Ритмика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8
Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ"
Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024

Рабочая программапо предмету

Ритмика
(3-4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по предмету «Ритмика» составлена на основе следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего
образования;
- письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными
образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6;
- письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года;
- Устава МБОУ "Боградская СОШ";
- Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII
вид, 5-9 класс);
- Программы развития школы на 2015-2020 годы.
программа по предмету «Ритмика» для 2-3 класса составлена на основе авторской программы А.А. Айдарбековой
В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «Ритмика» для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной
и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в
изучаемых предметных областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу рабочей программы по предмету «Ритмика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и
практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты
личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.
Цели и задачи реализации программы по предмету __________
Цель реализации рабочей программы по предмету «Ритмика»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «Ритмика»
предусматривает решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «РИТМИКА» дляобучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды.

Предметные базовыеучебныедействия:
Минимальный уровень:
Обучающие научатся:
 слушать музыку;
 выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;
 активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.
 слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
Достаточный уровень:
Обучающие научатся:
 слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;

 начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
 выполнять плясовые движения по показу учителя;
 организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя.
Личностные базовые учебные действия:
 У обучающихся будут сформированы умения:
 Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.
 Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
 Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Коммуникативныебазовыеучебныедействия:
Минимальный уровень:
У обучающихся будут сформированы умения:
 оказывать помощь товарищу в случаях затруднений ;
 признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
 употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я
его обязательно учту» и др.
 слушать и понимать словесные инструкции.
 участвовать в групповой и парной работе.
Достаточный уровень:
У обучающихся будут сформированы умения:
 оказывать помощь и просить помощи у товарища в случаях затруднений;
 задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
 понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.
Регулятивные базовые учебныедействия:
Минимальный уровень:
Обучающие будут уметь:
 двигаться в соответствии с изменением ритмического характера музыки и её эмоциональной окраски.
 различать начало и окончание музыкальных фраз выделяя их хлопками.
 передавать в движении простейший ритмический и эмоциональный рисунок музыки.
Достаточный уровень:
Обучающие будут уметь:





понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; проговаривая последовательность выполнения
действий;
выделять из темы урока известные знания и умения.
адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе личностной рефлексии.

Предметные базовыеучебныедействия:
Минимальный уровень:
 Обучающие научатся:
 готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
 ходить свободным естественным шагом;
 выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
 Обучающие научатся:
 готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
 ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
 ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
 выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.

Тематическое планирование по «Ритмике».
№
1
2
3
4
5

Раздел
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Ритмико- гимнастические упражнения.
Упражнения с детскими музыкальными
инструментами.
Игры под музыку.
Танцевальные упражнения.
Итого

Кол-во часов
10
10
5
5
4
34

Календарно- тематическое планирование «Ритмика» 3 класс
1ч. в неделю, 34 ч. за год
№

1-2

3
4

5

6
7

8
9
10

11

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Упражнения на ориентировку в
пространстве. Танцевальные
упражнения
Неторопливый танцевальный бег
Приставные шаги влево, вправо.
Игра «Будь ловким»

2

Выполнение во время ходьбы
несложных заданий с предметами:
обегать их, собирать, передавать
друг другу
Приставные шаги влево, вправо.
Шаг с притопом на месте и с
продвижением вперед. Варианты
притопов в игровом
взаимодействии партнеров
Переход в танце по кругу с
речетивом переменным шагом
Упражнения для выработки
правильной осанки.
Чередование ходьбы с приседанием,
со сгибанием коленей. Поднимание
на носках и полуприседание
Подвижные игры: «Волшебные

1

1
1

1
1

1
1
1

1

Дата


Формируемые БУД
Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда;
соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности; развитие творческого образного,
эстетического типа мышления, формировании целостного
восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти,
фантазии, воображения, творческой интуиции;
формирование умения выделять главное, устанавливать
взаимосвязь между общим и частным, планировать свою
работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование
зрительно-двигательной координации, эмоциональноволевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные
учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и
произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; активно
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных
недочетов.Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе); использовать

Практическая
часть.
Корректировка

12
13
14
15

16

17
18

19

20
21
22
23
24
25-26

фигуры», «Найди себе пару»,
«Горелки» «Будь ловким
Пальчиковая гимнастика
Упражнения с детскими
музыкальными инструментами
Исполнение ритмических рисунков
двумя палочками одновременно
Упражнения, направленные на
развития моторики мелких мышц
кисти
Упражнения, направленные на
развития моторики мелких мышц
кисти
Подвижная игра: «Чей кружок
соберется быстрее»
Подвижные игры: «Горелки»,
«Найди себе пару», «Кто скорей
возьмет игрушку: флажок»
Подвижные игры: «Горелки»,
«Найди себе пару», «Кто скорей
возьмет игрушку: флажок»
Игры с пением и речевым
сопровождением
Музыкальные игры с предметами
Комплекс ОРУ. Круговые движения
ступни.
Комплекс ОРУ. Круговые движения
руками.
Ходьба в соответствии с ритмом:
чередование ходьбы с приседанием,
со сгибанием коленей, на носках,
широким и мелким шагом, на

принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать,Личностные учебные действия― осознание
себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга; способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительное отношение
к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

1
1
1
1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
2



. Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда;
соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности; развитие творческого образного,
эстетического типа мышления, формировании целостного
восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти,
фантазии, воображения, творческой интуиции;
формирование умения выделять главное, устанавливать
взаимосвязь между общим и частным, планировать свою
работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование
зрительно-двигательной координации, эмоциональноволевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные
учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и
произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; активно
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,

27-28
29

30

31

32

33

34

пятках, держа ровно спину
Простые и перекрёстные хлопки в
парах.
Выполнение во время ходьбы
несложных заданий с предметами:
обегать их, собирать, передавать
друг другу
Выполнение во время ходьбы
несложных заданий с предметами:
обегать их, собирать, передавать
друг другу
Ритмико-гимнастические
упражненияна расслабление мышц
Упражнения на координацию
движений. Отстукивание простых
ритмических рисунков.
Упражнения на ориентировку в
пространстве.
Игра с элементами
общеразвивающих упражнений.
Игры под музыку. Элементы
р.н.пляски
Игра с элементами
общеразвивающих упражнений.
Игры под музыку. Элементы
р.н.пляски

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных
недочетов.Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе); использовать
принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать,Личностные учебные действия― осознание
себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга; способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительное отношение
к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

2
1

1

1

1


1

1



.

Календарно- тематическое планирование «Ритмика» 4 класс
1ч. в неделю, 34 ч. за год
№

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

1-2

Упражнения на ориентировку в
пространстве. Ходьба разным шагом.
Упражнения на ориентировку в
пространстве. Чередование видов
ходьбы
Упражнения на ориентировку в
пространстве. Построение в колонны
по три.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Наклоны, повороты и круговые
движения головы.
Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Движения рук в разных направлениях
итмико-гимнастические упражнения
на координацию движений.
Одновременные движения рук и ног
Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений. Круговые
движения ног и рук.

2

итмико-гимнастические
упражнения на расслабление

1

3
4

5

6

7
8
9

1
1

1

1

1
1

Дата


Формируемые БУД
Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда;
соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности; развитие творческого образного,
эстетического типа мышления, формировании целостного
восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти,
фантазии, воображения, творческой интуиции;
формирование умения выделять главное, устанавливать
взаимосвязь между общим и частным, планировать свою
работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование
зрительно-двигательной координации, эмоциональноволевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные
учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и
произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; активно
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных

Практическая
часть.
Корректировка

мышц. Напряжение, расслабление
мышц рук, пальцев, плеча.
Игры под музыку. Передача в
движениях частей музыкального
произведения
Игры под музыку. Передача в
движении динамического нарастания в
музыке
анцевальные упражнения. Элементы
хороводного танца
Танцевальные упражнения. Шаг на
носках
Танцевальные упражнения. Шаг
польки.
Упражнения на ориентирование в
пространстве. Перестроение из одного
круга в два, три круга
Упражнения на ориентирование в
пространстве. Перестроение из одного
круга в концентрические круги
Музыкальные инструменты.
Упражнение с барабанными
палочками.
Упражнения на ориентирование в
пространстве. Выполнение движений с
предметами

1

19

Ритмико-гимнастические
общеразвивающие
упражнения.
Поднимание
на
носках
и
приседание

1

20

Ритмико-гимнастические
общеразвивающие упражнения.
Упражнения на выработку осанки.

1

10

11

12
13
14
15

16
17
18

недочетов.Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе); использовать
принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать,Личностные учебные действия― осознание
себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга; способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительное отношение
к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

1

1
1
1
1

1
1
1



. Познавательные учебные действия: работать с
несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание,)
выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства предметов, делать простейшие обобщения,
сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда;
соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности; развитие творческого образного,
эстетического типа мышления, формировании целостного
восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти,
фантазии, воображения, творческой интуиции;
формирование умения выделять главное, устанавливать
взаимосвязь между общим и частным, планировать свою
работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование
зрительно-двигательной координации, эмоциональноволевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные
учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и
произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; активно
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать

21

Ритмико-гимнастические
упражнения на
координацию
движений.
Упражнения
с
предметами

1

22

Ритмико-гимнастические
упражнения на
координацию
движений.
Упражнения
с
предметами

1

23

Ритмико-гимнастические упражнения
на расслабление мышц.
Координационные движения,
регулируемые музыкой.
Координационные движения,
регулируемые музыкой. Подвижные
игры.
Игры под музыку. Ускорение и
замедление темпа движений
Игры под музыку. Широкий, высокий
бег. Элементы движений и танца
Игры под музыку. Передача игровых
образов.
Игры под музыку. Смена ролей в
импровизации
Танцевальные упражнения Движения
парами

1

Движения рук в разных
направлениях без предметов и с
предметами
Подведение итогов. Урок- концерт.

1

24
25-26

27-28
29
30
31
32
33

34

свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных
недочетов.Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе); использовать
принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать,Личностные учебные действия― осознание
себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга; способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительное отношение
к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

1
2

2
1



1



1
1

1

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».