ИЗО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Рабочая программапо предмету

Изобразительное искусство
(3-4 класс)

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего
образования;
- письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными
образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6;
- письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года;
- Устава МБОУ "Боградская СОШ";
- Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII
вид, 5-9 класс);
- Программы развития школы на 2015-2020 годы.
программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы И.А. Грошенкова
В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной
и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в
изучаемых предметных областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и
практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты
личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.
Цели и задачи реализации программы по предмету __________
Цель реализации рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «Изобразительное
искусство» предусматривает решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а
также индивидуальных особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды.
Учащиеся должны уметь:

Планируемые предметные результаты
Личностные базовые учебные действия:
Минимальный уровень:
У обучающихся будут сформированы:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как одноклассника, друга;
 элементарные представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
 начальные представления о целостности окружающего мира;

Достаточный уровень:
У обучающихся будут сформированы:
 понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что
успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого.
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, одноклассника, друга;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативныебазовыеучебныедействия:
Минимальный уровень:
У обучающихся будут сформированы умения:
 участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
 отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
 слушать и понимать речь других.
 участвовать в групповой и парной работе.
Достаточный уровень:
У обучающихся будут сформированы умения:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные базовые учебныедействия:
Минимальный уровень:
Обучающие будут уметь:
 организовывать свое рабочее место;
 использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 включаться в деятельность, следовать предложенному плану;
 выполнять под руководством учителя учебные действия;



осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Достаточный уровень:
Обучающие будут уметь:
 адекватно
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Предметные базовыеучебныедействия:
Минимальный уровень
1. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
2. Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
3. Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
4. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
5. Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
6. Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
7. Различать и знать названия цветов;
8. Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоциональноэстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень:
1. Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
2. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги
3. Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
4. Правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

5. Делить лист на глаз на две и четыре равные части; 6. Анализировать с помощью учителя строение предмета;
7. Изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; 8. Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в
полосе и квадрате (по образцу);
9. В рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее
дальних, хотя и равных по величине;
10. Различать и называть цвета и их оттенки;
11. Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами
изобразительного искусства;
12. Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 3 класс
1ч. в неделю, 34 ч. за год
№

1

2
3
4

5

6
7
8

9
10

Наименование разделов и тем
1 четверть- 8ч.
Беседа по картине И. Хруцкого
«Цветы и плоды».Рисование с
натуры осенних листьев.
Рисование узора в полосе из веток с
листочками.
Рисование с натуры ветки дерева с
простыми по форме листьями.
Беседа по картинам об осени (И.
Левитан. «Золотая осень», В.
Поленов. «Золотая осень»).
Рисование на тему «Парк осенью»
Рисование с натуры предметов
различной формы и цвета (яблоко,
груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры морских
сигнальных флажков.
Рисование с натуры досок (с узором)
для резания овощей.
Рисование шахматного узора в
квадрате.
2 четверть- 7ч.
Иллюстрирование рассказа,
прочитанного учителем.
Рисование геометрического
орнамента в квадрате.

дата

Кол-во
часов

Формируемые БУД



Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре
информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые
существенные, общие и отличительные свойства
предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать соблюдение норм и правил культуры
труда; соблюдение норм и правил безопасности
познавательно-трудовой деятельности; развитие
творческого образного, эстетического типа
мышления, формировании целостного восприятия
мира;развитие зрительной и слуховой памяти,
фантазии, воображения, творческой интуиции;
формирование умения выделять главное,
устанавливать взаимосвязь между общим и
частным, планировать свою работу, осуществлять
самоконтроль; совершенствование зрительнодвигательной координации, эмоционально-волевой
сферы, глазомерных навыков.



Регулятивные учебные действия: адекватно
соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты
и т. д.); принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить

1

1
1
1

1

1
1
1

1
1

Практическая
часть.
Корректировка

11
12
13

14
15

16
17

18

19
20
21
22
23
24

Рисование с натуры игрушечного
домика.
Иллюстрирование рассказа,
прочитанного учителем.
Знакомство с работами гжельских
мастеров. Узор для гжельской
тарелки.
Рисование с натуры будильника
круглой формы.
Рисование с натуры двухцветного
мяча.
3 четверть- 11ч.
Рисование на тему «Нарядная ёлка».
Беседа по картинам на тему «Зима
пришла». (И. Шишкин. «Зима», К.
Юон. «Русская зима» или др.).
Рисование узора в полосе (снежинки
и веточки ели.
Рисование узора на рукавичке.
Рисование симметричного узора по
образцу.
Рисование на тему «Елка зимой в
лесу».
Рисование с натуры молотка.
Рисование с натуры несложного по
форме инструмента.
Рисование с натуры теннисной
ракетки.
Рисование на тему «Мой любимый
сказочный герой».
Декоративное рисование оформление поздравительной
открытки к празднику 8 Марта.

1
1
1

1
1

1
1

1

1
1
1
1
1

свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях; доброжелательно
относиться, сопереживать,

25
26

27
28
29

30

31
32
33
34

Рисование по образцу орнамента из
квадратов.
Рисование с натуры постройки из
элементов строительного материала.
4 четверть-8ч.
Рисование с натуры игрушкивертолёта.
Рисование узора из растительных
форм в полосе.
Беседа по картинам о весне (И.
Левитан. «Март». Рисование с
натуры весенней веточки.
Рисование орнамента из квадратов
(крышка для коробки квадратной
формы).
Рисование на тему «Праздник
Победы» (праздничный салют).
Декоративное рисование на тему
«Нарисуй любой узор в квадрате».
Рисование с натуры куста земляники
с цветами.
Беседа по картинам на тему
«Разноцветные краски лета» (А.
Куинджи. «Берёзовая роща».).
Рисование с натуры цветов.

1
1

1
1
1

1

1
1
1

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 4 класс
1ч. в неделю, 34 ч. за год
№

1
2
3
4
5
6
7

8

9
10

11
12
13
14

Наименование разделов и тем
1 четверть- 8ч.
Рисование с натуры овощей.
Рисование с натуры фруктов.
Рисование с натуры листа дерева.
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из
растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы
растём на смену старшим».
Рисование геометрического
орнамента – крышка для столика
квадратной формы.
Беседа «Декоративно – прикладное
искусство».
2 четверть- 7ч.
Рисование на тему сказочная
избушка.
Беседа. Рисование с натуры
предметов цилиндрической формы
(кружка, кастрюля).
Беседа на тему «Золотая хохлома».
Рисование на тему «Моя любимая
игрушка».
Рисование с натуры игрушки –
автобуса.
Рисование с натуры игрушки –

дата

Кол-во
часов

Формируемые БУД



Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре
информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание,) выделять некоторые
существенные, общие и отличительные свойства
предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать соблюдение норм и правил культуры
труда; соблюдение норм и правил безопасности
познавательно-трудовой деятельности; развитие
творческого образного, эстетического типа
мышления, формировании целостного восприятия
мира;развитие зрительной и слуховой памяти,
фантазии, воображения, творческой интуиции;
формирование умения выделять главное,
устанавливать взаимосвязь между общим и
частным, планировать свою работу, осуществлять
самоконтроль; совершенствование зрительнодвигательной координации, эмоционально-волевой
сферы, глазомерных навыков.



Регулятивные учебные действия: адекватно
соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты
и т. д.); принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1

Практическая
часть.
Корректировка

15

16
17
18
19
20

21
22
23

24

25
26
27
28

грузовика (фургона).
Рисование на тему «Городской
транспорт».
3 четверть- 11ч.
Декоративное рисование расписной
тарелки.
Рисование с образца геометрического
орнамента в квадрате.
Декоративное
рисование
панно
«Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил
дело – гуляй смело».
Рисование с натуры предмета
симметричной формы (вымпел с
изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной
пирамидки.
Рисование с натуры бумажного
стаканчика.
Декоративное рисование листка
отрывного календаря к празднику 8
Марта.
Рисование с натуры игрушки
сложной конструкции (подъёмный
кран).
Рисование с натуры домиков для
птиц (скворечник).
Рисование на тему «Пришла весна».
4 четверть-8ч.
Рисование с натуры постройки из
элементов строительного материала.
Рисование на тему «Космические
корабли в полёте».

1

1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1

свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
: вступать в контакт и работать в коллективе);
использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях; доброжелательно
относиться, сопереживать,

29
30
31
32

33
34

Декоративное рисование расписного
блюда.
Рисование с натуры предметов
конструктивной формы (часы).
Рисование с натуры слесарных
инструментов.
Рисование с натуры предмета
симметричной формы (раскрытый
зонт).
Беседа на тему «Декоративно –
прикладное искусство».
Рисование в квадрате узора из
декоративно переработанных форм
(цветы и бабочки).

1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».