Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 Рабочая программапо предмету Изобразительное искусство (3-4 класс) Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе следующих документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенции ООН о правах ребенка; - Конституции Российской Федерации; - приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего образования; - письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6; - письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года; - Устава МБОУ "Боградская СОШ"; - Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид, 5-9 класс); - Программы развития школы на 2015-2020 годы. программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы И.А. Грошенкова В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; ― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач; ― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; ― онтогенетический принцип; ― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; ― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; ― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; ― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ― принцип сотрудничества с семьей. Цели и задачи реализации программы по предмету __________ Цель реализации рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «Изобразительное искусство» предусматривает решение следующих основных задач: ― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; ― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; ― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» для обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; ― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; ― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Учащиеся должны уметь: Планируемые предметные результаты Личностные базовые учебные действия: Минимальный уровень: У обучающихся будут сформированы: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как одноклассника, друга; элементарные представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике; начальные представления о целостности окружающего мира; Достаточный уровень: У обучающихся будут сформированы: понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Коммуникативныебазовыеучебныедействия: Минимальный уровень: У обучающихся будут сформированы умения: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. слушать и понимать речь других. участвовать в групповой и парной работе. Достаточный уровень: У обучающихся будут сформированы умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные базовые учебныедействия: Минимальный уровень: Обучающие будут уметь: организовывать свое рабочее место; использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); включаться в деятельность, следовать предложенному плану; выполнять под руководством учителя учебные действия; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Достаточный уровень: Обучающие будут уметь: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Предметные базовыеучебныедействия: Минимальный уровень 1. Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги; 2. Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; 3. Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги; 4. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш; 5. Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; 6. Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету); 7. Различать и знать названия цветов; 8. Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоциональноэстетическое отношение к ним. Достаточный уровень: 1. Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; 2. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги 3. Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; 4. Правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; 5. Делить лист на глаз на две и четыре равные части; 6. Анализировать с помощью учителя строение предмета; 7. Изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; 8. Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); 9. В рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине; 10. Различать и называть цвета и их оттенки; 11. Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; 12. Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 3 класс 1ч. в неделю, 34 ч. за год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование разделов и тем 1 четверть- 8ч. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды».Рисование с натуры осенних листьев. Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»). Рисование на тему «Парк осенью» Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). Рисование с натуры морских сигнальных флажков. Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. Рисование шахматного узора в квадрате. 2 четверть- 7ч. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Рисование геометрического орнамента в квадрате. дата Кол-во часов Формируемые БУД Познавательные учебные действия: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности; развитие творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции; формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование зрительнодвигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков. Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическая часть. Корректировка 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Рисование с натуры игрушечного домика. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки. Рисование с натуры будильника круглой формы. Рисование с натуры двухцветного мяча. 3 четверть- 11ч. Рисование на тему «Нарядная ёлка». Беседа по картинам на тему «Зима пришла». (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.). Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели. Рисование узора на рукавичке. Рисование симметричного узора по образцу. Рисование на тему «Елка зимой в лесу». Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента. Рисование с натуры теннисной ракетки. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». Декоративное рисование оформление поздравительной открытки к празднику 8 Марта. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Коммуникативные учебные действия : вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. 4 четверть-8ч. Рисование с натуры игрушкивертолёта. Рисование узора из растительных форм в полосе. Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март». Рисование с натуры весенней веточки. Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют). Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате». Рисование с натуры куста земляники с цветами. Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Берёзовая роща».). Рисование с натуры цветов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 4 класс 1ч. в неделю, 34 ч. за год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Наименование разделов и тем 1 четверть- 8ч. Рисование с натуры овощей. Рисование с натуры фруктов. Рисование с натуры листа дерева. Рисование с натуры ветки рябины. Составление узора в квадрате из растительных форм. Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим». Рисование геометрического орнамента – крышка для столика квадратной формы. Беседа «Декоративно – прикладное искусство». 2 четверть- 7ч. Рисование на тему сказочная избушка. Беседа. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (кружка, кастрюля). Беседа на тему «Золотая хохлома». Рисование на тему «Моя любимая игрушка». Рисование с натуры игрушки – автобуса. Рисование с натуры игрушки – дата Кол-во часов Формируемые БУД Познавательные учебные действия: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности; развитие творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции; формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование зрительнодвигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков. Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическая часть. Корректировка 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт». 3 четверть- 11ч. Декоративное рисование расписной тарелки. Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. Декоративное рисование панно «Снежинки». Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). Рисование с натуры раскладной пирамидки. Рисование с натуры бумажного стаканчика. Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъёмный кран). Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник). Рисование на тему «Пришла весна». 4 четверть-8ч. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование на тему «Космические корабли в полёте». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Коммуникативные учебные действия : вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, 29 30 31 32 33 34 Декоративное рисование расписного блюда. Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы). Рисование с натуры слесарных инструментов. Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт). Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство». Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных форм (цветы и бабочки). 1 1 1 1 1