Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F20E7B00BAB2F9834C5D3ECE0024DD1B
Владелец: КРАСНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Действителен: с 09.04.2025 до 09.07.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РИТМИКЕ
3 класс
(вариант 1)
1. Пояснительная записка
В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа,
предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социальноличностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в
психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII
вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами
музыкально-ритмической деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у
детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение
двигательных функций.
Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального
развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на
ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим
признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает
недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое
приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной
адаптации.
Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет
решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и
коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья
умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики, до задач формирования и
развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и
навыков.
Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкальноритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит
эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной
сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная
организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д. При этом
повышается их общая выразительность. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки,
развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения
на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у них
формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками
Цель: развитие двигательной активности обучающегося с ОВЗ в процессе восприятия
музыки.
Задачи:
развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
развитие выразительности движений и самовыражения;
развитие мобильности;
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер
благодарясогласованному воздействию музыки и движения;
развитие общей и речевой моторики;
развитие ориентировки в пространстве;
формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
В 3 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
развитие восприятия музыки в исполнении педагога и аудиозаписи для
формирования умений различать и опознавать музыку по темпу, плавности и силе
звучания;
формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих
развитие мышечного чувства, пространственной ориентировки и координации,
четкости и точности движений;
овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая
2
гимнастика, танец) в сочетании с игрой на детских музыкальных инструментах и
декламациейпесен под музыку;
овладение различными формами движения через выполнение их под музыку
(ходьба, бег,танцевальные упражнения и др.);
развитие физической выносливости и силы мышц всего тела;
развитие чувства ритма и выразительности движений;
эстетическое и эмоциональное развитие обучающихся с ОВЗ через приобщение к
музыке итанцам;
коррекция познавательной сферы обучающихся с ОВЗ и совершенствование
регуляцииповедения и деятельности.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Ритмика» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на ярких деятелей физической культуры и спорта, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира в области физической культуры и спорта, на достойные
подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих подвижных и народных
игр, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Нарушения двигательного развития обучающихся с умственной отсталостью
сочетаются с нарушениями физического развития, которое проявляется в дефиците массы
и низких показателях длины тела, нарушении осанки, формировании свода стопы,
развитии грудной клетки, низких показателях объема жизненной емкости легких,
деформации черепа, аномалии лицевого скелета, в недоразвитии верхних и нижних
конечностей (А.А. Дмитриев).
3
Физическое и двигательное развитие
обучающихся
с умственной
отсталостью, их способность к обучению к двигательным действиям и
адаптации к
физическим нагрузкам опосредовано обусловлено первичным дефектом и вторичными
нарушениями развития, а также сопутствующими заболеваниями, особенностями
психической и эмоционально-волевой сферы. Психомоторное недоразвитие обучающихся
с лёгкой умственной отсталостью проявляется в медленном темпе развития
локомоторныхфункций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве
и
суетливости. Их движения отличаются бедностью, угловатостью, недостаточной
плавностью. Особенно слабо сформированы тонкие и точные движения рук, предметные
манипуляции, жестикуляция и мимика.
Нарушения в развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей - точности движений в
пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных
усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств
- силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции,
частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10- 15%; выносливости к
повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к
работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям
различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и
метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.
Нарушения основных движений:
неточность движений в пространстве и времени;
грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;
отсутствие ловкости и плавности движений;
излишняя скованность и напряженность;
ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Специфические особенности моторики обучающихся с интеллектуальными
нарушениями обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это
порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и
проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой
координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности
сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений,
затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.
Отставания в физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью,
степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и
являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение
двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь
негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и
инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого
малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к
ожирению, что еще больше снижает двигательнуюактивность.
М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают
характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы,
особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности,
меньшую выносливость У многих обучающихся с интеллектуальными нарушениями
встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем,
внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса,
готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты
(Худик В.А., 1997).
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются
деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо- сколиозы, кифозы, лордозы),
диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы,
4
кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40 % обучающихся с
умственной отсталостью.
Поскольку планируемые результаты освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
представлены
дифференцированно:
для
минимального и достаточного уровней, то можно условно разделить обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью на 2 группы.
1 группа: обучающиеся с умственной отсталостью, способные освоить
минимальный уровень планируемых результатов АООП. У них наблюдается недостаточная
четкость основных движений, неловкая походка, слабая регуляция мышечных усилий. Для
обучающихся данной группы характерны трудности зрительно-двигательной
координации, недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук, недостатки
произвольных движений.
У обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов
АООП отмечаются трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений.
Самоконтроль при выполнении задания отсутствует или снижен. Волевые усилия
недостаточно сформированы. Обучающиеся данной группы способны последовательно
выполнять основные движения по показу и объяснению и нуждаются в дополнительной
поэтапной (пооперационной) инструкции.
Обучающиеся данной группы в большинстве своем имеют низкий соматический
статус, слабое физическое развитие. Испытывая дефицит двигательной активности, они
имеют по сравнению с обучающимися с достаточным уровнем освоения планируемых
результатов АООП сниженные показатели мышечной силы, быстроты, выносливости,
гибкости и особенно координационных способностей.
В группу обучающихся с минимальным уровнем освоения АООП входят учащиеся
с лёгкой умственной отсталостью с сопутствующими заболеваниями или осложнённым
дефектом (нарушениями зрения, слуха, костно-мышечной системы).
2 группа: обучающиеся с умственной отсталостью, способные освоить
достаточный уровень планируемых результатов АООП.
Обучающиеся данной группы при выполнении основных движений по
программе действуют последовательно по показу и объяснению педагога. В процессе
деятельности требуется организующая и направляющая помощь. По сравнению с
обучающимися с минимальным уровнем освоения планируемых результатов АООП
обучающиеся
с
достаточным
уровнем
демонстрируют
более
высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
гибкости и равновесия.
Организация уроков по ритмике требует дифференцированного подхода к детям.
Поэтому все учащиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на группы:
основная, подготовительная и специальная. Специальная медицинская группа условно
делится на А и Б.
Медицинская
группа
Основная
Характеристика групп
К ней относятся: обучающиеся без отклонений в состоянии
здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее
функциональное состояние и соответственную возрасту
физическую
подготовленность;
учащиеся
с
незначительными (чаще функциональными) отклонениями,
но не отстающие от сверстников в физическом развитии
физической подготовленности
5
Подготовительная
Специальная
группа «А»
Специальная
группа «Б»
К ней относятся: практически здоровые обучающиеся,
имеющие те или иные морфофункциональные отклонения
или физически слабо подготовленные; входящие в группы
риска по возникновению патологии или с хроническими
заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной
ремиссии не менее 3-5 лет
К специальной группе «А» относятся обучающиеся с
отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья
постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки
развития в стадии компенсации) или временного характера
либо в физическом развитии, не мешающие выполнению
обычной учебной или воспитательной работы, однако,
требующие ограничения физических нагрузок.
К специальной группе «Б» относятся обучающиеся,
имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья
постоянного
(хронические
заболевания
в
стадии
субкомпенсации) и временного характера, но без
выраженных нарушений самочувствия и допущенные к
посещению теоретических занятий в общеобразовательных
учреждениях.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Ритмика» в 3
классе отводится 1час в неделю (34 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Радел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Правильное исходное положение рук, ног, туловища.
Ходьба и бег по ориентирам.
Построение и перестроение.
Ориентировка в направлении движении вперед, назад, в круг, из круга.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1. Общеразвивающие упражнения.
2.2. Упражнения на координацию движений.
2.3. Упражнения на расслабление мышц.
Раздел 3. Музыкальные игры.
3.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки.
3.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).
3.3. Музыкальные игры с предметами.
Раздел 4. Азбука хореографии
4.1. Знакомство с танцевальными движениями.
№
п/п
1.
Раздел
Упражнения
ориентировку
пространстве.
Кол-во
часов
на 8
в
Описание
основных
видов
деятельности обучающихся
Выполняют правильное исходное положение
по словесной инструкции педагога. Ходят и
бегают с различным положением и
движением рук и ног. Перестраиваются по
6
2.
Ритмикогимнастические
упражнения.
8
3.
Музыкальные игры.
6
4.
Азбука хореографии
10
5.
Контрольные
упражнения
2
направлениям движений вперед, назад, в
круг, из круга, в колонны по двое, по трое.
Двигаются по залу в разных направлениях.
Выполняют
наклоны,
выпрямление
и
повороты головы, круговые движения
плечами (паровозик), руками, кистью.
Выполняют упражнения на движение рук в
разных направлениях без предметов и с
предметами
(мячи,
кегли,
кубики).
Выполняют наклоны и повороты туловища
вправо, влево (класть и поднимать предметы
перед собой и сбоку).
Выставляют
правую
и
левую
ноги
поочередно вперёд, назад, в стороны, в
исходное положение. Упражнения на степ
платформах и мячах для фитнеса.
Различают характер музыки. Передают
притопами, хлопками и другими движениями
резкие акценты в музыке.
Выразительно и эмоционально передают в
движениях игровые образы (повадки зверей,
птиц, движение транспорта, деятельность
человека).
Исполняют игры с пением и речевыми
сопровождением.
Выполняют элементы русской пляски:
простой хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочекдвижение с платочком), приседы, топатушки
по показу и по словесной инструкции
педагога. Исполняют притопы одной ногой и
поочередно, выставляет ноги с носка на
пятку, «ковырялочка».
Приложение к программе.
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в
углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по
два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и
из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с
предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения:
Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами.
Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами
(флажки,погремушки, ленты).
Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть предметы перед собой и сбоку).
Приседание с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч ).
Сгибание и разгибание ноги в подьеме, отведение стопы наружу и приведение
ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в
стороны,вставание на полупальцы.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений:
7
Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки
вперед,левой вверх.
Выставление левой ноги вперед, правой руки перед собой, правой ноги в
сторону,левой руки в сторону и т.д.
Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими
одновременно;провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц:
Подняв руки в сторону и слегка наклонившись вперед, по сигналу уронить руки
вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями
(имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им
свободно опуститься в нормальное положение.
Свободное круговое движение рук.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на
другую(маятник).
3. Азбука хореографии
Повторение элементов танца по программе. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг,
мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с
ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед.
Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками,
переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись
одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для
девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
Основные движения местных народных танцев. Русские народные танцы.
4. Игры под музыку
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой,
регистрами. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и
мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении
разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых
движений. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные
игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценировка доступных
песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
5. Контрольные упражнения
2.2. Связь учебного предмета «Ритмика» с базовыми учебными действиями
Личностные результаты освоения программы по ритмике включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по ритмике относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, гордости за спортивные достижения Российских спортсменов на
международных соревнованиях и олимпиадах, в том числе на параолимпийских играх
и специальной Олимпиаде;
сформированность адекватных представлений о собственных физических
возможностях, о здоровом образе жизни;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, по
уходу за собой и гигиене тела, навыки безопасного поведения при выполнении
физических упражнений (утренней гимнастики), гигиенические навыки при занятиях
спортом;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе в процессе участия в командных и подвижных играх,
занятиях спортом;
8
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей (разделение радости общего командного
результата в спортивном соревновании или игре) и социальных ролей, в том числе
ролей, принимаемых с учётом тактических задач спортивной игры;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов к обучению способам выполнения различных видов упражнений,
спортивным играм на занятиях адаптивной физической культурой;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, в том числе в процессе командных игр, парной и групповой
работы на занятиях адаптивной физической культурой;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, в том числе восхищения
спортивными достижениями людей в различных видах спорта;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей: разделение радости достижения общекомандного результата,
проявление эмпатии и взаимопомощи к сверстникам в командных спортивных играх,
в соревновательной деятельности, на занятиях адаптивной физической культурой;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к занятиям физической культурой, физическому развитию, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом,
выполнению утренней гимнастики.
Коммуникативные учебные действия:
умеет вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс);
использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
умеет обращаться за помощью и принимать помощь;
слушает и понимает инструкцию к учебномузаданию в разных видах;
сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
умеетдоброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
умеет договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
демонстрирует умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
умеет ориентироваться в пространстве физкультурного зала, на спортивной
площадке;
умеет пользоваться и работать со спортивным инвентарём;
принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному
плану и работает в общем темпе;
демонстрирует
способность
активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
умеет соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимает оценку деятельности, оценивает ее.
Познавательные учебные действия:
умеет пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями,
схемами.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам. Личностные результаты освоения программы включают
9
овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных
отношений обучающихся в различных средах.
На уроках ритмики в 3 классе формируются следующие личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, гордости за спортивные достижения Российских спортсменов на
международных соревнованиях и олимпиадах, в том числе на параолимпийских играх
и специальной Олимпиаде;
сформированность адекватных представлений о собственных физических
возможностях, о здоровом образе жизни;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, по
уходу за собой и гигиене тела, навыки безопасного поведения при выполнении
физических упражнений (утренней гимнастики), гигиенические навыки при занятиях
ритмикой;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе в процессе участия в командных и подвижных,
музыкальных играх;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей (разделение радости общего командного
результата в спортивном соревновании или игре) и социальных ролей, в том числе
ролей, принимаемых с учётом тактических задач музыкальной игры;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов к обучению способам выполнения различных видов упражнений,
музыкальным играм на занятиях ритмикой;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, в том числе в процессе командных игр, парной и групповой
работы на занятиях ритмикой;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, в том числе восхищения
спортивными достижениями людей в различных видах спорта;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей: разделение радости достижения общекомандного результата,
проявление эмпатии и взаимопомощи к сверстникам при взаимодействии в различных
видах деятельности;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к занятиям физической культурой, физическому развитию, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельным занятиям ритмическими упражнениями
под музыку, выполнению утренней гимнастики.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся предметных результатов:
Минимальный уровень:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и
входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать
правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего
напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круги не
сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
10
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень:
уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
контрастными построениями.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
В курсе обучения ритмике применяются традиционные методы обучения:
использования слов;
наглядного восприятия;
практические методы.
Метод использования слова - универсальный метод обучения. С его помощью решаются
различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются
элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с
музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в
обучении:
рассказ;
беседа;
обсуждение;
объяснение;
словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному
усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым
упражнениям.
К этим методам можно отнести:
показ упражнений,
демонстрацию видеозаписей,
прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять
мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных
отрывков.
Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного
навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Основным принципом в освоении программы данного курса, являются правила, «от
простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «осмысли и
выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению».
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его
ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети
осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию
позволяет обучающемуся считывать движения.
11
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность
подачи информации о движении. Танец начинается «от печки», и следует показать и
объяснить в последовательности:
куда идём (как переносим вес);
как ставим ногу (как работает стопа);
что делает колено;
как работают бедра;
что делает корпус;
как танцуют руки;
куда направлен взгляд (что делает голова).
Успешное освоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого
психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах
сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие
обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к
творчеству.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь - жест - музыка, который позволяет
быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание. В целях создания положительной
мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение
внимания, разгрузку и отдых.
Программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства
с первого дополнительного по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа
является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и
последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может
творчески подходить к проведению занятий.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учитывается
мнение
родителей
(законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля и
промежуточной аттестации. Сроки проведения оценочных процедур фиксируются в
тематическом планировании.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности.
В 3 классе осуществляется поощрение и стимулирование работы учеников с
использованием только качественной оценки. При этом не является принципиально важным,
насколько обучающийся продвигается в освоении учебного предмета. На этом этапе
обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под
12
прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
№
Кол- во
п/п
часов
1. РАЗДЕЛ Упражнения на ориентировку в пространстве
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Техника безопасности и правила поведения на
уроках
ритмики. Правила приветствия
и
прощания /поклон/
Понятия: исходное положение, основная стойка,
круг, шеренга, колонна.
Танцевальный шаг, шаг на полупальцах, легкий
бег.
Строевые
упражнения
с
различным
ритмическим заданием.
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием правой ноги вперед и с
оттягиванием носка.
Построение в круг из шеренги, цепочки.
Ориентировка в направлении движений вперед,
назад, направо, налево, в круг, из круга.
Различные виды прыжков по прямой, со сменой
направления, по ориентирам.
Контрольные упражнения
2. РАЗДЕЛ Ритмико-гимнастические упражнения
10.
Позиции рук: смена позиций рук
отдельно
каждой
и
обеими
одновременно.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11.
Отстукивание, прохлопывание,
протоптывание простых ритмических
рисунков.
1
12.
Упражнения с воображаемыми
предметами. Прыжки схлопками.
1
13.
Понятие: музыкальный темп (очень медленно,
медленно, умеренно, быстро, очень быстро).
1
14.
Выполнение маршевых шагов под счет и под
бубен.
1
15.
Реагирование
движениями
различного характера.
музыку
1
16.
Соответствие начала и конца движений с
началом и концомзвучания музыки.
1
на
ЭОР
13
17.
Движения парами: бег, ходьба с
приседанием, кружение продвижением.
3. РАЗДЕЛ Азбука хореографии.
18.
Бодрый, спокойный, топающий шаг.
1
1
19.
Бег легкий, на полупальцах
1
20.
Прямой галоп.
1
2122.
Русский танец,
культуры.
как
часть
национальной
2
23.
Постановка рук: на
скрещенные на груди.
поясе
в
1
2425.
Танцевальный элемент русского танца:
ковырялочка, присядка.
2
26.
27.
Танцевальные упражнения парами.
Хороводы в кругу, пляски с притопами,
кружение, хлопки.
Контрольные упражнения.
1
1
28.
кулачках,
4. РАЗДЕЛ Игры под музыку
29.
Игра с чередованием музыкальных фраз.
Суставная гимнастика.
30.
Игра «Марионетки». Суставная гимнастика.
31.
32.
Игра «Вальс, полька, марш».
гимнастика.
Игра «Музыкальный канон».
гимнастика.
1
1
1
Дыхательная
1
Дыхательная
1
33.
Игра «Горелки», дыхательная гимнастика.
1
34
Имитационные движения зверей.
1
18
14