Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F20E7B00BAB2F9834C5D3ECE0024DD1B
Владелец: КРАСНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Действителен: с 09.04.2025 до 09.07.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
5 КЛАСС
(ВАРИАНТ 1)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению составлена в соответствии с АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» для 5-6 классов
(авторы Т.М. Лифанова, Е.Н., Соломина) (Рабочие программы по учебным предметам.
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9
классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2019).
Предмет «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Первые
природоведческие знания дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах.
При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы
формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в
природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы,
сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения
об охране здоровья человека.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи и зависимости.
Актуальность изучения предмета «Природоведение» в 5 классе заключается в том,
что он является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению
элементарных биологических, географических и исторических знаний. Дети должны
научиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать
несложные причинно-следственные связи в природе. Предмет «Природоведение» не
только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных
представлений, полученных в I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и
естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса «Природоведение» являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Природоведение» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на ярких деятелей
культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который
они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их
жизни, на мотивы их поступков;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с
ОВЗ является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило,
выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном
усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют
на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная
активизирующая помощь взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они
в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный
материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и
предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от
понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно
недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения,
факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей,
отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они
нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп
усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II
группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного
задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это
свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы
полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной
задаче.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно
недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении
дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время
выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение
учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки
одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти
школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и
объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое.
Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить
значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой
вспомогательной школы.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное
объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут
сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся
его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на
практике. С этой целью используются методы и приемы обучения в различных
модификациях. Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого
характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного
материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно
отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых
затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях
специального обучения.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
на
предмет
«Природоведение» в 5 классе отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год).
Сроки реализации программы: с сентября по май.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный
мир", "Животный мир", "Человек".
При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в
этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные
изменения в природе. Педагогический работник может познакомить обучающихся с
названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного
воспроизведения этих названий.
В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и
гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой природы в V
классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с
наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей
страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от
обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на
географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем
родном крае.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие
классификации растений и животных. Педагогическому работнику необходимо обратить
внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных,
показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть
указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная
часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать
экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть ее
красоту.
Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и
неживой природе, полученные в курсе "Природоведение".
2.2. Связь учебного предмета «Природоведение» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении
предмета «Природоведение», однако в наибольшей мере предмет «Природоведение»
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
уважительно и бережно относиться к людям труда;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый, незнакомый и т.п.);
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для
решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Разделы программы по предмету «Природоведение» изучаются с 5 по 6 класс,
благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически, с постепенным наращиванием
сведений по темам, включённым в содержание 5-го и последующих классов.
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять
логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли:
атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные
ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние
биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек - частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира,
показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование
мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой
предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются
на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания,
полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое
количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся
(наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует
более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и
содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений,
предусмотренных
программой,
доступно
непосредственному
наблюдению
обучающимися).
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть
отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении
природоведческого материала.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся
в различных средах.
На уроках природоведения в 5 классе формируются следующие личностные
результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение
социально-бытовыми
умениями, используемыми
в
повседневной жизни;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми нормами
социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы,
небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях,
фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее
полезное ископаемое);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (полезные ископаемые, металлы, цветные металлы,
драгоценные (благородные металлы);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
слушание учителя;
слушание и анализ ответов обучающихся;
самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
формулировка выводов;
заполнение таблиц, построение схем;
выполнение упражнений;
наблюдение;
работа с учебником, раздаточным материалом;
самостоятельная работа, работа в парах, группах;
проектная деятельность;
оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
В процессе проектной деятельности по предмету природоведение расширяется
образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к
предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой
исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при
оценке любой социальной ситуации.
Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности
по речевой практике, богатый словарный запас по предмету. У обучающихся к выпуску
наблюдается
формирование
всех
компонентов
исследовательской
культуры:
мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и
систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации;
умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Типы проектов:
исследовательские;
творческие;
информационные;
социально значимые.
По затратам времени:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Классификация:
групповые;
индивидуальные;
коллективные;
внутришкольные;
внутриклассные.
Темы проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках
природоведения:
Предметы и явления живой и неживой природы.
Разноцветный сундучок.
Солнечная система.
Свойства воздуха
Виды ископаемых.
И др.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития
обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки
служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (продуктивные, репродуктивные,
творческие).
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью
учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи
учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Критерии для оценивания письменных работ в форме тестирования:
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет ошибок
(возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания
учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущено одна-две
ошибки или два-три недочета (если эти виды работы не являлись специальным объектом
проверки).
Отметка «3» ставится, если: в работе допущено от трех до пяти ошибок или более трех –
четырех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» – не ставится.
Критерии для оценивания практических (лабораторных) работ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно провел все опыты в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, вычисления и
сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик:
1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) было допущено два-три недочета;
3) было не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) эксперимент проведен не полностью;
5) в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1)
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2)
подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3)
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» – не ставится.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного
года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется
следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
1 раздел. Введение (2 часа)
1. От авторов. Что такое
природоведение?
2. Предметы и явления
живой и неживой
природы
2 раздел. Вселенная (6 часов)
3. Небесные тела:
планеты и звезды.
4. Солнечная система.
Солнце.
Кол-во
часов
1
1
1
1
ЭОР
Домашнее
задание
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
с. 3-5 читать,
в. 1
с.6-9 читать,
в. 2, 3
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный
учебник,
электронная тетрадь.
с. 9-10
читать, в.2
с. 10-13 , в. 1,
6
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
с. 14-15
читать, в. 2
6.
Исследование космоса.
Спутники. Космические
корабли.
Полеты в космос.
1
с. 16,
7.
Смена дня и ночи.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный
учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
5.
Смена времен года.
1
Сезонные изменения в
природе.
3 раздел. Наш дом — Земля. Воздух (9 часов)
Электронный учебник,
9. Планета Земля.
1
Оболочки Земли.
электронная тетрадь.
Электронный
учебник,
10. Значение воздуха для
1
жизни на Земле
электронная тетрадь.
11. Свойства воздуха
1
Электронный
учебник,
электронная тетрадь.
8.
12.
Давление и движение
воздуха.
1
13.
Температура воздуха.
Термометр.
1
14.
Движение воздуха в
природе. Ветер.
Состав воздуха.
Кислород, его значение
и применение.
Состав воздуха.
Углекислый газ и азот.
Охрана воздуха
1
15.
1
с. 18 - 19
читать
с. 19 - 20
читать, в. 1
с. 23-24
читать
с. 24-26, в. 3
Повторить
свойства
воздуха,
полученные
при
проведении
опытов
Электронный
учебник, с. 30 (в
рамке)
электронная тетрадь.
читать
Электронный учебник,
с.33-35
электронная тетрадь.
читать,
нарисовать
термометр
Электронный
учебник, с. 36-37
читать
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
с. 39 читать
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
с. 42 читать
электронная тетрадь.
17.
1
Электронный
учебник, с. 45,
электронная тетрадь.
ответить на
вопросы
4 раздел. Полезные ископаемые (15 часов)
18. Виды полезных
1
Электронный учебник,
с.48-50,
ископаемых. Их
электронная тетрадь.
читать, в. 3-6
значение, способы
добычи.
19. Полезные ископаемые,
1
Электронный учебник,
с.51-53, в.1
используемые в качестве
электронная тетрадь.
строительных
материалов:
гранит, известняк.
20. Полезные ископаемые,
1
Электронный
учебник, с.54-56,
16.
1
21.
22.
23.
24.
используемые в качестве
строительных
материалов: песок,
глина.
Горючие полезные
ископаемые: торф.
Горючие полезные
ископаемые: каменный
уголь.
Добыча
и
использование
каменного угля.
Нефть.
1
1
электронная тетрадь.
ответить на
вопросы
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
с.57-59, в.1
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
с.60,
ответить на
вопросы
с.61-63,
ответить на
вопросы
с.64-65,
ответить на
вопросы
с.65-67,
ответить на
вопросы
с. 68-70,
ответить на
вопросы
25.
Добыча и
использование нефти.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
26.
Природный газ.
Добыча, использование.
Правила обращения с
газом в быту.
Составление памятки по
обращению с газом.
Полезные ископаемые,
используемые для
получения металлов.
Черные металлы, сталь,
чугун.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
с. 71-73
читать
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
29.
Цветные металлы.
1
30.
Благородные
(драгоценные) металлы.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
с.71-73,
ответить на
вопросы
с. 74 читать
31.
Охрана полезных
ископаемых.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Обобщающий
урок. Полезные
ископаемые.
5 раздел. Вода (15 часов)
33. Вода в природе. Роль
воды в питании живых
организмов.
34. Свойства воды.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
1
Растворимые и
нерастворимые
вещества.
Питьевая вода.
1
Электронный
учебник, с.86 "Для
любознатель
электронная тетрадь.
ных"
Электронный учебник,
с.87-89
электронная тетрадь.
читать
Электронный учебник,
с.89-91
электронная тетрадь.
читать
27.
28.
32.
35.
1
с. 77-79,
ответить на
вопросы
с. 80-81,
ответить на
вопросы
с. 82-83
читать
36.
Прозрачная и мутная
вода. Очистка мутной
воды.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
37.
Три состояния воды.
Температура воды и ее
измерение.
Расширение воды при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании.
Лабораторная работа:
«Свойства воды».
Работа воды в природе.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
с.97 ответить
на вопросы
1
Значение воды в
природе.
Использование воды в
быту, промышленности
и сельском хозяйстве.
Вода в природе: осадки,
воды суши.
Круговорот воды в
природе.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
с.99-101
читать
с. 108-109, в.
4
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
43.
Воды суши: ручьи, реки.
1
44.
Воды суши: озера,
болота, пруды,
водохранилища.
Моря и океаны.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
38.
39.
40.
41.
42.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
46. Охрана воды.
1
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
47. Обобщение по теме:
1
Вода.
электронная тетрадь.
6 раздел. Поверхность суши. Почва (6 часов)
48. Формы поверхности
1
Электронный учебник,
суши: равнины, холмы,
электронная тетрадь.
овраги.
Электронный учебник,
49. Горы.
1
электронная тетрадь.
50. Почва – верхний слой
1
Электронный учебник,
Земли.
электронная тетрадь.
Состав почвы.
Электронный учебник,
51. Разнообразие почв.
1
электронная тетрадь.
52. Основное свойство почв
1
Электронный учебник,
– плодородие.
электронная тетрадь.
Обработка почвы.
45.
1
с.92,
зарисовать
схему
очистки воды
с.94, в. 8,9
Нарисовать
схему
«Круговорот
воды в
природе»
с. 109-110
читать, в. 2
с. 111 (в
рамке)
с. 113 (в
рамке)
с. 114 - 115
читать
с. 116-117
читать
с. 118, в. 2
с.121, в. 2, 6
с. 122 - 123
читать
c.124-126
читать
Электронный
учебник, с.127,
электронная тетрадь.
ответить на
вопросы
7 раздел. Есть на Земле страна — Россия (15 часов)
54. Место России на земном
1
Электронный учебник,
с.129-130,
шаре. Знакомство с
электронная тетрадь.
ответить на
картой.
вопросы
55. Моря и океаны,
1
Электронный учебник,
с. 131-133
омывающие берега
электронная тетрадь.
читать
России.
56. Равнины и горы на
1
Электронный учебник,
с. 134-135,
территории нашей
электронная тетрадь.
ответить на
страны.
вопросы
57. Реки и озера России.
1
Электронный учебник,
с.136-137,
электронная тетрадь.
ответить на
вопросы
58. Москва – столица
2
Электронный учебник,
с. 139-140
России.
электронная тетрадь.
ответить на
вопросы
с.141
59. Санкт2
Электронный учебник,
с.142-143
читать, в. 2-4
Петербург.
электронная тетрадь.
с.143-144,
Находить на
60. Города Золотого кольца
1
Электронный учебник,
карте города
России.
электронная тетрадь.
Золотого
кольца
61. Ярославль, Владимир,
1
Электронный учебник,
с. 145
Ростов Великий.
электронная тетрадь.
ответить на
вопросы
Электронный учебник,
62. Нижний Новгород,
1
с. 147-148
читать, в. 8-9
Казань, Волгоград
электронная тетрадь.
Электронный
учебник, с. 149-150
63. Новосибирск,
1
Владивосток.
электронная тетрадь.
читать, в. 3,
64. Население нашей
1
Электронный
учебник, с. 151-153
страны.
электронная тетрадь.
ответить на
вопросы
65. Обобщение по теме:
1
Электронный учебник,
Есть на Земле страна –
электронная тетрадь.
Россия.
66. Важнейшие
1
Электронный учебник,
с. 154
географические
электронная тетрадь.
объекты региона.
Ленинградская область.
Наш город - Кириши
Итого: 68 часов
53.
Охрана почвы.
1