Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F20E7B00BAB2F9834C5D3ECE0024DD1B
Владелец: КРАСНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Действителен: с 09.04.2025 до 09.07.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
9 КЛАСС
(ВАРИАНТ 1)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение по биологии составлено в соответствии с ФАООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебнометодическим комплектом «Биология 9 класс» учреждений VIII вида для 5-9 классов
(Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида.Сб.1./под ред. Воронковой В.В./- М.: «Владос», 2000) и учебником
биологии для 7 класса. Никишов А. И. Животные. 8 класс: учебник для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы/А.И. Никишов, А.В. Теремов6- издание, М.: Просвещение, 2019г.- 231с.
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс
"Природоведение", при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат
элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными
предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет
способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы
и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII - IX классах позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового
воспитания обучающихся и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у
обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся
важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и
человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу
для себя и последующих поколений.
Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его
здоровье".
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в
программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся
знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной
помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление,
наложить повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Цель:
Формировать представления обучающихся о живой природе, о растениях, о
причинно-следственных связях в природе и взаимозависимости природных явлений.
Прививать бережное отношение к живой природы, к растениям.
Основные задачи изучения биологии:
формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и
домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом,
использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем;
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому
воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас,
развивать связную речь и другие психические функции.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Биология» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на ярких деятелей
культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который
они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их
жизни, на мотивы их поступков;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ
является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются
самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного
задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими
обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.
Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая
помощь взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают
ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих
действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с
меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал,
нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметнопрактической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания
детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное
осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются
в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения
материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных
знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое
несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой
способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно.
Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать
выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого
задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно,
другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им
требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее
задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро
забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем
предлагается программой вспомогательной школы.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное объяснение,
обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут сами или с
незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся
его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях.
Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого
объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в
обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников
специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение
ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Биология» в 9
классе отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год).
Сроки реализации программы: с сентября по май.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Человек.
1) Введение.
2) Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении
здоровья.
3) Общее знакомство с организмом человека.
4) Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека.
Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения,
размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле
человека.
5) Опора и движение.
6) Скелет человека.
7) Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных,
человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп,
скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
8) Череп.
9) Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки
человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
10) Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные,
полуподвижные, неподвижные.
11) Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава,
перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.
12) Практические работы. Определение правильной осанки.
13) Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук,
ног). Наложение шин, повязок.
14) Мышцы.
15) Движение - важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции
растений, движение животных и человека).
16) Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и
спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
17) Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
18) Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение
физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и
красота человеческого тела.
19) Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре
местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в
локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
20) Кровообращение.
21) Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система
человека.
22) Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид,
величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление.
Движение крови по сосудам. Группы крови.
23) Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность).
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
24) Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и
нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
25) Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на
сердечно - сосудистую систему.
26) Первая помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.
27) Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение
кровяного давления с помощью педагогического работника в спокойном состоянии и после
дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок
на раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ,
лейкоцитов, тромбоцитов. Запись в "Блокноте на память" своей группы крови, резусфактора, кровяного давления.
28) Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
29) Дыхание.
30) Значение дыхания для растений, животных, человека.
31) Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи,
легкие.
32) Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
33) Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача
болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их
предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез).
34) Влияние никотина на органы дыхания.
35) Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение
атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
36) Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для
здоровья человека.
37) Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого
газа.
38) Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное
дыхание, кислородная подушка).
39) Питание и пищеварение.
40) Особенности питания растений, животных, человека.
41) Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи:
белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для
здоровья человека. Авитаминоз.
42) Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа,
печень, кишечник.
43) Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение).
Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием
слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
44) Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов
разных стран. Культура поведения во время еды.
45) Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит,
дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных
привычек на пищеварительную систему.
46) Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
47) Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие
слюны на крахмал.
48) Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения
есть красиво.
49) Выделение.
50) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования
и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
51) Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения
мочи.
52) Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
53) Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
54) Простейшее чтение с помощью педагогического работника результатов анализа
мочи (цвет, прозрачность, сахар).
55) Размножение и развитие.
56) Особенности мужского и женского организма.
57) Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных,
человека.
58) Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и
девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.
59) Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство.
Уход за новорожденным.
60) Рост и развитие обучающегося.
61) Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение
нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.
62) Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков,
воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.
63) Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
64) Покровы тела.
65) Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения
пота и жира, терморегуляции.
66) Производные кожи: волосы, ногти.
67) Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры,
влажные обтирания).
68) Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и
химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
69) Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема).
Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика.
Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
70) Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на
условно пораженный участок кожи.
71) Нервная система.
72) Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
73) Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение.
Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
74) Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную
систему.
75) Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).
Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
76) Демонстрация модели головного мозга.
77) Органы чувств.
78) Значение органов чувств у животных и человека.
79) Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения,
их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
80) Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха,
предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
81) Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа,
кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение
этих органов.
82) Охрана всех органов чувств.
83) Демонстрация муляжей глаза и уха.
2.2. Связь учебного предмета «Биология» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Биология», однако в наибольшей мере предмет «Биология» способствует формированию
следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
уважительно и бережно относиться к людям труда;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения, аргументировать свою позицию;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом
специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и
т.п.);
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать
на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс
"Природоведение", при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат
элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными
предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет
способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы
и общечеловеческими нравственными ценностями.
Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его
здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует
самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках природоведения
в V и VI классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые
и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических
свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых
явлениях неживой природы.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела
"Растения" (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по
месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел
включены практически значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на
зиму", "Лекарственные растения".
В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению животных,
играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот
раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности
("Аквариумные рыбки", "Кошки" и "Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические
требования к их содержанию).
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо.
Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный
анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов
(питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это
позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
воспринимать человека как часть живой природы.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся
в различных средах.
На уроках биологии в 9 классе формируются следующие личностные результаты:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта
жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде
всего продуктивные задания учебника.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма
человека;
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и
различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в
природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных
программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила
первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений и животных;
выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в
организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния,
самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови,
состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их
для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагогического работника (измерение температуры
тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и
учебно-трудовых ситуациях.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
слушание учителя;
слушание и анализ ответов обучающихся;
самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
формулировка выводов;
заполнение таблиц, построение схем;
выполнение упражнений;
наблюдение;
работа с учебником, раздаточным материалом;
самостоятельная работа, работа в парах, группах;
проектная деятельность;
оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
В процессе проектной деятельности по предмету биология расширяется
образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к
предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой
исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при
оценке любой социальной ситуации.
Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по
речевой практике, богатый словарный запас по предмету. У обучающихся к выпуску
наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных
умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация);
умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки,
связанные с культурой устной и письменной речи.
Типы проектов:
исследовательские;
творческие;
информационные;
социально значимые.
По затратам времени:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Классификация:
групповые;
индивидуальные;
коллективные;
внутришкольные;
внутриклассные.
Темы проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии:
Человек.
Органы пищеварения.
Строение скелета.
Гигиена питания.
Мышцы.
И др.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Комплексная система оценки предметных результатов осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки один раз в конце учебного года и фиксируется в
дневнике наблюдений на каждого обучающегося.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся.
При оценивании устных ответов по учебным предметам гуманитарного цикла (география,
история, естествознание и др.) принимается во внимание:
правильностьответа по
содержанию, свидетельствующая обосознанности
усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия
на обучающегося.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/н
1.
2.
Тема урока
Введение. Место человека
среди млекопитающих.
Общий обзор организма
человека. Строение клеток и
тканей организма.
Кол-во
часов
1
1
ЭОР
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Домашнее
задание
Стр. 4- 6,
вопросы.
Стр.94- 13,
вопросы.
1
5.
Органы и системы органов
человека.
Опорно - двигательная
система. Скелет человека.
Состав и строение костей.
6.
Соединение костей.
1
7.
Череп.
1
8.
Скелет туловища.
1
9.
Скелет верхних конечностей.
1
10.
Скелет нижних конечностей.
1
11.
Первая помощь при
растяжении связок,
переломах костей.
Значение и строение мышц.
1
Основные группы мышц
человека.
Работа мышц. Физические
упражнения.
Предупреждение
искривления мышц
позвоночника. Значение
опорно–двигательной
системы.
Кровь. Кровообращение.
Значение крови и органы
кровообращения.
Значение крови и
кровообращение.
Состав крови.
1
3.
4.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Органы кровообращения.
Сосуды.
Органы кровообращения.
Строение и работа сердца.
Большой и малый круг
кровообращения.
Сердечно – сосудистые
заболевания и их
предупреждения.
Первая помощь при
кровотечениях.
Повторно – обобщающий
урок по теме: Кровь и
кровообращение.
Дыхание. Органы
дыхательной системы.
Значение дыхания.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 13- 17,
вопросы.
Стр. 17-22,
вопросы.
Стр. 22- 25,
вопросы.
Стр. 25- 29,
вопросы.
Стр. 29- 31,
вопросы.
Стр. 31- 36,
вопросы.
Стр. 36- 39,
вопросы.
Стр. 39- 42,
вопросы.
Стр. 42- 46,
вопросы.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 46- 51
вопросы.
Стр. 51- 53,
вопросы.
Стр. 53- 57,
вопросы.
Стр. 57- 62,
вопросы.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.66,
вопросы.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 66- 69,
вопросы.
Стр. 69-73,
вопросы.
Стр. 73-77,
вопросы.
Стр. 77- 82,
вопросы.
Стр.82- 85,
вопросы.
Стр.85- 89,
вопросы.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 89- 92,
вопросы.
Тесты,
вопросы.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 94- 99,
вопросы.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 99- 102,
вопросы.
Стр. 102- 106,
вопросы.
Стр. 106- 11,
вопросы.
Стр. 111- 69,
вопросы.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Тесты,
вопросы.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Тесты,
вопросы.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.113 –
115, вопросы.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.115 –
119, вопросы.
Стр.193 –
124, вопросы.
Стр.124 –
128, вопросы.
Стр.128 –
131, вопросы.
Стр.131–134,
вопросы.
Стр.134 –
137, вопросы.
Стр.137 –
141, вопросы.
Стр.141 –
145, вопросы.
Стр.145 –
148, вопросы.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.148 –
151, вопросы.
Стр.151 –
156, вопросы.
Стр.156 –
158, вопросы.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.158 –
162, вопросы.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.162 – 164,
вопросы.
Стр.164 –
165, вопросы.
26.
Газообмен в легких и тканях.
27.
Гигиена дыхания.
1
28.
1
33.
Болезни органов дыхания и
их предупреждение.
Гигиена дыхания.
Искусственное дыхание.
Болезни органов дыхания и
их предупреждение.
Болезни органов дыхания и
их предупреждение.
Самостоятельная работа по
теме: система органов.
Повторно – обобщающий
урок по теме: Дыхание.
Органы дыхательной
системы
Пищеварение.
Значение питания.
Пищевые продукты.
Питательные вещества.
34.
Витамины.
1
35.
Органы пищеварения.
1
36.
Ротовая полость. Зубы.
1
37.
Изменение пищи в желудке.
1
38.
Изменение пищи в
кишечнике. Печень.
Гигиена питания.
1
Уход за зубами и ротовой
полостью.
Предупреждение
желудочно-кишечных и
глистных заболеваний.
Предупреждение
инфекционных заболеваний.
Пищевые отравления.
1
Повторно – обобщающий
урок по теме: Органы
пищеварения.
Мочевыделительная
система. Почки – органы
выделения.
Предупреждение почечных
заболеваний.
Повторно – обобщающий
урок по теме:
1
29.
30.
31.
32.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
1
1
1
1
1
1
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
Мочевыделительная
система. Почки – органы
выделения.
Кожа. Значение и строение
кожи.
Уход за кожей.
Самостоятельная работа.
Волосы и ногти. Уход за
волосами и ногтями.
Закаливание организма.
Обобщающий урок по теме:
Кожа.
Первая помощь при
тепловых и солнечных
ударах.
Первая помощь при ожогах
и обморожении.
Нервная система. Головной
и спинной мозг.
Нервы.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр.165,
вопросы.
Стр.165 –
169, вопросы.
Стр.169 –
171, вопросы.
Стр.171 – 176,
вопросы.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 179 –
181, вопросы.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 181 –
185, вопросы.
Стр. 185 –
186, вопросы.
Стр. 186 –
191, вопросы.
Стр. 191– 193,
вопросы.
Стр. 195-–
198, вопросы.
Стр. 198– 200,
вопросы.
Стр. 200– 203,
вопросы.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Стр. 206 –210,
вопросы.
Стр. 210 –
213, вопросы.
Стр. 219 –
221, вопросы.
Стр. 221 –
224, вопросы.
Тесты.
Вопросы.
Тесты.
Вопросы.
Тесты.
Вопросы.
1
1
1
1
1
1
1
57.
Значение и строение
нервной системы.
Режим дня, гигиена труда.
58.
Сон и его значение.
1
59.
1
61.
Вредное влияние
спиртных напитков и
курения на нервную
систему.
Органы чувств. Орган
зрения.
Гигиена зрения.
62.
Орган обоняния.
1
63.
Орган вкуса.
1
64.
Контрольная работа по теме:
Система органов.
Обобщающий урок по теме:
органы чувств.
Охрана здоровья человека.
1
56.
60.
6566.
6768.
Итого: 68 часов
1
1
1
2
2