Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 Рабочая программапо предмету Русский язык (3-4 класс) Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе следующих документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенции ООН о правах ребенка; - Конституции Российской Федерации; - приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего образования; - письма Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» от 16.04.2001 N 29/1524-6; - письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013 года; - Устава МБОУ "Боградская СОШ"; - Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид, 5-9 класс); - Программы развития школы на 2015-2020 годы. программа по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» составлена на основе авторской программы В.В. Воронковой В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению рабочей программы по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу рабочей программы по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; ― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач; ― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; ― онтогенетический принцип; ― принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; ― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; ― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; ― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ― принцип сотрудничества с семьей. Цели и задачи реализации программы по предмету __________ Цель реализации рабочей программы по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — СОЗСОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» предусматривает решение следующих основных задач: ― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; ― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; ― достижение планируемых результатов освоения программы по предмету «Русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; ― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; ― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Планируемые результаты Образовательные: «Звуки и буквы» Учащиеся должны знать: - алфавит, - расположение слов в алфавитном порядке в словаре. Учащиеся должны уметь: - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове), - употреблять ь на конце и в середине слова, - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и, - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова, ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные, - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. ПРИМЕЧАНИЯ. Обязательно: - знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, - уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове). «Слово» Учащиеся должны знать: - предлоги до, без, под, над, около, перед, Учащиеся должны уметь: - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом, - правильно писать имена собственные, - писать предлоги раздельно с другими словами, - употреблять разделительный ъ, - подбирать родственные слова, находить корень, - писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём. «Предложение» Учащиеся должны знать: - члены предложения: подлежащее, сказуемое. Учащиеся должны уметь: - членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится. - составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам, - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), - находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды), - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями, - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов). ПРИМЕЧАНИЯ. Обязательно: - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, - ставить знаки препинания в конце предложения, - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями, - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов). «Связная речь» Учащиеся должны уметь: - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам Коррекционные: Обучающиеся получат возможность для: развития зрительного и слухового восприятия и узнавания, развития пространственной ориентации, развития основных мыслительных операций, развития фонематического слуха, обогащение словаря, развития умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; формирования правильного лексико-грамматического строя речи, на основе составления небольших повествовательных и описательных рассказов; развития мелких мышцы и свободы движения руки. формирования умения распределять внимание; проверять правильность собственных действий – следить за своей речью; преодоления речевого негативизма. Воспитательные: Обучающиеся получат возможность для формирования познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников; позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку. чувства патриотизма, любови к родному краю, к родному языку. самостоятельности и ответственности за свои поступки; этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные базовые учебные действия: Минимальный уровень: У обучающихся будут сформированы: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения русскому языку; начальные представления о целостности окружающего мира; Достаточный уровень: У обучающихся будут сформированы: понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Коммуникативныебазовыеучебныедействия: Минимальный уровень: У обучающихся будут сформированы умения: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. слушать и понимать речь других. участвовать в групповой и парной работе. Достаточный уровень: У обучающихся будут сформированы умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные базовые учебныедействия: Минимальный уровень: Обучающие будут уметь: организовывать свое рабочее место; использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); включаться в деятельность, следовать предложенному плану; выполнять под руководством учителя учебные действия; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Достаточный уровень: Обучающие будут уметь: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Предметные базовыеучебныедействия: Минимальный уровень: Обучающие будут уметь: списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова, предложения писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий составлять предложения по действию или по картинке с помощью педагога, выделять предложения из речи и текста делить слова на слоги Достаточный уровень: Обучающие будут уметь: списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова, предложения писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку группировать слова-названия предметов и названия действий делить слова на слоги; составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. Развитие жизненной компетенции: Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Овладение навыками коммуникации; Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Тематическое планирование. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Раздел Повторение ЗВУКИ И БУКВЫ. Парные звонкие и глухие согласные. Шипящие и свистящие согласные. Гласные буквы Е, Е, Ю, Я в начале слова или слога. Твердые и мягкие согласные Слог. Мягкий знак (Ь) на конце слова. СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ. Итого: Кол-во часов 10 15 15 15 15 15 15 10 25 25 10 170 Календарно-тематическое планирование уроков «Русский язык »3 класс. 5ч.-170ч. № Разделы и темы Кол-во часов Дата Формируемые БУДы 1 четверть- 40 ч. Повторение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Введение. Употребление простого предложения. Правило написания предложения. Составление и дополнение предложений. Упражнение в правописании предложений. Составление и запись предложение со словами из словаря. Составление предложений по схемам. Выделение предложений из речи и текста. Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок. Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. Входной диктант Работа над ошибками Работа с деформированным текстом 1 коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– 1 1 класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы 1 учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; 1 Звуки и буквы. Различение звуков и букв. социального взаимодействия с одноклассниками и слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных 1 1 ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в 1 соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с 1 окружающими. Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы 1 1 школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; Звуки и буквы. 12 Коммуникативные: вступать в контакт и работать в 1 активно участвовать в деятельности, контролировать и Практическая часть 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком. Сравнение пар слов. Составление предложений по серии сюжетных картинок «Умная галка» Упражнение в различении звуков и букв. Составление предложений по серии сюжетных картинок «Пёс Бобик» Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. Расположение слов в алфавитном порядке. Упражнение в написании слов в алфавитном порядке. Гласные и согласные звуки и буквы. Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв. Работа с деформированным текстом. Диктант по теме «Гласные и согласные звуки и буквы» Работа над ошибками, Гласные буквы И,Е,Ё,Ю,Я. Место в слове. Гласные Ю,Я. Место в слове. Гласная э. место в слове. Ударение. Роль ударения в слове. Выделение ударного слога. Ударные и безударные слоги. 1 1 1 1 оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные:выделять некоторые существенные, 1 общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения 1 предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Личностные:осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Упражнения в выделении ударных гласных в словах. Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах. Выделение ударных и безударных гласных. Контрольное списывание. Контрольный диктант за 1 четверть Работа над ошибками Упражнение в подборе слов.Слог как часть слова. Составление слов по заданному слогу. Слогообразующая роль гласных. Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок. 1 Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса. Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам. Упражнение в правописании безударных гласных Упражнение в правописании безударных гласных Повторение по теме «Ударение. Перенос слов при письме». Контрольное списывание. Звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение твёрдости – 1 восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 1 1 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к 1 безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 1 1 1 1 1 2 четверть- 35 ч 1 2 3 4 5 6 7 Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– 1 класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; 1 1 1 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в 1 1 соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с 8 9 10 22 12 13 14 15 16 17 18 19 20 мягкости согласных буквами А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Ю. Я. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Употребление гласных букв для обозначения твёрдости – мягкости согласных Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс» Мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова. Правописание слов с мягким знаком на конце. Мягкий знак на конце и в середине слова. Объяснение написания мягкого знака в словах. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я,Ь. Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными. Гласные после шипящих. Правописание жи-ши. Диктант по теме «Правописание слов с мягкими согласными» Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнения в правописании окружающими. Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы 1 1 школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 1 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными 1 образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать 1 1 1 свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные:выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, 1 классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами- 1 заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством 1 1 взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное 1 1 высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 слов со словами жи-ши. Правописание ча-ща. Упражнения в правописании слов со словами ча-ща. Правописание чу-щу. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Упражнения в правописании слов со словами жи-ши, ча-ща, чу-щу. Диктант по теме «Гласные после шипящих» Работа над ошибками. Парные звонкие - глухие согласные. Различение парных согласных. Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных. Контрольный диктант за 2 четверть. Работа над ошибками. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов. Изменение слова для проверки. Объяснение правописания звонких и глухих согласных на электронных и других носителях). 1 1 Личностные:осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального 1 1 1 окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 1 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои 1 1 поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 1 1 1 1 1 1 35 конце слова. Упражнения в подборе проверочных слов. 1 3 четверть- 55 ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Слово. Составление предложений из разрозненных слов. Составление предложений из разрозненных слов. Дифференциация изученных орфограмм. Разделительный ь. Написание слов с разделительным мягким знаком. Объяснение правописания слов с разделительным ь. Упражнения в правописании слов с разделительным ь. Дифференциация изученных орфограмм. Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков. Дифференциация изученных орфограмм. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зима», «Семья». Диктант по теме «Разделительный Ь» Работа над ошибками. 1 Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– 1 1 1 1 класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных 1 1 1 1 ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за 1 1 парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои дейст- 1 1 вия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Слова, обозначающие предметы. Упражнения в различении слов по вопросам кто? что? Группировка предметов по их назначению, по материалам, из которых они сделаны. Употребление названий предметов в различных формах. Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы. Изменение слов по вопросам. Упражнения в изменении слов по вопросам. Большая буква в именах собственных. Дифференциация слов типа «белка-белка» Большая буква в названиях населённых пунктов. Дифференциация изученных орфограмм. Проверочная работа по теме «Слова, обозначающие предметы» Работа над ошибками. Слова, которые обозначают действия предметов Слова, отвечающие на вопросы что делал? что будет делать? что делает? Нахождение предметов по их действиям. 1 принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою 1 1 деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные:выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения 1 1 предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями; читать; писать; выполнять 1 1 1 арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное 1 1 1 высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Личностные:осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, 1 1 1 одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд 1 на мир в единстве его природной и социальной Подбор слов действий по вопросу. 30 Согласование слов-предметов и слов-действий. 31 Дополнение предложений. Дифференциация изученных орфограмм. 32 Составление и запись рассказа по сюжетной картинке. Выделение в предложениях названий предметов и действий. 33 Выделение в предложениях названий предметов и действий. 34 Диктант по теме «Слова, обозначающие действия предметов». 35 Работа над ошибками. 36 Слова, которые обозначают признаки предметов. 37 Определение предметов по цвету, вкусу и форме. 38 Определение предметов по материалу, из которого они сделаны. 39- Подбор названий признаков 40 предметов по смыслу. 41- Сравнение предметов по 42 признакам. 43 Подбор названия признаков предметов по смыслу. Дифференциация изученных орфограмм. 44 Составление предложений по 29 1 частей;самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; 1 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 картинке и схеме. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 46- Дополнение предложений 47 словами-признаками. Предлог. 48- Предлог. Предлог как 49 отдельное слово. 50 Контрольный диктант за 3 четверть 51 Работа над ошибками. 52 Предлог как отдельное слово 53 Праописаниепредлого. 54 Правописание предлогов со словами. 55 Контрольное списывание. 45 1 2 2 1 1 1 1 1 1 4 четверть- 40 ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Предложение. Раздельное написание предлогов со словами Выделение предлогов в тексте. Составление предложений по вопросам. Выделение предлогов. Подбор предлогов к словам. Повторение. Предложение. Предложение. Дополнение предложений. Работа с деформированным предложением. Согласование слов в предложении. Коммуникативные: вступать в контакт и работать в 1 коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы 1 1 социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в 1 1 1 1 1 разных видах деятельности и быту; сотрудничать с 1 соответствии с объективным мнением большинства в взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Определение порядка слов в предложении. Предложение как часть текста. Деление текста на предложения Составление письменных ответов на вопросы текста. Составление предложений с употреблением формы винительного падежа. Слова, отвечающие на вопросы кого? что? Составление предложений с употреблением формы родительного падежа. Слова, отвечающие на вопросы кого? чего? Составление предложений с употреблением формы дательного падежа. Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу. Составление предложений с употреблением формы творительного падежа. Слова, отвечающие на вопросы кем? чем ? Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей. Составление предложений с 1 конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. 1 1 1 Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 1 1 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать 1 1 ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные:выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых 1 1 предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами- 1 заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей 1 действительности; работать с несложной по содержанию и структуре 1 информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 употреблением формы предложного падежа. Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где? Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам. Составление письменных ответов на вопросы по тексту. Работа с деформированными предложениями. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление письменных ответов на вопросы. Проверочный диктант по теме «Предложение» Работа над ошибками. Повторение. Предложение. Составление ответов на вопросы. Дифференциация изученных орфограмм. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Выделение в предложении слов, отвечающих на вопросы кто? что? Итоговый контрольный диктант Работа над ошибками. Изменение слов по образцу. Слова, обозначающие названия предметов, действий и признаков. изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). 1 Личностные:осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального 1 окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное 1 отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее 1 восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 39 40 Составление и запись письменных ответов на вопросы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Итого за год: 1 1 170ч Календарно-тематическое планирование уроков «Русский язык »4 класс. 5ч.-170ч. № 1 2 3 4 5 6 7 8. Разделы и темы ПОВТОРЕНИЕ Предложение Практическое построение простого предложения. Выделение предложений из текста. Распространение предложений. Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах Составление рассказа по плану. Деление текста на предложения. Входной диктант. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 Мягкий знак на конце и в середине слова. Мягкий знак на конце слова. 1 Мягкий знак в середине слова. 1 Мягкий знак на конце и в середине 1 слова. Коммуникативные: вступать в контакт и работать в учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и све- Работа над ошибками. Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке. Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. Звуки и буквы. 11 Формируемые БУДы коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, ЗВУКИ И БУКВЫ 9 10 Дата 1 1 1 1 рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и Практическая часть Разделительный мягкий знак. 16 17 18 19 20 21 22 Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь. Правила переноса слов сразделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику. Диктант по теме «Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова». Работа над ошибками. действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку 1 1 25 26 Сочетание гласных с шипящими. Правописание гласных после шипящих. Закрепление. Гласные после шипящих. Составление рассказа по плану и данным предложениям. 1 28 Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова. Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и Познавательные:выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать 1 простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, 11 предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством 1 взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; 1 1 1 1 Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. 27 териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. 1 Гласные после шипящих . 23 24 деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Личностные:осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту 1 ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, 1 социально ориентированный взгляд на мир в единстве его написание на конце слова. 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Звонкие и глухие согласные в середине слова. Звонкие и глухие согласные в середине слова. Способы проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова. Объяснение написания слов со звонким и глухим согласным. Упражнение в подборе проверочных слов путем изменения формы слова. Упражнение в подборе проверочных слов путем изменения формы слова. Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова. Объяснение написания. Нахождение изученных орфограмм в тексте. природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении 1 учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об эти- 1 1 ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 1 1 1 1 1 1 Ударные и безударные гласные. 38 Ударение. Выделение ударной гласной в словах. 1 39 Ударение. Выделение ударной гласной в словах. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. 1 40 1 2-я четвверть 41 Одинаковое написание ударной и безударной гласной в различных формах одного слова. Правописание безударных 1 Коммуникативные: вступать в контакт и работать в гласных. коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социаль- 42 Правила проверки безударных гласных. 1 43 44 Диктант. Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова. 1 1 45 Правила проверки безударных гласных. 1 46 Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану Правила проверки безударных гласных. Объяснение орфограмм. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. Упражнение в правописании безударных гласных Упражнение в правописании безударных гласных Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной среди других слов. Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной в тексте. Объяснение орфограмм. Дифференциация различных орфограмм. 1 1 отличительные свойства хорошо знакомых предметов; Диктант по теме «Безударные гласные, проверяемые 1 устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать 47 48 49 50 51 52 53 54 55 ного взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях 1 1 1 взаимодействия с окружающими. Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в 1 общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия однок- 1 лассников; соотносить свои действия и их результаты с 1 заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, 1 корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные:выделять некоторые существенные, общие и ударением». 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Работа над ошибками. Непроверяемые безударные гласные. Слова с непроверяемыми безударными гласными Слова с непроверяемыми безударными гласными Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Составление рассказа – описания по картинке: «Мой щенок». «Мой котенок» СЛОВО Названия предметов, действий и признаков. Слова, обозначающие названия предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что? Дифференциация слов, обозначающих один или много предметов Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам. простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на 1 1 наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей 1 действительности; работать с несложной по содержанию и структуре 1 1 информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и 1 других носителях). Личностные:осознание себя как ученика, заинтересованного 1 посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального 1 окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации 1 взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении 1 учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 1 1 68 69 70 71 72 73 74 75 76 Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам. Слова, близкие по значению. Слова, обозначающие действия предметов. Изменение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам. 1 Различение слов, обозначающих предметы и действия. Различение слов, обозначающих предметы и действия. 1 Изложение по вопросам. Диктант . Работа над ошибками 1 1 1 1 1 1 1 3-я четверть 77 78 79 80 81 82 83 84 85 Слова, обозначающие признаки предмета. Изменение слов, обозначающих признаки предметов по вопросам. Согласование слов, обозначающих признаки предметов. Согласование слов, обозначающих признаки предметов. Слова, обозначающие признаки предметов, противоположные по значению. Слова, обозначающие признаки предметов, близкие по значению. Написание рассказа по заданному началу. Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Диктант по теме: «Слова, названия предметов, действий предметов, 1 1 1 1 1 Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и све- 1 1 рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять 1 свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях 1 взаимодействия с окружающими. 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 признаков предметов». Работа над ошибками. Имена собственные. Имена собственные. Правописание имен собственных. Правописание имен собственных. Правописание имен нарицательных и имен собственных. Правописание имен нарицательных и имен собственных. Самостоятельная работа по теме «Имена собственные» Предлог. Предлоги. Упражнения в правильном употреблении предлогов. Упражнения в правильном употреблении предлогов. Правописание предлогов. Правописание предлогов. Закрепление. Предлоги. Диктант по теме «Предлоги» Работа над ошибками. Разделительный твердый знак. Разделительный твердый знак. Правописание слов с разделительным твердым знаком. Родственные слова. Понятие о родственных словах. Общая часть родственных слов – корень. Упражнения в практическом образовании родственных слов. Упражнения в практическом Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного 1 1 1 1 1 1 1 поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных 1 1 недочетов. Познавательные:выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; 1 устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать 1 1 1 1 1 простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на 1 1 действительности; наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное 1 1 1 1 высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Личностные:осознание себя как ученика, заинтересованного 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 образовании родственных слов. Упражнения в практическом образовании родственных слов Упражнения в практическом образовании родственных слов Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов. Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов. Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Диктант по теме «Родственные слова» Работа над ошибками. Письмо слов с изученными орфограммами. Изложение по вопросам. Предложение. Практическое построение простого предложения Составление предложений по вопросам. Границы предложения. Предложение выражает законченную мысль. Выделение предложений из текста. Упражнения в составлении посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, 1 одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту 1 1 ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его 1 природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной 1 ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 обществе. 123 124 125 126 127 128 предложений. Упражнения в составлении предложений. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Согласование слов в предложении. Согласование слов в предложении. Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. Установление связи между словами в предложении по вопросам. 130 Установление связи между словами в предложении по вопросам. 4-я четерть 131 Установление связи между словами в предложении по вопросам. 132 Распространение предложений. Распространение предложений. 133 Распространение предложений. 134 Закрепление по теме «Предложение» 129 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знаки препинания в конце предложения. 137 138 139 140 141 Вопросительный знак в конце предложения. Вопросительный знак в конце предложения. Восклицательный знак в конце предложения. Восклицательный знак в конце предложения. Знаки препинания в конце предложения. Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и 1 1 1 1 1 понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях Главные и второстепенные члены предложения. 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 Главные члены предложения. Сказуемое. Главные члены предложения. Подлежащее. Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. Определение главных членов в предложении. Определение главных членов в предложении. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Закрепление по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» Самостоятельная работа по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» Повторение. Алфавит. Родственные слова. Правописание корня в родственных словах. Правописание слов с изученными орфограммами. Правописание слов с изученными орфограммами. Правописание слов с изученными орфограммами. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Правописание предлогов. взаимодействия с окружающими. Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного 1 поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты 1 и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в 1 общем темпе; активно участвовать в деятельности, 1 контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с 1 заданными образцами, принимать оценку деятельности, 1 оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных 1 недочетов. 1 Познавательные:выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; 1 устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, 1 1 1 предметами-заместителями; читать; писать; выполнять 1 действительности; 1 1 1 1 1 арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 Главные и второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение простого предложения второстепенными членами предложения. Составление предложений по схеме. Определение границ предложения. Знаки препинания в конце предложения. Правописание слов с шипящими согласными. Согласование слов в предложении Правописание слов с изученными орфограммами. Правописание слов с изученными орфограммами. 1 Правописание слов с изученными орфограммами. Итого за год: 1 Личностные:осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, 1 1 одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации 1 1 1 1 1 1 1 170ч взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.