Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» Приложение к Адаптированной образовательной программеосновного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью Рабочая программа по предмету ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 01FE264E003CAF59914EA23913542192E8 Владелец: МБОУ "БОГРАДСКАЯ СОШ" Действителен: с 28.10.2022 до 28.01.2024 Изобразительное искусство (5, 8 класс) 5 класс Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Программа специальной (коррекционной) образовательной программв VIII вида: 59 кл.: сборник 1 (допущена Министерством образования и науки РФ)/ под редакцией В.В.Воронковой. - М.; Издательство ВЛАДОС, 2012 года (автор И.А.Грошенков). Учебный план МБОУ Боградская СОШ; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Цель: создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач посредством изобразительного искусства, формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами, содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала. Задачи курса изобразительного искусства в 5 классах состоят в том, чтобы: сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественнополезной деятельности; сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии; использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика; развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна. Рабочая программа разработана с учётом целей и задач образовательной программы МБОУ Боградская СОШ и особенностей детей. Согласно учебного плана МБОУ Боградская СОШ на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры. Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурноориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ; направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка. Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Содержание учебного предмет Рисование с натуры. Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). Тематическое рисование. Развитие у обучающихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы об изобразительном искусстве. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. Тематическое планирование № Тема занятия 1 2 3 4 Рисование с натуры Декоративное рисование Рисование на темы Беседы об изобразительном искусстве Итого: четверти I II III 4 4 6 8 4 5 4 6 6 - 2 2 16 16 19 IV 8 2 4 2 16 Итого: 22 20 20 6 68ч. Требования к уровню подготовки обучающихся Знать: названия цветов и оттенков, тир основных цвета; правила смешения красок и получения составных цветов; начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку; свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины; правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого; стараться правильно передавать форму, пропорции, положения предметов; правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа); передавать в тематических рисунках пространство (изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних предметов выше, крупнее – близких, мельче – дальних); выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм; рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.). Литература 1. Волков И.П. Художественная студия в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.:Просвещение, 1993. 2. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебн. Пособие для учителей спец. Кор.Школ и студентов дефектолог. Ф-ов педвузов. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачев, 2001. 3. Грошенков И.А. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. Изд. № е , испр. и доп. М., «Просвещение», 1975. 4. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного искусства: Сборник текстов / Сост И 5. Л.Морозкина, В.М.дрофа. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. 6. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И.Шиф ,В.Г.Петровой, Т.Н.Головиной; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. пед. Наук. – М.: Педагогика, 1979. 7. Трофимова М.В. , Тарабарина Т.И. И учеба и игра: Популярное пособие для родителей и педагогов Академия Холдинг, 2001. Развёрнутое календарно-тематическое планирование № Тема урока п/п Тип урок Элементы содержания а Изображение плоских предметов (осенние листья). Отработка основных приемов работы акварель. 1 Рисунок с натуры: «Листья осенней окраски» КУ Передача оттенков локального цвета, получение составных цветов путем смешивания; отработка основных приемов работы акварелью - заливка; мазок; «по-сырому». Изображение плоских предметов (осенние листья). Отработка основных приемов работы акварель. 2 Рисунок с натуры: «Ветка рябины» 3 4 Осенний пейзаж Осенний пейзаж. Требования к уровню подготовки Дом.задание учащихся Знать: строение листьев. Уметь: смешивать цвета, Принести ветку рябины работать акварелью по мокрой и сухой бумаге. Знать: знать значение слов: локальный, оттенок, составные цвета. КУ Передача оттенков локального цвета, получение составных цветов путем смешивания; отработка основных приемов работы акварелью - заливка; мазок; «по-сырому». Уметь: рисовать с натуры; Найти репродукции сравнивать предметы между картин на тему собой, выделять особенности «Осенний пейзаж» каждого предмета, изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. КУ Продолжить знакомится с жанрами изобразительного искусства. Знать: виды изобразительного искусства, работы известных Принести краски Принести цветную Дата При проведени меч я ани план факт е (Рисунок в цвете). Познакомиться с творчеством великих художников художников-живописцев. Уметь: рисовать по памяти, замечать характерные особенности присущи Изучение строения дерева, кустарников, определённым временам года и передача в изображении этих знаний и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, наблюдений, элементов воздушной и расположение на листе бумаги). линейной перспективы, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком», обобщений впечатлений учащихся от экскурсии в парк. Продолжить знакомится с жанрами изобразительного искусства. Познакомиться с известными Знать: работы известных произведениями изобразительного художников-живописцев. искусства, выполненными в жанре Найти иллюстрации пейзаж. Уметь: планировать орнаментов изобразительную деятельность в Развивать эстетическое восприятие, процессе работы над красоту форм, учить анализировать аппликацией, рисунком. предмет, определять форму, пропорции, связь частей. Знакомство с классификацией Знать: понятия орнамент, ритм, орнамента. Роль орнамента в жизни рапорт; людей. Дать понятие о композиционном ритме. Дать понятие о композиционном способы построения узора в ритме. Принести краски полосе. Беседа о перспективе. 5 Аппликация с дорисовыванием «Моя улица. КУ 6 Узор в полосе из растительных элементов КУ бумагу Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента Уметь: строить орнамент в полосе. декоративных носков для подарков. Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических, растительных орнаментов. 7 8 Рисование геометрического орнамента в круге Орнамент в квадрате, знакомство с понятием симметрия. КУ КУ Беседа «Народное декоративно9 прикладное КУ искусство» Эскиз предмета. Рисование с 10 натуры: «Кувшин и КУ яблоко» Знакомство с «симметрией», Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.). Знакомство с «симметрией», Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.). Знать: понятия орнамент, симметрия; способы построения узора в квадрате. Повторить упр. Уметь: активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения, используя выразительные средства. Знать: понятия орнамент, симметрия; способы построения узора в квадрате. Уметь: активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения, используя выразительные средства. Сообщение о декоративноприкладном искусств е Выполнение эскиза предмета Знать о народных промыслах. Принести краски Познакомится с понятиями: свет, блик, тень, полутень, рефлекс. Знать: значение слов – этюд, набросок, свет, блик, тень, Найти репродукции картин, иллюстрации на тему полутень, рефлекс. «Материнство» Уметь: видеть красоту форм, описывать предмет, уметь изображать его в нужной последовательности передавать строение и пропорции, уметь планировать свою работу; Продолжить знакомится с жанрами изобразительного искусства. Картина портрет «Все 11 народы воспевают материнство». КУ Картинанатюрморт. Апплик 12 КУ ация: «Кувшины разной формы» Анализ работ великих художников в жанре «Портрет». использовать тень для передачи объемности предмета. Знать: виды изобразительного искусства, работы известных художников-портретистов. Знать значение слов: портрет, автопортрет.парадный портрет. Принести цветную бумагу Уметь: передавать образ человека живописными средствами (окраска лица, волос, одежды и т. п. при изображении портрета человека). Продолжить знакомится с жанрами Знать: способы передачи изобразительного искусства. глубины пространства Познакомиться с известными (загораживание, уменьшение произведениями изобразительного величины удаленных от искусства, выполненными в жанре наблюдателя предметов); видеть Подобрать натюрморт. красоту в простом. иллюстрации на тему «Портрет» Развивать эстетическое восприятие, Уметь: сравнивать части в целой красоту форм, учить анализировать конструкции по величине; предмет, определять форму, пропорции, планировать изобразительную связь частей. деятельность в процессе работы Познакомиться с известными произведениями изобразительного искусства, выполненными в жанре портрет. над аппликацией. Рисунок с натуры: 13 «Портрет моего товарища». Лепка «Зимние 14 развлечения». Картина15 пейзаж «Лес зимой» Продолжить знакомится с жанром «Портрет» и видами портретов; воспитание добрых и положительных чувств к своим друзьям и сверстникам. КУ КУ КУ Закрепление понятий «формат», равновесие», «контраст», «выделение главного», «симметрия», «асимметрия»; выполнение эмоционально выразительной композиции. Выполнение объёмной композиции с фигурками людей; внимание к пропорциям фигуры человека; эмоциональная выразительность жеста. Анализ работ художников с целью выявления композиционной схемы картин. Изучение возможностей создания статичной и динамичной композиции; развитие фантазии и образного мышления. Познакомиться с творчеством великих художников. Живописная композиция. Двухплановое пространство. Знать: работы известных художников-портретистов. Уметь: передавать образ Принести пластилин человека живописными средствами (окраска лица, волос, одежды и т. п. при изображении портрета человека). Уметь: действовать согласованно, договариваться о Найти репродукции том, кто какую часть работы картин на тему «Лес будет выполнять, как отдельные зимой» фигурки будут объединяться в общую композицию. Знать: виды изобразительного искусства, работы известных художников-живописцев, что такое «формат, «ритм», «цельность композиции»; попытаться выделить главное. Уметь: рисовать по памяти, замечать характерные особенности присущи определённым временам года и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Подобрать иллюстрации карнавальных новогодних масок 16 Новогодние КУ карнавальные очки Беседа «Картины художников о 17 КУ школе, товарищах и семье» 18 Рисование с натуры КУ фигуры человека Тематическое 19 рисование «Зимние КУ развлечения» Рисование с натуры. Часы с 20 КУ прямоугольным циферблатом. Рисование в квадрате узора из 21 растительных форм КУ с применением осевых линий. Составление декоративной композицию Уметь: Изображать предметы по на Новогоднюю тему. памяти и с натуры, замечать характерные особенности Найти репродукции предметов и передавать их картин на тему Развитие художественного вкуса, средствами рисунка (форма, «Школа» наблюдательности, эмоциональная пропорции, расположение на разрядка, развитие творческих листе бумаги). способностей. Д.Мочальский. «Первое сентября»; И.Шевандронов. «В сельской Найти репродукции Знать художников и их библиотеке»; А.Курчанов. «У больной картин на тему произведения подруги»; Ф.Решетников. «Опять «Дети» двойка», «Прибыл на каникулы». Знать о строении человеческого Найти репродукции тела. Уметь передавать в рисунке картин на тему Навык работы карандашом и красками. сходство с телом человека и «Зимние сохранение пропорций. развлечения» Уметь словесно составить сюжет Знание о зимних развлечениях. рисунка. Уметь работать на всей плоскости листа. Выделять части из целого. Сравнивать свой рисунок с Найти иллюстрации Умение проводить анализ натуры объектом изображения. орнаментов Передавать в рисунке форму, пропорции, цвет, строение. Знать: понятия орнамент, симметрия; Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. способы построения узора в Принести краски Самостоятельная работа: создание квадрате. орнаментов из растительных форм Уметь: активно и творчески применять ранее усвоенные Рисование с натуры 22 цветочного горшка КУ с растением. Знание о растениях и уходе за ними. способы изображения, используя выразительные средства. Уметь пользоваться осевой линией. Уметь выполнять Принести открытки перспективное сокращение круга. Повысить интерес к истории открытки и научиться её изготавливать. 23 Праздничная открытка КУ Натюрморт 24 «Кофейник, чашка, КУ яблоко» 25 Декоративное КУ Знать: историю открытки. Составление декоративной композицию из разнообразных по форме объектов. Уметь: активно и творчески применять ранее усвоенные Развитие художественного вкуса, способы изображения, используя наблюдательности, чувство выразительные средства. композиции, эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей. Знать: виды изобразительного искусства, работы известных художников-живописцев; Закрепить понятия о светотеневых отношениях, теплохолодности. Выявить четкие тональные и цветовые отношения предметов в зависимости от освещения, лепка формы цветом. что такое «цельность композиции»; попытаться выделить главное. Принести открытки Уметь: изображать предметы с натуры, замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Знания о плакатах. Навык декоративной Умение составлять композицию Подобрать рисование плаката «8 Марта» 26 Ветка мимозы работы карандашом и красками. КУ Учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, развитие художественного вкуса, наблюдательности, развитие бережного отношения к природе; эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей; межпредметная связь из отдельных элементов. Располагать элементы на все плоскости листа. иллюстрации с цветами Уметь: рисовать с натуры; сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета, изображать Принести краски предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Знать: работы известных художников-иллюстраторов. Декоративное рисование. Приемы выявления формы 27 КУ изображаемого предмета с помощью узора 28 Рисование с натуры. КУ Скворечник. Продолжить знакомство с сюжетной композицией на основе литературного произведения; закрепление понятий «формат», «симметрия», «асимметрия», «выделение главного», «равновесие». Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое пространство, работа с ограниченной цветовой палитрой. Знания конструкции скворечника. Уметь: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — Найти репродукции передний план или дальше от него - задний план); передавать на тему «Жильё для птиц» различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Уметь строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Уметь анализировать образец. Подобрать Намечать последовательность иллюстрации Рисование симметричных 29 форм: стрекоза, бабочка, жук. КУ Знания о мире насекомых. выполнения рисунка. насекомых Уметь анализировать образец. Передавать в рисунке форму, строение, пропорции, цвет. Принести краски Знать: виды изобразительного искусства, работы известных художников-живописцев; Натюрморт 30 «Кофейник, чашка, КУ яблоко» Беседа об изобразительном искусстве на тему 31 КУ «Героическое прошлое советского народа» 32 Праздник в городе. КУ Салют. Закрепить понятия о светотеневых отношениях, теплохолодности. Выявить четкие тональные и цветовые отношения предметов в зависимости от освещения, лепка формы цветом. что такое «цельность композиции»; попытаться выделить главное. Уметь: изображать предметы с натуры, замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Знания о картинах В.Пузырькова. «Черноморцы»; Ю.Непринцева «Отдых после Героическое прошлое советского народа боя»; П.Кривоногова «Победа»; М.Хмелько. «Триумф победившей Родины». Закрепление навыков в передаче Знать: виды изобразительного тональных и цветовых отношений, искусства, работы известных световоздушной среды. художников-живописцев. Применение различных технических приемов; передача цветовых и Уметь: рисовать по памяти, передавать праздничное Найти репродукции картин на тему «Мы победители» Принести краски 33 Рисование с натуры КУ «Весенний цветок» тональных отношений; передача пространства с проработкой предметов переднего плана. настроение изобразительными средствами (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Знания о природе родного края, бережное отношения к природе. Уметь видеть и передавать в рисунке красоту цветов. Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков 34 Весенний пейзаж КУ Знать: виды изобразительного искусства, работы известных художников-живописцев. Уметь: рисовать по памяти, работы различными художественными замечать характерные материалами. Пейзаж городских окраин. особенности присущи определённым временам года и Цветная графическая работа по личным передавать их средствами наблюдениям. рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Найти репродукции картин на тему «Весенний пейзаж» 8 класс Тип программы: образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Статус программы: рабочая программа по предмету ИЗО 8 класс Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; Категория обучающихся: учащиеся 8 класса Объем учебного времени: 34 часа Форма обучения: очная. Режим занятий: 1 час в неделю Формы контроля: устный опрос, практическая работа. Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Закона Российской Федерации «Об образовании». 2. Учебного плана МБОУ «Боградской СОШ» на 2022-2023 учебный год. 3. Примерной программы для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, автор И.А.Грошенков. Программа рассчитана на 34 часа. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта специального (коррекционного) образования по изобразительному искусству и авторской программой учебного курса. Цель программы обучения: Коррекция недостатков развития умственно отсталых детей посредствам изобразительного искусства. Задачи программы обучения: -коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; -развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; -улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; -формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; -развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; -ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; -расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи; -развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративноприкладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию имеют определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. Уроки рисования на темы тесно связываются с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, решаются значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Учащимся предлагается определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки, репродукции картин. Беседы об изобразительном искусстве. В 8 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративноприкладного искусства. Большое внимание уделяется выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности. Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Для этого учитель ставит вопросы, вместе с детьми составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины. Методы работы на уроке: Словесные: слово учителя; беседа; сравнение; деловые игры. Наглядные: коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра; многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов; самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства; использование домашних наблюдений. Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов. Практические: показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; коллективная работа всем классом. Творческие: исследование, поиск, творческая работа. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты № № п/п п/п в году 1 2 I четверть 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5. 6. 6. Тема урока Коррекционная деятельность 3 Искусство зримых образов. Правда и магия театра. АРМ Безграничное пространство сцены. Сценография — искусство и производство. АРМ Тайны актёрского перевоплощения. Привет от Карабаса- Барабаса! Кол-во Сроки часов проведения 4 5 Карточка Карточка 1 1 Определить театры мира 1 Карточка (Типы сценографии) Карточка (распределение ролей) 1 1 Пластический этюд 2 Эскиз мест действия 1 Эскиз куклы 1 АРМ Третий звонок. 7. 7. 8. 8. Спектакль: от замысла к воплощению. Привет от Карабаса- Барабаса! АРМ Итого: 1 2 3 IIчетверть 10. 10. Фотография. АРМ Карточка Грамота фотокомпозиции и 11. 11. Карточка съёмки. Фотография — искусство 12. 12. Выбрать фотографии светописи. АРМ «На фоне Пушкина снимается Определение направления 13. 13. семейство». света 14. 14. Человек на фотографии. АРМ Карточка (портрет) 15. 15. Событие в кадре. АРМ Карточка 16. 16. Фотография и компьютер. АРМ Карточка (пейзаж) Итого: III четверть От фотозабавы Игра. «Что я знаю об 17. 17. искусстве кино?» к фототворчеству. АРМ Карточка «Виды 18. 18. Многоголосый язык экрана. киноискусства» Выбор натуры Художник – режиссёр 19. 19. оператор. для съемки 21. 21. 22. 22. 23. 23. Фильм — «рассказ в картинках». АРМ Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. 9 4 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 Раскадровка по планам 1 Монтаж видеофразы 1 Диалог на заданную тему 1 5 24. 24. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. АРМ Живые рисунки на твоём 26. 26. компьютере. АРМ Итого: IV четверть 27. 27. Персонажи-куклы. АРМ 28. 28. Звуковое оформление. АРМ Мир на экране: здесь и сейчас. 29. 29. АРМ Телевидение и документальное 30. 30. кино. 25. 25. 31. 31. Жизнь врасплох, или Киноглаз. 32. 32. Видеоэтюд, видеосюжет. АРМ Телевидение, видео, Интернет. АРМ Вечные истины искусства. 33. 33. 34. 34. Итого: За год: Игра. «Актеры российского и зарубежного 1 кино» Создание простой анимации 1 Требования к обучающихся План и раскадровка 1 Учащиеся должны знать: 10 виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему); отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество); основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение); особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор); отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства; Карточка Карточка 1 1 Карточка 1 План студии 1 Викторина «ТВ: вчера, сегодня, завтра» Пейзажный видеоряд 1 1 Звукоряд 1 Мини-сценарий 1 8 34 уровню подготовки названия крупнейших музеев страны. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на уроках изобразительного искусства состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации дидактических игр; проведении выставок детских рисунков и устного опроса. Критерии оценивания учащихся «5» (отлично) - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и дополнительную литературу по теме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопроси, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно , аккуратно , с использованием вспомогательных линий и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов уверенно и быстро). «4» (хорошо) – ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно, аккуратно, с использованием вспомогательных линий (допускается 1-2 недочета). «3» (удовлетворительно) – ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, а на заданные вопросы отвечает не достаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы. «2» (не удовлетворительно) – ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся В учебно-методический комплект по обеспечению программы входит: Программно-методические материалы; Инструкционные карты, набор дидактических игр (приложение №1); Коррекционно-развивающие упражнения; Демонстрационный материал - модели, эскизы, репродукции, фотографии, раздаточный материал (приложение № 2). Программно-методические материалы: Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Пол редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой/ - Москва, «Просвещение», 2006г. – Интернет ресурсы: 1. http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей) 2. http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) 3. http://www.edu.ru (Российское образование - федеральный портал) Дополнительная литература для учителя и учащихся: Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-128 с.: ил. Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника.- Мн.: Харвест, 2004.- 736 с. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.-М: Изд-во Эксмо, 2002.-736 с. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя/ Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др.-М.: Просвещение, 1991.-198 с., 8 л.: ил. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. Научно-художественная литература. Оформл. и подбор ил. Н.Мищенко. Переиз. М., «Дет. лит.», 1974.-167 с., ил. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2002.-176 с., 16 с ил.: ил. Неменская Л.А. Каждый народ-художник: Учеб. для 4 кл./ Под.ред.Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2000.-144 с.: ил. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школ, кружков/ В.А.Барадулин, Б.Н.Коромыслов, Ю.В.Максимов и др.: Под ред. В.А.Барадулина.-М.: Просвещение, 1979.-320 с., ил., 16 л. ил. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Худ. Г.В.Соколов, В.Н.Куров.- Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001.-240 с.: ил.-(Мои первые уроки) Приложение №1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ Из чего состоит пейзаж (игра с картинками) Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные (можно использовать открытки). Задание: отбирать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывать свой выбор. Собери пейзаж Цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года. Материал: цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озер и т. д., отражающие сезонные изменения в природе. Задание: по собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний.) Жанр живописи Цель: закрепить знания об изображении пейзажа (натюрморта, портрета), его признаках. Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж). Задание: найти жанр пейзажа (натюрморта, портрета), среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж (натюрморт, портрет). Времена года Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые. Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками теплых и холодных цветов. Задание: выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. В игре могут используются художественные тексты о временах года. Перспектива Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины. Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие). Задание: составить пейзаж по описательному рассказу. Составь натюрморт Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету. Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов. Задание: составить натюрморт (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.) Симметричные предметы Цель: дать детям понятие «симметричность предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и ассиметрии, сложив неправильно части предметов. Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам. Задание: сложить правильно части предметов. Составь портрет сказочного героя Цель: закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи слова: вверху, сверху, внизу, снизу, между, под. Материал: портрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей (лицо пополам и на 4 части - лоб, глаза, нос, рот и подбородок). Задание: составить портрет сказочного героя. Узнай по профилю Цель: развитие пространственного воображения. Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок. Задание: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж и его характер. Найди недостающего героя Цель: закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении. Материал: картинки сказочных персонажей (Красная Шапочка и Волк; Дюймовочка и Эльф и т. д.). Задание: найти пару сказочному персонажу, обосновать свой выбор, рассказать, какую роль выполняет этот герой. Приложение №2 Демонстрационный материал Таблицы: 1. «Цветовой круг. Теплые и холодные цвета», 2. «Поэтапное выполнение натюрморта» 3. «Поэтапное выполнение пейзажа» Репродукции картин: 1. Д.Мочальский «Первое сентября» 2. И.Шевандронова «В сельской библиотеке» 3. А.Курчанов «У больной подруги» 4. Ф.Решетников «Опять двойка») 5. В.Пузырьков «Черноморцы» 6. Ю.Непринцев «Отдых после боя» 7. П.Кривоногов «Победа») 8. А.Пластов «Фашист пролетел» 9. С.Герасимов «Мать партизана» 10.А.Дайнека «Оборона Севастополя» 11. В.Фирсова «Юный живописец» 12. В.Серова «Девочка с персиками» 13. П.Канчаловского «Сирень» 14. А.Бубнов «Утро на Куликовом поле» 15. В.Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!» 16. Д.Шмаринов «Не забудем, не простим» 17. Ф.Богородский «Слава павшим героям» 18. И.Грабарь «Березовая аллея» 19. И.Машков «Снедь московская. Мясо, дичь» 20. В.Серов «Мика Морозов» 21. И.Репин «Иван Грозный и сын его Иван» 22. В.Маковский «Свидание» 23. И.Шишкин «Полдень» 24. А.Куинджи «Березовая роща» 26. 25. В.Поленов «Московский дворик» 27. И.Шишкин «Полдень» 28. М.Врубель «В ночном» 29. А.Куинджи «Березовая роща» 30. И.Левитан «Сумерки. Стога» Фотографии : 1. Э.Фальконе «Медный всадник», 2. Ф.Фивейский «Сильнее смерти», 3. Е.Вучетич «Статуя воина-освободителя» в Трептов - парке в Берлине Образцы народных промыслов России: 1. 2. 3. 4. 5. Дымковская, Каргопольская, Филимоновская глиняная игрушка Богородская деревянная игрушка Изделия Гжели Деревянная посуда Хохломы и Городца Лаки - Федоскино, Жостово, Палех