Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 Рабочая программапо предмету Ритмика (3-4 класс) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по предмету «Ритмика» составлена на основе следующих документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенции ООН о правах ребенка; - Конституции Российской Федерации; - приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего образования; - письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6; - письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года; - Устава МБОУ "Боградская СОШ"; - Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид, 5-9 класс); - Программы развития школы на 2015-2020 годы. программа по предмету «Ритмика» для 2-3 класса составлена на основе авторской программы А.А. Айдарбековой В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «Ритмика» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу рабочей программы по предмету «Ритмика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; ― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач; ― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; ― онтогенетический принцип; ― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; ― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; ― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; ― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ― принцип сотрудничества с семьей. Цели и задачи реализации программы по предмету __________ Цель реализации рабочей программы по предмету «Ритмика» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «Ритмика» предусматривает решение следующих основных задач: ― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; ― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; ― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «РИТМИКА» дляобучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; ― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; ― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Предметные базовыеучебныедействия: Минимальный уровень: Обучающие научатся: слушать музыку; выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя; активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем. слушать и правильно выполнять инструкцию учителя. Достаточный уровень: Обучающие научатся: слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию; начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу. выполнять плясовые движения по показу учителя; организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя. Личностные базовые учебные действия: У обучающихся будут сформированы умения: Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю. Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию. Принимать участие в творческой жизни коллектива. Коммуникативныебазовыеучебныедействия: Минимальный уровень: У обучающихся будут сформированы умения: оказывать помощь товарищу в случаях затруднений ; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. слушать и понимать словесные инструкции. участвовать в групповой и парной работе. Достаточный уровень: У обучающихся будут сформированы умения: оказывать помощь и просить помощи у товарища в случаях затруднений; задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций. понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам. Регулятивные базовые учебныедействия: Минимальный уровень: Обучающие будут уметь: двигаться в соответствии с изменением ритмического характера музыки и её эмоциональной окраски. различать начало и окончание музыкальных фраз выделяя их хлопками. передавать в движении простейший ритмический и эмоциональный рисунок музыки. Достаточный уровень: Обучающие будут уметь: понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; проговаривая последовательность выполнения действий; выделять из темы урока известные знания и умения. адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе личностной рефлексии. Предметные базовыеучебныедействия: Минимальный уровень: Обучающие научатся: готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному; ходить свободным естественным шагом; выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя; Достаточный уровень: Обучающие научатся: готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя. Тематическое планирование по «Ритмике». № 1 2 3 4 5 Раздел Упражнения на ориентировку в пространстве. Ритмико- гимнастические упражнения. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Игры под музыку. Танцевальные упражнения. Итого Кол-во часов 10 10 5 5 4 34 Календарно- тематическое планирование «Ритмика» 3 класс 1ч. в неделю, 34 ч. за год № 1-2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наименование разделов и тем Кол-во часов Упражнения на ориентировку в пространстве. Танцевальные упражнения Неторопливый танцевальный бег Приставные шаги влево, вправо. Игра «Будь ловким» 2 Выполнение во время ходьбы несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу Приставные шаги влево, вправо. Шаг с притопом на месте и с продвижением вперед. Варианты притопов в игровом взаимодействии партнеров Переход в танце по кругу с речетивом переменным шагом Упражнения для выработки правильной осанки. Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей. Поднимание на носках и полуприседание Подвижные игры: «Волшебные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Формируемые БУД Познавательные учебные действия: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда; соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности; развитие творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции; формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование зрительно-двигательной координации, эмоциональноволевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе); использовать Практическая часть. Корректировка 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25-26 фигуры», «Найди себе пару», «Горелки» «Будь ловким Пальчиковая гимнастика Упражнения с детскими музыкальными инструментами Исполнение ритмических рисунков двумя палочками одновременно Упражнения, направленные на развития моторики мелких мышц кисти Упражнения, направленные на развития моторики мелких мышц кисти Подвижная игра: «Чей кружок соберется быстрее» Подвижные игры: «Горелки», «Найди себе пару», «Кто скорей возьмет игрушку: флажок» Подвижные игры: «Горелки», «Найди себе пару», «Кто скорей возьмет игрушку: флажок» Игры с пением и речевым сопровождением Музыкальные игры с предметами Комплекс ОРУ. Круговые движения ступни. Комплекс ОРУ. Круговые движения руками. Ходьба в соответствии с ритмом: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,Личностные учебные действия― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 . Познавательные учебные действия: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда; соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности; развитие творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции; формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование зрительно-двигательной координации, эмоциональноволевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, 27-28 29 30 31 32 33 34 пятках, держа ровно спину Простые и перекрёстные хлопки в парах. Выполнение во время ходьбы несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу Выполнение во время ходьбы несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу Ритмико-гимнастические упражненияна расслабление мышц Упражнения на координацию движений. Отстукивание простых ритмических рисунков. Упражнения на ориентировку в пространстве. Игра с элементами общеразвивающих упражнений. Игры под музыку. Элементы р.н.пляски Игра с элементами общеразвивающих упражнений. Игры под музыку. Элементы р.н.пляски принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,Личностные учебные действия― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; 2 1 1 1 1 1 1 . Календарно- тематическое планирование «Ритмика» 4 класс 1ч. в неделю, 34 ч. за год № Наименование разделов и тем Кол-во часов 1-2 Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба разным шагом. Упражнения на ориентировку в пространстве. Чередование видов ходьбы Упражнения на ориентировку в пространстве. Построение в колонны по три. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Движения рук в разных направлениях итмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Круговые движения ног и рук. 2 итмико-гимнастические упражнения на расслабление 1 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 Дата Формируемые БУД Познавательные учебные действия: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда; соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности; развитие творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции; формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование зрительно-двигательной координации, эмоциональноволевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных Практическая часть. Корректировка мышц. Напряжение, расслабление мышц рук, пальцев, плеча. Игры под музыку. Передача в движениях частей музыкального произведения Игры под музыку. Передача в движении динамического нарастания в музыке анцевальные упражнения. Элементы хороводного танца Танцевальные упражнения. Шаг на носках Танцевальные упражнения. Шаг польки. Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из одного круга в два, три круга Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из одного круга в концентрические круги Музыкальные инструменты. Упражнение с барабанными палочками. Упражнения на ориентирование в пространстве. Выполнение движений с предметами 1 19 Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Поднимание на носках и приседание 1 20 Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки. 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 недочетов.Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,Личностные учебные действия― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; 1 1 1 1 1 1 1 1 . Познавательные учебные действия: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать соблюдение норм и правил культуры труда; соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности; развитие творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;развитие зрительной и слуховой памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции; формирование умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль; совершенствование зрительно-двигательной координации, эмоциональноволевой сферы, глазомерных навыков.Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать 21 Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения с предметами 1 22 Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения с предметами 1 23 Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Координационные движения, регулируемые музыкой. Координационные движения, регулируемые музыкой. Подвижные игры. Игры под музыку. Ускорение и замедление темпа движений Игры под музыку. Широкий, высокий бег. Элементы движений и танца Игры под музыку. Передача игровых образов. Игры под музыку. Смена ролей в импровизации Танцевальные упражнения Движения парами 1 Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами Подведение итогов. Урок- концерт. 1 24 25-26 27-28 29 30 31 32 33 34 свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,Личностные учебные действия― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; 1 2 2 1 1 1 1 1 .