МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация Боградского района Республики Хакасия МБОУ "Боградская СОШ" РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей СОГЛАСОВАНО ЗД по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор Князева А.В. Краснов Д.А. учитель начальных классов Протокол № Приказ № Селезнёва Н.Ю. от "" г. от "" г. Протокол № от "" г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1812826) учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Кокухина Людмила Николаевна ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ учитель начальных классов Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 село Боград 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: — знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); — развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; — обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; — развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Россия – наша Родина 1 0 0.5 02.09.2022 Практическая работа; 2. Культура и религия 1 0 0.5 09.09.2022 Практическая работа; Тестирование; 3. Человек и Бог в православии 1 0 0.5 16.09.2022 Практическая работа; 4. Православная молитва 1 0 0.5 23.09.2022 Практическая работа; 5. Библия и Евангелие 1 0 0.5 30.09.2022 Практическая работа; 6. Проповедь Христа 1 0 0.5 07.10.2022 Практическая работа; 7. Христос и Его крест 1 0 0.5 14.10.2022 Практическая работа; 8. Пасха 1 0 0.5 21.10.2022 Практическая работа; 9. Православное учение о человеке 1 0 0.5 28.10.2022 Практическая работа; 10. Совесть и раскаяние 1 0 0.5 11.11.2022 Практическая работа; 11. Контрольная работа. 1 1 0 18.11.2022 Тестирование; 12. Заповеди 1 0 0.5 25.11.2022 Практическая работа; 13. Милосердие и сострадание 1 0 0.5 02.12.2022 Практическая работа; 14. Золотое правило этики 1 0 0.5 09.12.2022 Практическая работа; 15. Храм 1 0 0.75 16.12.2022 Практическая работа; 16. Икона 1 0 0.75 23.12.2022 Практическая работа; 17. Творческие работы учащихся 1 0 0.75 30.12.2022 Практическая работа; 18. Как христианство пришло на Русь 1 0 0.75 13.01.2023 Практическая работа; 19. Подвиг 1 0 0.75 20.01.2023 Практическая работа; 20. Заповеди блаженств 1 0 0.75 27.01.2023 Практическая работа; 21. Зачем творить добро? 1 0 0.75 03.02.2023 Практическая работа; 22. Зачем творить добро?Православие о Божием суде 1 0 0.75 10.02.2023 Практическая работа; 23. Тестирование 1 1 0 17.02.2023 Тестирование; 24. Таинство Причастия 1 0 0.75 24.02.2023 Практическая работа; 25. Монастырь 1 0 0.75 03.03.2023 Практическая работа; 26. Отношение христианина к природе 1 0 0.75 10.03.2023 Практическая работа; 27. Христианская семья 1 0 0.75 17.03.2023 Практическая работа; 28. Защита Отечества 1 0 0.75 24.03.2023 Практическая работа; 29. Христианин в труде 1 0 0.75 07.04.2023 Практическая работа; 30. Любовь и уважение к Отечеству 1 0 0.75 14.04.2023 Практическая работа; 31. Подготовка творческих проектов учащихся 1 0 0.75 21.04.2023 Практическая работа; 32. Выступление учащихся со своими творческими работами 1 0 1 28.04.2023 Практическая работа; 33. Выступление учащихся со своими творческими работами 1 0 1 05.05.2023 Практическая работа; 34. Итоговый тест 1 1 0 12.05.2023 Тестирование; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 20.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры (в 2 частях). 4 класс. Часть 1.: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.; Часть 2: Виноградова Н.Ф. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое посо-бие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. А. Обернихина. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Учи.ру, РЭШ, ЯндексУчебник МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ