимание, речь

Восприятие,
мышление,
речь
Чтение и
Мышление,
развитие речи, память,
природоведение восприятие

8

1

Чтение и
развитие речи

Мышление,
память,
восприятие
Чтение и
Мышление,
развитие речи, память,
природоведение восприятие
Чтение и
Внимание,
развитие речи
мышление,
память, речь
Чтение и
Мышление,
развитие речи, внимание, речь,
природоведение восприятие
Чтение и
Мышление,
развитие речи, память,
математика
восприятие
Чтение и
Мышление,
развитие речи, внимание, речь
природоведение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1..Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9
классы Москва «Просвещение» 2020г.
2. Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова, Русский язык 6 класс. М.: Просвещение, 2021 г.
3. Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8
вида. –М.: Владос, 2003 г.
4. Словари по русскому языку: орфографический словарь, толковый словарь, словарь
фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
5. Ресурсы интернета.

7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 7 класс ФГОС
образования обучающихся сУ/О и интеллектуальными нарушениями разработана на основании
следующих нормативно – правовых документов:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
3. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1, 5 – 9 классы, под редакцией Э.В. Якубовской,
М.И. Шишковой, И.М. Бгажноковой. Издательство М.: «Просвещение», 2020 г.
4. Учебный план МБОУ «Боградская СОШ» на 2022-2023 уч.год
5.Учебник»Русский язык» 7 класс Э.Якубовская,Н.Галунчикова ,М., «Просвещение»,2023 г.
Рабочая программа предназначена для обучающихся с У/О и интеллектуальными
нарушениями
и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной
общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика»
Цель:

Развитие устной и письменной речи учащихся;

Овладение основами грамотного письма;

Ознакомление с актуальными деловыми бумагами, что является одним из факторов
социально – бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество.
Задачи изучения предмета:
Воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему как духовной ценности
и средству общения;

повышать способность передавать устную и письменную речь;

формировать интерес к самовыражению через творческие работы;

овладеть речевой деятельностью в разных её видах;

формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения;

овладеть навыками правильного письма, обеспечивающих восприятие, воспроизведение
и создание высказываний в устной и письменной форме;

обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, на
коррекцию всей личности в целом.
Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической
направленности
обучения.
Это
побуждает
использовать
в
обучении
тексты
упражнений, интересные и полезные для чтения . Большое внимание на уроках русского языка
уделяется межпредметной связи с уроками чтения. Это способствует:

обогащению пассивного и активного словаря;

умению объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового
словаря;

выразительному чтению отрывков из литературных произведений;

составлению и выразительному чтению диалогов.
Формы организации образовательного процесса: урок.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах, коллективная

работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Приёмы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом
возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей.
Основными видами деятельности на уроке являются:


анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;



звукобуквенный анализ;



овладение правописанием слов, предложений, текстов;

 работа с предложением, его построение, установление связи слов в предложении, нахождение
главных и второстепенных членов предложения;


списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку;



работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

Общая характеристика учебного предмета, курса.
Программа
ориентирована
на
использование
учебника
Э.В.Якубовская
Н.Г.Галунчикова, Русский язык 7. М.: Просвещение, 2023 г.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности
учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного
языка, речевого этикета.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать
свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
В 7 классе продолжается изучение курса грамматики и правописания. Основными темами
являются «Состав слова. Текст» и «Части речи. Текст». «Предложение .Текст» Изучение состава
слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию
словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное
написание гласных и согласных в корне слова и приставке, написание сложных слов..
В теме «Предложение» продолжается изучение главных и второстепенных членов, простого
предложения ,обращения, сложного предложения и знаков препинания при них.
Упражнения в связной письменной речи ,работа с текстом, работа с картинами даются в
процессе изучения всего программного материала.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На реализацию программы предусмотрено 136 часов, т.е. 4 часа в неделю

Формирование БУД:

В результате освоения предметного содержания по русскому языку у учащихся,
оканчивающих 7 класс, формируются учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
 положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса
русского языка
 способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в
устной и письменной речи;
 использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью
общения;
 вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
могут быть сформированы:
 умение признавать собственные ошибки;
 эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
 следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.
 осуществлять проверку, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
получат возможность научиться:
 осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых
задач;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
 анализировать, наблюдать, сравнивать, делать обобщения.
получат возможность научиться:
 видеть аналогии и использовать их при решении языковых задач;
 выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 владеть диалоговой формой речи;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных
задач.
получат возможность научиться:
 адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
 писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
 разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
 различать части речи;
 строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
 писать изложение и сочинение;

 пользоваться словарем.
• исправлять текст;
 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной
речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие высказывания) в
учебных и бытовых ситуациях.
Разделы программы
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел
Повторение
Состав слова .Текст
Части речи. Текст
Предложение . Текст
Повторение

Кол-часов
7
16
96
11
6

Содержание программы .
«Повторение»
Алфавит.Гласные и согласные. Их различение. Безударные гласные в словах. Сомнительные
звонкие и глухие согласные в словах. Сомнительные гласные и согласные в словах..
Непроверяемые гласные и согласные в словах. Предложение.Текст.
«Состав слова. Текст»
Корень и однокоренные слова. Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой
связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова
в зависимости от приставки. Суффикс как часть слова. Разбор слов по составу. Правописание
безударных гласных в корне. Правописание звонких и глухих согласных в корне. Правописание
приставок.Сложные слова.
«Части речи. Текст»
Существительное, прилагательное, глагол. Их различие в предложении. Имя существительное. Род
и число существительных. Правописание имен собственных. Изменение существительных по
падежам. Склонение существительных.Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам и
числам. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Глагол. Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по числам. Местоимение.
«Предложение. Текст»
Простое предложение.Однородные члены предложения. Обращение.Сложное предложение
Повторение.
Связная речь
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2
раза в месяц по выбору учителя.

Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала:


работа с деформированным текстом;



распространение текста путем включения в него разных частей речи ;



изложение рассказа по коллективно составленному плану;



составление рассказа по коллективно составленному плану;



составление рассказа по картине и данному началу.



составление рассказа по опорным словам и данному плану;

 составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «На
реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.);


сочинение по коллективно составленному плану на материале личных наблюдений;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1..Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9
классы Москва «Просвещение» 2020г.
2. Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова, Русский язык 7 класс. М.: Просвещение, 2023 г.
3. Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8
вида. –М.: Владос, 2003 г.
4. Словари по русскому языку: орфографический словарь, толковый словарь, словарь
фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
5. Ресурсы интернета. Методические материалы с примером рабочей прогрпммы (на сайте)
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
2.

3.

Тема урока
Повторение.
Звуки и буквы. Текст
Алфавит.Гласные и
согласные. Их различение
Разделительный мягкий и
твердый знаки в словах
Безударные гласные в
словах

Кол. Дата
часов
7
1
1

1

Межпредметные Коррекция
связи

Чтение и развитие
речи, математика
Чтение, развитие
речи

Мышление,
память, речь
Внимание,
мышление,
речь
Чтение, развитие Внимание,
речи
мышление,
речь

4.

Сомнительные звонкие и
глухие согласные в словах

5.

Звуки и буквы. Закрепление 1
знаний

6.

Текст. Части текста.
Красная строка
Обобщение
.Самостоятельная №1 по
теме: «Звуки и буквы»
Предложение. Текст

1

Нераспространенные и
распространенные
предложения
Однородные члены
предложения

1

7.

8.

9.

10

11.

12.
13.

14

1

1

1

Чтение и развитие
речи

Распространение предложе 1
ний с помощью
однородных членов
Составление предложений 1
с однородными членами

Чтение и развитие
речи

Текст подтверждение
основной мысли текста
Текст .Устноес очинение
по картине
Б..Кустодиев.»Школа в
Московской Руси»
Обращение.. Его место в
предложении

Чтение и развитие
речи
География чтение
и развитие речи,

1
1

1

Употребление обращения в 1
диалоге

16.

Предложение. Закрепление 1
знаний.

17.

Обобщение знаний
Контрольная работа №2

1

Состав слова. Текст

18

Корень и однокоренные
слова

1

19.

Чтение и развитие Память,
речи
мышление,
внимание

10

15

18.

Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание,
восприятие
Чтение, развитие Мышление,
речи,
память,
природоведение восприятие
Развитие речи
Память

Приставка как часть слова 1

Чтение и развитие
речи

Мышление,
восприятие,
память, речь
Память,
мышление,
внимание
Мышление,
внимание, речь,
память
Восприятие,
мышление,
память
Память,
внимание
Мышление,
внимание, речь

Чтение и развитие Внимание,
речи
мышление,
память
Развитие речи,
Мышление,
природоведение восприятие,
речь
Чтение и развитие Восприятие,
речи
память,
внимание
Чтение и развитие Мышление,
речи
речь

Чтение и развитие Мышление,
речи.биология
память,
восприятие
Чтение и развитие Восприятие,
речи
память,

внимание
20.

Суффикс как часть слова

Чтение и развитие
речи
Чтение и развитие
речи.история

1

Мышление,
внимание, речь
Мышление,
память,
внимание, речь

21.

Окончание

22.

Изменение значения слова в 1
зависимости от приставки

Чтение и развитие Мышление,
речи, математика память,
внимание, речь

23.

Правописание безударных
гласных в корне.

1

Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание, речь

24.

Правописание звонких и
глухих согласных в корне

1

Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание, речь

25.

Правописание в
1
корне.Закрепление знаний.

Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание,
природоведение память

2627

Гласные и согласные в
приставках

Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание,
природоведение восприятие

28.

Разделительный твердый
знак после приставок

1

29.

Првописание в корне и
приставке. Закрепление
знаний.
Р/Р.Текст.Деление текста на
части по плану

1

Знакомство со сложными
словами

1

30.

31.

Правописание сложных
слов
33. Образование сложных слов

32.

3435

Состав слова. Закрепление
знаний

1

2

1

1
1

2

Чтение и развитие
речи
природоведение
Чтение и развитие
речи

Мышление,
восприятие,
память
Мышление,
внимание

Чтение и развитие
речи
природоведение
Чтение и развитие
речи

Внимание,
восприятие,
память
Мышление,
речь

Чтение и развитие
речи
Чтение и развитие
речи

Мышление,
внимание, речь
Мышление,
речь, память

Чтение и развитие Восприятие,
речи, математика мышление,
речь

36.

Обобщение.Самостоятельна
я работа №3

1

37.

Части речи

78

38.

Различение частей речи
Образование одних частей
речи от других

1
1

39.

Существительное.Значение
существительных в речи

1

40.

Использование
существительных для
сравнения одного предмета
с другим
Род и число
существительных

1

1

Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание, речь,
природоведение восприятие

42.

Различение сущ-ых м.и ж.р
с шипящей на конце

1

43.

Правописание сущ-ых с
шипящей на конце

1

Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи, математика внимание, речь

44.

Существительные 1
склонения

1

45.

Определение склонения
сущ-ых по начальной
форме
Существительные 2
склонения
Существительные 3
склонения
Различение сущ-ых 1,2,3
склонения

1

Ударные и безударные
окончания сущ-ых 1
склонения

1

41.

46.
47
48.

49.

50.
51.

52.

Замена сущ-ых с ударным
окончанием сущ-ым с
безударным окончанием
Правописание б/у
падежных окончаний сущых 1 склонения
Ударные и безударные
окончания сущ-ых 2
склонения

1
1
1

1
1

1

Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание,
память
Чтение и развитие Мышление,
речи
память
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание,
память
Чтение,музыка
Внимание,
мышление,
память, речь

Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание
Чтение и развитие Мышление,
речи
память
Чтение и развитие Память, речь
речи
Чтение и развитие Память, речь
речи
Чтение и развитие Мышление,
речи,
речь
природоведение
Чтение и развитие Мышление,
речи,
память,
внимание
Чтение и развитие
речи
природоведение
Чтение и развитие
речи,
природоведение
Чтение и развитие
речи,
природоведение

Мышление,
память
Мышление,
память, речь,
восприятие
Мышление,
речь, внимание

53.

Правописание б/у
падежных окончаний сущых 2 склонения

1

Чтение и развитие Внимание,
речи
память, речь

54.

Ударные и безударные
окончания сущ-ых 3
склонения
Правописание б/у
падежных окончаний сущых 3 склонения

1

Чтение и развитие Мышление,
речи,
память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи,
восприятие,
природоведение внимание

Р/Р.Текст Установление
последовательности
фактовв тексте.
Склонение сущ-ых в
единственном
числе.Закрепление знаний
Сукществительное .
Закрепление знаний

1

59.

Обобщение
знаний.Самостоятельная
работа №4

1

6061.

Р/РСочинение по картине
Врубеля «Царевна -лебедь»

2

Чтение и развитие Внимание,
речи
речь, память

62.

Значение прилагательных в
речи
Описание предмета и его
частей

1

Чтение и развитие
речи, физ-ра
Чтение и развитие
речи

Использование
прилагательных для
сравнения предметов
Словосочетания с
прилагательными

1

Согласование
прилагательного в роде
,числе и падеже
Различение прилагательных
в ед.и мн. числе

1

Постановка вопросов от
существительного к
прилагательному в разных
падежах.

1

55.

56.

57.

58.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

1

1

1

1

1

1

Чтение и развитие
речи,
природоведение
Чтение и развитие
речи,

Мышление,
память,
внимание
Мышление,
внимание,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание, речь

Мышление,
память
Внимание,
память,
мышление, речь

Чтение и развитие Память,
речи,
мышление,
восприятие
Чтение и развитие Память,
речи,
мышление,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание, речь
Чтение и развитие
речи,
природоведение
Чтение и развитие
речи

Речь,
внимание,
память
Мышление,
речь, память

Наблюдения за
1
окончаниями вопросов и
окончаниями
прилагательных
Правописание падежных
1
окончаний прилагательных
муж и ср. рода
Изменение прилагательных 1
жен. Рода по падежам
Постановка вопросов от
1
сущ-ых к прилагательным в
разных падежах

Чтение и развитие Мышление,
речи, математика речь, память

Наблюдения за
1
окончаниями вопросов и
окончаниями
прилагательных
Правописание падежных
1
окончаний прилагательных
жен. рода

Чтение и развитие Развитие
речи
связной речи

75.

Правописание падежных
1
окончаний прилагательных
в ед. числе

Чтение и развитие Память,
речи
мышление

76.

Правописание падежных
1
окончаний прилагательных
в ед. числе

Чтение и развитие Мышление,
речи
восприятие,
речь

69.

70.

71.
72.

73.

74.

Р/РКоллективное сочинение 2
по плану и опорным
словосочетаниям
79. Имя прилагательное
1
Закрепление знаний.

78.

80.

Имя прилагательное
Закрепление знаний.

1

81.

Обобщение. Контрольная
работа №5

1

8283

Р/Р.Сочинение по
2
картинеФ.Решетникова
«Опять двойка»
Глагол.Значение глаголов в 1
речи

84.

Чтение и развитие Мышление,
речи,
речь, память
Чтение и развитие
речи,
Чтение и
развитие речи,
природоведение

Мышление,
внимание, речь
Развитие
связной речи

Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание,
память, речь

Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание, речь
Чтение и
развитие речи,
природоведение

Мышление,
память, речь
Мышление,
память, речь

Чтение и развитие Внимание,
речи, ИЗО
мышление,
восприятие
Чтение и развитие Развитие
речи.ИЗО
орфографическ
ой зоркости.

85.

Использование глаголов
для сравнения предметов

1

чтение

Развитие речи,
внимания.

8687.

Различение глаголов по
временам

2

чтение

Мышление,
память, речь

88-

Различение глаголов по
числам

2

89.
90.

91.

92.

Чтение и развитие Мышление,
речи, математика память, речь

Различение глаголов в
1
прошедшем времени по
родам
Различение окончаний жен. 1
И ср. рода у глаголов в
прошедшем времени
Время и число и глаголов. 1
Закрепление знаний

Чтение и развитие Внимание,
речи, математика мышление,
речь
Чтение и развитие Мышление,
речи, математика внимание,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
восприятие
чтение и
Мышление,
развитие речи
внимание, речь

93.

Р/Р.Текст.Составной план
текста

94.

Понятие о неопределенной 1
форме глагола

95.

Правописание глаголов в
неопределенной форме

96.

Постановка глаголов в н.ф. 1

История, чтение и Мышление,
развитие речи
внимание, речь

97.

Использование частицы НЕ 1
в значении отрицания

Природоведение,
чтение и развитие
речи
чтение и
развитие речи

1

Природоведение,
чтение и развитие
речи
История, чтение и
развитие речи

1

98.. Наблюдение за
1
правописанием частицы НЕ
с глаголами
99.
Правописание частицы НЕ 1
с глаголами
100. Глагол. Закрепление знаний
101.
102. Обобщение
.Самостоятельная работа
№6
103 Р/Р.Сочинение по картине
И.Шишкина «Утров в
104 сосновом лесу»

2

1

2

Мышление,
внимание, речь
Мышление,
внимание, речь

Память,
мышление,
внимание
Мышление,
восприятие,
память
Природоведение, Мышление,
чтение и развитие внимание, речь
речи
Природоведение, Мышление,
чтение и развитие внимание, речь,
речи
память
Чтение и развитие Восприятие,
речи
мышление,
память

105. Местоимение

1

чтение и развитие Мышление,
речи, математика внимание, речь

Личные местоимения
106. Значение личных
местоимений в речи

1

чтение и
развитие речи

107. Местоимения 1 лица

1

108. Местоимения 2 лица

1

Природоведение,
чтение и развитие
речи
чтение и развитие
речи математика

109. Местоимения 3 лица

1

110. Изменение местоимений 3
лица ед.числа по родам

1

111. Различение местоимений по
лицам и числам
112.
113. Личные местоимения.
Закрепление знаний

2

чтение и
развитие речи

1

Чтение и развитие
речи

Личные местоимения.
Закрепление знаний

1

Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
внимание, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи,
восприятие,
природоведение память
Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание
природоведение

114.

115. Обобщение. Контрольная
работа №7

1

116. Текст. Связь частей в тексте

1

117. Предложение. Однородные
члены предложения без
союза и с союзом И
118. Однородные члены
предложения с союзом
А,НО
119. Однородные члены
предложения с союзом
А,НО,И
120. Обращение

1

121. Знаки препинания при
обращении

1

Знаки препинания при
обращении

1

122.

1

1

1

Природоведение,
чтение и развитие
речи
чтение и
развитие речи

Внимание,
мышление,
память
Мышление,
восприятие,
речь
Восприятие,
память,
внимание
Мышление,
память,
восприятие
Мышление,
память,
восприятие
Мышление,
память,
восприятие
Мышление,
внимание, речь

123. Простое предложение.
Закрепление знании

1

124. Части сложного
предложения

1

125. Знаки препинания в
сложном предложении

1

126. Составление сложных
предложений

1

Чтение и развитие Мышление,
речи
речь, память

127. Простое и сложное
предложение . Закрепление
знаний.
128. Обобщение.Контрольная
работа №8

1

Чтение и развитие Восприятие,
речи
мышление,
речь
Чтение и развитие Мышление,
речи, е
память,
восприятие

1

Повторение

8

129. Состав слова

1

130 Правописание в приставке
и корне
131.
132. Существительное

2

1

133.

Имя прилагательное

1

134.

Глагол

1

135. Глагол

1

136. Местоимение

1

Чтение,
развитие речи

Внимание,
восприятие,
память
Чтение и развитие Мышление,
речи,
речь
природоведение
Чтение и развитие Мышление,
речи
внимание, речь

Чтение и развитие Мышление,
речи
память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи,
память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи,
память,
восприятие
Чтение и развитие Внимание,
речи
мышление,
память, речь
Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание, речь,
природоведение восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи, математика память,
восприятие
Чтение и развитие Мышление,
речи,
внимание, речь
природоведение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».