Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 Рабочая программапо предмету Мир природы и человека (3-4 класс) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по предмету «Мир природы и человек» составлена на основе следующих документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенции ООН о правах ребенка; - Конституции Российской Федерации; - приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего образования; - письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6; - письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года; - Устава МБОУ "Боградская СОШ"; - Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид, 5-9 класс); - Программы развития школы на 2015-2020 годы. программа по предмету «Живой мир» составлена на основе авторской программы М.Б. Матвеевой. В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «Живой мир» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу рабочей программы по предмету «Живой мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; ― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач; ― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; ― онтогенетический принцип; ― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; ― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; ― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; ― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ― принцип сотрудничества с семьей. Цели и задачи реализации программы по предмету __________ Цель реализации рабочей программы по предмету «Живой мир» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «Живой мир» предусматривает решение следующих основных задач: ― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; ― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; ― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «ЖИВОЙ МИР» дляобучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; ― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; ― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Минимальный уровень: представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. Тематическое планирование 3класс № Разделы программы Кол-во часов Повторение. Живая природа. 3 Сезонные изменения. Осень. 3 Сезонные изменения. Зима. 3 Животные. 3 Сезонные изменения. Весна. 3 Растения. 4 Сезонные изменения. Лето. 2 Неживая природа. 3 Растения. 3 Животные. 3 Сезонные изменения. Весна 2 Человек. 4 ИТОГО 34ч Тематическое планирование предмета «МИР природы и человека» 3 класс, 1 час в неделю, 34 ч. № 1 2 3 4 5. 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование разделов и тем 1 четверть- 8ч. Осень.Осенние месяцы. Части суток.Восход и закат солнца. «В гостях у золотой осени». Экскурсия. Жизнь растений осенью. Растения сада и огорода. Жизнь растений осенью. Растения леса. Животные и насекомые осенью. Занятие людей осенью. Календарь. Виды календарей. 2 четверть- 7ч. Воздух. Значение воздуха. Термометр. Ветер.Направление ветра. Дикие животные. Домашние животные. Корова. Свинья. Кролики. дата Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Формируемые БУД Познавательные:выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знакаминаблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Личностные учебные действия:понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия : вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; Практическая часть. Корректировка Экскурсия. Практическая работа. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Свинья и кабан. Кролик и заяц. Зима.Зимние месяцы. Экскурсия на школьный двор. Растения и животные зимой. 3 четверть-11ч. Зимующие птицы. Занятия людей зимой. Строение человека. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Кровь. Кровеносные сосуды. Сердце. Пульс. Питание человека. Времена года. Весна. Экскурсия. Весенние месяцы. Животные весной. Перелётные птицы. Строение птиц. 4 четверть- 8ч. Занятия людей весной. Части растений. Корни и стебли. Части растений. Листья. Цветы. Части растений. Плоды и семена. Лес. Лесные ягоды. Грибы. Съедобные и ядовитые. Времена года. Лето. Летние месяцы. Занятия людей летом. Подводим итоги. Обобщающий урок. 1 1 Итого за год; 34 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Личностные учебные действия:понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия : вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;доброжелательно относиться, сопереживать. Познавательные:выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знакаминаблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; Личностные учебные действия:понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Тематическое планирование 4класс № Разделы программы Кол-во часов Повторение. Живая природа. 3 Сезонные изменения. Осень. 3 Сезонные изменения. Зима. 3 Животные. 3 Сезонные изменения. Весна. 3 Растения. 4 Сезонные изменения. Лето. 2 Неживая природа. 3 Растения. 3 Животные. 3 Сезонные изменения. Весна 2 Человек. 4 ИТОГО 34ч Тематическое планирование предмета «МИР природы и человека» 4 класс, 1 час в неделю, 34 ч. № 1 2 3 4 5. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Наименование разделов и тем 1 четверть- 8ч. Времена года. Осень Сбор урожая. Растения осенью Труд людей осенью Сезонные работы в саду и огороде Почва. Состав почвы Простейшие свойства почвы Значение почвы для жизни животных 2 четверть- 7ч. Домашние и дикие животные осенью Разнообразие животных в природе Состав почвы (песок, глина, камни) Формы поверхности земли. Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. Растения сада, огорода, леса Сходство и различие растений сада, огорода и леса 3 четверть-11ч. Лекарственные растения. Растения поля. Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человек Зима – начало года дата Кол-во часов Формируемые БУД Практическая часть. Корректировка Познавательные:выделять некоторые существенные, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знакаминаблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Личностные учебные действия:понимание личной ответственности за свои поступки на Экскурсия. Практическая работа. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Труд людей зимой Животные и растения зимой. Домашние животные Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки Зимующие и перелетные птицы Март - весенний месяц 4 четверть- 8ч. Голова и мозг человека Режим дня школьника. Отдых и труд Здоровье человека. Профилактика заболеваний Сезонные изменения в природе весной Влияние солнца на изменения в природе Состояние природы и её влияние на здоровье человека Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество Подводим итоги. Обобщающий урок. 1 1 2 1 Итого за год; 34 1 1 1 1 1 основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия : вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик– класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;доброжелательно относиться, сопереживать.